-Я - фотограф


0 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Есипова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 20096


Великая, малая, белая и чёрная Русь

Четверг, 03 Октября 2013 г. 20:40 + в цитатник
Впервые сочетание «Великая Русь» упоминается в XII веке.Так, французский рыцарский эпос, сохранивший много любопытных указаний на величие и богатство Киевской Руси, называет её то «Roussie la large» в романе о Фульке из Кандии, то «Roussie la grant» в романе о Bueve de Hantone, позднейшем Бове-королевиче русского эпоса . Оба текста относятся к XII в., скорее к концу его. Они знаменательны и своими эпитетами («широкая, великая Русия») и тем, что сохраняют правильное произношение «Руссия» (Roussie, а не Russie).

Ещё ярче говорит о величии нашей Родины краковский епископ Матвей, . В своём письме от 1153 г. к известному французскому проповеднику Бернарду Клервоскому он говорил: «Руссия велика как бы другой мир земной, а народ русский по несчётному количеству подобен созвездиям».

Так же и шведский эпос называет нашу родину не только «страною городов» (Gardarikj), но и «Великою Швециею» (Svithiod hin Mikla) в известной «Heimskrigla» Снорре Стурлесона, умершего в 1241 году. Шведам, считавшим Русскую землю прародиною мифических азов, своих прародителей, эта пространная «Скифская земля» представлялась не чем иным, как «Великой Швецией», гораздо более великой, чем замкнутая между горами и морем небольшая родина варягов.

Навеянное ещё античными традициями представление о России как Скифии могло тоже повлиять на появление эпитета «великий», ибо «Великая Скифия» известна и византийской и древнерусской письменности. Уже в знаменитом Изборнике великого князя Святослава (1073) (списанном с Изборника Болгарского царя Симеона X в.) мы находим следующий текст по поводу камня «уакинфа», т.е. гиацинта: «Скуфию же нарицають ветьсии страну ту вьсю северскую, иже суть Готфи и Давьние, да тоу убо вьутрь вь пустыни Великая Скуфия есть дьбрь зело глубока и чловекомь невьходьна» (en têheremô tês Megalês Skythias).



Вероятно, отсюда выражение «Великая Скуфь» попало и в «Повесть временных лет», в редакции 1113 года. Здесь оно, правда, применено прежде всего к областям Улучей и Тиверцев у Чёрного моря, где «суть гради их и до сего дне, да то ся зваху от Грек Великая Скуфь» Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. В состав Великороссии изначально также входили и территории некоторых областей современной Украины: южная часть Сумской области от города Путивль включительно, области Харьковская, Луганская и Донецкая. Также в её состав входила в период 1503—1618 гг. и северная часть Сумской, восточная часть Черниговской области (включая сам Чернигов), однако после Смуты, Черниговщина была отдана согласно Деулинскому перемирию Речи Посполитой и стала Черниговским воеводством (позднее часть Гетманщины).

Территориально Великороссия не имеет точных границ, но примерно соответствует территории России во время правления Ивана IV (но без царств Казанского, Астраханского и Сибирского). Или примерно соответствует современному Центральному федеральному округу с некоторыми прилегающими областями: Псковской, Новгородской, Вологодской, Архангельской, Нижегородской и другими.

Все эти земли начиная с 1503 входили в состав Российского государства. Однако с массовым переселением украинцев в XVII—XIX на восток эти земли стали этнически украинскими, поэтому с XIX века Харьковскую и Черниговскую губернии относили к Малороссии.

Таким образом ясно, что «Великою Россиею» в представлении древних была некогда вся огромная Россия, как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая и ещё пять епархий из 19), то эта часть получила название «Малой», а за оставшейся, большей частью сохранилось название «Великая». Как видно из этого перечня, деление это было чисто политическим, а не этнографическим. К Малой России были отнесены епархии юго-западные, подчинённые великому князю галицко-володимирскому. В Великой России остались не только Великий Новгород и Великий Владимир, но и Смоленск, Полоцк, Киев и епархии около Киева: Чернигов, Переяславль, Белгород.

В 1317 г. великий князь Гедимин добился нового уменьшения митрополии Великой России. По его требованию, при патриархе Иоанне Глике (1315–1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в литовском Новгородке — Малом Новгороде [29]. Этой митрополии, о делах которой мы почти ничего не знаем, вероятно, подчинились те епархии, которые непосредственно зависели от Литвы, т.е. Туров, Полоцк, а затем, может быть, и Киев. В греческой записи по этому поводу говорится, что Литва была раньше «епархиею Великой России; столицей её был Малый Новгород» [30]. Название столицы способствовало тому, что и эту митрополию, оторвавшуюся от Великой России, стали причислять к «Малой России».

Ма́лая Русь (калька со ср.-греч. Μικρὰ Ῥωσσία), Ма́лая Росси́я, позднее Малоро́ссия, реже Малору́ссия — название, употреблявшееся для обозначения в XIV—XV двух регионов: земель Галицко-Волынского княжества.

Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода распада Древнерусского государства. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии.

Князь Галицкий и Волынский, король Руси Юрий II Болеслав в грамоте к великому магистру Немецкого ордена Дитриху, от 20 октября 1335 года называл себя «dux totius Rusiæ Minoris» («князь всея Малыя Руси»), хотя и он, и его предшественники именовали себя «Rex Russiæ» («Король Руссии»), «Dux totius terræ Russiæ» («Князь всея земли Русской»), «Dux et Dominus Russiæ» («Князь и Господарь Руси»).

Константинопольский патриарх учредил (1361) две митрополии, одну — в «Малой Руси» («Микра Росиа»), с центром в Новгородке и Галиче, другую в «Великой Руси», с центром в Киеве. Феодальная раздробленность, постоянные набеги татар и общая политическая нестабильность вынудили в 1300 году Киевского митрополита Максима покинуть свою резиденцию в Киеве и переехать в Великий Владимир-на-Клязьме, а с 1325—1461 в Москве.Таким образом Киев, занимавший раньше географически серединное, нейтральное положение, перестал быть религиозным центром Руси.

С конца XVI века термин «Малая Русь» обозначает уже всю Юго-Западную Русь, прежде всего области вокруг Киева.

В XV—XVII веках «Великая Русь» перемежается так же с «Белой Русью» — оба этих понятия обозначают Московскую Русь.

В XV в. северо-восточную Русь все чаще начинают называть «Белая Русь», тогда как противоположный ей термин «чёрная», которым в это время иногда называли Литовскую Русь, значит «подчинённая, меньшая» страна.

Сами же русские продолжали упорно именовать себя просто «Русью», «русином», «русскими людьми».

Понятие «Великая Русь» известно немцам. Так, в 1413 г. магистр Ливонского ордена пишет великому магистру в Пруссию, что Витовт сговорился против них с Псковом, Новгородом и с Великой Русью (mit den grossen Reussen).

Французский путешественник Жильберт де Ланнуа, посетивший в том же, 1413 г. Великий Новгород, говорит: «У русских в Великой Руси нет иных государей, кроме тех по выбору, как того хочет народ . Следовательно, он понимает под Великою Русью область Новгорода и Пскова.

Также и на итальянских географических картах того времени можно найти название «Великая Россия», относящееся к северо-восточной Руси. Например на карте Андрея Бианки 1436 г. стоит надпись «Imperio Rosi Magno». Греческая огласовка надписи даёт основание предполагать, что итальянские моряки узнали это имя от византийцев

В XV—XVII веках наиболее часто земли Северо-Восточной Руси называют не иначе как Белая Русь, а Москву — столицей Белой Руси. Особенно такое обозначение было популярно у западных авторов, которые в своих работах разделяли Русь на западную, подчинённую Польше и Литве, и восточную, подвластную московскому князю. Однако «Великая Русь» продолжает использоваться, таким образом Великая становится синонимом Белой. Слово "белый" в русском языке имеет значение "великий", то есть, вмещающий в себя всё. Например, белый гриб называют так потому, что он главный, великий по ценности.

Татарское нашествие разорило и обессилило территорию позднейшей Малороссии. После Батыева нашествия, когда власть русских князей на юге ослабела, южная Русь подпала под власть Литвы (см. Литовско-русское государство), а когда Литва по Люблинской унии 1569 г. окончательно соединилась с Польшей — то под власть Польши. При литовских князьях возникло казачество, с появлением которого и начинается политическая жизнь малорусского народа, а с XVI века всех земель Юго-Западной Руси.

С середины XVII века представление России, состоящей из Великой, Малой и Белой Руси, окончательно закрепляется в русском языке, что находит отражение не только в титуле государя, но и в официальной концепции триединого русского народа.

После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссийская губерния с административным центром в городе Глухове. В 1775 году Малороссийская и Киевская губернии были объединены, губернский центр перенесён в Киев. В 1781 году Малороссийская губерния была разделена на три наместничества (губернии) — Черниговское, Новгород-Северское и Киевское. В 1796 году Малороссийская губерния была воссоздана, губернским центром был назначен Чернигов, после чего её в 1802 году разделили снова на две губернии: Полтавскую и Черниговскую. Названия Малороссия, малороссийский, малороссияне употреблялись относительно всего юго-западного края на протяжении XIX и начала XX века.

В XX веке, в результате развёрнутой в СССР политики украинизации, название Малороссия оказалось вне закона и было заменено топонимом «Украина».

Хронология.

В 1317 году великий князь Гедимин добился уменьшения митрополии Великой России. По его требованию при патриархе Иоанне Глике (1315—1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в литовском Новгородке — Малом Новгороде. В греческой записи по этому поводу говорится, что Литва была раньше «епархией Великой России; столицей ее был Малый Новгород».

В 1347 в связи с захватом власти Иоанном Кантакузином, церковный собор в Константинополе признал, что разделение русской митрополии было незаконно, и постановил, чтобы «епископ Малой Руси снова подчинились киевской митрополии», и чтобы «по всей Руси, Малой и Великой, была единая митрополия».

В 1370 польский король Казимир просит константинопольского патриарха восстановить ему отдельную митрополию над подчиненной ему России. Судя по документам под Малой тогда ещё понималась только Галицкая Русь (т.е. земли, принадлежащие Польши), но не Киев.

В 1371 году князь Ольгерд, жалуясь на враждебность митрополита Алексея, просит у патриарха дать ему особого митрополита «на Киев, Смоленск, Малую Русь, Новосиль и Нижний Новгород».

В 1375 патриарх Филофей согласился послать для Литвы и Малой Руси» нового митрополита Киприана, но последний пожелал стать митрополитом и Великой Руси. После смерти митрополита Алексея в 1378 г. и смерти московского кандидата Митяя в 1379 г., патриарх Нил в 1380 г. согласился на избрание нового московского ставленника – Пимена в «митрополиты Великой Руси и Киева, так как невозможно быть архиереем Великой Руси, не получив сначала наименование по Киеву, который есть „соборная церковь и митрополия всея Руси“». Киприан же лишь должен оставаться митрополитом Малой Руси и Литвы. Таким образом в 1380 году произошло разделение Русской митрополии на две — «Великой и Малой Руси».

В 1388 году после смерти Пимена константинопольский Синод утверждает одного митрополита Киевского Киприана, а русская митрополия становиться вновь ненадолго единой. Поэтому названия «Великая и Малая Русь» исчезают из церковных актов. В 1405 году Киприану подчинилась и не имевшая митрополита Галицкая митрополия.

Однако литовский князь Витовт, не согласный с назначением митрополита Фотия (преемника Киприана), в 1415 году самовольно назначает своего «митрополита Киевского и всея державы Литовския» Григория Цамблака. Однако после смерти Григория в 1420 русская митрополия в очередной раз воссоединяется.

Церковное единство не продлилось долго, и с 1458 года единая русская митрополия окончательно разделятся надвое. Западные митрополиты называют себя «Литовскими и всея Руси» или «Киевскими и всея Руси», а восточные — «Московскими и всея Руси». Хотя в итоге и создались две параллельные иерархии, деление на «Великую и Малую Русь» больше не вспоминается в церковных кругах до самого конца XVI века.

После этого разделения с конца XV до конца XVI веков понятие «Малой Руси» исчезает, а термин «Великая Русь» обретает политико-географический, а не церковный смысл. При этом параллельно с «Великой» Северо-Восточную Русь называют и «Белой». Юго-западную Русь (Украину) называют Червонной (Красной), а западную (современную Белоруссию) — Чёрной Русью.

О терминах великая и малая.

Считаю неудачной часто использующуюся украинскими политологами и историками параллель между терминами «Великая и Малая Русь» и толкованием «Малая и Великая Греция», согласно которому «Малая Греция» обозначает коренную страну, а «Великая Греция» — её позднейшую колонию.

Во-первых, классическая древность знает лишь понятие μεγαλη Ελλαϛ (Graecia Magna или maior): оно встречается у Плиния, Тита Ливия, Птоломея и Страбона. Но нигде нет соответствующего ей выражения Graecia minor. Во-вторых, согласно толкованиям Плиния и Страбона, термин «Великая Греция» связан с богатством и блеском этих колоний и выбран ими из самодовольства в сравнении с более бедною родиной. Следовательно, термин «Великая Греция» можно назвать украшающим эпитетом, и он стоит особняком, так как нет антитетичного ему понятия. А главное, этот термин совершенно неизвестен средневековой византийской и латинской, литературе и не мог повлиять на терминологию XIII и XIV вв., основывавшуюся на более близких образцах.

Напомним, что выражения Μεγαλ и Μιϰϱα (Maior и Minor) были в ходу в средневековой географии, особенно в византийской, и обозначали политические подразделения некоторых стран. При этом вовсе не нужно предполагать, что термин «Малая» непременно был связан с понятием о метрополии, а «Великая» — с понятием её колонии. Древнейшим примером может служить понятие «Великая Скифия», уже упомянутая нами, и «Малая Скифия» Σϰγσα Μιϰϱα у Страбона. Со времён Юстиниана известны Maior и Minor Armenia, причём Великая Армения — главная, основная, а Малая (у Средиземного моря) — скорее её колония. Эти термины известны и нашему летописному «Начальному своду»: среди стран потомства Иафета названы «Арменьа Малая и Великая».

Так же у историков XIII–XIV вв. встречаются термины «Великая и Малая Влахия». «Великою Влахиею» называют Фессалию, особенно горную её часть, заселённую влахами (румынами). Так, Генрих де Валансьен в рассказе о латинском завоевании 1206 г. упоминает Blaquie la grant. Никита Хониат говорит, что Бонифаций Монферратский стал маркграфом Фессалии, а другой барон — толархом горной Фессалии, теперь называемой Μεγαλη βλαϰια. Всю Фессалию называют «Великою Влахиею» и Акрополит, и Пахимер, и Франца. У последнего встретим и название «Малая Влахия», относящееся к стране на запад от Пинда, к Этолии и Акарнании. Кроме того известно ещё и название «Горняя Влахия» (Anoblacha) для северо-восточной части Эпира.

Любопытно, что когда позднее становятся известными румынские земли за Дунаем, к ним начинают применять то же деление. Именно «Великою Влахией» начинают называть с XV в. Валашское воеводство, а «Малою Влахиею» — Молдавское. Турки же дают этим странам названия «Белая и Чёрная Влахия» (Ак-Ифлак и Кара-Ифлак), что лишний раз подтверждает одинаковое, с нашей точки зрения, значение понятий «Белый — Великий», «Чёрный — Малый».

Литература

Татищев В. «История Российская». Т.I, стр. 513–523. М. 1768.

Абрамович Д. «Жития св. Бориса и Глеба», стр. 48. СПБ. 1916. Текст приводится по рукописи XII века.

In Europe ad Orientern proxima Scythia, nobis Svetthia Magna dicta, sita est. Fragmenta et particular histor ad res Daniсas pertinentia, p.11.

Шахматов А. «Повесть временных лет» в её источники». Академия наук СССР. Труды отдела древнерусской литературы. Т.IV, стр.80. М.1940. («Слово св. Епифания Кипрского о 12 камнях на ризе еврейского первосвященника»).

Рau1y-Wissоwa Real-Encyctopadie VII, 1690. Такова и Britannia Maior у Цезаря, Comment. IV (без Britannia Minor).

Лаврентьевская летопись, стр.2.

Вuсhоn «Recherches historiques sur la principaute de Moree». Vol.I, p.406, 408. Paris. 1845; см. Соловьёв А. «Фессалийские архонты в XIV веке». «Byzantinoslavica» IV, 161. Praha. 1932.

Gеоrg Асrороlitеs, p.46; G.Paсhymeri Mich. Palaeologus, p.83; G.Phrantzes, p.414 (cit. Roesler. Op. cit., 105).

Δολοπια ηννν καλον εγϫ Λγωβλαϰα.Schol. Thucydidis, III, 102.

«Kadlec K. «Valasi a valasske pravo», p.97–98. Praha 1916.

«Cum ire deverem ad Magnam Ungariam cum fratribus… ex Cumania inde reversi in Magnam Ungariam de qua nostri Ungari originem habuerunt», Erben, Regesta Bohemiae, I, p.474.

Maiori Hungaria, Bulgaria, Cumania, Rossia neo non Polania et Moravia depopulate totaliter». Erben, ibid. I, 493.

«India Minor, sive Ethiopia». «IV populi… et unusyeka Mongol, id est Magni Mongoli vocantur» Piano Carpini, cap.7 et 5.

Любопытно, что крестоносцы знают в Пруссии название «Maior et Minor Barthia» (область бартов вокруг Бартенштейна и Алленштейна) й документе 1251 г. «nemus, quod Majorem Bartam dividit et Minorem» (Codex Warm. I, №26), и у Петра Дуисбурга, писавшего около 1326 г. «Barthia Minor et Major». Lownianski H. «Studya II, p.6–9. Wilno. 1932.

«De Russia, de Moxel et Maiore Bulgare et Pascatir quae est Maior Hungaria», «christiani Rutenorum, Blacorum, Bulgarorum Minoris Bulgariae». Rubruquis, p.168,

«La provincia de Russia e grandissima e divisa in molte parte» «Чтения» за 1848 г. №1.

См. Ипатьевская летопись под 1206 г. В сентябре 1330 г. в записи Митрополита Феогноста всея Руси о его поездке в Западную Русь отмечена дань «от Малого Новгорода 20 гривен» Изв. Общества русского языка ИАН, XXI, стр. 58. 1916.

Ad ducem Magnae Lodomeriae Erben. cit.

Голубинский Е. «История русской церкви». Т.II, стр.96.

Cod. Paris, 1366, л. 294, РИБ. Т.VI. Прил. стр.15. В этом счёте не хватает 19-й епархии: очевидно, это Новгород Литовский, ещё не ставший митрополиею, но уже отделившийся от Великой России как вполне и издавна подчинённый языческой Литве.

РИБ. Т.VI, стр.16. Дата опять неточна, ибо в 1317 г. не было ещё патриарха Иоанна Глики. Надо её дополнить γδωϰε (6825), что даст 1317 год.

«Parva Nogardia» у прусского хрониста Петра Дуйсбурга под 1314 годом, «Mikron Onougraten» в указанной выше записи 1330 года.

См. сборник «Болеслав-Юрий II, князь всей малой Руси». СПБ. 1907.

Quod ecclesia Lubocensis in partibus Minoris Galathe que Ruscia nuncupnlur, in loco videlicet Flandemeria ab antiquo extitit situata. A.Theiner «Monumenta Poloniae ecclesiast», I, №376.

См. статью A.O.Лаппо-Данилевского в указанном сборнике «Болеслав-Юрий II».

Ва1zег О. «Krolewstwo Polskie», I, sir.48. Lwow 1918; Kefrzenski St. «О krolewstwie wielkopolskiem», «Przeglad Historyczny», 1909, str.25; Кrzyzanowski J. «Regnum Poloniae», Sprawozdanio Akademyi Umiej, Krakow 1909, 5 i 1915, 9.

Названия «Wielka i Mala Polska. Wielkopolanie i Malopolanie» были в ходу ещё в XX веке. После присоединения Галиции к Польше в 1919 г. польские шовинисты стали официально называть ее «Восточная Малая Польша» (Wsehodnia Malopolska), так же как прусское правительство после третьего раздела Польши назвало Варшавскую область «Новой Южной Пруссией» (Neu Sud Preussen).

Miklosich — Muller. Acta Craeca, I, 264–265; РИБ. T.VI, Приложения, стр. 21 и 25.

Ibidem. I. 265–266; РИБ. Т.VI. Прил., стр.29 сл.

Rhalli-Potli. Syntagma, V.496. В этом списке опять нет Малого Новгорода, который так и не подчинился митрополии всея Руси.

Miklosich — Muller. I, 351.

Miklosich — Muller. I, 426.

В соборном определении 1389 г. говорится, что «так как великая Русская земля разделена на многие и различные мирские княжества, то божественные отцы установили там единственную власть духовную, за невозможностью привести к единству власть мирскую, т.е. считая, что единый для всех митрополит будет как бы связью» (РИБ, Т.VI).

Соловьёв А. «Белая и Чёрная Русь». Сборник Русского археологического общества в Югославии. Т.III. стр.4. 1940.

Карамзин Н. «История государства Российского». Т.V. 216.

Prohaska W. «Codex epistolaris Vitoldi», p. 543.

«Et n'ont les Russes de la Grant Russie d'autree seigneurs». G. de Lannoy, p.33, ed. 1878. В патриаршей грамоте 1401 г. говорится: «Митрополит Галиции имеет право соборне рукополагать епископов в Малой России», как, например, в Белгороде, т.е. в Аккермане (Мiklоsiсh — Мullег, II, р.259. Грушевский М. Т.III. стр.279).

http://rusrand.ru/analytics/velikaja-malaja-i-belaja-rus

Карты:

http://fs.nashaucheba.ru/docs/420/index-74721-1.html?page=21
Рубрики:  мыслители и я с ними
история и истории
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку