Наболевшее об аниме |
Пост очень большой, потому что действительно наболевшее. Можете смело пропускать, если только сами не желаете выговориться на тему. Пишется в ответ на пост Lanjane
http://www.liveinternet.ru/users/lanjane/post91961247
Не могу не откликнуться на тему аниме – все-таки родное и близкое. Во многом с тобой согласна, глупо было бы слепо защищать аниме только потому, что я его смотрю и люблю. Как и в любом массовом творчестве в аниме много шаблонного, наносного, совершенно неестественного и откровенно глупого. Но это есть везде, и аниме в таком ракурсе ничем не отличается от кино и литературы – стоит только объективно посмотреть на то, сколько треша лежит на прилавках книжных магазинов и показывается на экранах.
Другое дело, что к аниме легче пристраститься, как мне кажется. Все-таки книги настроены на более-менее вдумчивого читателя, ну или, по крайней мере, на человека, который вообще приучен читать, да и сами книги в большинстве своем заставляют напрячь мозги хотя бы для того, чтобы представить визуально, о чем говориться. Аниме же преподносит зрителю уже готовые образы, над которыми можно и не задумываться – наслаждайся себе верхним слоем «пирога», который понятен и доступен, да и к тому же развлекает. Что ты увидишь за оболочкой (если есть что видеть, конечно), это уже зависит от уровня самого зрителя. Но не стоит забывать, что средний возраст анимешника отнюдь не 30 и даже не 25. Ближе к 15, я бы сказала. «Старая гвардия», познакомившаяся с аниме лет 5-8 назад (то есть нынешние 18-30летние, смотря, кто во сколько начал), уже имеют свое сложившееся представление об аниме: они знакомы со всеми стереотипами и штампами и вполне осознанно выбирают, что смотреть, а что нет, и чего какой сериал стоит. Конечно, это отнюдь не означает, что их «опытность» спасает их от фанатизма и придает глубину их суждениям – характер и интеллект, как известно, имеют свои «привычки», которые, как и все привычки, практически неискоренимы. Но все же в начале своего развития аниме (а появилось оно не так уж и давно) не было таким прессующим и популяризованным, как сейчас, так что уровень осознанности все же остается выше.
Говоря о том, что аниме дает готовые образы, я имела в виду, прежде всего, прорисовку мира и внешнего облика героев. Это то, что бросается в глаза прежде всего и привлекает больше всего: фантастические миры, необычные герои, забавные зверюшки, магия, постапокалиптика, романтика, приключения…все, что только может придумать человеческий мозг. Всевозможные варианты прошлого и будущего, параллельные, перпендикулярные и косоугольные миры, паранормальные способности и прочее и прочее и прочее. В книге это не так «визуально», а в кино либо нелепо, либо мало. Если попробовать перенести японский аниме-сериал в кинематограф, стараясь как можно меньше отходить от оригинала, получится не просто ужасно, получится…совершенно несовместимо с жизнью. Японцы пробовали. К сожалению, это их ничему не научило, и подобные лайвы выходят и сейчас…
Следующее, что несомненно привлекает в аниме – это безграничные возможности. Герои по определению могут все. Если герои чего-то не могут, то они все равно могут все – в руках фанатов. А в последнее время увеличилась тенденция к созданию героев, которые действительно могут все: море им по колено и любое препятствие будет сломлено силой их духа или банально кулаками. Когда главные герои Наруто и Блича говорят какую-нибудь крутую фразу, это значит, что злодей будет бит. Если он не будет бит, то это только повод автора развить сюжетную линию. В итоге злодей все равно будет бит, на этот раз особенно жестоким способом. Милашку Алукарда, думаю, можно даже не упоминать. В спортивных аниме такой подход понятен и объясним – спорт он спорт и есть, но будучи перенесенной в неспортивные отношения, такая позиция пугает. В сериалах последнего времени все с кем-нибудь да сражаются, причем, чем сильнее герой, тем более он привлекателен. Моральные принципы как-то остаются за экраном монитора: «Лулуш из Code Geass такой злодей, такой мерзавец, но все равно такой лапочка…» - логика, да?
Размер сериала тоже не следует сбрасывать со счетов. При средней продолжительности сериала в 24 серии по 20 минут можно успеть и раскрыть характер главного героя, и рассказать историю его детства (деревянные игрушки, скользкие подоконники), и всех его тараканов на свет вытащить и сюжет развить. Если постараться, то все это же можно сжать в 12-13 серий. Или размазать на 100-200, с особым садизмом пичкая зрителей попеременно розовыми соплями, тараканами всех встречных и поперечных, мордобоем, фансервисом и потугами на глубокомысленные размышления о смысле жизни.
Если режиссер или автор книги/манги/чего-то еще, по чему аниме снимали, не сильно коверкая, оказывается действительно способен на что-то более глубокое, чем стремление угодить публике, тогда может родиться что-то стоящее. И тогда все то, что я с таким цинизмом и презрением расписала как минусы, может с легкостью обратиться в плюсы. В конце концов, все зависит от того, как подобные инструменты и приемы будут использованы. Можно экранизировать книгу как Gonzo: «и нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», - а можно как Pierott с его потрясающей экранизацией «12ти королевств». Оба оригинала – достойные представители своего жанра (сравнивать Шекспира и Фуюми Оно было бы нелепо), следовательно, разница в подходах к экранизации. «Хроники 12ти королевств» отнюдь не легкая книга для чтения, и, честно говоря, студия Pierott имела все основания для популяризации сюжета, для «обсасывания» книги для зрителя, как это предпочли сделать Гонзо. Однако же нет – и мы получили не очень популярный (кто бы сомневался?), достаточно тяжелый и даже нудноватый сериал. Но разница вся видна после того, как ты посмотришь оба сериала – «Romeo x Juliet» не оставил после себя ничего. Да, были первые восторги по поводу графики, красиво прорисованных пейзажей города, импонирующих характеров главных героев; да, я с напряжением следила за развитием действия, гадая, чем же закончится эта трагическая любовь, но…прошло несколько дней, и эти восторги угасли. А кроме них ничего не осталось – нет «послевкусия», нет желания поискать что-то связанное с сериалом, не возникают никакие мысли, не о чем задуматься… Пустышка. Красивая, блестящая, как стеклянный шарик, с которым наигрался и бросил в ящик стола, где тот и пылится. А «12 королевств», если продолжать аналогию, как луна – ты не смотришь на нее специально, но всегда видишь.
Честно говоря, такие аниме я могу пересчитать по пальцам руки. Навскидку сразу назову 3, остальные надо все равно вспоминать. Но лично для меня это те сериалы и полнометражки, которым я не могу найти равных, точнее, которые я люблю, несмотря на их недостатки (а их не может не быть) – настолько глубоко они задели какую-то струну в душе. В остальном же я делю сериалы на те, в которых есть что-то интересное с точки зрения наличия идеи или сюжета (Juuni Kokki, Legend of Galactic Heroes, работы Миадзаки)/ проработки мира (One Piece, Seirei no Moribito)/ проработки характеров героев (Monster)/ атмосферы (Mushishi, Aria)/ графики (Макото Синкай); сериалы «однодневки», которые интересно (а иногда и очень интересно) смотреть, но потом они не вызывают интереса (Code Geass); аниме из серии «ничего не понятно, значит круто» (Sentou Yousei Yukikaze); сериалы с оценкой «банально» (Kuroshitsuji) и треш (целая куча всего).
Со мной можно согласиться или не соглашаться, но мне в любом случае интересно ваше мнение (если кто-то дочитал до этой записи, конечно =))).
Рубрики: | ~околоанимешное~ ~размышления~ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |