Давайте рассмотрим несколько примеров.
Зубная паста.
Для того чтобы хорошо почистить зубы, человеку необходимо, допустим, 0.5 ml зубной пасты, но мы, как правило, предпочитаем выдавливать на зубную щетку очень жирную порцию пасты, допустим около 5 ml. Нам кажется, что так мы лучше почистим зубы, хотя на самом деле лишних 4.5 ml просто уйдут в канализацию. Более того, высокая концетрация зубной пасты в ротовой полости создаст впоследствии проблемы с деснами.
И что же в данном случае делает Амвей? Он продаёт своим поклонникам самую обыкновенную, дешевую зубную пасту, но при этом учит их правильно и экономно ею пользоваться (при этом сами подопытные об этом и не подозревают, думая что им продали суперпасту). Все амвеевцы наизусть и на глаз знают сколько нужно выдавливать на щетку зубной пасты, им об этом без устали твердят старшие товарищи.
Стиральный порошок.
Стиральные порошки имеют много различных критериев оценки, основные из них следующие:
- Моющие своиства
- Утилизационные свойства
- Безопасность
- Антиаллергичность
Различие между порошками разных фирм заключается в том, что одна фирма делает порошок с более высокой степенью безопасности, другая с более высокими моющими свойствами, а порошок третий фирмы легче остальных утилизируется. В борьбе за дешевизну как правило все фирмы отказываются от антиаллергических добавок, поскольку чтобы сделать порошок полностью антиаллергенным необходимо добавить в него большое количество антиаллергена, что существенно повысит стоимость порошка, а так же его дозацию.
На простой коробке порошка из магазина всегда присутствует таблица с указаниями по его применению. Но, наверное я вас не удивлю, если скажу, что производители порошка всегда рассчитывают необходимые дозы порошка на самый трудный случай стирки, т. е. что вы будете стирать очень грязное белое бельё в плохой и холодной воде. Мною, путем различных экспериментов, установлено, что если вы собираетесь стирать черное бельё, да еще в воду и кальк добавите, то в данном случае будет более чем достаточно 1/3 от дозы рекомендуемой производителями порошка, а для носков и 1/4 от дозы. Вы спросите: почему же производители порошка не сообщают об этом на упаковке? И я вам отвечу: им это не выгодно. Хотя некоторые все таки пишут об этом, но мелкими буквами.
Что же в данном случае делает фирма Амвей? Она прикинула сколько люди перерасходуют порошка и выпускает порошок со слабыми моющими свойствами, с низким уровнем безопасности и утилизации, но зато добавляет в него немного антиаллергена и, конечно же, добавляет туда кальк, потому что в жесткой воде таким порошком ничего не отстирается. Получился дешевый, но способный таки отстирывать порошок, остается только мелочь - научить своих кроликов им правильно пользоваться.
На амвеевских собраниях много раз в качестве веского аргумента в пользу амвеевского порошка приводился тот факт, что при ручной стирке простой порошок разъедает руки, а амвеевский нет (перевели его слабость в разряд достоинств). Но при этом не уточнялось, что Амвей учит своих подданных при ручной стирке сыпать на 5 литров воды всего лишь одну чайную ложку своего порошка, а простой порошок мы, как правило, насыпаем без меры, в надежде что так будет лучше. И, как следствие, получаем высокую концентрацию, которая и разъедает руки. Хотя на самом деле той же чайной ложки порошка (магазинного), в сочетании с пятью граммами калька будет вполне достаточно для нормальной стирки в пяти литрах воды.
Средства для мойки посуды.
Не буду на этот раз вдаваться в подробности, а только дам вам совет: делайте по амвеевски! Разведите литр купленного в магазине средства для мытья посуды тремя литрами воды, и вы увидите что полученная смесь, по своим моющим способностям, практически не будет отличаться от оригинала и даже станет более удобной в применении. Соответственно получите тройную экономию на зависть всем амвеевцам и с пользой для своего бюджета.
Таким образом, путём нехитрых вычислений мы можем установить, что одна европейская семья тратит на бытовую химию, а так же на средства гигиены в 3–10 раз больше необходимого, а Амвей приучает своих приверженцев экономить, и правильно делает. Вот только всё ими сэкономленное себе забирает. И именно в этом, на мой взгляд, и состоит тот самый подвох, который я и искал в хитрой амвеевской конторе.
Игра под названием AMWAY. (отрывок статьи)
По определению, товар - это то, что производится на продажу, обладает полезностью и потребительской стоимостью /6/. Образно говоря, «лучшим» товаром мог бы стать всё тот же воздух, если бы к нашему счастью его на Земле не было в избытке. Воздух очень «полезен», но стоимостью в глазах покупателя не обладает. Следовательно, супертовар должен быть не только полезным, но и редким, как золото. Таким ли товаром торгует «Amway®», делая отдельных «простых» людей современными Гарун Аль Рашидами? Если менее высокопарно, то вопрос состоит в том, является ли продукция «Amway®» принципиально новой, лучшей в своём роде, или более доступной.
Справедливости ради, надо сказать, что ассортимент компании весьма разнообразен. К основным линиям продукции относятся бытовая химия, средства личной гигиены, косметика, парфюмерия, посуда и витамины. Трудно назвать что-либо из перечисленного прорывом в науке или технологиях, каким были компьютеры, мобильные телефоны или те же шариковые ручки и растворимый кофе. Тогда, возможно, товар «Amway®» просто наилучший из того, что можно достать за деньги, как, например, гаванские сигары или швейцарские часы. В таком случае он не может быть общедоступным, так как «самое лучшее» стоит дорого. Действительно, «оптовая» цена «Amway®» (цена, по которой товар покупают зарегистрированные дистрибьюторы; цена AIE) в лучшем случае соответствует максимальной розничной магазинной на похожий продукт. На некоторые виды товара цены «Amway®» (с учётом высокой концентрированности всей продукции компании) в 1,5-2 раза выше. Такую ценовую политику компания и в самом деле объясняет гарантией высочайшего качества. Однако декларируемые преимущества не являются очевидными, т.е. видимыми «невооружённым глазом» или понятными «даже ёжику». Какая польза обывателю от того, что он будет пользоваться более «экологически чистым» стиральным порошком «SA-8», в котором нет фосфатов, но есть фосфонаты? Если в мультифункциональном очистителе «LOC» поверхностно-активные вещества (ПАВ) назвать на американский манер «сурфактантами», будут ли они образовывать иную «плёнку на тарелках и в наших желудках»? Как можно определить, что одна качественная косметика лучше другой? Действительно ли натуральные витамины Nutrilite полезнее обычных, и в какой степени?
На все эти вопросы во все времена без труда отвечала реклама, которая иногда наивно, иногда «научно», иногда с помощью дешёвых трюков, но всегда крикливо и безапелляционно заявляла, что данная продукция самая лучшая в мире. В «Amway®» к наивной рекламе, в данном случае витаминов, я бы отнёс сказку о том, как «випас худоби між насадженнями зменшить кількість бур'янів...» (журнал «Amagramm» №1 за 2006; с. 49). Невідомо тільки, яким чином не зменшиться при цьому кількість самих насаджень. Забавно звучит «устная» реклама шампуней «Protique» и «Satinique». Оказывается, они на 90% состоят из шампуня, а воды в них только 10 %, то есть меньше, чем в макаронах. И, наконец, вопрос «армянскому радио»: «Как выкладывать зубную пасту «Glister» на щётку «Glister»? Ответ: «Поперёк» (без комментариев). Теперь переходим к «фокусам», которые должны убеждать в качестве, да что там, в чудодейственности продукции «Amway®».
Фокус №1, с зелёнкой. В стакане с водой растворяют каплю красителя (бриллиантовая зелень), а потом несколько крупинок стирального порошка «SA-8». Вода вскоре становится прозрачной. Если же провести эксперимент «в реальных условиях», т.е. капнуть зелёнку не в воду, а на ткань, то, как показывает практика, ни один порошок, даже «SA-8», без дополнительного пятновыводителя или отбеливателя и часа замачивания, ничего с ним не сделает. Кроме того, я случайно обнаружил, что после высыхания пятно на лоскутке, выстиранном в средствах «Amway®», появляется снова. Вот где «феномен», «Кентервильское привидение»!
В качестве психотерапевтического релаксационного отступления, один факт из жизни стиральных машинок, которым поделился со мной мастер по их ремонту. Оказывается нормы дозирования обычных порошков тайдоариэльного разлива многократно завышены, т.е. минимальная доза рассчитана на самую жёсткую воду для самых сильных загрязнений. Таким образом мы привычно сыпем стиральный порошок без всякой меры, хотя на самом деле можно обойтись 2-3 стол. ложками на 1 загрузку пятикилограммовой машинки-автомата. Как видите, наш любимый «Проктор&Гембл» тоже не без грешка, но если Amway рекламирует чрезвычайную «концентрированность» своего SA-8, то «P&G» – наоборот об этом умалчивает, чтобы повысить расход своей продукции, а стало быть и объёмы продаж.
И, конечно, отдельная тема – это фосфаты. Уж как они вредят! Сколько полноценных членов «Amway» сделали они слабыми и непозитивно мыслящими, оторопь берёт! Однако ж, фосфаты являются неотъемлемой частью человеческого организма (костная ткань, фосфолипиды клеточных мембран), принимают самое непосредственное участие в регуляции гомеостаза (фосфатный почечный буфер) и обмене веществ (АТФ, креатинфосфат, НАДФ). Ну, а то, что для улучшения работы мозга надо есть рыбу, в которой много фосфора, знают даже те, кому нужно будет съесть, как минимум, кита, чтобы улучшить эту самую мозговую активность. Мягко говоря, слухи о вреде фосфатов сильно преувеличены. Единственная причина, по которой эти минеральные соли снимают с производства при изготовлении стиральных порошков, это «эвтрофикация». Если по-русски, то вследствие чрезвычайной питательности фосфатов для речных водорослей, происходит их бурное разрастание на поверхности. Из-за этого, в теории, донные травы не получают достаточного количества света и не вырабатывают достаточное количество кислорода, что и приводит к замору рыбы. Однако нашим рекам это не грозит – рыбу там и так давно выбили электроудочками. Бог с ней с рыбой, которой нет – людей пожалейте, пусть стирают обычным порошком, а на остаток средств детям хоть петушков на палочке купят. Что для Америки-Европы хорошо, для нашего человека – дорого.
Фокус №2, с платком. Для показа нужна жевательная резинка, платок и средство для предварительной обработки пятен — «SA-8 Solution Spray». Жвачку хорошо разжёвывают и слегка втирают в платок. «Пшикают» на размазанную жвачку спреем и выжидают 1-2 мин. После этого лёгким движением соскребают отвратительный резиновый комочек и, казалось бы, безвозвратно загубленный платок вновь обретает свой прежний вид. У любознательного потребителя мог бы возникнуть вопрос: как «SA-8 Solution Spray» справится с другими загрязнениями, для обработки которых перед стиркой он и предназначен. Я скрупулёзно испробовал это Amway-средство на многих пятнах и могу сказать, что эффективно оно действует только на жвачку. В любом другом случае так же, если не лучше работает пресловутый «Vanish» за 2 гривны.
Фокус №3, с постным маслом. Берут 2 столовые ложки, наливают в каждую немного «Олейны». Затем, не жалея в одну из ложек наливают рядовое средство для мытья посуды (обычно «Fairy»), а в другую 2-3 капли разведённого Amway-средства «Dish s». И там и там составы перемешивают и ополаскивают в отдельных стаканах с чистой холодной водой. Там, где отмывали масло обычным средством, плавают ужасные хлопья и лохмотья, которые «забивают» канализации и кишечники невинных людей. Там же, где использовали «Dish s» – вода чистая и лишь на поверхности тонкая жировая плёнка. Я долго не мог понять, в чём тут дело, оказалось – в ловкости рук и знании пропорций. Если средство для мытья взять в избытке, то после соединения с жиром останется не прореагировавший излишек, который и будет плавать в стакане в виде некрасивых хлопьев, смущая взоры доверчивых зрителей. Если же подобрать нужную пропорцию средства и масла (для «Dish s» 1 капля неразведенного средства на 1 мл, для «Fairy» 3 капли на 1 мл масла), то вода после мытья останется чистой.
Подводя итоги, хочу закончить сей эпос фразой из одной статьи: "Живите по амвеевски, но без Амвея, и будете богаче! "