![690-1[1] (152x350, 26Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/859/92859437_69011.jpg)
Открыла сегодня книгу с акафистами читаемые в житейских нуждах и сразу случайно попала на страничку с молитвами к Преподобному Ионе Киевскому. Но прежде чем читать, решила поискать в инете, жизнеописания святого. Нашла, прочитала и первое о чем подумала, что Преподобный и сейчас все видит и то, что мы уже близки к тому, чтобы бесчеловечность и беспредел вновь восторжествовали над нами, что мы живем в стране спрятавшихся людей, спрятавшихся от себя, прежде всего. Мол, явить себя мало кто смеет. Но ведь это нормально! Явить себя - это по сути пастренаковское "говорить от первого лица", т.е. не каждый имеет право. Если же явит себя та мертвость и мерзость запустения, которая уже сейчас воцарилась в сердцах людей, поезд истории сойдет с пути. Это будет катастрофа, подобная 1917 г.
Когда скверна полностью заполняет души, она извергается вовне подобно вулкану, сметая на своём пути всё хрупкое, тонкое, высокое. Уж лучше пусть оно будет спрятано, пока время терпит. Хотя, судя по состоянию людей, время извержения - не за горами.
Советую прочтите жизнеописание.
Преподобный Иона Киевский. Мученик после смерти
Любой храм, тем более монастырь — это уголок Царства Божьего на земле. И все же, есть такие храмы и монастыри, где это ощущаешь особенно остро. Свято-Троицкий Ионинский монастырь г. Киева для очень многих людей стал именно таким — особо любимым островком Православия. Здесь неповторимо тепло и светло каждой душе. Придя сюда на час, хочется остаться на век.
Основанный великим, исполненным благодатной любви, старцем — преподобным Ионой Киевским, монастырь до сего дня хранит печать его святого заступничества и покровительства. А святые мощи его, почивающие в монастыре и соделавшие его «мучеником после смерти» — главная святыня утопающей в цветах обители.
Послушник старца Серафима
Иван Мирошниченко (мирское имя прп. Ионы) родился в 1802 году в местечке Крюков Полтавской губернии (ныне пригород Кременчуга). В поиске духовного руководства 19-летним юношей он отправился к высокочтимому старцу Серафиму Саровскому. Почти 8 лет Иван был верным учеником и безропотным послушником преподобного. Именно по благословению святого Серафима Иван стал послушником Брянской Белобережной пустыни (в 1836 г.), где принял монашеский постриг с именем Иона и был рукоположен во иеродиакона.
Ионовский монастырь
Позже, по повелению Божьему, боголюбивый инок пришел в Киев и поселился в Выдубецком монастыре. Здесь он прославился добродетелями и дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых (первый раз 1/14 марта 1861 г., и второй раз 9/22 марта 1862 г.). Божия Матерь благословила о. Иону и повелела начать строительство новой обители во Имя Святой и Живоначальной Троицы.
Решившись построить на горе свою келью, о. Иона принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.
И вот 1 марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.
9 марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».
Иларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить, и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.
Так Богородица положила основание новому монастырю, прославившемуся строгостью жизни своих насельников и ставшему одним из духовных центров на рубеже XIX–XX вв.
Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином.
Жизнедеятельность Ионовского монастыря началась с постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами: во имя Живоначальной Троицы и во имя иконы Божией Матери «Троеручица», а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых.
Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.
Немало киевлян трудилось в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.
Старец Иона
Влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла Ионовским — монастырем отца Ионы, приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы» — так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель.
Несмотря на свой преклонный — свыше 100 лет — возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители.
Мученик после смерти
Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботсада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но недавно стала известна еще одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с нее все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. По одним рассказам, какие-то мальчишки принесли ее потом и продали переносившим мощи священникам за три рубля. По другим — участвовавший в перенесении мощей схиигумен Агапит, тогда отец Мартирий, отгребал ногами застилавшую путь листву ( на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Ее подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был погребен в 1902 году.
С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года. С возвращением главной святыни обители вернулась в сердца ее насельников уверенность, что возродится монастырь старца Ионы Киевского и исполнится обетование Царицы Небесной о его духовной роли.
Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нем лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.
Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.