Ритуальные жертвы и их недостаточность в Упанишадах
|
|
Вторник, 02 Августа 2011 г. 10:49
+ в цитатник
Воистину всё связано в этом мире: последняя вещь Есенина, которую я помню с арийского совершеннолетия как молитву, заставила меня на часок оторваться от именинника и вернуться к Ведам. Но чтобы понять центральную мысль философии Упанишад, мне прийдётся немного отклониться, а точнее вернуться к тем местам в Ведах, где жертва является оним из 3-х необходимых условий шествования Атмана по ступеням лестницы духовного роста: почитать Бога (богов), совершать жертвы и чтить предков (петаров).
Ведийская вера в жертвоприношение была серьёзно поколеблена Упанишадами, которые смело объявили, что жертвоприношениями (т.е. кармической деятельностью) нельзя достигнуть высочайшей Цели (Парамагатим), - Бессмертия и Свободы от страданий. В "Мундака-Упанишаде" говорится, что эти жертвоприношения подобны плотам, которые дали течь, и те глупцы, которые считают их лучшим средством, страдают и умирают. Выполнение ритуалов в лучшем случае может обеспечить временное пребывание на небесах (сварга), но когда заслуженная в этом мире награда-заслуга (пунья) исчерпана, тогда происходит новое рождение в сансаре этого бренного мира. Более глубокое значение, однако, придаётся жертвоприношению, когда отождествляются поклоняющееся личности и боги, которым поклоняются. То есть, не осуждаются только те жертвенные акты, в процессе исполнения которых поклоняющийся (жертвующий) и объекты поклонения (деваты) признаются внутренне тождественными, т.е. имеющими единую духовную природу Брахмана.
Таким образом, церемонии приношения жертв богам должны рассматриваться только как внешние деяния, имеющие значение для непосвященного, который не понимает сокровенной тайны Вселенной.
Метки:
веды
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
-
2
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-