-Цитатник

Красивые вокзалы - (0)

Kрасивые вокзалы Вокзалы — это не только утилитарные объекты транспортной инфрастр...

Выпечка с тыквой - (0)

1. Нежный тыквенный пирог Этот пирог с насыщенным тыквенным вкусом можно испечь не только в духовк...

Загадки. Босха - (0)

Загадки Иеронима Босха.Босх в цифрах. - ч.4. «Разница между работами этого человека и р...

Бабочки.Индия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Индия https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/161887320.2bc/0_20...

Бабочки. Австралия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Австралия https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/161887320.2...

 -Видео

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арина_Солнце

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж АРТ_АРТель pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2008
Записей: 1143
Комментариев: 1471
Написано: 6081


О рукописи,которую многие видели,но никто не разглядел

Пятница, 02 Января 2015 г. 16:15 + в цитатник
НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ. Новый список Новгородской Первой летописи обнаружен в Берлине.
Детективная история или Исторический детектив.

О рукописи, которую многие видели, но никто не разглядел.
Как часто совершаются открытия? Возможны ли они в наше время? Сейчас, в начале XXI века, это большая редкость… 
Можно собственными глазами увидеть цветные ксерокопии трех страниц уникальной рукописи! И преспокойно их прочитать на древнерусском языке: «Временникъ, еже наречается летописание рускихъ князей и земля Русская…»
По мнению А.В.Майорова, все факты о местонахождении списка были известны, он лишь собрал их воедино. В итоге получилась полудетективная история — с исчезновением и погонями, утратами и находками. А профессор-историк из исследователя превратился почти в настоящего… следователя, который вытягивает «улики» одну за другой, продвигаясь к заветной цели. Результатом его многолетнего поиска и стало небывалое открытие 

История и литература — в одной рукописи.
Новгородская Первая летопись была открыта в начале XYIII века основоположником русской исторической науки Василием Никитичем Татищевым (1686—1750) — с него, собственно, и начинается история изучения древнерусских летописей. 
История списка, обнаруженного А.В.Майоровым в Берлине, начинается в 1738 году. Именно тогда он был выполнен по заказу В.Н.Татищева. К рукописи приложено письмо Татищева к неизвестному лицу. Из него мы узнаем, что Татищев хочет направить список в дар Лондонскому королевскому обществу по развитию знаний о природе, созданному в XYII веке ведущими учеными мира (И.Ньютоном и так далее). «Судя по всему, Татищев тоже хотел стать членом этого общества, рукопись была одним из подарков», — предполагает Александр Вячеславович Майоров, Но … до Лондона рукопись не дошла. Почему — неизвестно. Просто исчезла. Отправить её Татищев отправил, но королевское общество так её и не видело…
Владелец списка - голландский коллекционер, собиратель древних рукописей и редких книг Герард Мейерман (1722—1771). Каким образом попала к нему рукопись? Пока не понятно. Известно лишь, что Мейерман и его сыновья (с ними он создал одну из крупнейших голландских библиотек) были уважаемыми людьми, они знали цену рукописи и берегли её. Так что, скорее всего, он её где-нибудь купил, но это лишь предположение.
Рукопись пробыла у Мейермана и его наследников до начала XIX века. Затем она была продана на аукционе в Гааге в 1824 году. «Надо сказать, — напомнил Александр Вячеславович, — что в то самое время за ней охотился граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826), бывший сенатором, министром и канцлером при Александре I и много сделавший для развития науки в России».

Однако купил рукопись все-таки не он, а английский коллекционер Томас Филиппс(1792—1872) — вместе с другими книгами Мейермана. Румянцеву удалось договориться с Филипсом о том, чтобы снять копию со списка. Но копия получилась низкого качества, она даже неполная — 119 листов вместо 169. Теперь она хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
Филипс интересовался восточными рукописями, и потому летопись из России, вполне соответствовала интересам коллекционера. Однако его наследникам список был не нужен, и после смерти Филипса коллекция была разделена и распродана крупным книгохранилищам. Часть её попала в Национальную библиотеку в Париже, часть купила библиотека Британского музея, часть - в 1887 году приобрела Прусская королевская библиотека в Берлине (после революции 1918 года в Германии она стала именоваться Прусской государственной библиотекой).

Интересующий нас список Новгородской Первой летописи оказался в Берлине и был научно описан на немецком языке, в 1862 году описание было опубликовано. «Здесь же его видел русский филолог, профессор Александр Иванович Яцимирский, приезжавший в Берлин ещё до Первой мировой войны. Описание списка он опубликовал в Петрограде в 1921 году, однако оно было не совсем точным», — добавил профессор Майоров.
Позже, в 1930-е годы, возникла вторая волна интереса к Берлинскому списку Новгородской первой летописи, когда Академия наук СССР занялась подготовкой академического издания Русской Правды. Тогда же сотрудник Ленинградского отделения Института истории АН СССР Георгий Львович Гейерманс посетил Берлин и сфотографировал те три листа рукописи, где была Русская Правда. Фотоснимки были представлены в Ленинград, в Москву, затем изданы. Однако… сама рукопись осталась в Берлине.

Во время Второй мировой войны собрание Прусской государственной библиотеки было эвакуировано из Берлина и рассредоточено по всей территории Рейха, всего по тридцати хранилищам: шахтам, монастырям, замкам… А где же оказался наш список? Неизвестно: он снова исчез из поля зрения исследователей.
В 1945 году книги берлинской библиотеки были распределены между странами-победителями. В начале 50-х в ГДР открыли Германскую государственную библиотеку — в роскошном дворце на Унтер ден Линден, но туда попала лишь мизерная часть Прусской библиотеки. «Не было ни единого каталога, ни единой базы данных, книги «жили» в разных местах на условиях временного хранения, и до конца 70-х многие из них вообще не были доступны исследователям», — посетовал Александр Вячеславович.
В конце 1940-х Новгородская Первая летопись вновь оказалась в центре внимания — Академия наук СССР готовилась к изданию её полного текста. «Это было время монументального сталинского стиля. Сталин вообще любил историю, любил историков, поощрял масштабные научные проекты», — с улыбкой заметил Александр Вячеславович. Но, …несмотря на огромные усилия по розыску утерянной рукописи, она так и не была найдена.
В 1978 году в Западном Берлине построили здание для библиотеки (на Потсдамерштрассе, 33), Туда были собраны книги, принадлежавшие когда-то Прусской библиотеке, и список Новгородской Первой летописи, казалось, давно утерянной, появился там. Но никто из наших историков об этом не знал. Доступ в ФРГ был закрыт для исследователей из СССР, а немецкие слависты даже не догадывались о существовании этой рукописи. Хотя в те времена и было выполнено несколько работ по Новгородской Первой летописи на немецком языке — ведь интерес к русистике был у немецких филологов всегда.

В 1992 году после объединения Германии была создана Государственная библиотека в Берлине — Прусское культурное наследие. И где-то на полочке в отделе рукописей мирно лежал список Новгородской первой летописи, дожидаясь исследователей. Об этой исторической его значимости там и не догадывались, в каталогах список значился как… «древнерусский сборник исторического содержания», и - всё...

Был восстановлен его прежний номер, какой был когда-то в каталоге Прусской библиотеки — уточняет А.В. Майоров. — Список даже оказался в открытом доступе. Но его никто не разглядел, никто не «узнал»…
Профессор Александр Вячеславович Майоров долгое время занимался творчеством В.Н.Татищева и узнал о сделанном им списке Первой Новгородской летописи из его переписке. Упоминался список и в документах Н.П.Румянцева. «В общем, все факты были известны, но распылены, — говорит исследователь. — Я просто целенаправленно занимался этим вопросом, и след становился все более явным». На его запрос о списке из Государственной библиотеки в Берлине пришел ответ: «УТРАЧЕНО». Александр Вячеславович на этом не успокоился и занялся историей библиотеки. Стал переписываться с сотрудниками, в частности, с главным специалистом отдела рукописей доктором Робертом Гилем. Наконец, поехал в Берлин — и, наконец, долгожданный список.
Судьба списка сложилась удачно. Рукописи повезло, что она оказалась именно в Западной Германии — из тех фондов почти ничего не погибло. В ГДР было гораздо больше утрат.

Новгородская Первая летопись — главный источник наших знаний об общественно политической жизни, культуре и быте Великого Новгорода (с древнейших времен до середины XY века) и наряду с собственно новгородскими известиями содержит сведения о событиях общерусского значения. Всего древних новгородских летописей около десяти, но в остальных рассказывается по большей части о самом Великом Новгороде.
Новгородская первая летопись всегда вызывала интерес исследователей, потому что давала широкий круг сведений об исторических событиях. По ней были защищены десятки диссертаций и выполнены сотни научных работ. Она содержит Начальный свод, составленный в начале XI века, Русскую Правду, а также жития Александра Невского, Михаила Черниговского и других князей. Ещё в этой летописи есть «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (то есть крестоносцами во время Четвертого крестового похода), «Повесть о битве на Калке», «Повесть о нашествии Батыя», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского», «Повесть о житии Александра Невского», «повесть о Довмонте» (знаменитом псковском князе второй половины XIII в.). «Житие Михаила Ярославича Тверского», «Повесть о Куликовской битве» — целый ряд художественных произведений, которые вошли в золотой фонд древнерусской литературы. Когда монах Нестор писал Повесть временных лет, он включил в неё текст начального свода.

Новгородская Первая Летопись — одна из самых полных и больших по объему, и она существует в нескольких списках (рукописных экземплярах). Древнейший из них называется ныне Синодальным, он хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Он написан на пергаменте (специально выделанной коже теленка). Украшен киноварными инициалами (заглавными буквами).
Синодальный список содержит 169 листов, но их должно было быть гораздо больше: не хватает 16-ти из 37-ми тетрадей… К сожалению, все найденные до этого года списки, имеют дефекты: в каждом утрачено некоторое количество текста, от нескольких листов до нескольких тетрадей. Одни истлели от времени, другие сгорели в частых новгородских пожарах — ведь все постройки были деревянными, а рукописи находились рядом с открытым огнем: свечами, лампами.
Важно было найти новый список, чтобы восполнить утраты в остальных. Теперь такой имеется, ведь найденная А.В.Майоровым рукопись не имеет никаких утрат и видимых повреждений. Более того, этот список содержит новые варианты некоторых фрагментов — литературных произведений и сообщений об исторических событиях, например, ТОЛЬКО в нем говорится о некоторых фактах строительной деятельности архиепископа Евфимия, который «постави дховнице камену и сторожню камену въ своем дворе». Согласитесь, сторожевая каменная башня в середине XY века — факт исключительный.
Новый список — копия с другого, более древнего списка 1444 года (в рукописи указана дата:6952, но это год от сотворения мира). Про первый ничего не известно. А в конце рукописи читаем: «В переписывании же хотя прилежное смотрение употреблено, обаче от ветхости и многие буквы не видимы, а инде повреждено, особоливо первый лист, и для того от погрешности не безопасно». Нам это хорошо знакомо. При любом переписывании неизбежны ошибки.
Планируется ещё одна поездка, организацией которой уже занялись два факультета — Исторический вместе с Факультетом филологии и искусств. Будут сделаны копии всего «неуловимого» списка, а не только трех страниц, которые Александру Васильевичу прислали из Берлина.
Предстоит текстологическая экспертиза рукописи, потому что уже возникли некоторые вопросы насчет её происхождения. Так, например, найденный спиcок написан полууставом — письмом, которым пользовались в XYI—XYII веках, а в XYIII веке писали уже скорописью. Варианта два: либо на рукописи стоит неверная дата, либо переписчик копировал все, даже манеру письма. Как же проверить, какая из версий соответствует действительности?

Оказывается, существует такая наука, как ФИЛИГРАНЕВЕДЕНИЕ. Что это? Дело в том, что бумагу прежде производили по другим технологиям. Бумажную массу разливали по противню, в одном углу которого проволока оставляла на бумажном листе видимые на просвет следы — водяные знаки. Потому-то, проведя филиграневедческое исследование, по специальным каталогам можно установить дату производства бумаги с ТОЧНОСТЬЮ ДО ГОДА.
Это только одно направление экспертизы. А есть ещё проверка и уточнение исторических фактов, сравнение литературных текстов… Когда текст нового списка будет досконально исследован, можно будет ожидать новых открытий.
Новгородская первая летопись – это один из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественной и политической жизни. Манускрипт сохранился до наших дней, благодаря рукописным копиям. Всего их насчитывают – 10. Но лишь один из списков – Берлинский, не имеет утрат. Долгое время его местонахождение не было известно российским ученым. 
- После второй мировой войны, после того, как Берлин, где хранился этот «Берлинский список», в XX веке был взят войсками советской армии, и библиотека на Унтер-ден-Линден полностью была разрушена, список считался утерянным. На протяжении многих десятилетий ничего не было о нем известно. 
В конференц-зале Музея изобразительных искусств состоялась презентация книги А. Майорова, посвященной исследованию таинственной рукописи. Это большой полноцветный альбом, где в факсимильном виде, один в один, воспроизведен этот древний манускрипт. Издание сопровождается научными комментариями и предисловием, где раскрывается значение этого списка, его история, его интересная судьба и приключения, - говорит Александр Майоров, профессор, заведующий кафедрой музеологии СПБГУ.
В ходе презентации книги представители Новгородского и Санкт-Петербургского университетов договорились об укреплении научного сотрудничества. 


Новгородская Первая летопись — главный источник знаний с древнейших времен до середины ХV века и наряду с новгородскими известиями, содержит сведения о событиях общерусского значения. В ранних известиях летописи отразился Начальный свод конца XI века, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЙ созданию Повести временных лет.
Предыдущий список Новгородской первой летописи был обнаружен более 100 лет назад, потому значение факта обнаружения нового списка трудно переоценить.
«Уникальность нового списка в том, что он содержит в себе листы, которые были утрачены в списках, обнаруженных ранее, — отметил Александр Майоров, доктор исторических наук, заведующий кафедрой музеологии исторического факультета СПбГУ. 
— Вновь найденная рукопись выполнена скорописью на 169 листах и полностью воспроизводит древний текст Новгородской Первой летописи, включая текст Русской Правды, помещенный под 1016 годом. Рукопись не имеет утрат и видимых повреждений. Дальнейшее изучение списка позволит более точно определить место, которое принадлежит ему в истории новгородского летописания».
Древнейший список Новгородской летописи — Синодальный — в настоящее время хранится в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве. На сегодняшний день это самый древний список из всех известных списков русских летописей. Он выполнен на пергаменте и датируется XIII – XIV веками. 
В настоящее время исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета является одним из ведущих мировых центров научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров в области отечественной и всеобщей истории. Здесь готовят специалистов по истории, искусствоведению и музеологии. В составе факультета 17 кафедр, около 150 преподавателей, более 1,6 тыс. студентов, Центр антиковедения, Школа экскурсоводов, Центр изучения военной истории, Центр по изучению политических партий, поисковый отряд «Ингрия», задачей которого является поиск и увековечивание памяти военнослужащих Красной Армии, сражавшихся и погибших в битве за Ленинград. Дополнительную информацию об историческом факультете СПбГУ можно найти по адресу http://www.history.pu.ru/.
На Конференции - «Мавродинские чтения», приуроченной к 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, профессора, доктора исторических наук - В.В. Мавродина, современные ведущие историки России определили наиболее актуальные проблемы для современной исторической науки, обсудили степень влияния исторических процессов на развитие общества, поделились с общественностью последними открытиями. В частности, были затронуты такие важные темы, как развитие взаимоотношений России и ее соседей в исторической перспективе, роль русского мира на евразийском пространстве в современных реалиях.
#Русь_современность_история
http://vk.com/rus_kievskaya

Серия сообщений "историческое":
Часть 1 - Колокола
Часть 2 - ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ РУССКАЯ ГОЛГОФА
...
Часть 32 - роль великого князя Владимира в истории российского государства
Часть 33 - Зимние традиции Петербурга – в фондах
Часть 34 - О рукописи,которую многие видели,но никто не разглядел
Часть 35 - Крюки на знаменах
Часть 36 - Русский национальный костюм
Часть 37 - Русская Голгофа(Соловки)
Часть 38 - Бессмертный барак

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Арина_Солнце   обратиться по имени Пятница, 02 Января 2015 г. 16:25 (ссылка)
Великий Новгород. История.

"Отличаясь своеобразием, новгородская государственность была в то же время чисто русским явлением». Тем самым «новгородская тайна» оказывается лишь частью чуда русской истории...
Исследования, посвященные древнему Новгороду, всегда приносят читателю множество открытий. Разумеется, таково свойство всякого глубокого труда, действительно обобщающего научные открытия (тем более на столь богатой почве), однако новгородская тема поражает не только в выигрышных, «выставочных» археологических ракурсах, но и там, где речь идет, казалось бы, о простом и общеизвестном. Внезапно обнаруживается, что простое имеет весьма сложную организацию, а общеизвестное – неверно или узко. Нам словно говорят: «А теперь забудьте всё, чему вас учили в школе».
Основная посылка исследования – уникальность государственного строя древнего Новгорода. Своеобразие новгородской государственности не укладывается в рамки простейших формул. Новгородский вечевой строй привычно называют республикой, однако, на протяжении всего периода независимости, структура новгородского государства включала в себя княжеский стол, хотя к числу древнерусских княжеств Новгород относить нельзя. При том, что степень ограничения княжеской власти органами боярской государственности была весьма велика, союз с князем – важнейший элемент внутрибоярских взаимоотношений, зачастую весьма напряженных. Новгородская внутренняя политика - борьба территориальных «боярских группировок».
Борьба эта весьма долгое время чудесным образом уравновешивалась и не была пагубной для новгородской государственности и культуры. Неизбежно вспоминается пушкинское «Здесь натиск пламенный, а там отпор суровый» («К вельможе»), хотя здесь не приходится говорить о «гражданственности новой».
Обращение к историческому материалу разрушает сложившиеся давно стереотипы восприятия новгородской государственности. Вече – отнюдь не «черный люд», а богатейшие землевладельцы, именуемые в немецком источнике «триста золотых поясов» и опирающиеся на низшие по иерархии веча новгородских концов. Главная действующая сила новгородской политики – родовая знать, к которой принадлежали посадники. История новгородских посадников – история новгородской аристократии и государственной власти.
В разные эпохи институт новгородского посадничества оформлялся весьма различно. В начальную эпоху между понятиями «новгородский князь» и «новгородский посадник» была лишь незначительная разница: все новгородские князья раннего времени были посадниками, но не все посадники были князьями. Посадничество X-XI вв. принадлежало к системе организации административного централизма Киевского государства (в этот период посадники присылались из Киева). С вокняжения Всеволода Мстиславича (1117 г.) положение меняется, и новгородский посадник становится представителем местного боярства, а посадничество – органом власти боярской республики. При этом для Новгорода XII-XIII вв. была характерна двойственность форм государственной жизни: он не был аристократической республикой в полном смысле слова, но равным образом не был и монархией.
В истории взаимоотношений посадников и князей весьма примечательно княжение Александра Невского -1236-1255 гг., протекавшее отнюдь не гладко из-за распрь боярства с князем, хотя в целом политика посадничества руководствуется идеей поддержания великокняжеского суверенитета над Новгородом.
В конце XIII в. происходят коренные преобразования республиканского управления; посадничество ежегодно обновляется, хотя и вращается в кругу одних и тех же лиц. К началу XIV в. боярство добивается победы над князем, что оборачивается серьезным кризисом государственности; боярство нуждалось в «идеологе и талантливом организаторе» (Янин), то есть фактически – всё в том же князе. В XIV – начале XV в. посадник является представителем не только своей собственной боярской группы, но и общегородского боярского совета, образовавшегося из представителей всех концов Новгорода (по определению автора, «прообраз будущих классических республиканских порядков» (Янин 2003, 251); посадничество становится коллективным (посадники из знатных родов представляют новгородские концы). В 1416-1417 гг. происходит реформа посадничества (увеличение числа посадников, более частое обновление степени), что связано с развитием боярской олигархии, выдвижением общебоярского органа – Совета господ и девальвации прежде высокого звания посадника. На фоне ликвидации старого вечевого строя в XV в. рельефно выделяются взаимоотношения новгородского боярства с Москвой и Литвой, отказ широких слоев новгородского населения поддерживать бояр в их антимосковской борьбе, репрессии великого князя Ивана III были направлены против тех многочисленных бояр, которые, по свидетельству источника, «думали на короля», то есть тяготели к Литве. Антикняжеская борьба боярства всегда создавала неустойчивое равновесие во внутренней и внешней политике, но если новгородские полки с успехом отражали нападения немецких рыцарей, то решительно ликвидировать военную угрозу с запада Новгородское государство было не в состоянии.

С иной стороны предстает культура древнего Новгорода в исследовании Е.Р. Сквайрс (в соавторстве с С.Н. Фердинанд). В торгово-дипломатических взаимоотношениях северной и западной Европы с Русью Новгород играл ведущую роль. Расцвет его в XII в. способствовал развитию международной торговли Руси; особенно часто новгородские и псковские торговые гости совершали путешествия на о. Готланд, о чем свидетельствуют обнаруженные там археологами остатки православных церквей. Русские купцы торговали на рынках Дании и Шлезвига, а позднее – Любека. Однако постепенно новгородские и псковские купцы прекратили свои торговые путешествия. В позднейший период местом встречи с западно- и североевропейскими купцами стали русские города: Новгород, Псков, Смоленск (Е.Р. Сквайрс, С.Н. Фердинанд "Ганза и Новгород. Языковые аспекты исторических контактов"). . Исследование выявляет значительный пласт заимствований из древнерусского в нижненемецком – обозначения новгородских должностных лиц (кстати, для уяснения статуса новгородских посадников весьма примечательно то, что древне-русское: посадникъ передается в ганзейских текстах как заимствованным «posadnik», так и «borchgraf», собственно- «бургграф», денежных единиц и мер веса, пушнины, кож и шкур, дегтя, дворовых построек и помещений, судов и лодок, посулов, подарков, гостинцев и, наконец, обозначения переводчика.
Из древнерусских грамот в ганзейские заимствуются формулы крестоцелования (ганзейские купцы следовали и самому русскому обряду крестоцелования; грамоты с этими формулами всегда касаются новгородских дел), ручательства, челобития, русские формулы зачина, адресные формулы, причем русские формулы получают дальнейшее развитие в нижненемецком языке.
Всё это свидетельствует об огромном значении Новгорода для Ганзейского союза, широте и свободе культурных, торговых и языковых контактов того времени.
Исследования В.Л. Янина и Е.Р.Сквайрс в полной мере раскрывают то, что Ф.И. Буслаев когда-то назвал «яркостью жизни действительной». Скрупулезно прослеживая развитие новгородского посадничества, можно разрешить возникающие в ходе исследования вопросы весьма различного масштаба, но равной увлекательности. Почему в древнем Новгороде, в отличие от городов западной Европы, не сложился институт ремесленных цехов? Была ли в Новгороде 1136 г. революция, приведшая к радикальной смене строя? Как расшифровывается криптограмма в «Уставе Всеволода»? Книга Е.Р. Сквайрс,насыщена яркими деталями - будь то наблюдения о фонетических особенностях нижненемецкого языка эпохи Ганзы на живом примере – имени орденского переводчика Sassenbeke, переданном в древнерусских грамотах как Зашемьбака/Зашемъбяка (Сквайрс, Фердинанд) или выводы о путях заимствования древнерусских слов в нижненемецкий язык, где убедительно доказано, что ганзейцы заимствовали обозначения новых, ранее неизвестных товаров и предметов именно из древненовгородского диалекта, от купцов и охотников – новгородцев (Сквайрс, Фединанд). В.Л. Янин определяет новгородский строй как «сложный симбиоз органов республиканской и княжеской власти» (Янин ). Прослеживая перипетии новгородской политической борьбы, невольно задаешься вопросами о том, какое место занимали во взаимодействии сил и сдерживании страстей новгородские владыки, каковы были взаимоотношения боярства с духовенством и церковное сознание бояр в разные эпохи? Жизнеспособность и гармоничность столь противоречивого и, казалось бы, хрупкого образования, как древний Новгород. «Отличаясь своеобразием, новгородская государственность была в то же время чисто русским явлением»(Янин). Тем самым «новгородская тайна» оказывается лишь частью чуда русской истории.
Династии посадников Великого Новгорода X—XIII вв.
Добрыничи: Добрыня, Константин, Остромир.
Завидичи: Завид, Дмитр Завидич, Завид Дмитрович.
Гюрятиничи: Гюрята, Мирослав Гюрятинич, Якун Мирославич.
Микульчичи: Микула, Петрила Микульчич, Коснятин Микульчич.
Иванковичи: Иванко Павлович, Судила Иванкович.
Захарьиничи: Захария, Иванко Захарьинич. Юрий Иванкович.
Якуничи: Якун, Дмитр Якунич, Иванко Дмитрович.
Михалковичи: Михалко Степанич (старший), Твердислав Михалкович, Степан Твердиславич, Михалко Степанич (младший).
Мирошкиничи: Мирошка Несдинич, Дмитр Мирошкинич.
Михайловичи: Михаил Фёдорович, Семён Михайлович.
Противоборство боярских родов, упорное, ожесточённое, вплоть до столкновений и кровопролития – неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Гюрятиничи против Завидичей, Микульчичи против Иванковичей, Захарьиничи против Якуньичей, Михалчичи против Нездиничей и так далее – борьба продолжалась в течение шести веков, времени царствования Ивана Грозного. Династий боярских было гораздо больше семи. Вот лоишь некоторые из них: Гюрятиничи-Роговичи.
Одна из старейших крепостей Руси, до сих пор сохранившая название «детинец», расположена на левом берегу реки Волхов. Основатель династии – посадник Гюрята, о котором известно за давностью лет совсем немного. В частности, предполагается, что на основе его слов написана часть «Повести временных лет». О его внуке, посаднике Якуне Мирославиче сохранилось больше сведений. Одна из историй красноречиво очерчивает нравы жителей средневекового Новгорода. Пробыв посадником четыре года, Якун в одну из ночей сбежал из города вместе с князем. Князю удалось скрыться, а Якуна с братом Прокопием поймал народ, избил, раздел и, полуживых, голых, сбросил с Великого моста. Братья выжили, и успокоившиеся граждане решили не добивать
знатных бояр. На братьев наложили штраф: на Якуна 1000 гривен, а на его брата – на сто.
Про род Добрынией см. в материалах группы.
Михалчичи. Один из представителей династии Михалчичей – Твердислав Михалкович. В начале XIII-го века борьба боярских родов была особенно острой. Народ неоднозначно и, скорее, негативно относился к Твердиславу. И, тем не менее, боярин провёл в должности посадника с перерывами 17 лет (при том, что многих бояр смещали с посадничества через несколько месяцев после начала правления). Вече четырежды выбирало Твердислава в посадники. Иногда совершенно неожиданно. Так, в 1218-м году из-за боярина в городе произошло побоище, после которого вече целую неделю не могло решить, действительно ли виновен в ней Твердислав. Неизвестно, к чему пришли бы новгородцы, возможно, дискуссия закончилась бы новой стычкой, если бы не вмешался князь, который взвалил вину на боярина. Но новгородцы не были бы новгородцами, если бы поддержали князя: доселе непримиримые между собой, они объединились против него и выбрали Твердислава в посадники. Так боярин, который мог быть изгнан или сброшен в Волхов, вдруг снова стал первым в республике чиновником.
Нездиничи. Нездиничи, жившие по соседству с Михалчичами, были их ярыми политическими противниками. Если Михалчичи обычно выступали в поддержку князя, Нездиничи, наоборот, ратовали за усиление боярства. В чём немало преуспели. Дмитрий Мирошкинич за три года посадничества не только укрепил боярскую власть, но успел обложить население непосильными налогами, сверхприбыли с которых отправлял в семейную казну. Вольные новгородцы недолго терпели коррупционера, благополучно свергли его, а имение на Прусской улице, самом элитном районе города, разорили и сожгли.
Анциферовичи. Анциферовичи, или Мишиничи, часто использовали народные волнения или политические конфликты в личных целях. Так, родоначальник династии по имени Миша до того, как стать одним из героев Невской битвы, участвовал в авантюре «Борисовой чади», которая пыталась привезти в Новгород своего князя, но безуспешно, и, прождав всё лето в Пскове, сбежала к ливонцам. Потомок Миши, Анцифер, или Онсифор, как сам он называет себя в берестяных грамотах, был куда более удачлив. В 1342-м году он возглавил восстание черни против бояр. Восстание провалилось, Анцифер был изгнан из города, но вскоре вернулся и, поддерживаемый народом, стал посадником в 1350-м году. Он провёл реформу управления, по которой городом управлял совет из 6-ти «старых» посадников, один из которых на год избирался степенным, то есть главным. При этом сам боярин от посадничества отказался. Впрочем, он и без того имел огромное влияние в городе.
Борецкие. С Анциферовичами боролись – и, в конце концов, сместили их – бояре из рода Борецких, сторонники объединения республики с Литвой. Их политика, в конечном счёте, стала поводом, которым воспользовался Иван Третий, чтобы аннексировать Новгородскую Землю. Наиболее харизматичный человек из этой династии – Марфа-посадница, которая формально посадницей никогда не была, но на деле правила республикой долгие годы. Известна ЛЕГЕНДА, связанная с ней и святым Зосимой, основателем Соловецкого монастыря. Зосима прибыл в Новгород ходатайствовать за своих монахов, которым боярские дети не позволяли ловить рыбу. Все приняли инока, кроме Марфы. Когда его прогоняли с боярского двора, он сказал: «Придут дни, когда живущие во дворе сем не оставят в нем следов своих, и затворятся двери дома сего, и двор их будет пуст». Одумавшись, Марфа пригласила преподобного к себе на пир. Посреди пира он вдруг замер, устремив глаза на бояр. Опустил глаза – взглянул снова. И снова опустил глаза. И снова взглянул. Опечалился Зосима и не прикоснулся больше к пище. Когда один из гостей спросил, чем объясняется странное поведение преподобного, он ответил: «Шесть бояр, виденных мною на пиру без голов, со временем будут обезглавлены». Этих бояр Иван Третий, взяв Новгород, велел казнить.
Авиновы. Многие боярские роды со временем превратились в дворянские. Так, род дворян Авиновых ведёт свою родословную от новгородских бояр. Они состояли в партии Марфы Борецкой, активно участвовали в консолидации с Литвой, и, как следствие, два брата Авиновых, посадники Захарий и Кузьма, были убиты разъярённой толпой. После присоединения Новгорода к Москве и особенно после разгрома новгородцев Иваном Грозным переселились в Рязанскую губернию. Остафьевы. Род Остафьевых, впоследствии ставших Астафьевыми, начался с тысяцкого Евстафия Афанасьевича. Они не играли первой роли в истории Новгорода, но активно участвовали в его жизни, пережили поход Ивана Грозного, были пожалованы в дворянство, и потомки их живут по сей день. Один из Остафьевых, Афанасий, был посадником и, как многие его ровесники, состоял в партии всесильной посадницы Марфы.
#Русь_Новгород_история










Надежда Филянова
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку