Сегодня хочется рассказать о моем любимом кинорежиссере Тиме Бартоне (Tim Barton) и его работах. Каждый его новый фильм поражает своей яркостью и необычностью. Смотря его Сонную лощину или Эдварда – руки ножницы, будто оказываешься совершенно в другом, отличном от нашего, мире. И все же это кино не для всех и каждого, некоторые его просто не понимают и не принимают. Но в тоже время у этого сказочника ХХI века огромная армия поклонников.
Фантазия мистера Бартона явила миру паренька Эдварда с ножницами вместо рук, мертвую, но все же такую живую невесту, Джека повелителя тыкв, Вилли Вонку и многих других. Более того Бартон создает на экране свою собственную причудливую реальность, в существовании которой едва ли усомнишься. Он дарит взрослым и детям кусочек настоящего волшебства, пробуждает веру в чудеса.
Фирменный стиль Тима Бартона прослеживается буквально с первых секунд фильма. Во вступительных титрах часто показываются в действии различные механизмы или идет снег. Так же работы режиссера можно узнать по музыке композитора Дэнни Эльфмана, который написал оригинальные саундтреки практически для всех фильмов Бартона. Еще одна специфическая черта его фильмов это частое использование одних и тех же актеров, в частности Джонни Деппа и Хелены Бонэм Картер, Майкла Китона.
Теперь небольшой экскурс по самым знаменитым фильмам режиссера.
Винсент (1982) короткометражный черно-белый и довольно мрачный мульт, но какой стильный. В этом мультфильме впервые появляется кошка, которая в дальнейшем будет мелькать во всех анимационных работах Бартона.
Вот стихотворение, написанное самим режиссером и положенное в основу Винсента:
Тим Бартон. Винсент
Винсент Маллой, от роду семь лет,
Всегда послушен, опрятно одет.
В отличье от многих он не сорванец,
Но мечтает он быть, как Винсент Прайс.*
Он вынужден жить с собакой, кошкой, сестрой,
Но склеп с летучими мышами всегда был мечтой.
Там он смог бы часами ужасы изобретать,
Во мраке один, содрогаясь, блуждать.
Винсент неизменно с тетушкой мил,
Но в мечтах для музея ее воском залил.
Ему нравится исследовать пса Абаркомби,
Чтоб однажды создать ужасного зомби.
И тогда он и жуткий зомби-дог
Смогут уйти в лондонский смог.
Но он может не только преступленья замышлять:
Чтобы время убить, он любит рисовать и читать.
Но если другие дети читают "Go Jane Go",
То Винсент обожает Эдгара По.
Однажды ночью, читая ужасный рассказ,
Он наткнулся на фразу, чей смысл потряс.
Что за жуткие мысли ночной порой:
Его прелестную супругу зарыли живой!
Он могилу разрыл, чтоб супругу спасти,
В смысле, мамину клумбу, где нарциссам цвести.
Мама тотчас посадила под домашний арест.
Винсент знал, что навеки погребен в башне слёз.
Там он будет сидеть до самой кончины
Наедине с портретом прекрасной жены.
В этот миг растворилась могилы плита,
И Винсентова мама в гробницу вошла.
"Если хочешь, ты можешь пойти поиграть.
День настолько чудесен, что время гулять!"
Винсент пытался ответить, но он онемел:
За года заточенья он так ослабел.
Тогда он взял ручку и начал писать:
"Я здесь погребен и не выйду опять"
Мама сказала: "Ты не мертв, не блуждаешь во мгле.
Эти глупые игры - в твоей голове!
Ты не Винсент Прайс, ты Винсент Маллой.
Ты никем не замучен, и ты живой.
Тебе только семь лет, и ты мой сын.
Марш отсюда - играть! Не сиди один!"
И в гневе она удалилась вниз, в холл,
А Винсент в испуге к стене отполз.
Комната стала дрожать и скрипеть,
Самое время от страха реветь.
Здесь был Абаркомби, зомби-раб,
И его жена вся в могильных червях.
Пока она Винсента звала в муке,
Скелеты сквозь стены тянули руки.
И вот из мечтаний к Винсенту рвались
Ночные кошмары, уродуя жизнь.
И чтобы с ума не сойти он бежал,
Но был ведь чудовищный зомби-пес:
За ногу схватил и с собой понес.
Его голос был тих... да, почти ничего
Не услышишь из "Ворона" Эдгара По.
"И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.
Никогда, о, nevermore!*"
Франкенвини(1982),Frankenweenie. Черно-белая короткометражка, сюжет которой навеян романом Мэри Шелли. Это история о мальчике, который подобно доктору Франкенштейну, оживил своего умершего пса. Но это отнюдь не ужастик, а скорее трогательная история дружбы собаки и мальчика Виктора.
Битлджус (1988), Beetle Juice. Фатастическая комедия с изрядной долей черного юмора, выполненная в узнаваемой бартоновской манере. Жили-были на свете (а точнее в штате Коннектикут) счастливые супруги Адам и Барбара. И в один вероятно не очень прекрасный день они попали в жуткую автомобильную аварию. Думаете, вот и сказочке конец? Нет, только начало. Они возвращаются в свой коттедж как бесплотные призраки и пытаются отвоевать его назад у новых жильцов. А помогает парочке в этом «биоэкзорсист» Битлджус, что означает сок жуков. Его ,кстати сыграл Майкл Китон, который годом позже примерит на себя ушастую шапочку Бэтмена.
Бэтмен (1989), Batman. Первый фильм о приключениях темного рыцаря, где он противостоит злодею Джокеру, в исполнении блистательного Джека Николсона. Мрачный, готический стиль, ставший фирменным знаком режиссера, придает «Бэтмену» неповторимое очарование и колорит.
Хочу заметить, что этот фильм стал первой работой Бартона нацеленной на широкую публику. Бэтмен стал рекордсменом по кассовым сбором в восьмидесятых и даже получил «Оскар» за лучшие декорации. В общем, классика мирового кинематографа.
Эдвард руки-ножницы (1990), Edward Scissorhands. С этой картины началось сотрудничество режиссера с Джонни Деппом, который еще не раз сыграет у Бартона. Красивая, тонкая сказочная драма. Этим фильмом в своей особенной манере режиссер показал как тяжело необычному человеку, чем бы он не отличался, жить в мире обычных людей. А теперь немного о сюжете. Однажды старый изобретатель создал человек, но к сожалению умер, не успев доделать свое творение. И с тех пор жил Эдвард, так и оставшийся с ножницами вместо рук, один в замке на холме. Но однажды у ворот замка появилась Пэг Боггс, распространяющая косметику Avon. Жалея Эдварда, она приводит его к себе домой, знакомит с соседями, и вообще всячески пытается адаптировать его к жизни в обществе. А что именно получилось из этой затеи, вы узнаете, посмотрев фильм.
Продолжение следует….