Книга Фредерико Чизлиеро (Frederico Ghisliero) 1587 года по фехтованию |
Это мой перевод статьи «Introduction to Frederico Ghisliero’s Rapier Text of 1587», выложенной по здесь. Перевод выполнен в силу моих скромных познаний в английском :)
Собственно Статья переработана при переводе. Я оставил только то, что непосрдственно относиться к книге, убрав все что лично мне было на тот момент (да, в общем то, и сейчас) неинтересным
Regole do molti cavagliereschi esserciti, или «Правила многих рыцарских искусств» - небольшой текст конца 16 века, написанный молодым воином и фехтовальщиком Фредерико Чизлиеро. Эта книга увидела свет в 1587 году. В настоящее время существует четыре копии этой работы в двух вариантах, имеющие абсолютно разные предисловия и посвящения. Первоначально книга была без иллюстраций, но с инструкциями автора. В последствии иллюстрации были добавлены, причем нет ни какого сомнения, что автор лично контролировал их выполнение, поскольку они точно передают содержание его инструкций. Очевидно в дальнейшем книгу планировалось дополнить еще рисунками и диаграммами, но 30 из них так и не появились из-за дороговизны работы (Чизлиеро так и не нашел себе покровителя среди «Сильных мира сего»).
Фредерико Чизлиеро был родом из Болоньи и происходил из знатного рода. По роду своих занятий он являлся солдатом, а не фехтмейстером. Фредерико умер в 1619 году в Турине, сделав блистательную военную карьеру. Биографы полагают, что его перу также принадлежали работы по фортификации, артиллерии и осаде, но они были утрачены в 1904 году.
Свою книгу Чизлиеро открывает рассуждениями о полезности искусства фехтования, способного даже из робкого человека сделать смельчака и помочь тому, кто преуспел в нем, победить более сильного противника. Следует отметить, что не смотря на то, что тяжелое холодное оружие еще применялось на войне, дворяне, в вопросах фехтования, после 1500 года перестали интересоваться чем-либо, кроме рапиры, считая все остальное несоответствующим своему статусу. Будучи солдатом, а не дуэлянтом, Чизлиеро понимал полезность безоружного боя, искусства владения двуручным мечем, копьем и боевым молотом в подготовке бойца. «Правила» Чизлиеро довольно сложное и запутанное руководство с обильным использованием евклидовой геометрии, но при этом они остаются применимыми на практике.
Иллючтрация из трактата Ф. Чизлиеро.
Обратите внимание на концентрические круги, диаметры и хорды
Наибольшее место в «Правилах» занимает описание работы с мечём (spada) – ранней рапирой – в паре с леворучным кинжалом. Техника базируется на «четырех окружностях» и «трех пропорциях» (движения тела, рук и ног). Относительно манеры боя Чизлиеро пишет: «Никогда не атакуй, не обезопасив себя и никогда не защищайся без контратаки».
При использовании кинжала Чизлиеро советует держать рапиру выше оружия противника и смотреть на клинок (эфес) его раиры
Обратите внимание на клинки, эфесы, позиции ног и центральную фигуру, показывающую отвод клинка рукой
Чизлиеро, подобно другим авторам той эпохи, уверен в превосходстве укола над рубящим ударом (хотя он и перечисляет восемь направлений для рубящих ударов – в его схемах только шесть линий атак, в то время как у Marcelli, писавшего свою работу в 1696 для работы более легкими колющими клинками, таких линий 13). В своих рекомендациях по позиции тела в бою, Чизлиеро исходит из того, что схватка может произойти где угодно и при любой погоде – например, в грязной подворотне под проливным дождем. Поэтому Чизлиеро советует распределять вес равномерно, стоять всегда в правосторонеей стойке и всегда контратаковать после парирования.
Меч и баклер в данной работе также описывается, но эта техника, в принципе, не отличается от такоыой у Агриппы.
Обратите внимание на концентрические круги , «в полтемпа» каждый, позиции ног, направление взгляда и положение руки с плащем
Мечи, изображенные в книге, с интересной особенностью – они довольно тонкие и с простым перекрестьем без дополнительных элементов. Хват показан с указательным пальцем, охватывающим гарду. Для леворучного кинжала показан классический хват с пальцем на ecusson. Довольно интересное положение рук при использовании плаща в паре с мечем – левая рука, обернутая плащем, накладывается на «ложное» лезвие как для усиления при парировании, так и для атак.
Чизлиеро можно считать единственным итальянским мастером клинка, который сумел понять принцип Карранза, описанный им в книге, выпущенной в 1582. Но если стиль Карранза был «циркулярным», с бойцами движущимися по окружности с разных сторон диаметра, то у Чизлиеро «радиальным», с бойцами движущимися вдоль радиусов концентрических кругов. Чизлиеро делит свои круги четырмя хордами, соответствующим шагам фехтовальщика (идея, которую позже разовьет Тибальт). Следует признать, что идею «перемещения в круге» Чизлиеро высказал на несколько лет раньше, чем Нарваез.
Чизлиеро составил список из семи «теорем искусства фехтования» или «условикй боя»: человек (боец), действие, движения человека, шпага для атаки, кинжал (дага) для защиты, местность (улица), методы атаки и защиты, а также победы. Он выделял три типа движения в бою: движение рук, движение ног и движение всего тела. В его работе выделяется три типа передвижений в бою: в полтемпа, в полтора темпа и в два темпа. Интересно, что Чизлиеро показывает работу ног в двух позициях: классической «L»-образной и в «боксерской», когда задняя нога развернута под углом в 450. Также у него встречается позиция, когда боец развернут на 450 к линии атаки, как в средневековых трактатах.
Чизлиеро был одним из немногих авторов, обьединявших на гравюрах из своих трактатов сразу несколько рисунков фехтовальщиков в различных позах, демонстрируя, таким образом, последовательность движений. Больше всего обращает на себя внимание центральная фигура на одной иллюстрции – на ней классический отвод левой рукой клинка противника при защите от укола. Чизлиеро в иллюстрациях, как и в тексте, много внимания обращает на «правильный взгляд» во время боя (он ясно дает понять, что смотреть надо на линию эфес-рука-грудь притивника, но никак не на лицо). Подобно Агриппе и Ди Грасси, Чизлиеро также рассуждает об наиболее выгодных углах для уколов в его системе фехтования.
Хотя книга написана воином и для воинов, она содержит также существенное количество информации по выступлениям на турнирах, «призовым боям» и тренировочным упражнениям. Интересно, что в 1642 г. Нарваез ссылался на Чизлиеро как на одного из лучших мастеров «призовых боев».
В своей работе Чизлиеро учел опыт боев, точнее боев в городе, подробно разобрав бои на улицах и даже ввел понятие «улица» как одного из факторов, влияющих на тактику фехтовального поединка. Это делает его книгу полезной не столько дуэлянтам, сколько жителям городов как учебника по самозащите.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |