Недавно приснился мне сон. Старая школа. Я спускаюсь по лестнице . Из окон падают солнечные лучи и стелется легкой дымкой, вокруг. И так легко , светло на душе. Я поворачиваю и спускаюсь по последнему пролету лестницы, а мне навстречу из темноты поднимается классная руководительница, наша Нина Петровна. Поравнявшись со мной, лицо ее озаряет улыбка, оголяя рот, полный металлических вставных зубов . От страха у меня мурашке пробежали по спине. Пыталась, что-то кричать, но не могу произнести ни одного звука. В этот момент сон прерывает трель мобильника. Звонит моя подруга и одноклассница.
Со всеми подробностями я рассказала свой сон и стали мы вспоминать героину моего ночного кошмара, нашу Нину Петровну.
После начальной школы, нас еще салажат, взяла под свое классное руководство- Нина Петровна Анпилова. Заслуженная учительница, преподаватель русского языка и литературы, прошедшая с войсками до Берлина и к нашему несчастью контуженная на войне.
Вместо первого урока литературы Нина Петровна провела классный час. Со всеми познакомилась и рассказала нам, что теперь мы одна дружная семья и чему она несказанно рада. Пообещала походы в лес, праздничные "Огоньки", посещение музеев. От нас же требовалась дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Уже со второго урока мы поняли, что это такое, ощутили всю " несказанную" любовь и радость от общения с нашей учительницей.
Первое и самое главное правило. Мы должны сидеть с опущенной головой. Смотреть, в книгу тетрадку или просто на парту. Если кто-нибудь имел такую дерзость взглянуть в окно, или не дай Бог на Нину Петровну, получал два или единицу, в зависимости он настроения учительницы. Это в лучшем случаи. Могло быть и так, как произошло с Сашкой Филимоновым. Конечно прошло много лет и всех деталей не помню, точно знаю, весь класс обернулся, когда Нина Петровна с криком....опять смотришь по сторонам.... Взяла лежащую на столе, довольно увесистую книгу Фадеева и ударила мальчишке по макушке. Сашка сидел сзади меня и когда раздался хлопок я невольно вскрикнула. Через мгновения поняла, что мое знакомство с писателем Фадеевы произойдет, так же, как у Сашки. Поэтому быстро повернулась и уткнулась в учебник.
Проходя мимо, Нина Петровна погладила мои волосы и сказала
- Вот так то правильно. Знайте я приучу вас порядку. Можете жаловаться родителям. Мне все равно. Я контуженная.
Странности ее поведения были заметны с первых дней. Нина Петровна путала, фамилии.К примеру меня вместо Муравьевой называла Комаровой и так многих в классе. Могла полной девочке, нашей отличнице, сказать
- Что так медленно соображаешь? Мозги жиром заплыли?
Родителям не жаловались, боялись, что еще хуже будет. Стоим бывало ждем нашу контуженную, она имела привычку опаздывать минут на десять к началу урока и мечтаем, может заболеет. Школьный коридор опустеет, а мы смотрим, появится ли в конце его наша классная, в своем фирменном зеленом костюме.
Большое удовольствие Нина Петровна получала от унижения учеников. На каждом уроке она выбирала "любимчиков" на один день. Опросить весь класс и только два последних получат четыре или пять, остальные единицу или пару. Несмотря, что многие ответят правильно.
Самое неприятное было то, как она вызывала отвечающего. Указкой тыкая в плечо говорила
- Встать. Отвечай.
Однажды, ей не понравилось, как мы пересказали содержание "Муму" Тургенева.
Что произошло в воспаленном мозгу Нины Петровны, трудно сказать, но выдала она следующее
- Все дураки, все плохо, все лодари. К следующему уроку выучить весь текст наизусть. И жалуйтесь, жалуйтесь, мне все равно ничего не будет. Я контуженная.
Помимо своих предметов Нина Петровна вела группу продленного дня. Раза два в неделю, пол класса в обязательном порядке приходили на дополнительные занятия.
В нашей школе учились иностранцы. Рядом построили дипломатический корпус и многий родители из этого дома, отдали своих детей в нашу школу. Для того, чтобы дети лучше узнали русский и просто для общения с тогда еще советскими сверстниками.
Нина Петровна, как патриотка Родины, в свой класс иностранцев не брала, но на "безвозмездной основе"\ее выражение\ всех иностранцев взялась учить русскому языку.
В начале они с удовольствие ходили на дополнительные, но вскоре число "добровольцев" в числе иностранных граждан поубавилось.
Помню, как один кубинский мальчик, выскочил, от Нины Петровны весь в поту и прокричал
-Вот это да! Не приду больше.
Запомнился еще один занятный случай. Продленка заканчивалась в пять, но мы задержались, впрочем, как обычно. Был зимний вечер. Стемнело рано. Моя подруга на продленке отсутствовала, потому-что болела. В этот день ее выписали и она после поликлиники зашла за мной в школу, чтобы потом вместе погулять.
Кроме нас, как и положено на продленке, были пятиклашки. В тот день, вместе с Ниной Петровной они учили, строение, опыление цветка. Моя подруга присела на подоконник, возле кабинета. В коридоре стоял полумрак, так как свет в это время горел только на выходе. От монотонно доносившихся звуков, о пестиках и тычинках вперемешку с правилами русского языка, она задремала. Вдруг из-за закрытых дверей раздался мощный хор, пятиклассников и нас семиклассников с сольной партией Нины Петровны, поющих "Интернационал". Затем дверь распахнулась и мы стройными рядами, попарно стали выходить из класса у дверей прощаясь с Ниной Петровной.
Моя подруга не желая светится перед классной, улизнула и ждала на улице. Когда я вышла спросила
-Что это было?
-Чего-чего.Сама знаешь "Интернационал". Текст раздала и сказала и читайте и пойте вместе со мной.
Время шло мы подросли и стали возмущаться таким отношением к нам. Как-то на занятия драматического кружка, рассказами нашей руководительнице о проделках
нашей училки. Она возмущалась и посоветовала обратится в РОНО\районный отдел народного образования\. Не помню написали ли мы письмо, или кто-то рассказал моей маме о Нине Петровне, только в вскоре в школе произошел "взрыв вулкана. Мама была в приятельских отношениях с директором. Созвали родительский комитет, на котором потребовали освободить Анпилову от классного руководства и преподавания русского и литературы. Наказать по всей строгости. Два раза собирали педсовет школы. Приезжала проверка из РОНО.
Но даже в эти дни Нина Петровна не унималась. И только твердила
-Мне ничего не будет. Я контуженная.. Вскоре она все же написала заявление об уходе по собственному желанию. Мы вздохнули свободно.
Где-то через месяц, мы встретили Нину Петровну в детском кинотеатре. Она проверла при входе билеты. Всем обрадовалась, со всеми расцеловалась, своим фирменным
поцелуем, после которого оставались на щечках маленькие синячки, Мы все вместе всплакнули, но в Искорку больше не ходили.
Вот такая история.
Эпилог
Прошло много лет. Как то мы с мужем ехали на дачу. Стоя на платформе в ожидании электрички, возле лотками с газетами, я заметила до боли знакомое лицо. Боже, это же Нина Петровна. Подошла и поздоровалась. Сначала она меня не узнала. Это понятно столько лет прошло. Потом вспомнила. Разговорились. Оказалась Нина Петровна нас всех помнить и фамилии не путала. Спросила, кто кем работает, кто женат, замужем, сколько детей. Вообще больше о жизни беседовали. Выяснилось, что дачи у нас совсем рядом. Уже в электричке Нина Петровна нашла общий язык с моим мужем. Всю дорогу они обсуждали развал Союза, бардак в стране. Я уже в их дебатах не участвовала. На нашей остановке, распрощались.
По дороге к дому, Юрка мне сказал
-Какая замечательная у Вас была учительница.
-Да, очень. Врагу такой не пожелаешь.- и рассказала нашу историю.
Он выслушал , подумал потом ответил
-Знаешь она вас всех любила. Ее просто не поняли. Любила, потому-что была очень одинока. Нина Петровна сама все это мне сказала.
- Может быть - ответила я. Потом помолчала и добавила
-Но своему ребенку такой учительницы не пожелаю.
КОНЕЦ