Литераторы, люди искусства, неравнодушны к свободе, они обостренно чувствуют малейшую несправедливость мира. Вот почему политические события для большинства из них - не стороннее дело. Волошин в студенческие годы участвует в волнениях, арестован, выслан. Начинающий писатель Евгений Замятин - активист в революции 1905 года, его арестовывают в штабе Выборгского района. . Андрей Белый – связной между бунтующими студентами Московского университетета и городом. В кармане у него револьверы. Через ссылки проходят Алексей Ремизов, Борис Савинков. В Петропавловке отбудет наказание Максим Горький, в петербургских «Крестах» - литературовед Павел Щеголев. Философ Николай Бердяев сослан за революционные убеждения. Его жена Лидия и ее сестра помогали Харьковскому комитету РСДРП. Сестры угодили в тюрьму. Свидетельница писала про них: «Никогда стены тюрьмы не видели столь блестящих и изящных арестантов. Дамы сделали массу заказов - кофточки, шелковые юбки».
Мережковский – явный сторонник монархии, но 9 января, когда стало известно о расстреле рабочей депутации у Зимнего дворца, он организует акцию протеста в Мариинском театре: предлагает публике немедленно покинуть спектакль в память о погибших. Однако Мережковский использует революцию не столько для изображения ее в своих литературных произведениях, или революционного переворота в искусстве, сколько для построения нового религиозного сознания. В Париже скажет: «Для вас революция - политика, для нас – религия».
Но находятся среди поэтов и жаждущие раздуть всемирный пожар. Георгий Чулков писал: «Социальная революция, которую должна в ближайшем будущем пережить Европа, является лишь малой прелюдией к всемирному, прекрасному пожару, в котором сгорит старый мир». Разрушительному пафосу Чулкова сочувствуют почти все символисты. Мережковский образно выразился: если революция - лесной пожар, то декаденты – это сухие ветки, которые сгорают первыми.
Особая политическая позиция у выдающегося поэта Михаила Кузмина. К революции 1905-го года отнесся со всей серьезностью: ходит на митинги, где кричит «Долой самодержавие!». И вот странность: Кузмин записывается в черносотенный «Союз Русского народа». Записывает в дневнике: «Там куча народа; рабочие приносят взносы и списки желающих десятками, мальчики из лавок, офицеры, дамы, типичнейшие чинуши, мужики». Что поэт забыл среди этой публики? Объяснение диковинное. Кузьмина, полуфранцуза по бабке-актрисе, часто принимают за еврея. А он обожает дешевые рестораны, копеечные развлечения, сомнительные компании. Не отсюда ли его показной, даже бравирующий антисемитизм? Ведь это он пишет в дневнике: «
побить жидов почему-то входит в самые разные революционные программы».