-Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Фомичев

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) НВ_-_Невероятный_Дневник Книжный_БУМ Вкусно_Быстро_Недорого
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) axeeffect_ru WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 9662


Без заголовка

Пятница, 12 Ноября 2010 г. 15:14 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija М.Зичи - иллюстратор и художник (Ч.2)

Следующая небольшая глава-продолжение о Михаиле Александровиче Зичи - иллюстраторе и просто художнике. И.Е. Репин назвал его одним из лучших иллюстраторов России, едко добавив, что «ему бы иллюстрировать да иллюстрировать, а он всякими глупостями занимается» (о глупостях  чуть дальше...). «Между нами, художниками, иллюстраторов нет совсем, а такие как Зичи - являются столетиями» ( Н. Александров) .

Имя Зичи-иллюстратора встречается уже в 1850-х годах. В традициях русской книжной графики в 1853 году выполнены его литографии к «Слову о полку Игореве» (Игорь, князь Северский. Перевод Н. Гербеля. СПб., 1854. 4 тоновых литографии). В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы, нередко при этом выбирались актуальные и злободневные по своему общественному звучанию произведения. 1860-ми годами датируется его иллюстрация к «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина. К этим работам примыкает акварельный лист «Мария и Зарема» на тему пушкинского «Бахчисарайского фонтана» (Государственная Третьяковская галерея).

Очень известны рисунки М. Зичи к поэме Лермонтова «Демон». Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова по цензурным соображениям не печаталась. Полный текст был издан в 1856 году за границей, а в 1860-м году - в России. Это событие не могло не привлечь внимание художника. 

Зичи, воспитанный на классической западноевропейской литературе и хорошо знавший «демоническую» тему по произведениям Дж. Мильтона, И.-В. Гете, Дж. Байрона, был увлечен романтической стихией поэзии Лермонтова. «С тех пор, как я научился русским складам, - писал М. Зичи, - творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта <...> я пытался его иллюстрировать» (из письма к А.А. Бильдерлингу, организатору Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге). Передавая свои первоначальные эскизы иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» во вновь образованный музей, автор датировал их 1860-м годом. Девятнадцать подписных листов этой серии ныне хранятся в музее Института русской литературы. Эскизы  повествуют о борьбе добра и зла за душу Тамары: «Летящий Демон», «Тамара у источника», «Демон над плачущей Тамарой», «Спящая Тамара и Демон», «Молящаяся Тамара в церкви», «Тамара в объятиях Демона», «Ангел, уносящий душу Тамары», «Ангел с душой Тамары и Демон».

Гравюра «Тамара. Изъ Лермонтова “Демонъ”». Симмонс по рисунку М.А. Зичи

Рисунки постепенно составили целый цикл станковых иллюстраций к наиболее значительным эпизодам поэмы. В том же письме М.А.Зичи сообщает в одном из писем: «Как раз сейчас я работаю над большим иллюстрированным увражем, задуманным г. Глазуновым. Это издание будет иметь около ста листов рисунков, в которых я постараюсь исправить недостатки моих предшествующих рисунков.<...> Нет никаких сомнений, что среди массы этих рисунков и множества различных вариантов останется несколько, которые я постараюсь добавить к тем, которые посвящены памяти Вашего великого поэта...»

Намерение И.И. Глазунова выпустить в свет отдельное, с иллюстрациями, роскошное издание (Edition de luxe) поэмы ознаменовало в 1879 году начало нового этапа в истории иллюстрирования произведений Лермонтова, связанной с именем Михаила Александ­ровича Зичи.

Тамара

В 1881 году он совершил несколько поездок на Кавказ, посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, и сделал зарисовки пейзажей и зданий. Коллекции своих рисунков Зичи в 1883 г. преподнес в дар музею Лермонтова в Пятигорске.

Вспоминая свою поездку, Зичи рассказывал: "Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его рассказу, как бы происходил роман "Княжны Мери"... точность подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности его рассказа... рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов.
Поместив в виде стаффажа несколько фигур на рисунках, я передал все выдающиеся сцены романа. Так, что собрание имеющихся здесь пейзажей, представляет почти полную иллюстрацию романа "Княжна Мери".

 

Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери"

Иллюстрации Зичи к "Княжне Мери" были частично изданы в 1891 в виде альбома с соответствующими отрывками текста ("Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери", СПБ, 1891; альбом переиздан фототипическим способом в 1900).


 

Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": дуэль Печорина и Грушницкого

Эпилогом попыток М. Зичи иллюстрировать поэму Лермонтова «Демон» стало ее издание в Тифлисе в 1891 году. Небольшая книга украшена пятью гравюрами, сделанными с рисунков Зичи анонимно, без указания автора оригиналов. Гравюры «Ангел-хранитель», «Искушение», «Поцелуй», «Тамара в гробу», «Триумф доброго Ангела», собранные вместе и помещенные в контекст литературного произведения, лишь отчасти дают представление о той серии рисунков, которую художник задумал еще в 1860-х годах. Он много работал над ней в 1870-х и с большим размахом собирался завершить этот труд в начале 1880-х годов. 

Искушение

 За иллюстрирования грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре», Грузия считает Зичи своим национальным художником.

В 1883 году художник вынужден опять становится придворным живописцем. Отдавая очень много времени обязанностям летописца придворной жизни, Зичи стремился не ограничивать свою творческую жизнь только этим. Значительное место в его художественной жизни занимают, помимо прочего, иллюстрации к произведениям венгерских поэтов. Самой значительной работой этого плана явилась иллюстрация поэмы Имре Мадача «Трагедия человека». Философское произведение Мадача «Трагедия человека», развёртывающаяся на протяжении всей истории человечества, давала благодатный материал для такого художника, как Зичи.

 

 

Иллюстрации к поэме Имре Мадача «Трагедия человека»

М.А. Зичи иллюстрировал не только русскую классику, но и Гете, Шекспира и других известных писателей. Вот несколько довольно забавных иллюстраций этого художника.

 

Из акварельных работ М.Зичи привлекают внимание уникальные изображения любимой «царской забавы» - охоты.

В 1858 году Александр II, сам страстный охотник, сделал Гатчину официальным местом Придворной охоты. В то время гатчинский Зверинец наполнился разными животными, даже такими экзотическими, как зубры. В архивах сохранились отчетные документы о том, сколько было «завалено» самодержцем российским медведей, зубров и дичи помельче.
На многих листах художника запечатленные сцены охоты сопровождаются забавными комментариями, например, такая надпись сделана на акварели «Охота на медведя»: «Нравственно пораженные меткостью выстрелов охотников в медведя, четыре чувствительные собаки пали жертвами внезапной апоплексии. Злые языки уверяют, что в каждой из тех собак было найдено по пуле; но это сущая клевета». Видно в запале охотники перестреляли собственных собак.

 


 

В 1867 году Венгрия компромиссным австро-венгерским соглашением получала некоторые политические права, составив вместе с Австрией двуединую империю. Эти обстоятельства сыграли известную роль в решении Зичи обосноваться для дальнейшей работы в Париже, где условия для его творчества были более благоприятными, чем на родине. Здесь он создаёт самое значительное своё произведение – картину «Триумф гения разрушения» (музей-усадьба Зичи, посёлок Зала, Венгрия). Идея её была рождена реальными событиями, потрясавшими Европу тех лет: разрушительная франко-прусская война, оттоманские зверства над славянским населением Балкан и русско-турецкая война. На полотне можно различить черты Александра II, германского императора Вильгельма и римского папы Пия IX. Деспотичные монархи в своих низменных интересах развязывали войны, а правящая церковь, каждой из сторон, их благословляла.

«Триумф гения разрушения»

Демон (набросок к картине)

Музей-усадьба Зичи

Рассмотреть в деталях данную работу можно здесь: Триумф гения разрушения

 

Еще несколько довольно интересных работ Михаила Александровича Зичи. По ним видно, что он был достаточно талантливым художником.

Трубадур


 

Фальстаф с кружкой вина и трубкой , 1873

Спасательная лодка, 1847

Собачья семья

Ну, а теперь немного о том, что предсталял из себя дом художника. Его описание нам оставил все тот же Готье, которому  удалось встретиться с Зичи.
...Просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

  

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток. 

Ну, а теперь немного про обещанные "глупости", за которые так журил художника И.Е.Репин. Это веселые картинки из жизни народа, часто довольно фривольного содержания. Но выполнены они мастерски.


 

Любовь художника , 1861


 

Продажная любовь , 1861


 

Продавец селедки , 1850-е гг.

Другие работы художника: М.А.Зичи работы

Ну, а за более серьезные глупости его любят и знают любители "клубнички" или как сейчас говорят - эротики и порнографии. Михаил Александрович наверно им знаком только с этой стороны... увы. Возьму на себя смелость и помещу несколько этих его работ сюда. Без комментариев...


Для желающих рассмотреть детали и другие подобные работы художника продолжение здесь: Эротика М.А.Зичи  

Но все же надеюсь, что последнее не будет основным в наследии этого замечательного и интересного художника. Многие его работы стали раритетами, книги с иллюстрациями коллекционеры рвут с руками...

Первая часть - М.Зичи - придворный художник по этой ссылке


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку