Происхождение свечи - нераскрытая тайна. Нет фактов, нет документов. Есть легенды, колдовские книги и догадки. Может быть, именно поэтому и сама свеча до сих пор окутана магической загадочностью. Древние свечи значительно отличались от современных и содержанием и внешним видом. Используя доступные природные ресурсы, человек придавал свечам довольно причудливые формы. Некоторые свечи представляли собой длинные трубки из волокнистого материала, такого как камыш, наполненные смолой. В Китае и Японии свечи производили из воска. Его получали из насекомых и семян растений, а затем эту массу формовали в бумажные трубочки. В получившуюся восковую форму помещали фитиль, который изготавливали из волокон растений. Много столетий спустя, в 18 веке, фитиль стал хлопковым, и его заливали жиром или воском, а не вставляли в готовую свечу.
Технология получения воска у каждого народа своя. Коренные американцы жгли масляную рыбу (candlefish), надетую на разветвлённую палку. В юго-западных районах Северной Америки использовалась кора специального дерева, которую жгли, таким образом извлекая воск. Поселенцы Новой Англии жгли восковник - дерево, насыщенное смолой. Потом полученной массе придавали форму, вставляли фитиль. Но подобные технологии были довольно трудоёмкими и не оправдывали себя. К примеру, требовалось полтора кубометра восковника, чтобы сделать 8-дюймовую тонкую свечку. А потом, можете ли вы себе представить, как пахли и коптили эти свечи?!
Человечество постепенно переходит к использованию животного жира для получения воска. Также начали использовать и пчелиный воск, в основном из-за его аромата. Эти свечи были довольно дорогим удовольствием, но горели намного ярче, чем их собратья из жира.
Жан Батист Сантерр Девушка со свечей 1700 г.
В 15 веке сменилась технология формования свечи. Если раньше воск заворачивали, то теперь он заливался в готовую форму, которая после высыхания воска снималась.
16 век. Именно в это время человек обратил внимание на подсвечник. Древний подсвечник представлял собой кусок дерева или металла с выдолбленными в нём ямочками, в которые вставлялись свечи. Главной функцией такого подсвечника было удерживать свечу в вертикальном положении. 16 век предъявил требования к внешнему виду подсвечника.
В 19 веке были придуманы специальные станки для изготовления свечей. Механизация свечного мастерства сделала этот продукт доступным для всех. В это же время химики делают открытие: животный жир состоит из нескольких компонентов - стеариновой и олеиновой кислот, соединённых с глицерином. Удалив глицерин, получается вещество под названием "стеарин", которое твёрже жира и лучше горит. Ещё позднее из неочищенной нефти научились извлекать парафин. Вещество это гораздо дешевле воска и спермацета, а по яркости ничуть им не уступает.
Г.С.Мызников Девушка со свечой 1994 г.
Человечество не стоит на месте, производя новое и преобразовывая старое. То же самое касается и такого малофункционального в наш век предмета, как свеча. Очень долго человек шёл, чтобы из candlefish получить всё то, что есть у него сейчас: от классической белой свечи до свечи любого цвета, размера и формы.
Маттиас Стомер Старуха со свечой 1640-е
Свечи применяются как источник освещения начиная с III тысячелетия до н. э. До появления и распространения электричества наряду с лампадами это был основной источник освещения. Свечи используются в этом качестве и на начало XXI века при осутствии электричества.
Поскольку электрические источники освещения вытесняют все прочие, то на первый план выходят другие способы применения свечей. Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения. Также часто их используют для создания романтической атмосферы. Ароматизированные свечи и свечи из пчелиного воска (источающие природный аромат) используются и для наполения помещения запахом.
Мишель Губин Мальчик со свечой 1681 г.
Свечи часто применяются на праздновании дня святого Валентина, свадьбах и других праздниках. На венчании в православии используются так называемые венчальные свечи. Они белого цвета и вытянутые. Во время церемонии венчания их держат в руках и жених, и невеста. В случае если оба новобрачных венчаются не в первый раз, венчальные свечи не подаются. Существуют суеверия: у кого свеча будет дольше гореть, тот будет дольше жить; погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья.
Михаил Врубель Ангел с кадилом и свечой 1887 г.
Константин Васильев Человек с филином 1976 г.
В христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу, как символ божественного света.
Появление свечи как одного из важнейших атрибутов христианских священнодействий изначально связано с тем, что в период зарождения христианства верующие были вынуждены скрываться от римских властей в тёмных катакомбах. Поэтому верующие приносили с собой свечи, чтобы использовать их как источник освещения. Позднее состоялось и наполнение свечи новыми, религиозными значениями: сердца верующих пламенеют любовью к Богу, Бог разгоняет тьму и т. д.
Наиболее популярный христианский обряд — возжигание свечи перед иконой святого. Обряд состоит в том, что верующий возжигает свечу в церкви рядом с иконой одного из святых и укрепляет её в специальном множественном подсвечнике. Такое возжигание есть символ особой веры и любви к данному святому. Чаще всего свечу ставят, молясь за кого-либо из живущих людей или за упокой души кого-либо из умерших близких. Поскольку возжигание свечей — очень популярный обряд и возжигание совершают не только верующие люди, но и те, кто считают себя неверующими, то церкви предоставляют свечи на платной основе. Это вызывает критику церкви, поскольку денежные вопросы считаются несопоставимыми с вопросами веры (Иисус изгнал торговцев из храма). В христианских обрядах используются только свечи из воска, предварительно освящённые.
Михаил Нестеров Благоверный князь Александр Невский 1894-95 г.г.
Годфрид Шалкен Мужчина со свечой
Василий Чкан Девушка со свечой 2006 г.
Николай Бессонов Девушка со свечой 1996 г.
Николай Бессонов Молитва. Итальянка 1990 г.
Тему свечей, игры света и тени использовали в своём творчестве многие знаменитые художники, литераторы и музыканты.
Перу Бориса Пастернака принадлежит написанное в 1946-м году известное стихотворение «Зимняя ночь», главным действующим лицом которого является свеча. Это стихотворение было написано в рамках романа «Доктор Живаго».
Лев Гумилёв написал книгу «Чтобы свеча не погасла». Это слова русского князя Ивана Красного — сына Ивана Калиты и отца Дмитрия Донского. «Чтобы свеча не погасла» — это крылатое выражение. Оно может означать эстафету прогресса между поколениями, и не только прогресса. При написании этой книги автором, по его словам, двигала забота о том, чтобы свеча не погасла, чтобы Россия не исчезла.
Константин Васильев Гадание 1976 г.
Константин Васильев Ожидание 1976 г.
Константин Васильев Достоевский 1973 г.
Эмиль Нольде Танцовщицы со свечами 1912 г.
Владимир Долгов Девушка со свечой 1991 г.
Материалы из ВИКИПЕДИИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Серия сообщений "Свеча":
Часть 1 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 - СВЕЧА ГОРЕЛА...)
Часть 2 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2 - ИСТОРИЯ СВЕЧИ)
Часть 3 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3 - ЖОРЖ ДЕ ЛА ТУР)
Часть 4 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 4 - ДЕТИ СО СВЕЧОЙ)
...
Часть 7 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 7 - ТАИНСТВЕННЫЙ МИР CANDLE)
Часть 8 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 8 - СВЕЧА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)
Часть 9 - СВЕЧА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 9 - СВЕЧИ НА КАРТИНАХ ЕЛЕНЫ ФЛЁРОВОЙ.)