Зарисовка из жизни.
В пятом классе у нас сменился классный руководитель. На эту должность назначили молодую учительницу, недавно пришедшую в нашу школу. Первое же ее появление вызвало у нас, учеников, трепет и ужас. Молодая женщина была учительницей с головы до ног: волосы завязаны в тугой узел, очки с толстыми линзами в модной оправе, тонкие губы, пронзительный взгляд светлых, почти прозрачных, глаз, строгий костюм и кожаный портфель. Народная мудрость гласит: первое впечатление обманчиво. Но, как показала практика, не во всех случаях.
Впрочем, ради справедливости, надо сказать, что ничего страшного эта учительница с нами не делала. Пожалуй была излишне строга, возможно не всегда справедливо ставила оценки, и наверное самым неприятным и обидным был факт наличия у неё любимчиков из числа нашего класса. Но такое встречается на каждом шагу.
Этот педагог до мозга костей очень любила устраивать внеклассные занятия. Раз в неделю мы оставались после уроков и иногда читали какую-то литературу сверх программы, иногда она приглашала к нам психолога для проведения всевозможных тестов, но часто просто рассказывала нам о жизни, хотя в весьма односторонней форме. Если быть точнее, то рассказывала она исключительно о своей жизненной позиции, принципах и приводила случаи, когда она ими пользовалась. Более того, она пыталась такие же принципы привить и нам, пятиклассникам.
Одним из таких принципов и достоинств, как считала наша учительница, была ее прямота. Классный руководитель считала, что прямота никогда (то есть абсолютно никогда) не может быть излишней. В доказательство она приводила множество примеров. Особенно мне запомнился вот этот: как-то раз она на улице встретила маму моего одноклассника, они разговорились о школьных делах, но между делом наша классная решила (со свойственной ей прямотой) указать на недостатки молодой мамы, в частности на то, что она плохо воспитывает своего сына по причине отсутствия высшего образования. И что вообще такие родители должны проходить курсы по воспитанию ребенка, таким родителям нельзя доверять воспитание детей.
Надо ли говорить, что после этого оскорбленная мамаша больше не появлялась в школе, а, завидев злополучную учительницу, переходила на другою сторону улицы. Подобных примеров за тот год, что пробыла в нашей школе эта особа, было множество. Она не стеснялась в выражениях на родительских собраниях и обзывала детей, как ей казалось, заслуженными словами. Всё это она делала, исходя из своей жизненной позиции - всегда говорить то, что думаешь, прямо.
Видимо, родители наши не были такого же мнения и с облегчением вздохнули, когда её мужа перевели в другое место работы, и ей пришлось уехать.
Не случайно я вспомнила этот случай. Сегодня с Пашей мы спорили, что же это такое, когда не можешь сказать в лицо то, что думаешь. Лицемерие? Хорошие манеры? Ведь в первом случае мы заранее решаем вести себя подобным образом и изображать доброжелательность. Во втором же случае нам не позволяют выссказаться наши хорошие манеры. Например, в гостях мы же не станем плохо отзываться о ком-то из приглашенных, это в конце концов просто неприлично. Эти два понятие во многих ситуациях переплетаются, сложно сказать, где одно, а где другое.
Но в чем я точно уверена, так это в том, что никогда в жизни не позволю себе таких вольностей в разговоре. И в чем я все-таки благодарна нашей классной руководительнице - в том, что она показала как не надо делать на собственном примере. А живой пример многого стоит.