Кальян в живописи |
В XVII веке в Европе рождается мода на перевод " Тысяча и одной ночи", "Заиры" Вольтера и других "восточных" произведений. Живопись разделяла это увлечение, изображая в основном гостиные султанов и муфтиев, дворцы, гаремы, убранство комнат, наряды и многое другое, что для европейцев казалось экзотикой. Первый настоящий контакт с Востоком произошел после июля 1798 во время египетской компании Наполеона. Виван Депон, сопровождавший Бонапарта, привез оттуда многочисленные наброски развалин времен фараонов и эскизы египетских костюмов. Война за независимость в Греции открыла романтическому поколению новые типажи и новые пейзажи. Родоначальниками настоящего ориентализма стали Декан и Марила - искреннего, пережитого и правдивого изображения знойных пейзажей и ярких красок Востока. Они путешествовали через Турцию, Ирак, Персию, Египет, Ливан, Палестину, Аравийскую и Северную Африку. Со временем они изменили западное восприятие Востока и тем самым оказали ощутимое влияние на зарождение новых поколений художников. В ощущениях и картинах европейцев, кальян представлялся предметом изыска и аристократической роскоши. И служили больше декоративным, артистическим элементом. Ориенталисты, определенно имели художественный вкус, чтобы представлять кальян именно в этом свете. Представляем Вам несколько их работ с изображением кальяна.
ДЕЛАКРУА ЭЖЕН Алжирские женщины, 1834.
Шарантон-Сен-Морис, 1798 — Париж, 1863
Приобретена Лувром на выставке Салона 1834 г
Для описания восточных женщин, живописец Эжен Делакруа, использует богатые и глубокие цвета.
... "красивая и холодная обнаженная до пояса рабыня" держит поднос, с маленьким кальяном. Длинный шланг обмотан несколькими петлями вокруг "шеи" кальяна.
Художник создает ленивую атмосферу, почти раздетую женщину на кровати. На переднем плане, справа, осторожно поддерживает крошечный кальян. Энгр в творчестве стремился к созданию идеальной, совершенной формы, очищенной от недостатков живой природы. Превыше всего ценил "идеальный рисунок". "Линия - это рисунок, это все!" - говорил он ученикам. В лучших работах точность рисунка сочетается с тонкость нежных красок.
Женщина на картине изящно одета в старой турецкой традиции, беспечно держит шланг кальяна. Она сидит около деревянного стола, инкрустированного перламутровым и черным деревом.
Наконец, художник, который наиболее представил в своих картинах кальян - Жан-Леон Жером. Баши-Базук, показанный выше был вождем наемных отрядов Османской империи. Плиссированная юбка и легкая кожа показывают, что этот вождь имеет Балканское происхождение. Такие юбки все еще носят сегодня как церемониальное платье в армии Греции. Произведения Жерома были столь точны в регистрации деталей, что ученые используют их как этнологические отчеты.
Другая живопись, которая заслуживает упоминания - Женщина, разжигающая кальян. Один из критиков заметил, что есть поразительный контраст между наготой женщины, которая тщательно разжигает кальян перед бассейном и группы скрытых в тяжелые одежды женщин, наблюдающих сцену, на заднем плане, позади перил.
На этой картине того же художника мы видим евнуха, предлагающего изысканные кальяны наложницам. Работа очень светлая, помещение пронизывают лучи солнца. Виден их ход из-за некоторого дыма от кальянов. И можно только представить себе, каким благоуханием наполнен воздух!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |