REMEUR обратиться по имени
не простая Пятница, 25 Ноября 2016 г. 15:34 (ссылка)
Скульптура выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня (по первоначальному определению археологов Г.Б. Здановича и А.А. Плешакова – гранита, однако, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Ю.И.Рылова – материал был песчаником). Общая высота артефакта 20,2 сантиметра, вес 4 килограмма, сохранность хорошая. Некоторые повреждения имеются только в нижней части предмета – здесь фиксируется ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги. По одной из версий аграрии подумали, что статуэтка отлита из золота и совершили акт вандализма в надежде легкой наживы. По форме скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, в небо. Крупный, высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков. Наиболее оригинальной частью скульптуры является изображение глазниц. Они занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Уникальной особенностью артефакта является тот факт, что кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Взгляд фигурки совпадает с направлением падающей тени, так с изменением освещения направление взгляда меняется. Во всем облике прослеживается нарочитое несоблюдение пропорций. Но вся асимметрия очень тонко уравновешена: голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую. Отклонения не бросаются в глаза, а лишь делают фигуру органичной и естественной, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют её внутренним движением. Особую роль играет фактура камня, разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры. В работе древнего скульптора чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения. Кстати, именно тогда в Костанае Зданович и придумал название «Человек, смотрящий в небо».