Владимир Чернов.
Куклы в интерьере сегодня уже никого не удивляют. Они стали признаком престижа, хорошего вкуса и тона. Кто-то сказал, что по настоящему состоятельный человек характеризуется не наличием у него необходимых вещей, а по тому, сколько у него вещей ненужных. К таким вот «ненужным вещам» и относятся куклы. Удивительно, что кукольный бум пришел в нашу страну только сейчас, ведь кукла имеет глубокие историко-культурные и психологические корни и их исследование представляется весьма и весьма любопытным.
Кукол можно разделить на две большие группы – коллекционные и интерьерные. Коллекционная кукла всегда выполнена в одном экземпляре, ее размеры варьируются от 15 см до одного метра. Но наибольшим спросом пользуются куклы размером 40-60 см. Они, как правило, представляют собой человека (очень часто – прекрасную женщину) и отличаются богатой одеждой. Изготавливают таких кукол из различных пластиков, а также папье-маше и фарфора. Фарфоровые куклы считаются наиболее сложными. Одежде можно посвятить отдельную главу, поскольку одевают кукол роскошнее, чем королев. Нередко в костюме используются антикварные ткани, кружева и подлинные драгоценности.
Коллекционируют таких кукол по различному признаку. Есть коллекционеры, собирающие вообще красивых кукол в дорогой одежде. Есть те, кто охотится за работами конкретных мастеров. Есть, собирающие кукол по исторической тематике. Однако, общим является одно - стоимость таких коллекций весьма и весьма высока. Цена на куклу общепризнанного мастера может только начинаться с 5.000 долларов. Тем не менее, куклы эти не залеживаются. Термин «Интерьерная кукла» появился, можно сказать, совсем недавно. Он необходим для того, чтобы максимально дистанцироваться от понятия «Коллекционная кукла». Суть термина «Большая интерьерная кукла» не в том, что она на самом деле большая (во всяком случае, в два-три рада больше стандартной коллекционной куклы) а в том, что в этом случае кукла рассматривается как естественная и необходимая деталь интерьерного декора. Данная деталь проявляется в эксклюзивных проектах и наглядно свидетельствует об определенном культурном уровне владельцев жилища.
Практика показала, что подобного рода стилистические решения в большой степени милы потребителям и никто уже сейчас не гнет удивленно брови на вопрос декоратора об уместности куклы в интерьере. Наоборот, мода на интерьерных кукол сейчас в самом расцвете и ничего удивительного в этом нет. Удивительно то, что эта мода пришла так поздно. Немногие кукольники берутся за изготовление интерьерных кукол, а тем более, больших (куклы, украшающие витрины магазинов и кафе – не в счет). Тем интереснее образцы, которые можно увидеть на специализированных кукольных выставках. Это текстильные куклы О.Андриановой, куклы из папье-маше Лии Поздняковой и Вадима Мартина и др.
Современная интерьерная кукла, как предмет синтетического искусства, объект не обязательно антропоморфный, то есть человекоподобный. Это некие существа, гармонирующие с внутренним миром хозяев дома и, благодаря этому, вполне естественно вписывающиеся в его обстановку. Такая кукла живет в доме и ее наличие, как показывает опыт, воспринимается гостями как нечто само собой разумеющееся. Да, ничего необычного в этом нет, говорят они, именно такое существо здесь вполне уместно. Интерьерная кукла трактуется смотрящими на нее по большей части как предмет обстановки и декора, но только наблюдательный и вдумчивый зритель поймет, что эта кукла – душа дома, его тайный хранитель.