Сочетая полезное с приятным, помещаю здесь замечательные картины Домье, посвященные творчеству художников, и, заодно, познакомлю вас с его биографией. Несколько картин уже были представлены в рубрике "Живопись о живописи", но я решил повторить их, тем самым собрав всего Домье в одном материале.
Оноре Викторен Домье
Honore Victorin Daumier
20 февраля 1808, Марсель — 10 февраля 1879, Париж
Оноре Домье Автопортрет 1855 г.
Оноре Домье (фото Надара)
Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. С детства Оноре увлекался рисованием.
Он служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, освоил мастерство литографа. Он брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал в мастерской Эжена Будена.
Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий.
В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала "Карикатюр" (Caricature). Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
За одну из них, карикатуру на короля Луи-Филиппа, изображенного в виде Гаргантюа (1831), автор в 1832 г. на полгода попал в тюрьму. Когда в 1835 "Карикатюр" был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал — "Шаривари" (Charivari), и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Домье составил себе громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Франции. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура.
Рисунок Домье сух и грубоват, но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки.
Honoré Daumier Der Maler
Honore Daumier Два скульптора
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений, испытывал все больший интерес. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Они выходили сериями: например, серия Древняя история (1841-1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д.
Honore Daumier The Painter at His Easel 1870-75 г.г.
Оноре Домье. Совет молодому художнику
Оноре Домье Художник перед Нотр-Дам 1834 г.
Оноре Виктор Домье Художник и модель 1870 г.
Особенно увлекала Домье тема искусства, его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ("Мелодрама", около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен; "Криспен и Скапен", около 1860, Лувр; "Совет молодому художнику", 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Honoré Daumier Konstnär och landskapsmålare (Художники на пленэре) 1865 г.
Honore Daumier Rest of painters.
Honore Daumier Collector's Guide (Гид коллекционеров)
Honore Daumier A French Painter Paints Himself 1848 г.
Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes».
18 марта 1848 года был объявлен конкурс на лучшее произведение живописи, прославляющее республику. В нем приняли участие девятьсот художников.
В числе двадцати лучших жюри отобрало эскиз Домье.
В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.
Honore Daumier The Print Collectors
Honore Daumier The Print Collectors 1860-63 г.г.
Honore Daumier Of the copper pass dealers
В 1860-1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879.
Honore Daumier The print collector
Оноре Домье Любитель эстампов. 1857-60 г.г. Музей изящных искусств, Париж
Honoré Daumier Der Kupferstich-Liebhaber 1857-60 г.г.
Из живописных произведений Домье известны: «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).
Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.
Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений.
Honore Daumier Diemanche au musee 1857 г.
Литография из серии "Салон 1857 года"
Оноре Домье. Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке! 1857 г.
Литография из серии "Салон 1857 года"
Honore Daumier This Year Venuses Again
Литография из серии "Салон 1857 года"
Материалы из Википедии и энциклопедии "Кругосвет"