Но посмотрим, так ли уж важен этот отход от Изначальных Вед, не ждёт ли нас сюрприз встречи за ближайшим поворотом? Вернёмся к Будде.
Сложное должно распасться, родившееся - умереть. Явления исчезают одно за другим; прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его в прошедшую жизнь. Утром мы видим какой-нибудь предмет, к вечеру его уже не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем? Иной стремится изо всех сил достигнуть его в настоящей жизни, но тщетны его усилия, он бьет палкой по воде, думая, что, расступившись, вода останется в таком положении навсегда. Смерть владычествует над всем миром, и ничто - ни воздух, ни моря, ни пещеры, никакое место во Вселенной не скроет нас - ни богатства, ни почести не защитят нас от нее; все земное должно рассеяться, исчезнуть. Пред смертью все равны - богатый и бедный, благородный и низкий; умирают и старые, и молодые, и люди средних лет, младенцы и даже зародыши в утробе матери; умирают все без разбора и срока. Мы идем к смерти прямой и верной дорогой. Тело человека, произведение четырех стихий, есть скудельный сосуд, распадающийся на части при первом сильном толчке. В течение всей жизни оно служит источником страстей, волнений и мучений. Наступает старость, а вместе с нею являются и болезни - старик мечется в предсмертных судорогах, как живая рыба на горячей золе, пока, наконец, смерть не кончит его страдания. Жизнь - то же, что созревший плод, готовый упасть при первом порыве ветра; каждое мгновенье мы должны опасаться, что течение ее прекратится, подобно тому, как прекращаются гармоничные звуки арфы, когда струны ее лопаются под рукою музыканта.
Однако и смерть не способна избавить человека от страданий. Согласно закону перевоплощения, он родится вновь и вновь, испытывая все те же страдания. Будда считал, что открытая им Нирвана и есть единственное средство, избавляющее человека от страданий.
Прежде чем приступить к учению о Нирване, мы должны честно сказать: на восьмеричном пути, о котором чуть позже, нам уже никогда не встретиться с сиятельным князем и просветлённым Посвящённым Буддой. Та вера в человека и его безграничные возможности, что заложена в Изначальных Ведах и индуизме, навсегда покидает именно в этом месте ведический Космос и дальше мы будем иметь дело с высоконравственными умозрительными конструкциями просветлённого, чей путь невозможно повторить в отличие от брахмана индуизма. Это - учение одиночки.