Введение
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль компьютера и программного обеспечения в успешном овладении английским языком. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков,
- раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в успешном овладении английским языком, использование информационных ресурсов Интернета, создание компьютерных презентаций по английскому языку.
Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной и конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использования методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не даёт возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одарённого ребёнка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход даёт большой положительный результат, т.к. создаёт условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становиться главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка.
Презентации в Power Point
Текстовые редакторы
Электронные таблицы
Тесты
Интернет ресурсы
Электронные учебники
Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Но составление презентаций требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления ит.д. В настоящее время школьники 7-11 классов отдают большее предпочтение проектной деятельности, выполняя этот вид работы через Презентации в Power Point.
На своих уроках широко применяю и компьютерное тестирование. Хотя этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но преимуществ все, же больше. Данный вид тестирования даёт возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно, а так же великолепный способ преодоление психологического барьера перед тестом. Как показывают исследования, страх ошибки является одним из мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных тестов на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребёнка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ученика и стимулируя мотивацию изучения английского языка.
Наиболее эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”, “ Talk to me” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.
Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов ( уроках, лекциях, занятиях элективного курса, практических занятиях и т.д.)
Использование ЦОР позволяет:
1. Улучшить эффективность и качество образования
2. Ориентироваться на современные цели обучения
3. Повысить мотивацию учащихся к обучении.
4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности
5. Учитывать страноведческий аспект
6. Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися
7. Реализовать индивидуальный подход
8. Усилить самостоятельность школьников
9. Изменить характер взаимодействия учителя и ученик5а
10. Объективно оценивать знания учащихся
11. Повысить качество наглядности
Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создать наглядные пособия и как следствие повысит наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок помощью мультимедийных элементов, которые в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажно, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места для хранения.
При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках я опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация. Кроме того, входящие в состав электронных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажёры с системой реакций на неправильный ответ(подсказки, наводящие вопросы и т д)позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.
Использование ЦОР в педагогической деятельности даёт возможность учителю:
Излагать материал более доходчиво
Находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса
Экономить время для речевой практики
Организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом
Повысить мотивацию к изучению английского языка, вовлечь в творческий процесс
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
Развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты
Самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал
Качественно подготовиться к ЕГЭ
Приобрести навыки работы с компьютером
Использование ЦОР а учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие качества ,т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Всё это создаёт благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках английского языка.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.
Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
- для включения материалов сети в содержание урока,
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом,
- для участия в региональных, всероссийских и международных проектах, дистанционных конкурсах и олимпиадах.
-для развития навыков интернационального общения через клубы по переписки (penpal club)
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Заключение
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.