Работа с персоналом компаний в 2010 году
В приложении к этому сообщению приводится полный текст моей аналитической записки «Работа с персоналом компаний в 2010 году». Записка имеет обстоятельную вводную часть, включающую в себя следующие разделы:
1. Рынок труда и управление персоналом в докризисный период.
2. Управление персоналом в период активного развертывания кризиса.
3. Карта местности - этапы развития кризиса.
4. Оценка готовности компании к этапу выхода из кризиса
После этого в записке рассматриваются основные действия компаний по управлению персоналом и особенности этих действий в 2010 году:
Управление персоналом с минимальным использованием ресурсов
Управление персоналом в условиях кризиса (включая этап выхода из кризисной ямы) отличается от докризисного управления целями, составом и способами действий. Основная цель всегда одна, как до кризиса, так и в период кризиса – обеспечить компанию требуемыми человеческими ресурсами при минимальных затратах. Но ограниченность финансовых средств и изменение условий ведения бизнеса в период кризиса меняют не только потребность в персонале по количеству и структуре, но и состав необходимых действий.
Если человек оказался в условиях недостатка воды, то при наличии одного ведра воды в день он будет расходовать ее для удовлетворения наиболее важных потребностей - в питье и приготовлении пищи. При наличии двух ведер появится возможность мыть посуду. При трех ведрах в день – умываться. И так далее – вплоть до возможности поливать цветы. Но если воды на полив цветов не хватает, придется обойтись без цветов.
Аналогично и в работе с персоналом. Недостаток ресурсов не позволяет делать многое из того, что компания могла себе позволить в докризисное время. Естественно, у каждой компании своя ситуация, свои задачи, свои трудности и свои ограничения по ресурсам. Поэтому не может быть жестко заданного и единого для всех набора действия по управлению персоналом. Но можно указать то, что представляется наиболее приоритетным в этот период, образуя комплекс взаимосвязанных направлений работы с персоналом и взаимно дополняющих задач (порядок перечисления задач не отражает их приоритеты или некую логическую последовательность):
1. Подбор новых сотрудников. Эта работа в период кризиса не прекращается, но оптимизируется по составу и способам. Обострение конкуренции в период выхода из кризиса заставляет выпускать товары и услуги таким образом, чтобы они были более привлекательны для рынка, чем то, что предлагают конкуренты (по качеству и цене). И активнее продвигать свою продукцию на рынке. Значит, в первую очередь нужны те, кто вносит наиболее весомый вклад в решение этих задач. При этом всегда также существует задача замены, если из компании по каким-то причинам ухолит действительно нужный работник. Без подбора не обойтись, но способы подбора нужно выбирать, особенно тщательно подсчитывая эффективность использования ресурсов.
2. (Полный текст дан в приложении, ссылка ниже)
Вложение: 3781553_RABOTA_S_PERSONALOM_KOMPANIY_V_2010_GODU.doc