Ежегодная выставка произведений искусства любителей бонсай из великолепных кустов разноцветных азалий в центральном токийском парке Уэно всегда приносить удовольствие и создает особое, оптимистическое, летние настроение.... В настоящее время термин «азалия» ботаники употребляют лишь для обозначения одного подрода в роде Рододендрон. По своим декоративным свойствам азалия весьма привлекательная комнатная культура. Длительное цветение необычайно разнообразных и очень изящных цветков покоряет любителей комнатного цветоводства. Азалии подходят также для создания бонсай.
Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженного в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание клёнов и азалий стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Легче всего для этого использовать горшечную азалию, которая провела лето в тенистом, влажном месте. Осенью ей надо придать соответствующую форму и пересадить в посуду для бонсай. Азалии впервые упоминаются в древней книге стихов «Манъесю» в 759 г. В 1692 г. известный японский садовод Ито Ихеи издал богато иллюстрированную монографию, в которой описывается 332 садовых формы рододендрона — Rhododendron obtusum.
Монография состояла из пяти томов и имела поэтическое название «Парчовая подушка». Книга дважды переиздавалась: в 1733 и 1849 гг. Причем оба переиздания были с оригинальными иллюстрациями, оттиснутыми с деревянных печатных форм. Безусловно, эта книга первое воплощение обширных и уточненных знаний японских садоводов об азалии. Из 332 азалий, описанных в книге, 171 описывались как Tsutsuji — «цуцудзи», а 161 — как Satsuki — «сацуки», или «сацки». Японцы до сих пор квалифицируют азалии таким образом.
Мелколистные и мелкоцветковые сорта азалий — идеальный материал для формирования бонсай (миниатюрных деревьев в японском духе), они традиционно используются для этой цели. В старых японских коллекциях бонсай есть экземпляры азалий, которым сотни лет. Визуальные же эффекты, способствующие «состариванию» дерева, хорошо известны: толстый искривленный ствол, густая плотная крона (чем мельче листья, тем сильнее эффект искажения масштаба). В этом отношение азалии с их мелкими темнозелеными листьями лучше многих других пород подходят для превращения в бонсай.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
Истинный бонсай должен нести отпечаток времени, поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет. Плохо, когда хозяин бонсай уверует, что с гибелью бонсай и его жизни придёт конец в этом мире.
Из всего сказанного вытекает вывод, что истинный бонсай должен нести отпечаток времени. Поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Особенно ценятся причудливо загнутые или сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Все это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчеркивает естественность.Anatoly Bulavin
geniavegas |
|
|
|