-Метки

"народный собор" "политкорректность" "половое воспитание" "толерантность" "упц кп" Деградация аборты антон тарасюков атеизм беларусь болгария большевизм великая отечественная война война война в чечне гаагский суд глобализм греция грузия группа "алиса" депопуляция дети дискуссия дом романовых донбасс евреи европа жидовство израиль интервью иран истории из жизни история к. кинчев кавказ кирилл фролов колдовство косово кощунство крым латинство легитимизм ленин либерализм магометанство масонство медицина мигранты модернизм мои статьи молдавия монархия мудрые слова наркотики нато нацизм национализм новый мировой порядок о. александр шаргунов о. александр шумский о. андрей ткачев о. даниил сысоев о. зосима(сокур) о. роман(матюшин) о. сергий(рыбко) оккультизм оранжизм педофилия поздравления поучения проповеди просьбы о помощи протестантство раскол рис-о рок-миссионерство с. худиев самостийничество сатанизм святейший патриарх кирилл святитель игнатий(брянчанинов) святые православной церкви секуляризм сепаратизм сербы сионизм сирия сми содомия сопротивление спх сталин стереотипы страстная седмица сша т. шишова терроризм украина феминизм холокост черногория школа эволюционизм эвтаназия ювенальная юстиция юрий агещев язычество

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Роман_Торчагин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 8658


Кирилл Аверьянов-Минский: Азиатская Литва и европейская Москва

Пятница, 01 Апреля 2016 г. 18:38 + в цитатник

 

 
  •  
Кирилл Аверьянов-Минский/www.publicdiplomacy.su/wp-content/uploads/2015/10/Kirill-Averyanov-Minskiy1.jpg" target="_blank">http://www.publicdiplomacy.su/wp-content/uploads/2.../Kirill-Averyanov-Minskiy1.jpg 629w" width="300" />
Кирилл Аверьянов-Минский

Один из краеугольных камней белорусского национализма — миф о Великом княжестве Литовском как об эталонном европейском государстве. Наследуя польской традиции, белорусские националисты противопоставляют европейское ВКЛ азиатской Московии, которая якобы подверглась в XIII–XV веках тотальному «отатариванию» и утратила европейский культурный облик.

Дихотомия «европейское ВКЛ/азиатская Москва» была характерна для белорусского национального проекта с самого начала: ещё классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что благодаря нахождению в составе Литвы «белорусы не подвергались воздействию татарщины, как великорусы» и «развивались на старом корне». В постсоветский период фетишизация ВКЛ достигла апогея, оформившись в идеологию литвинизма.

Реальные исторические факты плохо соотносятся с представлениями «свядомых беларусаў» об эталонной европейскости ВКЛ.

Начнём с того, что в XIV–XVI веках литовские князья владели южнорусскими землями в качестве вассалов татарских ханов, выплачивая им дань и получая от них ярлыки на княжение. Последний ярлык от татарского хана великий князь литовский и король польский Сигизмунд II получил в 1560 году, а московский князь — в 1432-м.

Следующий примечательный факт: литовские князья активно привлекали на свою территорию татар из Крыма и Поволжья и обеспечивали им самые комфортные условия. Известный русский тюрколог Антон Осипович Мухлинский писал:

«История Великого княжества Литовского в своё время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружилась мечом и ненавистью против мусульман, тогда благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину и добровольно переселялись в Литву. Здесь-то именно мудрая предусмотрительность литовских государей наделяла татар землями, покровительствовала их вере и, в последствии времени, сравняла их с туземными дворянами, избавив от всех почти налогов…

На Руси все пленные принадлежали или великим князьям и царям, или частным лицам: к первой категории относились именно цари и мурзы татарские; пленный же мусульманин, бывший в частном владении и не принявший православие, находился в полном рабстве. Витовт, напротив, жаловал им земли, определив только пожалованному обязанность являться на военную службу… Он также поселял их в городах; а на Руси не допускали татар селиться в городах… Он также освободил поселённых татар от всяких платежей, податей и поборов. Наконец, дозволил им свободу их вероисповедания, не принуждая их переменить религию и даже скрываться с её обрядами. Таким способом они [татары] пользовались всеми правами гражданства и жили в Литве, как будто на родине, со своею верою, языком и обычаями» («Исследование о происхождении и состоянии литовских татар». Санкт-Петербург, 1857 г).

Выходцы из Крыма и Поволжья, жившие в Великом княжестве Литовском, а позже — в Речи Посполитой, со временем образовали самостоятельную этнотерриториальную общность, которую сегодня во всём мире обозначают термином «литовские татары», а в Белоруссии — «белорусские татары». На протяжении веков основным занятием литовских татар была военная служба. Они составляли значительную часть конных войск ВКЛ. Так, немецкие хроники, объясняя причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом (1410 г.), указывают на большое количество татар на стороне литовского князя Витовта — от 20 до 40 тысяч человек. Хроники отмечают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина.

Литовские татары

В XVI–XVII веках в Речи Посполитой (частью которой в 1569 году стало ВКЛ) жили, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч татар. Бо́льшая часть из них обосновалась на территории сегодняшней Белоруссии. Несмотря на свою многочисленность, татары Белой Руси довольно быстро подверглись языковой ассимиляции — перешли со своих тюркских диалектов на западнорусский язык, который записывали при помощи арабского алфавита. Такие тексты получили название «китабы».

Пример китаба с переводом на кириллицу

Любопытно, что «белорусский арабский алфавит» многие лингвисты считают наиболее подходящим для записи белорусского литературного языка. Как отмечает витебский учёный В. Нестерович, в текстах, записанных арабским письмом, «полнее, чем в рукописях, созданных кириллицей, отразились фонетические особенности белорусского языка. Язык китабов отличается от языка древних белорусских письменных памятников, он ближе к белорусскому народному языку. В текстах отразились белорусская лексика, фразеология, белорусский синтаксис. С помощью арабской графики, приспособленной к белорусской фонетике, более точно, по сравнению с кириллическими письменными памятниками, передаются некоторые звуковые особенности белорусского языка». Совет свядомым товарищам: скорее переводите белмову на арабский алфавит.

Флаг литовских татар, до смешного похожий на БЧБ — флаг белорусский националистов

Главным этническим маркером литовских татар был ислам, к которому в ВКЛ и Речи Посполитой относились весьма толерантно. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 году (в Москве — в 1744-м). К XVII веку мечети действовали в Гродно, Новогрудке, Заславле и некоторых других белорусских городах.

Каменная соборная мечеть в Татарской слободе Минска, построенная в 1901 году на месте старой деревянной мечети конца XVI века

Город Ивье, расположенный на западе Гродненской области, до сих пор считается «татарской столицей» Белоруссии, там в основном живут потомки литовских татар. Примечательно, что в Ивьевском районе родился патриарх современного белорусского национализма Зенон Позняк, тоже имеющий татарские корни.

Зенон Позняк — главный белорусский борец с «московской Ордой»

В исторической литературе белорусских татар обычно изображают горячими патриотами Речи Посполитой, что, в общем-то, соответствует действительности. «Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей, — пишет белорусский учёный татарского происхождения Ибрагим Конопацкий. — Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества». Упомянутые Юсуф Беляк и Якуб Ясинский в 1794 году до последнего защищали Варшаву от русских войск под командованием Александра Васильевича Суворова.

Белорусские татары, начало XX века

Ещё одна характерная азиатская черта Речи Посполитой — идеология сарматизма, которая начиная с XVI века приобрела огромную популярность в шляхетской среде. Согласно ей, польско-литовские шляхтичи считались не славянами (как их холопы), а потомками сарматов — древних степных кочевников. Сарматизм привнёс в культуру Речи Посполитой черты азиатской эстетики, что отчётливо выделило её среди других культур Европейского континента.

В частности, специфика польско-литовской культурной традиции нашла отражение в сарматских портретах XVI–XVIII веков. На них ясновельможные паны изображались в нарочито восточной одежде: жупанах и контушах с цветастыми поясами. Прототипами столь любимых белорусскими самостийниками слуцких поясов были пояса, привезённые из Османской империи и Персии, их производство на территории Белоруссии наладил турецкий мастер армянского происхождения Ованес Маджаранц.

Лукашенко с первым слуцким поясом, выпущенным белорусским госпредприятием

В Российской Империи, в отличие от Речи Посполитой, представители высшего сословия позировали для портретов так, как это было принято во всей остальной Европе, без сарматской азиатчины — изображать дворян в татарской одежде никому бы просто в голову не пришло. Может быть, в том числе и по этой причине евразийское польское недоразумение с его особой шляхетско-сарматской духовностью так легко поделили между собой взрослые европейцы.

Где «польский европеец», а где «русский азиат»?

Мечтания полуобразованной самостийной интеллигенции о рыцарях и замках — это одно. Реальная история — совсем другое, и она недвусмысленно показывает, что «эталонная европейскость» ВКЛ преувеличена раз в десять. Поэтому, когда очередной литвин в следующий раз начнет кривляться перед вами и строить из себя «настоящего европейца», просто расскажите ему про литовских татар и сарматизм. Гарантируем — вашего собеседника тут же увезут на «скорой» с подозрением на разрыв шаблона.

Кирилл Аверьянов-Минский, эксперт фонда «Народная дипломатия»

http://www.publicdiplomacy.su/2016/03/26/kirill-averyanov-minskiy-aziatskaya-litva-i-evropeyskaya-moskva/

Рубрики:  Не вошедшее в другие рубрики
Метки:  

Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 10 Апреля 2016 г. 18:04 (ссылка)
Всё так, всё правильно. Но беда в том, что никто из "свидомых" хоть в бывшей польской холопской украйне, хоть в польской же по названию, но более самостийной бело-литовской руси... Но повсюду эти местечковые псевдонационалисты никак не хотят слушать голос истинной истории. Все они с гораздо большим аппетитом пожирают польские грошики о татарском иге... Не это ли их истинный бог? Остальное - явно ряженый машкерад! Провинциальное скудоумие поражает. Неужели за 300 лет ничего слаще застарело-протухшей польской задницы о татарском иге эти деятели не нашли? С этим даже и спорить-то как-то паскудно получается. Ну, вроде как доказывать "блондинке за рулем", что земля не плоская а типо шар-р-р
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Апреля 2017 г. 13:24ссылка
Аноним
Неужели великоруские потриоты не поймут, что отказывая белорусам в исторической государственности они делают тоже самое что з. Европа делает с ним? А как же быть с софией в полоцке , статутами ВКЛ на гос белоруском языке и пр. Неужели вы считаете что Жемойты которых и сейчас 3 ляма (да и писменность появилась в кажется 17 веке) в лучшие времена правили от моря до моря и от Можайска до Белостока. Посмотрите правде в глаза! Противостояние славянских княжеств закончилось победой Московии. А еще господину Минскому-Кастусь Калиновский даже свое последнее знаменитое письмо писал на белоруском . А эти ваши бредни даже меня несвядомого белоруса-руского заставляют поддерживать другую сторону. Вот так вы повлияли и на выбор "хохлов"
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Апреля 2017 г. 18:08ссылка
А при чем тут храм Святой Софии в Полоцке? Разве кто-то отрицает то, что на территории современной Беларуси имеются древние города с памятниками архитектуры? Это никоим образом не свидетельствует о какой-то принципиальной инаковости жителей Полоцкого княжества по отношению к другим жителям Руси, от Новгорода до Галича. Весьма нелепо стремление белорусских самостийников считать польско-литовских оккупантов своими героями. Это как если бы сербы и болгары рассматривали Османскую империю как свое государство. Хотя там тоже хватало всякого рода коллаборантов. Правда в том, что часть русских земель попали под ордынское иго, а другая часть попала под оккупацию литовцев. Хотя при этом население оккупированных территорий превосходило оккупантов по культурному уровню. Отсюда и делопроизводство на западнорусском языке(который не идентичен современному белорусскому). Более отсталые народы вполне могут завоевывать более развитые. Те же монголы завоевали многие достаточно культурные страны, включая Китай. Хотя по численности явно китайцев больше было чем монголов. А на выбор "хохлов" влияли и влияют уже более 100 лет все кому не лень-австрийцы, коммунисты, бандеровцы старые и новые. А нынешние российские власти потакали своим бездействием. То же самое происходит и с нынешней Беларусью. Увы...
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Апреля 2017 г. 15:24ссылка
Аноним
Храм Софии говорит о значимости государственного образования (княжества).А разность заключается в том что после Киева пошло параллельное образование двух восточно славянских государственных образований(Украине в этом плане повезло меньше).Теперь давайте обсудим "литовских" оккупантов. Меня всегда веселит так называемая оккупация территории Белоруссии Жемойтами. Господа назовите мне хотя бы десять % от известных ныне видных военно начальников землевладельцев или просто аристократии того времени с так называемыми "литовскими" корнями.Конечно не стоит брать линию великих князей, кто они по национальности вопрос спорный. Да и к тому же в те времена практиковалось приглашение на княжение(Рюрик).И еще ремарка касаемо делопроизводства на славянском и "титульности" славянской нации в ВКЛ-насколько я знаю монголы завоевав Китай не стали говорить по китайски, да и по русски почти не "шпрехали". Так где оккупанты, Зин? Давайте разберем полное название ВКЛ (изменялось в разные исторические периоды)-«Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных [земель]».Итак Литовское- первая столица Новогрудок(изначально практически занимало исторически Белорусские земли); Русское- добавлено после присоединения Украинских земель;Жомойтское-после присоединения центральной и северной Литвы. Отсюда следует что Жамойты(нынешние Литовцы) были в вассальном подчинении и частично буфером от крестоносцев.К тому же сравнение с игом не совсем корректно.Восточная Русь хоть и была завоевана но не вошла территориально в орду, а платила дань.
Теперь перейдем к полякам.Господа не надо лицемерить это Велико-Литовский князь взошёл на польский престол. В те времена была создана Конфедерация двух государств как политический ответ на угрозы с запада и востока(кстати не стесняйтесь поляки тоже славяне). Меня всегда поражало как великорусские и Советские историки стыдливо касались темы Великой смуты.Не стыдитесь Друзья это Белорусы брали Москву и Лжедмитрий ,кажется второй , из Могилева.В конце концов может быть это вам помогло создать великое государство.
Вернемся к Польско-Литовскому объединению.
И так оккупация Польшей ВКЛ- это ложь! Изначально было практически равноправное объединение(Не учитывая конечно таких тонкостей как наличие короны у поляков и преднамеренная блокировка оными получения короны князем ВКЛ. Что в дальнейшем сыграло злую шутку с белорусами), а вот уже в 17-18 веке пошла полная дискриминация белорусской части населения!
Ну и в конечном итоге к так называемому освобождению от польского гнета! Ребята два сильных государства "раздербанили" сдохшую Речь Посполитую и все. Минимальные послабления для крестьян быстро ушли в небытие и пошли бунты и восстания! А с точки зрения белорусского самоопределения все осталось на том же плачевном уровне(сразу запрет называться литвинами , а в дальнейшем и белорусами). И как итог 200 лет под Польшей и почти 200 под Россией вычеркнутые годы в развитии белорусской нации.

и Р.С.
Теперь можно коснуться радикальной части "свядомых", как вы презрительно говорите, историков. Ведь отчасти это русские историки , однобоко выпячивая и преподнося древнерусскую(славянскую)историю, порождают радикализм в ответной реакции.
Не ужели нельзя понять что, вам как нации выигравшей в противостоянии или борьбе за лидерство между славянскими народами, пора писать правдивую более честную объединяющую историю. И тогда никакие англосакские козни и науськивания не подымут на дыбы ни Украину ни Беларусь. А так пока вы хотите быть только белыми и пушистыми, другие будут писать историю в которую больше поверят остальные славянские народы!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Апреля 2017 г. 14:54ссылка
Да, было Полоцкое княжество. Так же, как были и другие княжества после его распада на территории современной Беларуси. То же самое происходило и на землях, ныне входящих в РФ и Украину. Но это не значит, что надо создавать какую-нибудь тверскую или новгородскую идентичность. Литовская верхушка была чужеродна хотя бы тем, что она была другой веры(сначала язычники, потом католики). Если бы литовские князья приняли Православие, повернулись в сторону византийско-русской цивилизации, то они действительно могли бы стать наследниками домонгольской Руси. Но они выбрали для себя следовать за католической Европой и попытались утащить за собой православное население. Таким образом, ВКЛ стала анти-Русью. Чем оно и дорого врагам России и Православия.
А вот кстати статья про литовское дворянство- https://ru.wikipedia.org/wiki/Литовское_дворянство
Там и фамилий приведено немало. Естественно, с присоединением к Литве славянских земель в состав этого дворянства стали входить и славяне. Видимо, до поры до времени это было выгодно, потому что первоначально их никак не ущемляли. Но от этого ВКЛ не сделалось продолжателем домонгольской Руси. Неверно всех литовцев называть жемайтами. Это всего одна лишь из разновидностей литовцев, насколько я понимаю. Были еще и аукшайты, из которых, видимо, и пошли литовские князья. Новогрудок-да, был славянским городом, но сама территория, где он находится, носит название Аукшайтия и долгое время имело смешанное литовско-славянское население. Потом, конечно, литовцы были ассимилированы.В официальном названии все-таки слово Литовское стоит на первом месте. Возможно, вместо слова «Аукшайтия». Что касается монголов и Китая, то хан Хубилай вполне себе опирался на китайских чиновников и был окружен китайскими советниками. Да иначе и невозможно было править Китаем. При этом монголы были привилегированным правящим меньшинством. Отношение к языку было разным у разных ханов: если Хубилай пытался внедрить монгольский язык как государственный, то некоторые последующие ханы покровительствовали китайскому. Для Московской Руси иго оказалось меньшим злом как раз по указанным Вами причинам. Ордынцы не касались религии и культуры, в отличие от западных завоевателей. Это в свое время правильно осознал св. князь Александр Невский. Польша, конечно, не завоевывала ВКЛ, это было «мягкое поглощение» для католической верхушки ВКЛ и все более жестокое угнетение для русинов. Поляки, конечно, славяне, тоже не лишенные славных страниц истории(спасение Вены от турок, например), но при этом они всегда ненавидели великороссов, а малороссов и белорусов презирали, считая своими холопами. И до сих пор во многом такое же отношение. С малороссами во многом взаимная у них неприязнь. «Ляхи» всегда считались врагами. Может, с белорусами не такая жесткая история, но думаю, что похожая. Зачем белорусам гордиться Лжедмитрием и прочими отрицательными персонажами? Потому что России плохо сделал? Там и местные предатели были тоже. Стыдиться надо было тем пособникам поляков, кто помогал разрушать православное Русское царство. Но для чего сейчас акцентировать роль в этом белорусов, реальную или мнимую? Это стало бы разжиганием неприязни к Беларуси. Жители Белой Руси были полноправной частью русского народа и вместе строили общую великую страну. Да, конечно, были те же проблемы, что и у всей Империи. Еще крайне нелепо делать белорусами явных польских националистов, таких как Костюшко. Восстания 18 и 19 века были именно польско-католическими, во многом шляхетскими. Им не было никакого дела до белорусских крестьян. Те их во многом и ненавидели, поддерживая русское правительство. Речь Посполитую и надо было раздербанить, по крайней мере забрать исконно православные земли. Получилось, что прихватили и польские земли, но это уже другая тема. Может быть, Вы хотите сказать, что белорусов как-то особенно притесняли в царской России, в сравнении с великороссами? Чем это выражалось? Потом кому-то понадобилось дробить общерусскую идентичность на местечковые идентичности. Вот я живу в Великом Новгороде, но посчитаю за врага любого, кто заикнется о возрождении какой-нибудь отдельной «вечевой республики» с «новгородской национальностью». Хотя я люблю свой город и его историю. Что касается «истории от победившей нации». Проигравшей нацией можно считать поляков, которые в результате стали просто средним европейским государством, хотя претендовали на покорение «варварской Московии». А белорусы и малороссы были частью победившей общерусской нации. Зачем же из победителей низводить себя в проигравшие? Победы и свершения тех времен, когда мы все жили в одном государстве-все это и ваше тоже.
Это просто плата за властолюбие местечковых элит. Существование их удельных княжеств надо как-то исторически оправдать-вот отсюда и происходят всякие поиски «древней независимой Беларуси/Украины». Можно и нужно любить свой родной край, его какие-то языковые и прочие особенности, знать его историю. Но зачем лишать себя великой общей истории?
Роман_Торчагин   обратиться по имени Воскресенье, 10 Апреля 2016 г. 18:17 (ссылка)
Мне кажется, свидомые обеих стран без поляков про себя мифологию придумали. Поляки их как презирали, так и презирают.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 22 Апреля 2017 г. 22:58 (ссылка)
Аноним, я честно говоря не вполне понимаю почему Вы решили возразить на мою реплику. То что Вы здесь пишете вполне разумно, не вовсе противоречит истории и моим взглядам на историю так называемой поляками Белой Руси. Только не пора ли уже отрешиться от провинциального уровня сознания феодальной раздробленности. Посмотрите на памятник 1000-летия Руси. Разве там нет Великих РУССКИХ князей Гедемина и Витовта? Разве не известна никому роль Софьи Витовтовны на укрепление Московии? Что пенять на историю? ВКЛР-ские князья уже проиграли всё 500 лет назад. Вам угодно называться по польско-западенски бледными? А вы попробуйте быть настоящими РУССКИМИ от начала ТРЕХ РУССКИХ СОФИЙ = Ярославовых Киевской и Новгородской и Всеславовой Полоцкой. Иными словами быть наследником Русской Софии от древне-русско-литовских Волковыска и Новогрудка до Тихого океана Великой империи Чингис-хана... И не трясите задом выбирая белое или вовсе окраинно-хуторское седалище.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку