-Метки

ЛАВ СТОРИ артефакты боги богини британии британия быт и нравы быт и нравы вампиры ведьмы великие люди гарри поттер гарри поттер и все все все гербы город муром города дамы демоны дикая охота драконы загадки замки известные люди инквизиция интересная информация ирланская сказка искусство историческая зарис историческая зарисовка история история жизни канцлер ги кельтика клады кошки кошки фото культ мертвых легенда легенды люциус малфой магия мельница мистика мифология мое творчество монстры мудрость музыка неведомые миры неведомые существа необычные существа нечисть оружие осень средневековья пираты познавательная информация полезная информация правители правители дамы праздник призраки прикол просто красиво прсто красиво рассказ русалки святые северус снейп символы сказка сказки стихи страшилки тамплиеры фото франция фэнтези храмы цветы эльфы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Богомолка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 78314


Небольшой рассаз о великом государе

Вторник, 31 Мая 2011 г. 19:51 + в цитатник
4v27n09-13127389fig03 (449x486, 67Kb)

Митридат VI Евпатор, великий владыка Понтийского царства и один из самых непримиримых врагов Рима, оставил в наследство историкам так много вопросов, что их окончательное решение, наверное, сегодня почти так же далеко от завершения, как и в момент начала изучения его бурной жизни. Одна из таких проблем – определение места этого царя в ряду других властителей эллинистического востока. Ведь Митридат VI заметно отличается как от “классических” эллинистических царей, так и от парфянских или армянских владык. Данный вопрос ставился в историографии неоднократно, однако его многочисленные грани заставляют возвращаться к нему вновь и вновь.
В одной из своих недавних работ крупнейший современный исследователь истории Митридата Евпатора Б.Макгинг так выразил господствующее сейчас в науке, и совпадающее с его личным, мнение по этому вопросу: “Эллинизм Евпатора включает в себя столько аспектов, что мы можем не удержаться от искушения думать, будто он и его семья во всех отношениях стали греческой династией, засомневаться, не стало ли царство Митридата во всех отношениях греческой монархией. Я хотел бы подчеркнуть здесь, что иранские начала продолжал сохранять свое значение на всем протяжении царствования Митридата Евпатора”
Соглашаясь в целом с таким взглядом на проблему, автор данной статьи все же видит ряд аспектов, которые необходимо разобрать более подробно, для того чтобы выявить представления самого Митридата VI и его отношение к своим иранским корням и эллинистическим заимствованиям. Нагляднее всего, по нашему мнению, эти аспекты будут видны при разборе имеющихся свидетельств о семье понтийского владыки. Причем именно о его семье, так как более ранние напластования, связанные с предками Митридата VI, как не связанные с его волей и поступками, останутся за пределами настоящего исследования.

Жены Митридата VI Евпатора

Согласно устоявшейся в Понтийском царстве брачной традиции, местные монархи выбирали себе жен из своих сестер или селевкидских принцесс, как правило, носящих имя Лаодика(2) . Родство с Селевкидами, разумеется, повышало международный авторитет страны и степень эллинизации понтийского двора, что сказывалось, естественно, и в брачной сфере. Браки с родными сестрами также не были признаком варварства, Лагиды, например, которых никто и никогда не называл варварами, использовали этот обычай весьма часто(3), практиковалась такая форма брака и в правящем доме Селевкидов.
Не отошел от этой традиции и Митридат VI Евпатор: известно, что он женился на своей сестре Лаодике. Возможно, что до брака эту царевну звали иначе. Дело в том, что у Митридата VI была и другая сестра по имени Лаодика (о ней смотри ниже), и потому маловероятно, чтобы в одной семье одновременно детей называли одним именем; затруднительно даже привести такой пример.
Брак Митридата VI Евпатора и его сестры Лаодики, видимо, был возможным компромиссом царя с противоборствующей дворцовой группировкой во главе с его матерью, – группировкой оттесненной от власти, но до конца еще не побежденной. Брак заключался, исходя из возраста Митридата VI, уже после лишения власти вдовы Митридата V Эвергета. Получая в жены сестру, Митридат VI (возможно, наоборот, его оппоненты) желал видеть в ней старшую женщину понтийского царского дома, а такая по традиции носила селевкидское имя Лаодика. Для той эпохи имя имело громадное пропагандистское значение: так, например, одним только изменением имени Митридат VI и Никомед III придавали легитимность власти посаженным на престол других стран (Каппадокии и Пафлагонии соответственно) своих собственным детям. Это, вероятно, объясняет наличие в источниках двух дочерей с одинаковым именем у одного отца, а возможно и одной матери, так как они (Лаодики) обе они стали царицами, и значит обе были законными царскими дочерьми(5) .
Подтверждением этой версии может послужить и сюжет об измене Лаодики Младшей Митридату VI Евпатору, попытке его отравления и последующей казни ее и других виновных в этом. Здесь отчетливо виден заговор, реальный или придуманный, итогом которого стали казни виновных или неугодных царю лиц. Более того, есть версия, согласно которой сама поездка Митридата VI по Азии, во время которой и начались эти события, была вызвана слабостью царя, фактически вытесненного из своего дворца. Из сообщений Юстина и Саллюстия следует, что Лаодика была казнена, однако в историографии существует мнение, что это не так, а сообщение о казни Лаодики есть следствие враждебной Митридату VI проримской литературной традиции(6) . Во всяком случае, после смерти Лаодики Mитридат VI Евпатор не выбирает себе в жены другую сестру, хотя, как явствует из источников, они у него были, причем, вероятнее всего, хотя бы некоторые из них находились в том возрасте, когда еще могли иметь детей (подробнее об этом см. ниже).
Сыном Митридата VI и Лаодики, о котором сообщает Юстин, по мнению Т. Рейнака, был будущий царь Каппадокии – Ариарат IX(7) . Родился Ариарат IX – впрочем, при рождении он тоже наверняка получил другое имя – в 109/108 г. до н.э., а в восьмилетнем возрасте он стал царем Каппадокии, то есть в 100/101 г. до н.э.(8) . Этот Ариарат помогал Митридату VI в войне за Каппадокию, а позднее был им отравлен.
Т.Моммзен в своем ярком портрете Митридата VI дает короткое, но весьма характерное замечание о гареме царя, видя в этом один из признаков его азиатского образа жизни(9). Т.Рейнак сравнивает гинекей Митридата VI с султанским сералем, уподобляя разницу в статусе жен и наложниц установленным в гаремах турецких султанов различиям в положении султанш и наложниц. Большинство последующих авторов приняли без возражения эту точку зрения или прошли мимо.
Однако необходимо отметить то, что все остальные жены Митридата VI, кроме Лаодики, были гречанками, и ни одна из них не происходила из царской семьи. Царь практиковал браки с простолюдинками, как это было принято у пергамских Атталидов(10). Видимо, Митридат VI хотел таким образом получить поддержку граждан полисов, ранее входивших в Пегамское царство, а теперь находящихся в римской провинции Азия.
Итак, из источников нам известны имена пяти женщин Митридата VI, статус которых либо точно царский, либо близок к нему:
1. Лаодика (о ней см. выше); 2. Монима; 3. Стратоника; 4. Береника; 5. Гипсикратия. Проанализируем все доступные сведения о них.
Монима из Стратоникеи. Как передает Плутарх о Мониме: “...когда в свое время царь домогался ее благосклонности и послал ей 15 000 золотых, она на все отвечала отказом, пока он не подписал с ней брачный договор и не провозгласил ее царицей, прислав диадему”(11). Отец Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом, что, видимо, было одним из условий брачного контракта. Во время антимитридатовского восстания в Эфесе Филопемен, скорее всего, погиб, так как известий о его деятельности мы больше не имеем. Брак между Митридатом VI и Монимой состоялся, видимо, около 88 г. до н.э., в период наивысших успехов царя в первой войне с Римом.
Чувства царя к Мониме были, вероятно, действительно сильными; подтверждает это и свидетельство Плутарха об обнаруженной Помпеем в Новой крепости “непристойной” переписки царя и его супруги.
Дальнейшая судьба Монимы печальна: чтобы она не попала в руки римлян, ее по приказу царя убивают.
Стратоник. В отличие от Лаодики и Монимы, статус которых может быть с точностью определен как царский, положение Стратоники неизвестно. Плутарх называет ее наложницей, Аппиан не знает, наложница она или жена, Дион Кассий называет ее женой.
Стратоника, которая заменила Мониму в сердце царя, была совершенно не знатного рода. Рассказывая о ее знакомстве с царем на пиру, Плутарх подчеркивает низость ее рода и даже не называет имя ее отца, молчат об этом и другие наши источники. Неизвестен и город, из которого она происходила.
Тем более удивительно в этой связи, что Митридат поручил Стратонике управление крепостью с сокровищницей. Стратоника передала крепость и сокровища Помпею в обмен на обещание сохранить жизнь ее сыну от царя – Ксифару. Митридат, узнав об этом, чтобы наказать изменницу, казнил Ксифара. По мнению Т.Рейнака, поступок Стратоники объясняется ревностью к положению, которое заняла возле царя Гипсикратия(12).
Дальнейшая судьба Стратоники нам неизвестна, однако, учитывая, то обстоятельство, что Помпей оставил в ее собственности большую часть сокровищ Митридата VI, не будет преувеличением сказать, что остаток жизни она провела в достатке.
Береника из Хиоса. Ее имя упоминается только в тексте Плутарха. Описывая трагедию в Фарнакии, когда жены и наложницы царя убивали себя по его приказу, чтобы не попасть в руки римлян, Плутарх сообщает и об отравившихся Беренике и ее матери.
Гипсикратия. Об этой женщине нам известно, что она сопровождала Митридата VI после его поражения от Гнея Помпея. Гипсикратия была одета как персидский воин и вела себя соответствующим образом, ухаживая за царем и его боевым конем. Плутарх называет ее наложницей, Валерий Максим, Евтропий и опирающийся на него Фест – женой царя.
Ее функции при царе были столь необычны, что Митридат VI называл ее не Гипсикратией, а Гипсикратом. Это обстоятельство, а так же намек на симпатию царя к красоте молодого человека, позволили даже высказать предположение о нетрадиционной ориентации понтийского владыки, что представляется нам совершенно невероятным.
По сведениям Валерия Максима, Гипсикратия сопровождала царя во время его похода на Боспор, но далее следы ее судьбы теряются. Из сочинения Орозия известно, что прежде, чем умереть, Митридат VI дал яд женам и наложницам, но была ли среди них Гипсикратия, нам неизвестно.
Образ Гипсикратии, попавший в сочинения античных авторов, близок к образу мифологических женщин-воительниц амазонок; возможно, это связано с тенденцией подражания Митридата Александру Македонскому, который, как известно, по легенде вступил в брак с царицей этих воительниц.
Итак, Стратоника, Береника и Гипсикратия – кто они: жены или наложницы? Анализ источников скорее склоняет нас ко второй версии. Именно этот статус определяет для них Плутарх, который, как известно, опирался, описывая азиатскую компанию Помпея, на сочинение Теофана Митиленского. В данном случае этот источник для нас надежен, так как Теофан сопровождал Помпея в этом походе и вне всяких сомнений был в курсе этих подробностей. Сомнение вызывает лишь Стратоника, которой царь доверил строго секретную информацию о тайной сокровищнице (об этом подробнее смотри выше). Ответ, как нам кажется, есть у Аппиана, который сообщает, что Митридат “будучи столь благоразумен и вынослив, имел только одну слабость – в наслаждениях с женщинами”.
Разумеется, кроме пяти вышеперечисленных жен (наложниц), Митридат VI заключал довольно длительные любовные союзы и с другими женщинам. Так источники сообщают нам о некой Адобогион, наложнице Митридата VI и, возможно, матери его сына, известного под именем Митридата Пергамского. Эта Адобогион, галатка судя по имени, впоследствии была супругой галатского тетрарха Менодота (13).
Tакже существовали и другие наложницы, чьи имена неизвестны; они были дочерьми знатнейших людей царства, именно их освободил и отправил к родным Помпей. Аппиан говорит о том, что “евнух Бакх... убил его (Митридата – К.Г.) сестер, жен и наложниц”. О “скифских женах” Митридата VI, проведенных в триумфе Помпея, сообщает и Плутарх. По Орозию же какие-то жены и наложницы Митридата умерли вмести с ним. Если учесть, что сведения о женах и наложницах Митридата VI в основном относятся к периоду окончания Третьей Митридатовой войны, то смело можно предположить наличие многих других, сведения о которых либо не дошли до нас, либо вообще не попали в историю.
Существовали, видимо, и дети Митридата VI от наложниц, но законными они не считались. Именно таким должен быть Митридат Пергамский, сын Адобогион, а также Архелай, сын одноименного понтийского стратега, утверждавший, что он на самом деле сын Митридата VI Евпатора. Считать, исходя из современного состояния источников, что их отцом был именно Митридат Евпатор, как и обратное, бездоказательно.
Как мы видим, в вопросе выбора жен, Митридат VI ориентировался на женщин не царского происхождения(14). Кроме своей сестры Лаодики, он не заключил брачный союз ни с одной принцессой. Видимо, поддержка греков римской провинции Азии, из которых происходили его жены, была ему важнее, чем союзы с Вифинией, Египтом, Парфией или какими-либо другим царствами. Возможно, Митридат VI Евпатор не желал получать жену из рук ее родственника – царя, так как, становясь в таком случае его зятем, он как бы подпадал под чью-то, пусть даже чисто номинальную, власть.
Многоженство же характерно не только для понтийского владыки, более того, здесь напрашивается прямая аналогия с Александром Маке-донским которому Митридат VI Евпатор стремился подражать во всем, и даже македонским царским домом вообще.
Автор настоящей статьи больше склоняется к версии, согласно которой Митридат VI Евпатор был настолько женолюбив, что исходил в матримониальных вопросах исключительно из собственных желаний, а не каких-то дальновидных политических расчетов. Это обстоятельство приближает его к классическим эллинистическим монархам, многие из которых также имели значительное количество любовниц, но никогда большей одной (разумеется, одновременно) главной жены, происходящей из влиятельного царского дома. Расселение же этих женщин в охраняемом дворце выглядит абсолютно естественным, и наверняка та же практика существовала и при других царских дворах эллинистического мира; следовательно, видеть в этом что-то типично ориенталистическое безосновательно(15).

Сестры Митридата VI Евпатора

Античные авторы донесли до нас имена пяти сестер Митридата VI: 1.Лаодика I; 2.Лаодика II (о ней см. выше); 3. Роксана; 4. Статира; 5. Ниса.
Лаодика I – жена каппадокийского царя Ариарата VI. Точная дата и обстоятельства этого брака неизвестны. Традиционно считается, что он последовал за упоминаемым Аппианом вторжением Митридата V Эвергета в Каппадокию(16). Согласно Помпею Трогу Лаодика I после смерти мужа правила совместно с сыном Ариаратом VII, затем вышла замуж за вифинского царя Никомеда III(17) и помогала ему захватить Каппадокию. После вторжения в страну войск Митридата она, видимо, была вынуждена отправиться в Вифинию к своему новому мужу(18).
Роксана и Статира. О них известно, что они укрывались в Фарнакии, когда Митридат, опасаясь, что они попадут в руки римлян приказал им умереть. Царь не выдал их замуж и они “засиделись в девицах до сорока лет”(19).
Ниса. Еще одна сестра Митридата VI была заключена им в одну из крепостей и освобождена Лукуллом. Возможно, именно она была впоследствии проведена в триумфе Помпея, хотя это вызывает удивление: ведь, освободив Нису, провести ее в своем триумфе должен был Лукулл. Поэтому не исключено, что у Митридата была и шестая сестра, носящая неизвестное нам имя.
Таким образом, мы видим, что Митридат VI не выдал замуж ни одну из своих сестер, более того, скорее всего, все время его правления они были изолированы от двора. Причина здесь видимо кроется, в личностных особенностях понтийского владыки, претерпевшего от двух своих сестер (Лаодики I и Лаодики II) крупные неприятности. Здесь мы более отчетливо видим “восточный деспотизм”, но ведь и в Сирии, и в Египте сестры монархов полностью зависели от их воли.

Сыновья Митридата VI Евпатора 

Античные авторы донесли до нас имена одиннадцати сыновей Митридата VI Евпатора: 1. Артаферн; 2. Махар(21) ; 3. Фарнак; 4. Ксифар; 5. Дарий; 6. Ксеркс; 7. Оксатр; 8. Митридат Младший; 9. Аpкафий; 10. Эксиподр; 11. Ариарат (o нем смотри выше).
Как мы видим, сыновья Митридата Евпатора, в отличие от его жен, все имеют персидские имена. Этот факт говорит в пользу господства ориентализма в семье понтийского царя, но, возможно, это просто дань религиозной традиции.
Четыре младших сына, захваченных в восставшей Фанагории, имеют традиционно персидские имена: Артаферн, Дарий, Ксеркс, Оксатр. Tак как имена свои они получили в период расцвета деятельности Митридата Евпатора, то можно сделать вывод, что имена давались им для иранцев, а не для греков, для которых они могли выступать под какими-либо греческими эпитетами, подобными тем, что имел сам Митридат Евпатор.
Во время первой войны против Рима, уже взрослыми были Mитридат Младший, Aркафий и также Aриарат. За ними, вероятно, следовали Aртаферн, родившийся в 104 г. до н. э., Maхар и Фарнак, родившийся в 97 г. до н.э. и Ксифар. Наконец, далее следовали сыновья захваченные во время мятежа в Фанагории. После этого мятежа Mитридат убил другого своего сына Эксиподра: сведения об этом передает Орозий, другие же авторы о нем не сообщают. Мы мало знаем об Артaферне, но он тем не менее упомянут в триумфе Помпея.
Как непреложно следует из источников, царевичей используют по мере их взросления на административных и военных должностях. Митридат Евпатор даже передает им часть своих полномочий, когда находиться в отлучке. Митридат стремиться пресечь династические распри. Тем не менее, существуют указания, чтобы подозревать, что такие вещи все же случались. Мы знаем из Плутарха, что пока Митридат был в Пергаме, он назначил правителем других территорий одного из своих сыновей, которому были выделены Понт и Боспор. Вероятно, это был Митридат Младший.
Во-первых, именно он взял отцовское имя, традиционное для династии, что уже не было случайным, и могло указывать, на его статус наследника. Во-вторых, Митридат Младший был около своего отца в Азии и воевал против Фимбрии, пока другой старший сын Aркафий находился в Греции.
Можно попытаться вычислить, кто из жен Митридата Евпатора являлась матерью того или иного его ребенка, сопоставляя год брака с ними царя и год, когда он взял новую жену, но вряд ли для реконструкции такой метод вполне надежен.

Дочери Митридата VI Евпатора

Своих многочисленных дочерей Митридат VI, использовал, как это и было принято в то время, “по прямому назначению”, то есть выдавал их замуж за своих союзников, закрепляя, таким образом, политический договор брачными узами. Митридат VI становился тем самым тестем, а, следовательно, старшим в заключенном союзе, что естественным образом повышало его международный авторитет. К тому же, передача дочери ее новому господину – мужу, видимо, расценивалась, как весьма ценный, поистине царский подарок: ведь ценность женщины, происходящей от столь могущественного владыки, была неизмеримо выше, чем любой другой. Как мы увидим, все эти аспекты брачных отношений Митридат VI использовал весьма умело, приобретая взамен отданной дочери большие политические дивиденды. В этом отношении, нельзя не согласиться с высказыванием испанского исследователя Л.Бальестерос Пастора: “Относительно дочерей можно сделать вывод, что Митридат использовал их, как инструмент в своей внешней политике”.
Митридат VI, прекрасно осознавал, что его дочери – это его капитал; это видно хотя бы из того, что, оставив жен и сестер в впоследствии захваченной римлянами Фарнакии, дочерей он увез с собой на Боспор.
Всего дочерей, известных нам поименно из сохранившихся античных источников у Митридата VI было 8: 1.Дрипетина. 2. Клеопатра I. 3. Афинаида. 4. Митридатис. 5. Ниса. 6. Клеопатра II. 7. Евпатра. 8. Орсабарис.
Дрипетина. Год ее рождения нам неизвестен, но, видимо, это самая старшая законная дочь Митридата VI, так как Валерий Максим сообщает, что она была рождена Лаодикой, сестрой-женой царя. Дрипетина из-за болезни была оставлена Митридатом VI в крепости Синория под надзором верного евнуха Менофила. Предательство гарнизона крепости, открывшего ворота легату Помпея Манлию Приску, вынудило Менофила убить Дрепентину, а затем и себя, что бы не попасть в руки врагов
Клеопатра. Клеопатра была выдана замуж за царя Армении Тиграна II в 94 г. до н.э.. Год ее рождения нам не известен. Союз с Тиграном II, скрепленный браком, оказался весьма выгодным для Митридата VI. Что же касается Клеопатры, то она, вероятнее всего, имела при дворе своего супруга достаточно влиятельную позицию.
Афинаида. Следующей за ними по старшинству нам известна дочь Митридата VI, просватанная за царя Каппадокии Ариобарзана I. Аппиан сообщает: “Сочтя недопустимым, что ведется война против Митридата, заключившего договор с римлянами, Сулла отправил Авла Габиния, чтобы передать Мурене прежний строгий приказ не воевать с Митридатом, а Митридата и Ариобарзана примирить друг с другом. При этой встрече Митридат просватал свою четырехлетнюю дочь за Ариобарзана, и под этим предлогом он договорился владеть тем, что из Каппадокии было в его руках, а сверх этого присвоил и другие части этой страны, угощал всех и назначал всем денежные награды за лучшие тосты, угощения, шутки и песни, как он это обыкновенно делал. Только один Габиний не прикасался ни к чему. Так прекратилась вторая война Митридата с римлянами приблизительно на третий год”.
Видимо, малолетняя дочь Митридата VI была просватана не за старика Ариобарзана I, а за его сына и наследника Ариобарзана II, так как из писем Цицерона нам известно, что матерью Ариобарзана III была дочь Митридата VI – Афинаида. Этот брак, как и брак другой его дочери, Клеопатры, принес Митридату VI неплохие политические дивиденды в виде некоторой части территории Каппадокии.
Помолвка, судя по тексту Аппиана, состоялась в самом конце Второй Митридатовой войны в 82 г. до н.э. Имя принцессы указывает на Афины, ставшие на сторону Митридата VI. Назвать дочь Афинаидой Митридат VI мог только до их падения, которое произошло 1 марта 86 г. до н.э. Следовательно, а это подходит и под свидетельство Аппиана, Афинаида родилась зимой – весной 86 г. до н.э.
Миридатис и Нисса. Они должны были вступить в брак с Лагидами, царями Египта и Кипра соответственно. Но браки, по причине поражения Митридата VI в войне с Римом не состоялись. Обе дочери находились с отцом до последнего момента и в 63 г. до н.э. отравились, что бы не попасть в руки римлян.
Клеопатра II. Об этой дочери Митридата VI известно, что она находилась в Фанагории, в момент восстания этого города против царя. Однако, в отличие от остальных детей царя, она не растерялась и оказала сопротивление мятежникам. Восхищенный ее мужеством, Митридат послал ей помощь и тем самым спас ее. Дальнейшая судьба Клеопатры II неизвестна. Нет никаких сомнений, что эта женщина не та Клеопатра, которая была выдана замуж за царя Армении Тиграна II – это другая дочь понтийского владыки. Имя же она, возможно, получила после смерти последней, уже будучи взрослой. Если это так, то Митридат VI готовил ее к браку с кем-то из “сильных” царей, придав ей заменой имени на более значимое больший вес.
Евпатра и Орсабарис, которые были проведены в триумфе Помпея. Возможно, что Орсабарис была захвачена, вместе с другими безымянными для нас дочерьми Митридата VI, которых он отправил в качестве невест для своих будущих скифских вождей – союзников. В создавшейся на тот момент политической ситуации для Митридата это был бы весьма удачный альянс. Но сопровождавшие принцесс воины выдали их римлянам. Евпатра же была захвачена и также выдана римлянам восставшими фанагорийцами во главе с Кастором.
Ряд имен дочерей Митридата VI греческие, ряд персидские, некоторые образованы от его имен (Митридатис и Евпатра), симптоматично отсутствие имени Лаодика. Это, видимо, связано с желанием царя перемешать имена и быть одинаково “своим”, как для греков, так и для коренного населения Понта. В отличие от сыновей царя, имеющих исключительно персидские, в основном царские имена, греческие имена его дочерей имеют чисто селевкидское происхождение.

Другие родственники Митридата VI Евпатора

Интересно, что имя единственного известного нам родственника Митридата(24) , состоявшего с ним не в первой степени родства, греческое– Феникс. Этот человек командовал передовым отрядом армии Митридата против Лукулла, а затем перешел на сторону римлян . Это сообщение Аппиана, наводит некоторых современных исследователей на мысль, что и другие родственники царя могли занимать высокие военные и административные посты. Подтверждением этому служит также то, что отец одной из жен Митридата – Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом Однако это абсолютно ничего не дает для нашего исследования, так как такое положение дел естественно как для двора любого восточного владыки, так и для системы управления самых классических эллинистических государств.

Подводя итог данному исследованию, можно отметить, что семейная “политика” Митридата VI Евпатора, в общем, была традиционной для эллинистических владык, хотя и имела некоторые отличительные признаки, вызванные не столько “ориентализмом” царя, сколько его личностными особенностями, которые, конечно, во многом основывались на его иранских корнях. Для нас же важно, что в глазах греков Митридат в том, что касалось его семейных дел, выглядел почти так же, как и другие классические эллинистические монархи.

Рубрики:  История
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Karinalin   обратиться по имени Вторник, 31 Мая 2011 г. 20:29 (ссылка)
спасибо, интересно))
Ответить С цитатой В цитатник
Плерома   обратиться по имени Вторник, 31 Мая 2011 г. 22:30 (ссылка)
очень интересный исторический анализ, замечательная статья!
Прочитала с огромным интересом, зацитирую с Вашего позволения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 01 Июня 2011 г. 05:40ссылка
Плерома, Конечно цитируй, милая. Этот царь очень интересная личность
sspena   обратиться по имени Среда, 01 Июня 2011 г. 10:30 (ссылка)
О, Боже! Как все непросто))) Ну и жук был этот Митридат)) Хотя.. Скорее всего они почти все тогда такими были))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 01 Июня 2011 г. 12:41ссылка
sspena, Как говориться - о времена о нравы.
Akmaya   обратиться по имени Среда, 01 Июня 2011 г. 13:58 (ссылка)
спасибо, интересно)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Galadriel999   обратиться по имени Четверг, 02 Июня 2011 г. 13:26 (ссылка)
Интересно, Евпатория не в его честь названа?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ell_BAGIRA   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 14:08 (ссылка)
богомолка, Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Июня 2011 г. 15:36ссылка
ell_BAGIRA, Всегда пожалуйста, дорогая
M_a_r_u_l_y_a   обратиться по имени Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 13:28 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 15:06ссылка
M_a_r_u_l_y_a, Спасибо за сердечко, дорогая
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку