Одинокая старость
«Глупец лишь утверждает,
Что старость отжила свой век и вздорна.
Да разве знаться с мудростью зазорно?
Коль разуму покорна,
Душа стремится к истине всегда,
Соразмеряя силы и года».
Микельанджело Буанаротти
В нашей стране многие никому не нужны: многодетные, старые, больные, ветераны, сироты. Хорошие только богатые: они ничего не просят, а сами всё берут...
Мы поговорим сегодня про ветеранов. И о том, каким должно быть наше общество. Ветераны много чего могут, но они в обществе становятся лишними, так как даже для молодых нет работы. Старики остаются за бортом цивилизации. Так не должно быть!
Разумеется, многим людям хотелось бы свои зрелые годы провести в кругу семьи, среди своих детей, внуков, правнуков и многих это получается. Но жизнь часто складывается по-иному. Дети взрослеют и разлетаются кто куда. Иногда их личная и семейная жизнь не укладывается, они яростно ведут борьбу с жестоким миром, и в той борьбе редко вспоминают о своих родителях. А состарившиеся родители не желают делаться обузой для своих не очень – то счастливых детей. случается и так, что дети и родители в силу разных ситуаций живут, словно чужие друг другу.
Бездетные семьи или потерявшие детей из-за болезни или трагического случая, также обречены на одинокую старость. Раньше у народов Кавказа было почитание старости, а как сейчас?
А как должно быть?
Очень сложная тема для обсуждения Для начала посмотрите этот фильм о доме престарелых в Махачкале, построенном в советские годы Раньше он пустовал, а сейчас в нем нет свободных мест.
По данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году в мире насчитывалось 600 млн. человек в возрасте старше 60 лет. По прогнозам этой организации к 2025 году их количество достигнет 1 млрд. 200 тыс. человек, а к 2050 составит 2 млрд. человек (180). Нынешняя молодежь может столкнуться с проблемой неприятия старости очень скоро, но не принято об этом думать.
С древнейших пор старость символизировала переход на качественно новый, благодатный, социально значимый и престижный этап жизни. Тогда под старостью подразумевалось не только физиологическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Старые люди ассоциировались в обществе с элитой, носителями мудрости, были окружены уважением и почетом.
"Старость достойна уважения, - заявлял итальянский гуманист эпохи Возрождения Ф.Петрарка,- если есть за что уважать, а стариков, которые состарились в пороках называют глупыми и сумасбродными". Но наше время не уважает старость.
Современная культура поклонения молодости акцентирует неприятие старости, проблему конфликта поколений. В терминах «старость» и «пожилые люди» начинает превалировать негативное значение, зачастую они являются синонимами слов «дряхлый», «угасший», «ущербный», «отживший». Современные старые люди, оказавшись на социальной периферии, в большинстве своем озабочены своим физическим состоянием, отягощены материальными, бытовыми проблемами.
Очень часто «тональность» неприятия старости поддерживают средства масс-медиа, конструируя проблему снижения интеллекта, психической неполноценности, статуса и благосостояния пожилых людей.
Нравственная система современной цивилизации отдаёт предпочтение самодостаточности, активности, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Престижно быть молодым и преуспевающим. Очевидно, что такое положение существенным образом отражается на самооценке пожилых, ведет к обеднению духовного мира человека, его обесцениванию как личности, а также формирует соответствующим образом мировоззрение новых поколений. Происходит разрушение традиционных ценностных основ, культура старения и умирания безвозвратно уходит.
Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми её взлётами и падениями, в отсутствии горечи по поводу прожитой жизни и невозможности начать её сначала. Старость ни в коем случае не должна быть процессом упадка, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Идеальное старение требует от человека мудрости, альтруизма. Именно мудрость старших поколений может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества, способствующим созданию гармоничной структуры социальной действительности.
В античной философии ответы на вопросы, каким должно быть содержание жизни и старости, мы находим в трудах Эпикура и Сенеки. В эпикуреизме жизнь человека считается временной. Поэтому надо сосредоточиться на духовно-практическом освоении природы и стремиться достичь счастья в отведенное индивиду время для жизни. Надо пользоваться жизнью, сохраняя состояние покоя души и тела, найти и удержать в себе ядро своей целостности, которое эпикуреизм усматривает в удовольствии. Оно -- основа единства жизни, вокруг него вращаются все человеческие стремления и помыслы. Удовольствие и старость внешне несовместимы в силу утраты стариками остроты чувственных восприятий. Единственный путь к Благу -- философия, позволяющая подняться над временным, сочетать молодость и старость друг с другом в достижении наслаждения и самоудовлетворенности как цели жизни. Эпикур утверждает, что не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо и причалившего к пристани. В этом заключается высшее благоустроение и самоудовлетворенность в старости.
Согласно учению Сенеки, цель жизни человека -- достижение абсолютного блага, путь к этому -- благомыслие. Способность мыслить -- человеческий дар, обретающий у Сенеки смысл благодарности богам, людям, всему существующему, в том числе и старости. Благо у Сенеки является связующей силой, причем разум выступает здесь главной опорой человека, особенно старого. Вторая опора -- общество. В истории человечества Сенека одним из первых заговорил о благотворительности и социальной помощи старикам.
Путь жизни, согласно Сенеке, измеряется не внешними этапами его прохождения, а глубиной внутреннего наполнения. Отсюда основное требование стоицизма: "Уходи в себя". Во внутренних глубинах духа жизнь, подобно космической сфере, всегда имеет завершение. Бояться смерти -- все равно, что бояться старости, ибо к той и к другой человек идет эволюционным путем. Последние дни старости замыкают собой все круги жизни и все возрасты. Но старость, считает Сенека, от Бога, а полнота жизни -- от человека. Полнота жизни в старости как осмысленность -- это высочайшая гуманность всего божественного и человеческого.
Трактат римского политика, оратора и философа Цицерона "О старости" считается классикой античного учения о последнем возрасте жизни. Анализируя старость, Цицерон стремится достичь ее всестороннего видения. Он ищет преимущества старости по отношению к другим возрастам, пытаясь создать действенную концепцию утешения в старости. Во-первых, старость рассматривается в социальном аспекте, менее всего говорится об объективном космическом Благе. Старость обладает опытом и мудростью, они для нее -- такие же естественные характеристики, как слабость детей и пылкость юношей. Мудрость старости включает в себя триединство философии, науки и социально-практической жизни. Во-вторых, делается акцент на необходимости бойцовских качеств в старости. В-третьих, старость сопоставляется с молодостью и делается вывод, значимый и для современной геронтологии: "… определенной границы для старости нет, и в этом состоянии люди полнокровно живут, пока могут творить и вершить дела, связанные с исполнением их долга и презирать смерть. В силу этого старость даже мужественнее и сильнее молодости"[14]. Апология Цицероном старости относится к активному самопознающему и самоопределяющемуся субъекту, для которого социальная сфера есть сфера приложения его талантов и укрепления авторитета.
Франческо Петрарка говорил: "Старость -- время обнажения смысла всех человеческих целей, демонстрирующего их благородство или ничтожность". Петрарка впервые ставит вопрос об уважении к старости, если ее есть за что уважать. Он поднимает проблему ответственности стариков за сохранность и целостность национальной культуры. Итальянский гуманист утверждает, что старики могут и должны заниматься творчеством, причем творчество и строгий образ жизни дополняют друг друга, будучи единой добродетелью. Старость -- время последних раздумий, и Петрарка советует хотя бы в старости подумать о своем призвании. Нет ничего нетерпимее старости: и хоть умеет она смирять свои порывы, но, усталая и пресытившаяся жизнью, глубже чувствует, нежели любой иной возраст.
Лирику Микеланджело пронизывают темы творчества, старости и одиночества. Образ старости обретает у него характер несовместимости формы и содержания. С одной стороны, "лишь с красотою дружен гений мой", с другой, он дает эстетически неприглядное изображение старости, позволяющее усомниться в первом высказывании. Но именно в этом и содержится ключ к проблеме обращения художника к теме старости в избранной им форме. Для Микеланджело поэтическое слово о старости -- это способ очищения, освобождения от ее немощи и тленности. Именно реалистическое, граничащее с хрестоматийной точностью, медико-биологическое описание старости соответствует цели поэта. И когда ее внешняя форма сбрасывается, обнаруживается истина, т.е. мудрость.
Несовместимость противоречий в творчестве Микеланджело -- это путь к поиску определенности: будет ли ему за труды прощение, облечется ли дух его бессмертием? Он ищет надежду на бессмертие в людской памяти, в способности перенести силы человеческого духа во внутреннюю сущность своих произведений: телу в воске, глине или камню не угрожает увядание. Но это слабая надежда, поскольку между творцом и творением пролегает онтологический разрыв. Произведения искусства рождены божественным вдохновением и обращены к вечности, мастер же живет в опустошающем его времени. Одиночество, оставленность приводят к чувству, граничащему с отчаянием, к осознанию бессмысленности творчества вообще. Все созданное им как бы восстает против него, он отходит за грань неведомой черты. Поздняя старость -- трагедия последней и вечной творческой паузы, конец земного существования личности.
Старость, как проблема обретения индивидуальности, исследована Л.Фейербахом. Центральная категория его антропологии -- жизнь, данная в ее неисчерпаемости, способности к самовыражению. В ее свете Фейербах рассматривает и сущность старости. Старость есть природный феномен и не является, с точки зрения глобальности жизни, обязательной и необходимой. Другой важнейшей категорией оказывается телесная индивидуальность. Тело -- "единая вещь", представляющая принцип организации ощущения и представления. Этот принцип действует внутри индивида в форме самочувствия, вне него -- в форме самообнаружения. Фейербах различает людей не только по половому признаку, но и по степени самораскрытия их индивидуальности, что фактически есть деление их на молодых и старых. Он указывает на признаки наступления индивидуальной старости: отсутствие стремления к бесконечному познанию, утрата желания быть качественно иным. Старость есть завершение процесса развития, что предполагает старение.
В нашем обществе потребления человек, как отмечал еще К. Маркс, "представляет для другого человека нечто лишенное ценности". В этих условиях одна часть общества способна восполнять себя лишь за счет здоровья и жизни других людей, укорачивая жизнь других ради продления жизни собственной.
Маркс отстаивает принцип самоценности личности. И поскольку полная самореализация человека достигается лишь к старости, постольку на обществе лежит ответственность за полноценную личность и в последнем возрасте жизни. При отсутствии частной собственности отношения между людьми, полагает Маркс, опосредуются индивидуальностью самих производителей, в силу чего они становятся отношениями взаимного дополнения, обогащения способностями и восполнения родового бытия человека индивидуальным своеобразием каждого.
Жизнь рода, как и жизнь индивида, есть двуединый процесс самопотребления и самовосполнения. В истории человечества он совершается через смену поколений, каждое из которых является необходимым и самоценным. Важным условием полноты исторического развития становится жизнестойкость каждого поколения. Гуманизм теории Маркса в отношении старого человека заключается в том, что при ликвидации буржуазного общества не будет той категории людей, которую нынче называют пенсионерами, а более общо -- социальными иждивенцами. Посильный труд каждого будет востребован обществом и обеспечен им же. В учении Маркса старость и смерть признаются в качестве естественного факта, но это не нагнетается, а, напротив, служит стимулом полноты земной человеческой жизни, где человек живет вопреки своей конечности и имеет перспективу дожить до социально-духовной старости. Этот тип старости предполагает нормальную физиологическую старость, несущую человеку долголетие. Он же предполагает использование всех индивидуальных способностей личности и ее готовность оставить потомкам мир для дальнейшего созидания и творчества.
А мы сегодня говорим о пенсионерах, как о социальных иждевенцах и всячески стараемся сократить их возраст доживания, чтобы сохранить пенсионный фонд и направить его на другие, более значимые с точки зрения сегодняшней власти цели.
В XXI веке совершается прорыв в иную реальность, получившую название виртуальной. Идолом века становится компьютер. Человек все чаще предпочитает общение с машиной общению личностному. И имеются основания полагать, что ведущей заботой "нового человека", будет отнюдь не его телесная старость, а старость наиболее уязвимого и хрупкого элемента его природы -- души.
Ну а в конце мне хочется показать отношение пресыщенных жизнью "молодых", которые с молоком матери впитали в себя либеральные ценности. Эти строки Интернет приписывает бизнесмену Артемию Лебедеву, сыну известной телеведущей Татьяны Толстой, которая в паре с женой Чубайса ведет "Школу злословия"..
Хорошо бы сама мамаша прокомментировала бы слова сыночка. Если эти строки не принадлежат Артемию, то приношу ему глубокие извинения, а все претензии пусть предъявляет автору этого фото. Что тут еще сказать? Эти сыночки к простому народу относятся, как к быдлу, а потому и не стесняются в выражениях. Они живут для себя! Это и есть смысл ИХ жизни. Они искренне считают, что в России нет никакой культуры и защищать не надо никакие ценности - их в России для них просто нет, и день Победы - не их праздник.
Артемий достойный преемник своего прадела, Алексея Толстого, который совратил молодую талантливую поэтессу Наталью Крандилевскую, попользовался, смял ее и женился в четвертый раз. Уход Толстого из семьи многих шокировал, но не удивил, все знали его как человека практичного, неустанно заботящегося о своём личном благополучии. Долгими одинокими ночами Крандиевская размышляла о потерянной молодости, о таланте принесённом в жертву, человеку, не способному оценить её.
" Нет! Это было преступленьем
Так целым миром пренебречь
Для одного тебя, чтоб тенью
У ног твоих покорно лечь…"
И я не могу не удержаться, чтобы не показать Вам портрет этой великой женщины, памяти которой недостоин Артемий Лебедев. Она тоже умерла старой, покинутой великим прадедом Артемия, которым он-то гордится. А то, что Наталья Васильевна Крандилевская воспитала детей, которые родили внуков, а те правнуков не достойна по мнению Артемия уважения, так как не стала великой, по мнению таких как Артемий. Она была талантливой и по-своему великой. Вот такие стихи она писала:
"...Помнит сердце, помнит! Укололось
Памятью на вечны времена.
Видно не забыть уж мне до гроба
Этого хмельного пития.
Что испили мы с тобою оба,
Родина моя!"
( Париж Декабрь 1920)
Вдоль проспекта, по сухой канавке,
Ни к селу, ни к городу цветы.
Рядом с богородицыной травкой
Огоньки куриной слепоты.
Понимаю, что июль в разгаре
И что полдень жатвы недалек,
Если даже здесь, на тротуаре,
Каблуком раздавлен василек.
Понимаю, что в блокаде лето,
И, как чудо, здесь, на мостовой,
Каменноостровского букета
Я вдыхаю запах полевой.
Лето 1941
Эти стихи она написала во время блокады. Народ выстоял и победил, а по мнению таких как Артемий, народу нечего праздновать?. Ну-ну...