В колонках играет - Аблом - А Гагарин летит!
Настроение сейчас - Отличное!
Рецензия на альбом «Za!’Аблакамu» группы АБЛОМ
Сегодня в нашей классической рубрике рецензий – пластинка коллектива АБЛОМ под названием «Za!’Аблакамu». Альбом получился в высшей степени концептуальным, в хорошем смысле этого слова, а потому сразу же приковал к себе наше внимание. 14 музыкальных треков, весьма необычное оформление и уникальное звучание – вот, что отличает этот диск от прочих новинок 2011 года. Заводите двигатели ваших летательных машин, и давайте посмотрим, что скрывается там, за облаками…
В музыке группы АБЛОМ есть что-то от рёва ракетного двигателя. Это едва уловимое искажение пространства-времени, которое возникает, когда адова масса огня пробивает себе дорогу к выходу из металлического чрева огромного вытянутого монстра. Лично мне иногда кажется, что в это время лёгкая вибрация должна сотрясать всю поверхность нашей многострадальной планеты. Так вот, на протяжении всего альбома слушателя не оставляет ощущение, как будто студия звукозаписи находилась в нескольких километрах от Байконура. Это бы объяснило не только звук, но и концепцию «Za!’Аблакамu».
Звук стал первым рубликом в копилку АБЛОМа: можно прослушать сотню групп, а потом включить наших сегодняшних героев и понять, что они, пусть даже не совсем понятно чем, всё-таки от всех отличаются. И тут можно перелопатить сотню рецензий в поисках того верного определения, которое опишет воздействие музыки на пациента, а можно просто заявить об уникальности коллектива и успокоиться. За звук ответственны (цитирую имена-фамилии как на обложке) – вокалист Майк А., обладающий совершенно уникальным тембром голоса, гитарист Поль А., создающий удивительно цельные, но при этом практически непредсказуемые гитарные партии, повелительница низкого мягкого баса КрOffка Ксю. Клавиши записала Лана из группы Неприкасаемые, на барабанах Алекс Пи., а женский бэк-вокал – Ольга Большакова.
Концепция, соответственно, - рублик второй. Дело в том, что слово «концепция» уже всем давно приелось. Но как иначе описать это? У пластинки есть своё лицо: есть основная тема – в лирике, в оформлении, в аранжировках. И вот лицо это вышло настолько запоминающимся и удачным, что я бы с удовольствием окрестил «Za!’Аблакамu» лучшей пластинкой 2011 года, если бы имел на это право. Но права я такого не имею, ибо год ещё не закончился. В любом случае, более оригинальной музыки, цельной работы, искренней и при этом совершенно не топорной музыки мне ещё слышать не приходилось. Вполне возможно, что это первые впечатления, но если коллектив способен так «цеплять», то слушать его надо.
К слову, когда я первый раз услышал группу АБЛОМ, я посчитал, что они играют какой-то хард-рок в духе Круиза. Я ошибался. Видимо, это звук в зале был таким, что мне послышалось сходство. В зале, где была толпа, где со звуком итак всё не идеально, так ещё и давка с жарой мешают слушать, АБЛОМ звучали более обыденно, угадывались какие-то параллели. Но когда слышишь работу именно с тем звуком, который группа действительно хотела преподнести слушателю, мнение кардинально меняется.
Но мы несколько отвлеклись. Итак, 14 треков. Первый из них – «Ты больше не моя» - довольно романтичная песня, которая во многом подтверждает название коллектива, ибо текст её намекает именно на «облом» в личной жизни. У композиции отменный звук, совершенно неожиданная аранжировка, в которой достаточно сложно вычленять партии каждого отдельного инструмента, и несколько затянутая концовка, которая, однако, на альбоме звучит вполне органично.
«Убил» - песня, моментально запоминающаяся. Хотите зациклиться на пару дней? Послушайте эту композицию про «обыкновенного героя» лет двадцати несколько раз подряд. В ней поражает одновременность грустного и весёлого, мажора и минора, энергетики и несколько депрессивного естества. Вообще, это одна из лучших песен на альбоме с точки зрения стихов – сюжет, задумка, подоплёка – всё присутствует.
Третья песня – космический «Большой». Хотя почему только она космическая? Все песни альбома немного в вакууме и именно этим притягивают. Но данный трек особенно интересен: когда взрослый мужчина говорит «когда я стану большим», вы начинаете чувствовать, что он не про возраст, а про что-то другое. И вот тут вселенский масштаб пластинки заставляет фантазировать и фантазировать, представлять иные миры, полёты и перерождения. И без того зыбкая, ткань песни начинает волноваться ещё больше, когда в дело вступает вокал. Голос Майка А. можно без преувеличения назвать находкой, ибо другого настолько же вкрадчивого тембра не найти. Он как будто поселяется у тебя в голове, и ты слушаешь его снаружи. Странное, конечно, ощущение.
«Солнце за облаками» - песня, во многом ставшая определяющей для альбома, хотя и не центральной. Но она продолжает идею предыдущей песни – «когда я стану большим», разве что прошлая композиция – мечты о том, что будет, а эта – слова порицаемого за его движение вперёд. Теперь о музыке. Получился боевик. Но боевик в представлении АБЛОМ – это не набор тупых риффов, а довольно разнообразная, постоянно изгибающаяся материя, предсказать движение которой практически невозможно.
А пятая песня – «Гагарин летит!». И вот её я считаю центром всей пластинки. Вообще, эта композиция является заодно и самой известной, ибо раскрывает космическое направление в движении группы, и была удостоена снятия клипа и ротации оного на О2ТВ. Самый популярный человек Советского Союза, ставший героем песни, здесь – не просто лётчик-космонавт, а настоящий супергерой, защитник мира на земле, и в особенности в России, символ стремления к совершенству, символ героизма, символ всех прочих положительных человеческих качеств. Честно говоря, слушается песня с неизменным удовольствием, ибо здесь отличная музыка сливается со светлым образом одного из самых великих людей двадцатого века, чья улыбка не успела поблекнуть, передёрнутая старостью.
Итак, прошло пять замечательных песен, и вот здесь я бы провёл определённую черту. Это как старт космического корабля – после того, как отсоединяется первая ступень, никого не удивляет отсоединение второй, третьей и так далее. Вертикальный полёт, каждая новая его стадия воспринимается абсолютно нормально, даже обыденно. Но шестая композиция вдруг резко всё меняет. Вертикальный полёт закончился, ракета вышла за пределы стратосферы и начался второй этап – дрейф по орбите. «Инфузория» - медленная, немного сумасшедшая песня, отличающаяся от всех остальных как по ритму, так и вообще по подходу к музыкальному материалу. Это оазис спокойствия и лёгкой грусти посреди мощного энергичного повествования. «Невесёлая история» - такой эпитет дают композиции сами музыканты, и я не могу с ними не согласиться. Если честно, песня во многом превосходит другие по воздействию на счастливого слушателя: музыка и текст, в совокупности, представляют собой такую родную и близкую каждому человеку смесь всего самого важного, что есть в жизни, что поневоле задумываешься. Лирическим героем песни становится простейшее, но в его желаниях и надеждах мы видим каждого из нас, к чему-то стремящегося, но не ставшего пока большим. Таким образом, тема человеческого роста за пределы обозримого продолжается, но уже в несколько иной плоскости. Композиция во многом постмодернистская, так как изобилует отсылками к различным произведениям. Особенно хочется отметить восхитительную работу Поля А., гитариста АБЛОМА.
Дальше начинается странное. Но приятное. «Соловьи» - песня-отсылка к классическому русскому року восьмидесятых-девяностых, но изрядно модернизированная, с обязательным романтизмом и футуризмом. Это я про звук, если вы не поняли. Текст же в отдельности воспринимать невозможно. Он здесь настолько сжился с музыкой, что разрывать их было бы просто преступлением. Композиция спокойней, чем первые пять, более расслабленная, обладающая некоторыми моментами, которые многие слушатели называют «изюминкой» - особенно запоминающимися переходами.
Гимн человеческой свободе «Ах, крейзи», между прочим, упоминает неоромантику, но сам по себе сделан в духе салонной музыки. Вместо очаровательной клавишницы Ланы сознание рисует какого-то тапёра во фраке, но на спине у него почему-то приделана нашивка Чижа, или нечто подобное. Вот такие вот странные ассоциации.
«Лети (и подальше)», по всей видимости, продолжение предыдущей композиции, потому что нечто общее у них есть. И всё-таки, мы возвращаемся в Москву, да ещё в плохую погоду. Но вот на заднем плане очень красиво поёт девушка (это незаметно подключается Ольга), и тяжёлая часть песни действительно напоминает произведения неоромантиков. Этим, возможно, она выделяется из космической линии, но согласитесь, что одинокий человек на орбите не может не думать о любви, о друзьях, о судьбе. Он слишком долго один, а мозг, как назло, настроен на долгий разговор. Отличная песня, практически идеальное сочетание двух вокалов, необычная аранжировка, то кидающая вас в бездну, то дающая вам крылья и восходящие потоки.
Начав романтическую тему, АБЛОМ от неё уже не стремится отходить: десятая песня – «Песня для той» - самая настоящая баллада. Конечно, нужно делать скидку на оригинальную манеру аранжировать свои композиции у данного коллектива, однако перед нами именно лирическая композиция, наполненная лёгкостью и грустью одновременно. Удивительно, но песням коллектива невозможно однозначно приписать какие-то эмоции. Как минимум их тут больше одной. А то и больше двух-трёх. И пытаться разобраться в них рискованно, так как можно легко запутаться. Опять присутствуют отсылки к другим известным композициям.
«Отвёртка» - забавная, немного даже поп-панковская композиция со специально усложнёнными партиями инструментов, что создаёт некую контрастность между простотой и сложностью. Но интересно другое – в зависимости от материала, голос Майка меняется: здесь он уже совсем не такой космический, как в первых песнях альбома, тут он более приземлённый, и одновременно какой-то безличный, как будто песни поются не об одном лирическом герое, а о многих, может быть даже обо всех.
Песня «Банка» начинается с красивой клавишной партии. Объяснение в любви под такую музыку – замечательно. Одна проблема. Песня о банке портвейна. Собственно, композиция выходит шуточной, но, как всегда у АБЛОМа, и немного грустной.
Последняя полноценная песня – «Пора» музыкой похожа на продолжение композиции «Убил». Но эта вещь куда более всеобъемлющая и обладающая некоторым особенным пафосом. Такой пафос свойственен завершению любого эпического произведения, эпилогу, в котором говорится о том, как все герои стали жить долго и счастливо. Музыканты потихоньку уходят в полный «отрыв» - они словно показывают, на что способны. Если постараться разложить композицию на отдельные партии, окажется, что они одновременно играют безумное количество совершенно отличающихся друг от друга вещей, периодически даже совершенно друг другу не подходящих. А звучит восхитительно. Парадокс.
В качестве бонуса диск имеет вам предложить альтернативную версию песни про Гагарина. Конечно, у неё есть некоторые недостатки, но в целом аранжировка очень даже хорошо звучит и может похвастаться сложными партиями, а потому лично мне понравилась. Правда, меньше, чем оригинал.
Вот и всё. Космический полёт закончился. Можно бежать, встречать космонавтов. Но прежде чем вы уйдёте, вот вам ещё одна мысль для подумать: АБЛОМ – одна из самых оригинальных групп в нашей стране. А альбом «Za!’Аблакамu», посвящённый пятнадцатилетию коллектива, наверное, самый оригинальный их диск. И если вы действительно любите музыку и считаете себя меломаном, срочно ищите, где можно его заказать или купить. Говорю со всей ответственностью, если у вас в коллекции нет этого диска, то ваша коллекция актуальной современной музыки не полна.
Работали: Пайкес Антон