Список форумов Бейт-мидраш (дом учения) Священные тексты в подлинике Недельная глава Торы
автор Shimon
Краткое содержание главы
Яаков проживает в Египте последние 17 лет своей жизни.
Перед кончиной он берет с Йосефа клятву, что тот похоронит его в Святой Земле.
Яаков благословляет сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — и приравнивает их статус к статусу собственных сыновей в качестве родоначальников колен народа Израиля.
Яаков благословляет своих сыновей, присваивая каждому из колен свою роль:
из колена Йеуды выйдут вожди, законодатели и цари;
священники выйдут из колена Леви;
ученые мудрецы — из Иссахара;
купцы-мореходы — из Звулуна;
учителя — из Шимона;
искусные воины — из Гада;
судьи — из Дана;
оливководы — из Ашера
Реувен получает порицание за вмешательство в семейную жизнь отца,
а Шимон и Леви — за уничтожение Шхема и заговор против Йосефа.
Нафтали наделяется легкостью и быстротой лани,
Биньямин — свирепостью волка,
а Йосеф благословляется красотой и плодовитостью.
Огромная похоронная процессия, состоящая из потомков Яакова, царедворцев фараона, видных граждан Египта и египетской конницы, провожает Яакова в его последний путь в Святую Землю, где его хоронят в пещере Махпела в Хевроне.
Йосеф умирает в Египте в возрасте 110 лет. Он тоже распоряжается, чтобы его останки были погребены в Святой Земле, но лишь спустя годы — при Исходе евреев из Египта.
Перед кончиной Йосеф передает сынам Израиля завет, из которого они будут черпать надежду и силы в грядущие тяжелые годы: «Б-г непременно вспомнит о вас и поднимет вас из этой земли — в Землю, о которой Он поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову»
Итак, мы заканчиваем с вами книгу Берешит (Бытие) и сегодня мы изучим последний отрывок, который получил свое название по первому слову 47 главы 28 стиха – «Вайехи» - и жил…
Лишение права первородства
Давайте прочтем из 49 главы 3 -4 стих
«Рувим‚ мой первенец‚ моя мощь‚ первый плод моей силы мужской‚ всех он выше — само могущество! Безудержный, как воды‚ больше первым не будешь ты‚ раз возлег на постель отца — попрал‚ осквернил мое ложе!
Яаков начинает свою речь с Реувена.
Так как именно он является первенцем, в его большой семье.
И как первородный сын он должен был получить двойную долю наследства.
Раньше, в наших недельных главах, мы уже говорили о первенцах, поэтому сегодня не будем останавливаться подробно.
Итак, Реувен - первенец.
Но Яаков, внезапно Духом Б-жьим, вспоминает его грех.
И как результат этого греха, лишает его права первородства. Он говорит ему: «больше первым не будешь ты»
Знаете друзья, меня пугает это!
Сколько грехов человек делает в своей жизни?!
И Реувен их наверняка также делал, как и другие его братья, но почему то ему припоминают лишь один. И он из-за этого лишается своего права первородства.
Из истории еврейского народа мы знаем, что из колена Реувена, впоследствии, не произошел ни один судья, ни один пророк или старейшина, кроме одних Дафана и Авирона. Которые стали известны лишь потому, что взбунтовались против власти Моше и были наказаны за это.
Не горько ли это?
Так расплачиваться за то, что ты мог предотвратить?
Израиль говорит о его страсти, что она «как вода, безудержна»
Как именно это произошло?
Мы читаем:
«Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль» (Быт.35:22)
Я со страхом и трепетом говорю на эту тему, потому что прекрасно осознаю, что мы все люди, и искушения преследуют нас.
И пока мы в нашем земном теле, мы будем подвержены таким испытаниям. И каждый из нас может попасть в такую яму, в которую даже и не думал попадать…
Но я чувствую, что Дух Б-жий положил мне на сердце говорить сегодня об этом.
Одинаково ли тяжелы грехи?
Наверное, каждый из нас знает такую библейскую концепцию, что все грехи одинаковы перед Всевышним.
Но проблема такого утверждения в том, что оно не соответствует Писанию.
Да, Б-г может простить все грехи. Но не все грехи одинаковы.
Это можно увидеть, если мы вникнем в жертвоприношение Израиля в храме, которое установил Сам Г-сподь.
Может кто – то из вас знает, что не существовало универсальной жертвы за грехи.
За каждый вид грехов приносилась отдельная жертва.
На иврите такие жертвоприношения назывались – «хатат» и «ашам».
«Хатат» приносится только за такое нарушение, за которое, когда его совершают сознательно, полагался карет
«Карет» (самое тяжкое наказание для души — отсечение её от источника святости, от связи с Всевышним).
«Ашам» приносился за другие нарушения, менее строгих запретов.
Но внутри жертвоприношений «ашам» было еще шесть разных видов приношений, за разные виды грехов.
То есть мы видим, что для Б-га была разница в совершенных грехах, или иначе, была только одна жертва за любой грех.
И обращаясь к Писанию, мы видим, насколько тяжёлым является грех, который совершил Реувен.
В Торе существует такое понятие как «кидуш hа-Шем» - Освящение Имени Всевышнего.
Это повеление, чтобы мы святили Его Имя.
И потому - то Иешуа в известной нам молитве молится: «Да святится Имя Твоё»
И чтобы святить Его Имя, нужно исполнять мицвот (заповеди) Торы.
Но, согласно «Законам об основах Торы», человек может преступить любую мицву (заповедь), под страхом смерти, кроме трех: идолопоклонство, разврат и убийство.
И если ты идешь даже на смерть, ты освящаешь Имя Всевышнего тем, что не преступил эти три вещи. И одно из них – это разврат.
Эти грехи стоят как бы отдельно.
И еще удивительнее, когда мы видим пример в Книге Берешит (Бытие), что человек лишался первородства – это было за нечестие, как было в случае с Исавом.
Но здесь, что-то происходит и добавляется еще один грех, за который Реувен, так же лишается своего права первородства – и это разврат.
Новый Завет говорит:
Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. (Евр.12:16,17)
Смотрите, Писание выделяет два греха, которые стоят обособленно и за них следует более тяжелое наказание – это блудодеяние и нечестие.
Библия о разврате
Давайте посмотрим в Тору, что Б-г видит как духовную грязь и нечистоту.
Откроем Книгу Левит 18 глава и с 2
«2 Говори с сынами Исраэйлевыми и скажи им: Я Господь, Бог ваш.
3 По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Кынаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите.
4 Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им; Я Господь, Бог ваш.
5 Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими; Я Господь.
6 Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Господь.
7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай; это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, рожденной в доме или рожденной вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери твоей дочери, не открывай наготы их, ибо твоя нагота они.
11 Наготы дочери жены отца твоего, рожденной от отца твоего, она сестра твоя, не открывай наготы ее.
12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо единокровная матери твоей она.
14 Наготы брата отца твоего не открывай: не приближайся к жене его-она тетя твоя.
15 Наготы невестки твоей не открывай, она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
16 Наготы жены брата твоего не открывай : это нагота брата твоего.
17 Наготы женщины и дочери ее не открывай, дочери сына ее или дочери дочери ее не бери, чтобы открыть наготу ее; они единокровные ее - это разврат.
18 И жены к сестре ее не бери в соперницы, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее.
19 И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее.
20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя, оскверняясь ею.
21 И (никого) из детей твоих не давай проводить (пред) Молэхом, и не оскверни имени Бога твоего; Я Господь.
22 И с мужчиною не ложись, как ложатся с женщиною: это мерзость.
23 И ни с какой скотиною не допусти себе лежания, чтобы оскверниться ею; и женщина да не станет пред скотом для совокупления с ним: это гнусность.
24 Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которых Я прогоняю от вас.
25 И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля живущих на ней.
26 А вы соблюдайте уставы Мои и законы Мои, и не делайте (ничего) из этих мерзостей - ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас,
27 Ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами; и осквернилась земля;
28 Чтоб не изрыгнула земля вас, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас»
Довольно большой список.
Я не буду сегодня вникать в это.
Просто хочу лишь сказать, что блуд и разврат, Писание не просто запрещает, но и говорит, что даже земля, на которой это происходит, её вырвет от этой нечистоты. Она изрыгнет жителей этой земли.
Подумайте, как целые развитые цивилизации погибали от такого.
Давайте вспомним об известном городе, погибшем за несколько мгновений. Это город Помпея.
Я хочу привести фразу из книги «Исчезнувшие цивилизации»
«В здешних краях неизменно царил дух неги и наслаждений»
Из этой же книги можно увидеть, что это был город несмолкающих увеселений, песен, застолья, оргий.
Вся экономика города работала на обслуживание этого.
Вопиющая безнравственность его жителей была известна во всей Римской империи.
Здесь прилюдно попирались все нравственные ценности, и по количеству увеселительных мест и борделей Помпеи могут соревноваться почти со всей современной Италией.
Откопанные археологами бани, бордели Помпей с фресками и предметами быта, дают живое представление об облике тех людей, не уступавших жителям древних Сдома и Гоморры.
Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), говорил об Эрец Исраэль (земле Израиля), святой земле, предназначенной для святого народа, что она подобна царевичу, не привыкшему к плохой пище: от несвежей еды его начинает тошнить. Эта страна не терпит развратных жителей, поступающих вопреки воле Всевышнего.
Рамбан (раби Моше бен Нахман, 1194—1270) так же говорит: «Знай, что наказание постигло Сдом из-за особой роли Эрец-Исраэль (в мире): эта страна не терпит гадких людей, их она и изрыгнула — грешных пред Б-гом и людьми. Всевышнему было угодно, чтобы те места, (где находились эти города), служили напоминанием евреям — будущим жителям Эрец-Исраэль: если они согрешат, то станет земля Израиля такой, как будто засыпало ее серой и солью, будто вся она сожжена подобно Сдому и Аморе… которые поверг Г-сподь в гневе Своем. И в других краях есть народы плохие и грешные, на с ними Б-г не поступил так, как с жителями Сдома»
Сдом был примером для будущих поколений, как Всевышний относится к «порнос», к этой нечистоте.
Нечистота в церкви
Мне страшно от того, как эта нечистота, медленно, но верно проникает в Б-жью общину.
И вместо того, чтобы сокрушаться над грехом, мы смеёмся над ним.
Благодаря развитию телевидения и интернета даже малый ребенок в состоянии увидеть то, что раньше прятали в глубокой тьме. Сегодня жизнь наполнена сценами, которые потихоньку отравляют наше сердце, изменяя наши ценности и убеждения.
И все это постепенно снижает нашу сопротивляемость греху.
Сегодняшнее христианство наполнено примерами «согрешающих» лидеров.
Для Общины Б-жьей уже стало нормальным – разводы в среде верующих.
Грех блуда, который так строго осуждается Писанием, стал «легким» для восприятия среди верующих.
Реувен был лишен первородства из-за своего разврата.
Так же Дух Б-жий в послании к Евреям предупреждает нас, чтобы мы не стали подобны Исаву, чтобы из-за никчемного удовлетворения грехом, мы не потеряли своей привилегии служить Всевышнему.
Если ты находишься на этом пути. Время остановиться!
«Либидо» – это одна из самых сильных вещей в нашей жизни, но Всевышний во Христе, нашем Машиахе, дал силу стоять против греха. Мы можем победить, даже если всё общество вокруг нас, настолько сильно деградировало, что черное стало белым, а белое черным.
Вспомните пример Йосефа, который будучи очень красивым молодым человеком, привлекал взоры противоположного пола в Египте, но он был и красив телом, но был так же и красив душой.
Он любил Б-га, даже тогда когда казалось, что Тот отвернулся от него.
Он смог противостать даже тогда, когда его не просто соблазняли, но всеми силами домогались.
И это дает надежду, что есть сила Б-жья в нашем естестве, чтобы идти прямой дорогой.
И напоследок, я хочу сказать слово для тех, кто запутался в этих сетях, кто уже пережил падение и страдает от своего поступка.
Б-г милостив! И хотя Он строг к греху, Он не желает ничьей погибели. Он дает силу встать и идти дальше. Ни на секунду не сомневайся в Его любви.
Укрепляйся Им и иди дальше!
Но не используй Его благодать для своих грехов! Он знает твое сердце!
И да благословит тебя и меня Всевышний!
"Верю в Слово Творца, переданное нам через Моше рабейну и истолкованное нам Иешуа Машиахом!
-
Shimon Вернуться к началу Вернуться в Недельная глава Торы
Брейшит / Бытие | Ваехи ויחי Бытие 47:28-50:26 А.Болотников
Яков Чернин
«И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (Быт.41:42,43) «...ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя». (Быт.41:40)
Такими почестями сына Иакова удостоили не где-нибудь, а в сверхдержаве того времени – Египте. В одночасье Иосиф приобрел положение, власть, престол, богатство и все, о чем мог только мечтать простой смертный. «Преклоняйтесь»! – и все, включая Потифара, тщательно выполняют реверансы. «Преклоняйтесь»! – пройдет несколько лет, и Египет продаст себя в рабство фараону. «Преклоняйтесь»! – скрежеща зубами, кланяются все недоброжелатели. Интересно, о чем помышляла в этот момент жена Потифара? «Преклоняйтесь»! Скорее всего, она вспоминала свои слова «он привел к нам Еврея ругаться над нами» и думала о том, насколько коротка память у Иосифа. «Преклоняйтесь»! Очень вероятно, что ложась спать, она каждый раз раздумывала о том, где проснется в следующий раз: на своей роскошной кровати, куда она так старалась заманить Иосифа или на VIP-нарах в темнице, которую благодаря ей, Иосиф знал как свои пять пальцев.
«Преклоняйтесь»!
Великолепная колесница светится в лучах знойного Египетского солнца, а на ней стоит тот, перед которым сам фараон признается в беспомощности: кроме выдающегося управляющего Иосиф имеет славу пророка.
«Преклоняйтесь»!
Египет, солнце, луна, звезды и снопы – все почтительно склонились перед Иосифом.
А вот камера дает другую картинку: умирающий Иаков благословляет своего любимого сына. Среди слов патриарха выделяется одно обещание.
«И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим» (Быт.48:21,22).
Эти слова непонятны. После описания великолепия Иосифа они, на первый взгляд, звучат как слова старика, который переживает о своем никому ненужном огороде. Действительно, Иосиф никогда не будет жить в Ханаанской земле. Ни ему, ни его детям не нужен этот участок. Для чего же Иаков отдает эту землю Иосифу? Для чего Иосифу, перед которым трепещет Египет, клочок земли где-то за границей?
Сихем, а именно об этом участке идет речь, сыграл немаловажную роль в истории Израиля. После выхода из Египта Иисус Навин дважды возвещает закон именно в Сихеме.
Для Иосифа Сихем является символом свободы в Б-ге Израиля: как ни великолепен Египет, его сердце стремится в землю детства, в обитель, которую дал Сам Б-г. Не случайно он приказывает похоронить себя именно там. «И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым» (Иис.Нав.24:32).
Кроме того, можно рассмотреть акт передачи Иаковом Иосифу этого участка в контексте не исполнившегося при жизни патриарха обетования.
«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему (Быт.28:10-13).
Все, что получил Иаков в обетованной земле – этот участок. Передавая участок земли Иосифу, патриарх передает ему все, что имеет. В этом акте как бы присутствует символическая передача первородства. Как мы помним, первенцем был Рувим, но «...первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева...» (1Пар.5:1). Иаков передает свою надежду на исход и на исполнение пророчеств...
Эта история показывает нам, насколько маловажно кажущееся великолепие этого мира в глазах тех, кто помнит об обетованиях Б-жьих.
Передача Иаковом Иосифу земли имеет еще одно значение.
Как известно из истории, во время царствования сына Соломона Израиль был разделен на Иудею и Израиль. Бывшее некогда единым, государство потеряло свою целостность. Впоследствии из-за грехов царей и народа Израиль был пленен Ассирией, а Иудея – Вавилоном. Израиль так и не смог оправиться от нанесенного Ассирией удара – Ассирийское пленение окончилось рассеянием. Однако же Иудеи были возвращены Б-гом в землю своих отцов, отстроили храм и возобновили богослужение. Что же стало с Израильской землей и Самарией, некогда бывшей ее столицей?
«И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их» (4Цар.17:24,25). Народ, образовавшийся в этой местности, был составлен из переселенцев и природных израильтян. Отношения у самаритян с Иудеями были весьма непростыми, так как вернувшиеся из вавилонского плена иудеи старались строго воздерживаться от идолопоклонства, в то время как самаряне «чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (4Цар.17:41).
Была ли для этих народов предусмотрена возможность отказаться от идолопоклонства, узнать Тору и начать чтить Истинного Б-га как это заповедал Моисей? Одна деталь из Евангелия кое-что проясняет нам.
Эпизод, описывающий диалог Иисуса и самарянки дает нам массу интересных подробностей.
«НАДЛЕЖАЛО ЖЕ ЕМУ ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ САМАРИЮ.
ИТАК ПРИХОДИТ ОН В ГОРОД САМАРИЙСКИЙ, НАЗЫВАЕМЫЙ СИХАРЬ, БЛИЗ УЧАСТКА ЗЕМЛИ, ДАННОГО ИАКОВОМ СЫНУ СВОЕМУ ИОСИФУ.
ТАМ БЫЛ КОЛОДЕЗЬ ИАКОВЛЕВ. ИИСУС, УТРУДИВШИСЬ ОТ ПУТИ, СЕЛ У КОЛОДЕЗЯ. БЫЛО ОКОЛО ШЕСТОГО ЧАСА.
ПРИХОДИТ ЖЕНЩИНА ИЗ САМАРИИ ПОЧЕРПНУТЬ ВОДЫ. ИИСУС ГОВОРИТ ЕЙ: ДАЙ МНЕ ПИТЬ.
ИБО УЧЕНИКИ ЕГО ОТЛУЧИЛИСЬ В ГОРОД КУПИТЬ ПИЩИ.
ЖЕНЩИНА САМАРЯНСКАЯ ГОВОРИТ ЕМУ: КАК ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЙ, ПРОСИШЬ ПИТЬ У МЕНЯ, САМАРЯНКИ? ИБО ИУДЕИ С САМАРЯНАМИ НЕ СООБЩАЮТСЯ.
ИИСУС СКАЗАЛ ЕЙ В ОТВЕТ: ЕСЛИ БЫ ТЫ ЗНАЛА ДАР БОЖИЙ И КТО ГОВОРИТ ТЕБЕ: ДАЙ МНЕ ПИТЬ, ТО ТЫ САМА ПРОСИЛА БЫ У НЕГО, И ОН ДАЛ БЫ ТЕБЕ ВОДУ ЖИВУЮ.
ЖЕНЩИНА ГОВОРИТ ЕМУ: ГОСПОДИН! ТЕБЕ И ПОЧЕРПНУТЬ НЕЧЕМ, А КОЛОДЕЗЬ ГЛУБОК; ОТКУДА ЖЕ У ТЕБЯ ВОДА ЖИВАЯ?
НЕУЖЕЛИ ТЫ БОЛЬШЕ ОТЦА НАШЕГО ИАКОВА, КОТОРЫЙ ДАЛ НАМ ЭТОТ КОЛОДЕЗЬ И САМ ИЗ НЕГО ПИЛ, И ДЕТИ ЕГО, И СКОТ ЕГО?
ИИСУС СКАЗАЛ ЕЙ В ОТВЕТ: ВСЯКИЙ, ПЬЮЩИЙ ВОДУ СИЮ, ВОЗЖАЖДЕТ ОПЯТЬ,
А КТО БУДЕТ ПИТЬ ВОДУ, КОТОРУЮ Я ДАМ ЕМУ, ТОТ НЕ БУДЕТ ЖАЖДАТЬ ВОВЕК; НО ВОДА, КОТОРУЮ Я ДАМ ЕМУ, СДЕЛАЕТСЯ В НЕМ ИСТОЧНИКОМ ВОДЫ, ТЕКУЩЕЙ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
ЖЕНЩИНА ГОВОРИТ ЕМУ: ГОСПОДИН! ДАЙ МНЕ ЭТОЙ ВОДЫ, ЧТОБЫ МНЕ НЕ ИМЕТЬ ЖАЖДЫ И НЕ ПРИХОДИТЬ СЮДА ЧЕРПАТЬ.
ИИСУС ГОВОРИТ ЕЙ: ПОЙДИ, ПОЗОВИ МУЖА ТВОЕГО И ПРИДИ СЮДА.
ЖЕНЩИНА СКАЗАЛА В ОТВЕТ: У МЕНЯ НЕТ МУЖА. ИИСУС ГОВОРИТ ЕЙ: ПРАВДУ ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО У ТЕБЯ НЕТ МУЖА,
ИБО У ТЕБЯ БЫЛО ПЯТЬ МУЖЕЙ, И ТОТ, КОТОРОГО НЫНЕ ИМЕЕШЬ, НЕ МУЖ ТЕБЕ; ЭТО СПРАВЕДЛИВО ТЫ СКАЗАЛА.
ЖЕНЩИНА ГОВОРИТ ЕМУ: ГОСПОДИ! ВИЖУ, ЧТО ТЫ ПРОРОК.
ОТЦЫ НАШИ ПОКЛОНЯЛИСЬ НА ЭТОЙ ГОРЕ, А ВЫ ГОВОРИТЕ, ЧТО МЕСТО, ГДЕ ДОЛЖНО ПОКЛОНЯТЬСЯ, НАХОДИТСЯ В ИЕРУСАЛИМЕ.
ИИСУС ГОВОРИТ ЕЙ: ПОВЕРЬ МНЕ, ЧТО НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ, КОГДА И НЕ НА ГОРЕ СЕЙ, И НЕ В ИЕРУСАЛИМЕ БУДЕТЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОТЦУ.
ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕМУ КЛАНЯЕТЕСЬ, А МЫ ЗНАЕМ, ЧЕМУ КЛАНЯЕМСЯ, ИБО СПАСЕНИЕ ОТ ИУДЕЕВ.
(ИОАН.4:4-22)
Во-первых, в глаза бросается, что самаряне владеют участком, о котором идет речь в нашей недельной главе. То, что жители того места помнят, чей это участок и кому он был передан, показывает, что это имеет для них значение.
Во-вторых, диалог происходит у колодца Иакова.
В-третьих, самарянка называет Иакова отцом. Это показывает, что так или иначе она причисляет себя к Израилю.
В-четвертых, мы видим, что спор о месте поклонения между иудеями и самарянами продолжается. Самарянка, говоря об отцах, которые поклонялись на «этой горе» имела в виду храм на горе Гаризим, построенный для поклонения Б-гу Израиля. Возможно также она верила, что патриархи в своих странствованиях использовали это место для поклонения Истинному Б-гу. Так или иначе, самарийская женщина продолжает отождествлять себя с потомками Иакова и их верой.
Иисус разрешает спор в пользу иудеев – слова «спасение от иудеев (греч. – σωτηρία – сотериа – спасение или избавление) показывают, куда Иисус направляет взор этой женщины – на религию отцов. Не просто на традицию или на место поклонения, но на Тору и Того, кто ее дал. Действительно, разделение Израиля в дни Ровоама было трагедией. Не меньшей трагедией было смешение религий и народов на самарийской земле. Но в том, что на этой земле продолжал существовать участок земли, подаренный Иаковом Иосифу, была особенная Б-жья милость. Б-г таким образом показывал выход из создавшегося положения: каждый, кто действительно искал Б-га Иакова, человека, которого самаряне продолжали считать свои прародителем, мог обратиться Торе и вере своего праотца, оставив ложных богов.
Таким образом, в поступке Иакова перед смертью мы видим надежду на исполнение обетований о земле, передачу благословений первородства и его пророческое действие, своего рода посыл через века, обращенный ко всем, кто называет себя его отцом. Этот посыл очень прост и понятен: обратитесь к Торе и оставьте идолов. «Избавление от иудеев». | | | | | | | |