-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Таня_Т

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) ГАЙАВАТА Планета_Фотошопа Fiery_World
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) КЕТЦАЛЬКОАТЛЬ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2007
Записей: 1092
Комментариев: 6120
Написано: 13086


Текст - это человек.

Четверг, 09 Августа 2007 г. 22:32 + в цитатник
Текст – это человек!
--------------------------
Исстари бытовала вера в молитвы и заговоры, заклинания и привороты – могут ли они помочь людям сегодня? И можно ли уберечься словом от невзгод?..

Теоретически ученые знают: суггестивная лингвистика – это часть лингвистики, которая изучает воздействие языка на человека. Грамотно составленными текстами она влияет на установки личности. Вспомните пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион» и снятый по ней фильм «Моя прекрасная леди» – изменив речь, вульгарная торговка стала дамой высшего света. Из утопий Оруэлла и Войновича вспомните новояз – язык тоталитарного общества, принуждающий граждан к послушанию.

Но когда в Москве, в Институте языкознания, заведующая кафедрой суггестивной лингвистики Пермского госуниверситета Ирина Черепанова защищала докторскую диссертацию, видный ученый, в ту пору член-корреспондент РАН, с улыбкой заметил: «Коллеги, будем честными перед собой. Сегодня до конца понять важность исследования Ирины Юрьевны нам сложно. Оно настолько всеобъемлюще и устремлено в будущее из нашего и мирового словесного прошлого, что оценить его сполна смогут лишь наиболее достойные наши ученики».

Минуло десять лет. Профессор Тверского и Пермского госуниверситетов Ирина ЧЕРЕПАНОВА возглавляет научно-практическую лабораторию «Ведиум», ее книги «Дом колдуньи», «Заговор народа» и ряд других знают все, кто работает с рекламными текстами. А капитальный труд «Ангельский огонь»: Красный PR России» стал настольной книгой политтехнологов.

– Да, моими научными методиками пользуются не только политтехнологи и рекламщики, рекомендациями – не только российские спецслужбы, например, при разработке детектора лжи, – улыбается профессор. – Общедоступными направлениями нашей работы являются медицина и социальная терапия. После написания «индивидуальной легенды» человек начинает чувствовать себя сильным, становится хозяином обстоятельств. Для коллег-ученых я расшифровываю это как «лингвистическое кодирование», для широких масс – «личная икона».

– Неверно составленные фразы, вероятно, могут и вред нанести?
– Марк Твен как-то сказал, что разница между почти точным словом и точным словом такая же, как между светлячком и молнией. Рекламные ролики, призывы-слоганы, речи кандидатов – это не что иное, как современные заклинания и заговоры. Они загоняются через СМИ в наше подсознание, вынуждая думать и поступать так, а не иначе. Заставляя заданным образом относиться не только к политику или какому-то товару, но заодно к самому себе, к своим возможностям и перспективам. Эффект такого внушения точнее, чем «порча», не назовешь.

– История подобного не знала?
– История-то многое знает. Если еще и современную науку подключить... В нашей стране жил замечательный ученый Александр Павлович Журавлев. Его исследования отнесли к лженауке, и он уехал за границу. А я его наработки взяла за основу, ведь он открыл не только фонетическое значение отдельных звуков, но и смог формализовать слова, фразы, тексты – создал базу для компьютерной программы, позволяющей прогнозировать воздействие звукобукв на мозг. И уже наши компьютерные программы в сочетании с лингвистическими методами подтвердили – каждый звук имеет свой цвет и свой характер: «а» – это ярко-красный образ, «и» – голубой, «о» – желтый, «е» – зеленый... Помимо того звуки бывают суровыми и нежными, тихими и яркими, угрюмыми и стремительными. Складываясь в слова и фразы, они сливаются, придавая текстам индивидуальные окраски и фоносемантические признаки.

– Выходит, на человека можно воздействовать словом, не обращаясь к его смыслу, – через звук, ритм, форму?
– Правильно. Таков санскрит – после экспериментов со словами и звуками жрецы Древней Индии добились того, что внешняя, казалось бы, абракадабра букв создает нужное настроение. Мантры активно влияют на подсознание. Недаром американцы используют именно санскрит для работы с искусственным интеллектом.

– А правда, что советские аббревиатуры 20 – 30-х годов по влиянию на подсознание были схожи с санскритом?
– Большинство – да. Я вообще убеждена: интуитивно верно составленные большевистские лозунги во многом предопределили победы красных (и по цвето-звуковым ассоциациям слоган большевиков был в основном красным!) как в 17-м году, так и в Гражданской войне. Человек волен выбирать идеологию, но разве можно бестрепетно и по сей день воспринимать: «Мир – народам, земля – крестьянам, власть – Советам!» или обобщающее: «Вся власть Советам!». А западные лингвисты до сих пор убеждены: не останови сами большевики наступление армий Михаила Тухачевского, они бы с лозунгом «Даешь Европу!» дошли до Парижа.
Но есть еще тайна, которая ведома была уже древним составителям молитв и заговоров. Любая речь, любой текст имеют так называемое «золотое сечение» – слова, которые из-за их расположения, хотите вы того или нет, западают в подсознание их воспринимающего. Иное он может забыть, но словесное «семечко» в нем останется. Если «семечко» культивировать, оно полностью овладеет разумом. На этом явлении строилась власть религиозных и магических текстов, которые многократно повторялись священником и верующим, ведьмой и ее клиенткой. Так стал любимцем Франции Наполеон. Так пришел к власти Гитлер. Так и в дни предвыборной кампании телеролики вбивают в головы избирателей свои установки. Я это называю алхимией языка.

– Пиарщики владеют секретом «золотого сечения»?
– В основном нет. На горе их клиентам и избирателям. В результате в подсознание людей вбивается невесть что.

– Ужель нам трудно грамоте обучиться? Ведь еще в начальной школе говорят про звонкие и глухие согласные, а сносный журналист знает приемы аллитерации...
– Не надо смешивать понятия. Разделение на звонкие и глухие само по себе ничего не дает. Что же до аллитерации – приема звуковой выразительности за счет повтора согласных, – то она позволяет усилить картинку описываемого, совсем иначе влияя на ритмы мозга. Например, пушкинское «как лань лесная, боязлива» на мозг читателя производит эйфорическое воздействие, яркое, радостное, но никак не отражающее сумерки леса и дрожащую от страха лань.
Напротив, четверостишие Евтушенко «В вагоне шаркают и шамкают и шумно просят к шалашу, слегка пошатывает шахматы, а я тихонечко пишу» в качестве картинки, да, переносит читателя в купе поезда. Однако имеет эффект жесткого кодирования, возбуждает маниакальное желание работать в условиях тоскливого окружения и минорного настроения. К тому же из отрывка ярче всего запомнятся шахматы, а не шатания и шарканья.

– Воздействие написанного текста без компьютерной программы проверить невозможно?
– Практически нет.

– Как же тогда быть журналистам? Да и не им одним.
– Важно, чтобы любые тексты составлялись на свежую голову, не вымучивались. Иначе автор невольно свое настроение на читателя спроецирует. Ни в коем случае не писать по принципу «мели, Емеля, твоя неделя». И – повнимательнее с заголовками.

– А можете ли вы охарактеризовать название газеты «Гудок»?
– Посмотрим... Бета-минус текст, вызывает тревогу, требует резкого оживления. Впрочем, так и надо – это же гудок, сигнал! Тому же соответствует и фоносемантика: суровый, сильный, стремительный. Цветозвуковые ассоциации – синий и коричневый – вызывают на две трети глубину переживаний и трудолюбие, а на треть – уверенность в себе, здоровый консерватизм и желание идти в массы. Понятно, что не слишком современное название, но изначально желаемая установка, по-моему, актуальна и поныне.

– Составляя словесные тексты-обереги для людей, вы работаете с каждым человеком сугубо индивидуально или существуют какие-то общие правила?
– С помощью наработанных веками приемов словесной магии я погружаю человека в транс, в подсознание. Он туда, как в зеркало, смотрится и создает свой идеальный образ, свою личную икону. Можно выделить общие особенности мужских и женских легенд, но и только. А остальное – заветные слова, способы их соединения, звуки и ритм – дело индивидуальное.

– Мужские легенды от женских сильно отличаются?
– Мужчинам обычно нужно описание конкретных действий. Пришел, увидел, победил – такая схема. Типичные мужские истории – про меткого стрелка или крутого боксера, о гоночном авто, которое едет по дороге, всех обгоняя.
А женские магические тексты всегда романтичны, в них все больше о чувствах. Женщины гораздо чаще с любовными коллизиями обращаются. Многие между мужем и любовником никак выбрать не могут.

– Считается, что только женщины любят ушами.
– Вранье. Мужчины это нарочно придумали, чтоб нас с толку сбить. Повторюсь, отличается только сюжет мужского и женского текстов. Зато буквозвуки у мужчин и женщин абсолютно идентичны. Усиливать те или иные звуки, увеличивать их число нужно в зависимости от характера, темперамента, даже внешности – крупные черты лица или мелкие, высокого роста или маленького, полный или худой, блондинка или шатенка. Цвет волос, например, задает ритм. Блондинам нужно плавное, певучее бормотание, брюнетам – маршеобразность.

– Выходит, текст – это человек?
– Совершенно верно.

Алексей ПЕРФИЛЬЕВ


Процитировано 2 раз

Тэйон_вер_Алория   обратиться по имени Вторник, 15 Января 2008 г. 13:02 (ссылка)
Вот было сказано- буквы обладают цветом...согласен-я еще в детстве ощутил, что буквы,слова и даже цифры ощущаются(?!?) на уровне цвета,отсюда следует температура написанного,а также прочие характеристики тоже кои были высказаны и тут
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку