-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Белчоночка

 -Подписка по e-mail

 

 -Клавогонки

Последний раз играла 20 февраля 2009.
Заняла 74-е место из 4701 человек.

Лучшая скорость:  542 зн/мин
Средняя скорость:  439 зн/мин
Ошибки:  2,3%
Текстов пройдено:  443

Мой профиль в Клавогонках Играть»

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.04.2007
Записей: 2601
Комментариев: 18443
Написано: 37752





Пробуждение / Awakenings (1990)

Пятница, 28 Сентября 2012 г. 20:04 + в цитатник
kinobanda.net/film/387/ Хороший фильм, заставляет задуматься..
Рубрики:  Мудрости и полезности

И на Венере туман..

Понедельник, 10 Марта 2008 г. 14:40 + в цитатник
membrana.ru/lenta/index.html?8017 Европейский космический аппарат Venus Express помог планетологам обнаружить необычные крупномасштабные перемены в погоде на Венере, которые нельзя заметить в видимом диапазоне волн.

Исследователи жаркой планеты, проанализировав ультрафиолетовые снимки Венеры, выполненные Venus Express в прошлом году, обнародовали необычное открытие: в этом вечно закрытом облачностью мире существуют огромные полосы сернокислотного тумана, который периодически появляется и исчезает.

Эти высотные сернокислотные облака, проявляющиеся яркими полосами в ультрафиолетовом диапазоне, открыты в южном полушарии планеты. Интересно, что облака эти то тускнеют, то становятся на треть ярче, то смещаются ближе к экватору, то обратно — ближе к полюсу, то исчезают, то рождаются вновь. А перемены эти происходят с периодом в несколько дней.

Европейские исследователи предполагают, что наблюдаемое явление — это отражение циклических химических и физических процессов, идущих в глубине атмосферы.

Механизм рождения сернокислотного тумана видится учёным таким: на высотах 70 километров и ниже, глубоко в слоях облачности, атмосфера Венеры содержит немного водяного пара и газообразного диоксида серы.

Иногда некие неизвестные пока динамические процессы поднимают эти вещества намного выше, до того уровня, где они оказываются под воздействием солнечного ультрафиолета. Он разрушает данные молекулы, а полученные части вступают в реакции между собой, создавая серную кислоту. Её мелкие капельки и формируют эти "перья ультрафиолетового тумана".

Один из учёных команды Venus Express Дмитрий Титов из института исследования Солнечной системы Макса Планка (Max-Planck-Institut für Sonnensystemforschung) сравнил этот процесс с превращениями смога над городом.

Динамику и закономерности появления и исчезновения сернокислотного тумана ещё предстоит выяснить. Для этого команда исследователей намерена просмотреть сотни ультрафиолетовых кадров планеты для поиска повторяющихся образцов облачности.

Вместе с тем учёным предстоит раскрыть и другую загадку Венеры: на снимках, показывающих яркие (в ультрафиолете) области, видны и очень тёмные пятна, от некоего соединения (или соединений), хорошо поглощающего ультрафиолетовые лучи. Однако что это за вещество(-а) — пока установить не удалось.

Напомним, Venus Express, достигший Венеры в 2006-м, порадовал учёных массой интересных данных об Утренней звезде, в частности, помог по-новому взглянуть на её южный полюс, открыть двуглазый вихрь и узнать, что в далёком прошлом на Венере обстановка была куда приятнее.


Александра Давид-Неэль

Понедельник, 31 Декабря 2007 г. 13:44 + в цитатник
Прочитала короткую биографию одной женщины и нашла немного общего между нами.. Тем более многие события в её жизни были связаны именно с Новым годом. Её биография меня поразила, поэтому хочу выставить её здесь:


В новогоднюю ночь полиция Парижа объявила тревогу. У супружеской четы Давид пропала двухлетняя дочурка. Часы уже пробили полночь, когда в Винсенском лесу сержант Анри Годар нашёл спящую под елью малютку. Несмотря на сильный мороз, маленькая девочка от усталости уснула в снегу, рискуя замёрзнуть насмерть. Сыщик укутал беглянку в форменный плащ и отнёс родителям. Всю дорогу малышка повторяла:"Пустите меня, мсье, я хочу путешествовать!" Это была первая экспедиция знаменитой французской путешественницы и исследовательницы Тибета Александры Давид-Неэль.

Александра Давид-Неэль с детства мечтала о подвигах и приключениях. Когда ей исполнилось 17 лет, она, поссорившись с родителями во время отпуска в Альпах, пешком преодолела занесённый снегом перевал Сент-Готар, что ранее стоило жизни многим путешественникам. С собой в рюкзаке у неё была лишь пара булочек и любимая книга. Родные нашли юную путешественницу только в Милане. Когда Александра вернулась домой, отец с матерью надеялись, что девушка в конце концов образумится и будет вести размеренную жизнь дочери порядочного буржуа, но через год приключения вновь позвали её в дорогу. Покинув без разрешения отчий дом, она отправилась на велосипеде в Испанию, практически повторив маршрут современного ралли "Тур де Франс". Это были первые шаги юной Александры к дальним странствиям и великим открытиям.

На некоторое время забыв о путешествиях, Александра занялась музыкой. Она с детства прекрасно пела и подавала большие надежды как пианистка. Супруги Давид отдали дочь учиться в брюссельскую консерваторию, вскоре она стала первой ученицей. Талантливую девушку отправили на стажировку в Лондон, где ей удалось познакомиться со знаменитой основательницей русского теософского общества Еленой Блаватской. Её рассказы о Тибете и о Шамбале - высокогорном тибетстком царстве, где живут бессмертные Махатмы, учителя человечества, - поразили воображение Александры. Она решила немедленно отправиться в Тибет и найти таинственную Шамбалу, но мечты разбились о жестокую реальность. Отец разорился, и девушка, чтобы помочь семье, вернулась в Париж, где начала выступать в театре "Опера комик". 31 декабря 1891 года состоялся её дебют, очаровавший изысканную парижскую публику. Александра Давид-Неэль стала примой парижской оперы. Хотя выступления проходили под гром оваций, дела у талантливой актрисы шли плохо: маленького театрального жалованья на жизнь не хватало, продажную любовь богатых поклонников она принимать не хотела, а короткий брак с инженером Филиппом Неэль счастья не принёс. После смерти родителей и трагической гибели трёхлетней дочери Жюстин Александра поняла, что в светсткой жизни её больше ничего не держит, и, продав остатки своего небольшого имущества, собралась в дорогу.

"Когда вы достигнете своей цели, - сказал Александре лама Гомен, глава маленького гималайского княжества Сикким, - судьба откроет вам знания, недоступные простым смертным. Не отчаивайтесь, мужество и трудолюбие, а также мои рекомендательные письма откроют вам дорогу в Тибет." 1 января 1908 года Александра Давид-Неэль после долгого и опасного путешествия по Гималаям была удостоена его аудиенции. К тому времени она прекрасно изучила тибетский язык и обычаи местных народов. Поселившись в хижине у границы Тибета, она читала древние манускрипты и занималась медитацией. Тибет в то время был закрытым государством, и пограничная стража не пропускала европейцев. Поэтому Александре лишь спустя десять лет после встречи с правителем княжества Сикким удалось проникнуть в эту таинственную страну. В новогоднюю ночь, 31 декабря 1918 года, Александра первой из европейских женщин пересекла границу Тибета. Хотя 1 января 1919 года она и встретилась с далай-ламой, найти дорогу в Шамбалу Александре не удалось. Чтобы утешить её, верховный лама подарил отважной женщине древний манускрипт, в котором был рецепт отвара, дающего секрет бессмертия. Питьё, приготовленное из особых 118 трав, Александра принимала на протяжении всей жизни. Это принесло ей долголетие и прекрасное здоровье.
Вернувшись во Францию, Давид-Неэль опубликовала две книги:"Путешествие парижанки в Лхасу" и "Мистики и магия Тибета". Эти издания сделали Александру не только всемирно известной, но и обеспечили безбедную старость. Она приобрела хороший домик в городке Динь, но страсть к странствиям не позволила ей долго оставаться на одном месте. Получив прозвище "Бабушка-Будда", она, несмотря на почтенный возраст, пять раз объехала весь мир, после чего посвятила себя науке - преподавала восточные языки в университете Парижа.
Скончалась эта выдающаяся женщина в возрасте 101 года, прекратив принимать отвар бессмертия. Александра умерла в окружении друзей и учеников. Перед смертью она сказала им:"Я закончила свой земной путь и отправляюсь в последнее путешествие". К сожалению, архив знаменитой исследовательницы Тибета после её смерти был похищен спецслужбами.

Где все красные ленточки?

Суббота, 01 Декабря 2007 г. 00:00 + в цитатник
lasky.ru/rainbow/articles/?id=445

Красная ленточка - символ борьбы со СПИДом, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Но как появился этот символ и является ли он единственно возможным? Есть ли риск, что ленточка становится модным клише, а мода слишком переменчива? Не теряем ли мы изначальный смысл за стилизацией удачного символа? Об этом рассуждает в своей статье Лаура Энгл, редактор американского журнала для ВИЧ-положительных "Body Positive".

Символы СПИДа - сострадание или мода?

Джеймс - официант пивной в театральном районе Нью-Йорка. Его униформа типична для многих таких ресторанчиков в округе: черные штаны, белая хлопковая рубашка, завязанный на талии фартук. На воротнике своей рубашки Джеймс носит красную ленту - такую маленькую из металла с эмалью. Он носит ее с 1992 года.

Джеймс может показаться кому-то безнадежно старомодным. Как-то вечером, Джеймс обслуживал стол, за которым сидели молодая девушка с матерью. Джеймс отвечал на их вопросы о меню ресторана и болтал с ними о постановках, которые стоит посмотреть на Бродвее.

Когда девушка заметила булавку в отвороте Джеймса, она спросила: "Это одна из тех красных ленточек СПИДа?". Джеймс ответил, что так и есть. Это озадачило женщину: "Я не думала, что они все еще в моде!".

Красная ленточка СПИДа конечно же не создавалась в качестве модного аксессуара. Я помню, как однажды в начале девяностых женщина-кассир в пекарне спросила меня, почему я ношу ее. Тогда я сказала ей, что ленточка означает, что я осознаю проблему СПИДа, выражаю солидарность с теми, кто живет с вирусом, храня память о тех, кто умер. Она начала вопить: "Я не хочу никакого СПИДа", и отказалась меня обслуживать.



Рождение символа

Красная лента как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 художественной группой "The Visual AIDS Artists' Caucus". Художник Франк Мур жил в провинциальном городке штата Нью-Йорк, где соседняя семья носила желтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива.

"Это убедило меня, что ленточка могла быть метафорой и для СПИДа тоже", - сказал он. - "Просто, тогда казалось, что будет гораздо больше людей, готовых поддержать действия в борьбе против СПИДа, чем тех, кто готов публично говорить о ВИЧ-статусе".

Ленты как символ не появились впервые во время Войны в Заливе. Зеленые ленты, похожие не перевернутую букву "V", стали символом переживаний, связанных с убийствами детей в Атланте двадцать лет назад.

Идея была принята группой "Visual AIDS". Поскольку организация состояла из профессиональных художников и менеджеров от искусства, реклама видимого символа борьбы со СПИДом была сделана весьма удачно. Все началось очень просто. Вот отрывок из ранней рекламной листовки "Visual AIDS": "Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой "V". Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде".

Проект "Красная ленточка" был официально начат в 45-ом ежегодной церемонии вручения наград "Tony Awards" 2 июня 2000 года. Всем номинантам и участникам было предложено (и довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу анонсирующему проект "Красная ленточка": "Красная лента (перевернутое "V") станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом - это то, что к 1-ому декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире".

И красная лента завоевала огромную популярность. Даже при том, что откровенная СПИДофобия была на пике, красные ленточки все чаще появлялись на отворотах пиджаков, полях шляп - везде, где только можно приколоть английскую булавку. За следующие несколько лет, ленты стали частью дресс-кода для избранных не только на церемониях Тони, но и на Оскарах и Эмми также.

От принятия до клише

Потом появились ленточки не из лент. Маленькие эмалированные металлические булавки, как носит Джеймс, не пачкались, не трепались и не оставляли красных нитей на одежде людей. Изображения красных лент появились на футболках. Ленты были вышиты на бейсболках, ветровках, рюкзаках, и на другой всевозможной повседневной одежде. Красные ленточки становились больше размером, более причудливыми, превращаясь скорее в украшение, чем символ. Некоторые были украшены гранатами и другими красными камнями; даже была реклама булавки в виде ленточки, украшенной рубинами.

Потомство ленточки эмигрировало с одежды на фактически все что угодно. Китайские сладости. Украшения для рождественской елки. Почтовая марка. Костюм конькобежца Руди Галайндо, который потерял брата и двух тренеров из-за СПИДа, был выполнен в виде красной ленты.

С насыщением рынка пришла и обратная реакция. Многие из сообщества людей, живущих с ВИЧ, пришли к выводу, что пользы от этого моря чисто символического участия немного. Мнение было таким: люди носят "СПИДовские ленточки" вместо того, чтобы бороться за доступность лечения, разработку вакцины и развитие социальных служб. Обвинение было довольно лицемерием.

Но обвинение не было безосновательным. Как раз когда СПИД стал, образно выражаясь, "фирменным блюдом" благотворительности месяца, ленты на отворотах не всегда приводили к появлению денег на банковских счетах СПИД-сервисных организаций, или к реальным политическим действиям, которые должны были повлиять на общественное мнение, расшатать машину системы здравоохранения.

"AIDS Visuals" решили вначале не регистрировать свою красную ленту как торговую марку потому что, согласно Франку Муру: "Мы не хотели препятствовать людям использовать ее". "Негативной стороной может быть то, что среди тех, кто использует ленточку, могут быть коммерческие предприятия, наживающиеся на очередной причуде". Если вы купили ленту, например, в некоммерческом магазине подарков в пользу благотворительных учреждений в Сан-Франциско, вы можете быть уверены, что ваша покупка - это нечто большее, чем видимое политическое заявление для прохожих на улице. Если вы купили ее в большом универмаге, то вероятнее всего нет. А если вы купили ее на улице у парня с лотком, можете считать, что вы подписались под использованием детского труда на другой половине земного шара.

Затем начались эстетические дебаты. В солидарность с Всемирным днем борьбы со СПИДом в 1997, "AIDS Visuals" автор "Проекта ленточки", издал буклет с названием "Искусство. СПИД. Действие". Там было интервью с эссеистом и критиком Дэниелом Харрисом о том, что он называет "Китчефикация СПИДа".

Харрис описывает прогулку через "эпидемический отдел торгового центра" в Кастро, мимо украшенной "СПИДовскими ленточками" Рождественской елки, игрушечных мишек носящих ленты, тематической инсталляции, и даже "линии специальных СПИД-открыток, на которых мускулистые обнаженные мужчины безутешно рыдают на надгробиях с ангелочками". Харрис, который является также автором книги "Восхождение и падение гей-культуры", приписывает быстрое тиражирование этого "продукта СПИДа" жестким политическими фактами.

"Мой тезис", - говорит он, - "в том, что в начале эпидемии, администрации Рэйгана и Буша отказались выделить финансирование, необходимое для начала исследований и лечения, и как результат этого, кинозвезды и общественные деятели заменили чиновников на поприще поиска денег. Они вынуждены были искать альтернативные источники финансирования на открытом рынке, благотворительных баллах, рок-концертах и модных показах".

Из-за недостаточного федерального капитала, активистам пришлось превратить болезнь в товар, и продавать его публике как обычную закуску. Они компенсировали отсутствие правительственной поддержки частным пожертвованиями, благотворительными вкладами, которые вымогали у публики, пробуждая жалость к "жертвам", упаковывая эпидемию в сентиментальное клише, которые делало потенциальных дарителей максимально восприимчивыми. Деньги, которых требовалось все больше, сделали болезнь китчем. Если бы Республиканская Администрация 1980-х была бы более ответственной, эпидемия не породила бы такое количество сентиментальных образов, которыми активисты пользовались, чтобы преодолеть сопротивление потребителя и которые стали главным "насосом" для частных вкладов.

Таким образом, я вижу причину китча в жестких экономических рамках, как ответ на федеральную безответственность, которая вызвала массивный блиц-пиар, столь же липкий, как любая реклама нового шампуня или моющего средства для посуды".

Итак, по разным причинам, или точнее, комбинации причин, красные ленточки СПИДа являются сегодня уже не такими вездесущими. Но для многих их красная ленточка до сих пор символ их ответственности и обязательств, даже перед лицом тотальной СПИД-апатии. Для других, она символ собственной "продвинутости" и склонности к филантропии. Для третьих, лента всего лишь вчерашний аксессуар.

Другие символы

Ленточка, конечно, не единственный символ, который поселился в сердцах участников СПИД-сообщества, это не единственный символ, который привел к разногласиям и пережил свою собственную популярность.

Два самых важных ранних способа выразить солидарность с ВИЧ-положительными людьми также были созданы родителем "Проекта ленточки" - "Visual AIDS". "День без искусства" и "Ночь без света", были приурочены к Всемирному дню борьбы со СПИДом, декабря, в 1988 году. Их первоначальной целью было показать, как разрушительно повлиял СПИД на художественные и театральные круги.

В течение первых нескольких лет, "День без искусства" был им только символически. Музеи искусства, галереи, муниципальные объекты искусства демонстрировали по всей стране задрапированные черным картины и скульптуры, либо убирали их с места, как символ того, что потеря художника является универсальной потерей. Однако, "День без искусства" в последние годы преобразовался в "День с искусством". Теперь "Visual AIDS", устраивает бесчисленные выставки работ ВИЧ-положительных художников, и оказывает информационную поддержку арт-группам, которые хотят участвовать во Всемирном дне борьбы со СПИДом.

"Ночь без света" была задумана как демонстрация с привлечением людей из театрального мира. В бродвейском театральном районе, который назывался "Большой белый путь", как в песне и легенде, в театральных зданиях гаснет свет на пятнадцать минут во Всемирный день борьбы со СПИДом. Это дань памяти тех, кого потерял театральный мир. Многие другие городские здания присоединяются, преображая Манхеттен в визуальное напоминание о СПИДе.

К 1999 году энтузиазм очевидно уменьшился. Бродвейские огни были выключены, но только в течение одной минуты, и жест прошел почти незамеченным прессой.

"Ночь без света" действительно жила, но только стараниями активистов, преуспевших в создании шумихи. Поскольку декабрьский сезон трат приблизился, планировалась рекордная попытка перебить приближение сияющей Рождественской елки. На 1 декабря было решено зажечь огни елки у Центра Рокфеллера. Очевидно организаторы не осознавали, или не обратили внимание, что это был Всемирный день борьбы со СПИДом. Когда Рождественская елка (самая большая!) устанавливалась и настраивалась, перед тем как быть украшенной, группа СПИД-активистов ворвалась в Центр и устроила громкую акцию протеста против бесчувственности подобного праздника в этот день. Результатом этого была частичная капитуляция официальных лиц Центра и, после того, как огромное дерево было освещено, его огни были выключены в течение одной минуты в символическом признании Всемирного дня борьбы со СПИДом. Анне Оливера, новоиспеченному директору СПИД-сервисной "Gay Men's Health Crisis", была предоставлена возможность произнести речь о борьбе со СПИДом (и это в эфире национального телевидения!) прежде, чем микрофон был возвращен выступающим на празднике и ведущим.


Лоскутные полотна проекта "ИМЕНА", вероятно, являются самыми знаменитыми из символов, но они также принесли с собой свою долю противоречий. Сделанные любящими руками тех, кто потерял близкого из-за СПИДа, памятные полотна Квилт почти в полном составе заняли все пространство перед Капитолием в Вашингтоне летом 1996 года. Квилт стал слишком большим, чтобы можно было планировать выставку всех полотен.

Но не все любят Квилт. Мой друг Фред, например, ненавидел его. Я узнала это только в1992, когда мы сидели у кровати Фреда, ожидая прихода дежурных из морга, чтобы унести его тело. Кто-то говорил о возможности создания Квилта в память о нем, и его священник рассказал нам, что Фред думал о Квилте: "Мы создали это портативное кладбище как место, где можно выместить все наше горе и весь наш гнев из-за этой болезни. Но мы имеем право на это горе и этот гнев, и мы должны сделать с этим что-то, чтобы положить этому конец".

Дэниел Харрис также возражает против Квилта: "Помещая эпидемию в пределы контекста этой мифически чисто колониальной истории - мы частично санируем жертв СПИДа", - говорит он, - "держа их в этом загроможденном музее липкого фольклора, столь резонирующего с полезным патриотическим чувством и ностальгией о старых временах простой аграрной Америки". Он признает, что не может судить горе людей, но добавляет, "я могу только сказать, что я лично против консьюмеризма и не хотел бы видеть это "самодельное" и "старомодное" дерьмо на своей могиле".

Но это, безусловно, представления меньшинства. Для большинства людей, которые видели Квилт, даже если им ничего не говорили имена на полотнах, это было одно из сильных потрясений в жизни.

Ну и конечно нельзя не вспомнить розовый треугольник и слоган "Молчание=Смерть" радикального движения "ACT UP". В соответствии с его подходом "ACT UP" позаимствовал перевернутый розовый треугольник, который геи были вынуждены носить в нацистской Германии и перевернули. Это символизирует как огромные потери от СПИДа в гей-сообществе, так и отказ сообщества просто лечь и ждать смерти.

Следующий символ, пожалуйста?

Так где же они? Символы продолжают создаваться, некоторые из них вырастают из того, что уже существует. Испанский "AIDS Forum", например, в своем "Dialogue for Life Project" для "латинизации" проблем, связанных с эпидемией, видоизменила красную ленту. Этот новый, специализированный символ содержит яркое желтое солнце - мощный символ жизни в латинской культуре в середине ленты. Символ сопровождается примечанием в виде уравнения: изображение ленты + изображение солнца = "Lucha Latina Contra el SIDA" (Борьба Латино Против СПИДа).

Подобные усилия имеют место в Африке и в афро-американском сообществе, где лента изменяется с помощью традиционного цвета. Университет Эмори, работая с духовными лидерами черного сообщества, создал электронный эскиз витража, содержащего красную ленту, который предлагается черной церкви для использования в их материалах на тему СПИДа.

Я все еще прикрепляю красную ленточку к молнии моего кошелька. Как Джеймс, я, возможно, могу показаться старомодной. Но я действительно вижу некоторую ценность в символах. По крайней мере, пока они остаются символами, а не заменяют действия модным аксессуаром.

Жесты и мимика

Четверг, 22 Ноября 2007 г. 18:29 + в цитатник
Привожу фрагменты из разных книг, которые хочу вам показать:

Невербальные компоненты общения
Мысли людей можно читать по их жестам. Австралиец Алан Пиз, признанный знаток психологии человеческого общения, написал книгу «Язык движений». Он дал толкование языка жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж». Овладев этим языком, вы будете смотреть на себя и окружающих совершенно другими глазами. Вы сможете «читать между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с вашего собеседника.
Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите его в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти предложения и сравнить их со словесными фразами говорящего.
Зигмунд Фрейд однажды заметил, что, когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы пациентки.
«Изучив искусство языка телодвижений, вы можете отправиться на вечер, посидеть потихонечку в уголке весь вечер и получить огромное удовольствие от наблюдения за ритуалом языка телодвижений в обществе. Телевидение также предоставляет восхитительную возможность для изучения особенностей невербальной коммуникации. Выключите звук и попытайтесь догадаться о том, что происходит на экране только лишь по изображению. Включая звук через каждые 5 минут, вы сможете проверить правильность вашего понимания невербалики, и вскоре вы сможете смотреть всю программу без звукового сопровождения и понимать всё, что происходит на экране, как это делают глухие». (Алан Пиз)


Учёные до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врождённой, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какую роль в её развитии играет подражание окружающим. Самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам. Считается, что повреждение участков головного мозга, контролирующих эти функции, является основной причиной аутизма (полной неспособности соотносить себя с другими людьми) у детей.
Естественно, что у разных народов, живущих в разных частях света и говорящих на разных языках, значение некоторых выражений лица и жестов совпадает. Например, улыбка и смех свойственны всем людям, даже слепым от рождения, когда они веселы и счастливы. Люди озабоченные и сердитые хмурятся и сдвигают брови, а большинство, если чего-нибудь не понимают, пожимают плечами.
Чарльз Дарвин, автор «Происхождения видов», показал, что большая часть широко распространенных жестов и гримас прошла долгий путь эволюции. На протяжении миллионов лет адаптируясь к изменению окружающей среды, они в результате приобрели иное значение, чем то, которое в них вкладывали далёкие предки. Например, демонстрация зубов в улыбке означала когда-то предупреждение «Я могу и укусить». Возможно, отголосок давних времён проявляется и в те моменты, когда мы в недоброй усмешке показываем свои зубы, хотя, конечно, вряд ли вцепимся ими в кого-нибудь под влиянием отрицательных эмоций.
Как и следовало ожидать, одни и те же жесты могут иметь разное значение в разных странах. Полагают, что жесты и гримасы, которые означают одно и то же в культурных традициях большинства народов, являются врождёнными. Например, люди во всех частях света поднимают брови, как бы приятно удивляясь, когда приветствуют друзей, которых давно не видели. Почти везде, куда бы вы ни поехали, вы встретите местные варианты кивков и покачиваний головой, означающие «да» и «нет», причём даже слепые и глухие пользуются ими с раннего детства. Одна из распространённых теорий гласит, что покачивание головой из стороны в сторону в знак отказа уходит корнями в самый ранний период человеческой жизни, когда младенец, отворачиваясь от груди или бутылочки с молоком, показывает, что он насытился. Дети, едва научившиеся ходить, качают головой ещё выразительнее, когда хотят увернуться от ложки с едой, которую взрослые пытаются засунуть им в рот. Но существуют и общества, где значения многих жестов отличаются от общепринятых. Эти случаи зачастую обусловлены передающимся их поколения в поколение нормами. Которые формируют совершенно иную традицию.
Любой иностранец, приехавший в Грецию и пробовавший хоть раз поймать машину, имел возможность убедиться в том, что традиционный поднятый вверх большой палец руки означает здесь совсем не то, что во многих других странах. Увидев столь непристойный жест, водитель-грек вряд ли остановится, чтобы кого-нибудь подобрать! И это не единичный пример одного из множества знаков, не имеющих универсального значения, а есть и просто уникальные, которые встречаются в единственной стране или районе. Например, население южной Италии, в особенности Неаполя, обладает богатым репертуаром знаков и жестов, которые были бы совершенно непонятны жителям иных областей. Иногда жестикуляция с целью преодоления языкового барьера может поставить вас в довольно щекотливое положение.
Представьте, что вы решили продемонстрировать, что всё в порядке, сведя в кружок большой и указательный пальцы. Японец при виде подобного жеста подумал бы, что речь идёт о деньгах, тогда как житель Мальты решил бы, что вы пытаетесь показать, будто бы кто-то навеселе! В других странах этот же жест имеет ещё больше значений. Поэтому, прибегая к языку жестов, следите чтобы ваш «передатчик» был настроен на нужную волну.
В большинстве случаев подобное непонимание может привести к серьёзным последствиям, а иногда оказаться роковым. Так, когда известный исследователь капитан Кук впервые высадился в Новой Зеландии, маори встретили его своим традиционным «воинственным» ритуалом (таким же точно образом в наши дни они приветствуют английскую королеву). Англичане, неверно истолковав это выражение дружественных чувств, в ответ застрелили нескольких аборигенов, что, в свою очередь, затруднило установление дипломатических отношений. Отголосок этих событий ощущается и по сей день. Сравнительно недавно двое английских пловцов едва не были застрелены албанской береговой охраной из-за того, что англичане расценили как разрешение удалиться движениями рук, опускаемых ладонями вниз и сопровождаемых кивками головой, тогда как в действительности полицейские приказали им подойти. Существует и множество других тончайших различий в способах употребления языка жестов у представителей разных культур, что при контактах между ними часто создаёт ощущение непонятно почему возникшей неловкости.


Лица людей далеко не всегда отражают их истинные чувства. Это означает иногда, что выражения человеческих лиц скорее скрывают, чем обнажают реальные мысли и чувство своих хозяев. Все знают, что одни лица лучше, чем другие, умеют скрывать обман, и в этой связи следует задаться вопросом: всегда ли можно по выражению их лица отличить искренние чувства от притворных? Ответ: вероятно, нет, далеко не всегда, но тем не менее можно предположить некоторые «ключи», чтобы знать, на что именно следует обращать внимание при общении с другими людьми. Первое, что следует запомнить, что улыбку легче контролировать, чем движения лба и глаз, и, следовательно, именно там, в верхней части лица, следует искать непроизвольно возникающие чёрточки, выказывающие обман. Человек с фальшивой улыбкой не способен воспроизвести складочки под нижними веками, которые являются важными составляющими элементами естественной улыбки. Другой «ключ» заключается в том, что фальшивая улыбка может появиться чуть раньше или чуть позже, чем вы могли бы ожидать. Улыбка, возникшая слишком внезапно и кажущаяся потому немного резкой, безусловно, вызывает подозрение.
Ваше недоверие должно усилиться, если улыбка слишком долго будет держаться на лице собеседника – естественная улыбка «длится» примерно 4 секунды. Теоретически нужно уметь определять, насколько искренним является выражение лица человека, сравнивая правую половину его лица с левой. Однако этот метод требует хорошей практики. Многие считают, что степень сосредоточенности, необходимая для его применения, может помешать уловить в речи собеседника другие «намёки», которые легко замечаются в нормальном состоянии. Хотя, конечно, было бы забавно испробовать и этот способ. Он основан на том, что левая сторона человеческого лица обычно более выразительна, чем правая.
К такому выводу пришли на основе эксперимента, в ходе которого людям показывали правые и левые половинки фотографий, изображавших лицо актёра в разных выражениях, и просили определить, какое чувство кроется за его мимикой. В результате выяснилось, что трактовка выражений лица на левых половинках была на полтона экспрессивнее той, что была сделана на основе соответствующих им правых. Одно правое полушарие головного мозга, контролирующее левую половину тела, управляет эмоциями человека, в то время как левое отвечает за логику и здравый смысл. Такое разделение труда между полушариями ведёт к тому, что левой части тела эмоции передаются интенсивнее, чем правой. Возможно и другое объяснение: в правом полушарии находятся матрицы всех выражений лица, и потому она «отвечает» за мимику человека.
Есть, однако, и прямо противоположная точка зрения, согласно которой левая сторона лица лишь в том случае выразительнее правой, когда эмоции человека в большей степени симулируются, чем переживаются. Ряд исследований показывает, что естественные эмоции с одинаковой силой отражаются на обеих сторонах человеческого лица и на его левой половине ярче проявляются лишь умышленно сфабрикованное выражение. Как утверждает психолог Пол Экман, различные участки центральной нервной системы – или нервные пути – вовлечены в процесс передачи различного типа эмоций. По его мнению, выражения лица, принимаемые сознательно, находятся под контролем коры головного мозга, где функции каждого полушария подчинены сложным законам системы «разделения труда». Между тем естественные эмоции зарождаются в самых разных участках мозга, управление которыми происходит иначе, без участия этой «системы».
Эта теория находит подтверждение в результатах исследования людей с различными нарушениями функций нервной системы. В одном случае, когда с пациентом шутили, он улыбался, однако он не мог улыбаться, если его нарочно об этом попросили. В другом случае реакции пациента, вызванные болезнью, были прямо противоположного характера. Пациент был не в состоянии улыбнуться в ответ на шутку, даже если находил её смешной, но мог, когда его просили, легко изобразить улыбку. Это эксперимент доказывает, что эмоции спонтанные и эмоции сфабрикованные формируются разными участками головного мозга.
По мнению американского психолога Карла Смита, в «масках», которые носят люди, существует множество вариантов в зависимости от личности конкретных людей. Он полагает, что человечество делится на две части по признаку доминирования той или иной половины лица. Большинство людей принадлежат к «правостороннему» типу, меньшинство – к «левостороннему». Чтобы определить, к какому типу вы относитесь, рассмотрите в зеркале своё лицо. Вы легко поймёте, какая сторона вашего лица доминирует, ответив на предложенные вопросы.
Какая сторона вашего лица:
• Является более открытой? Другими словами, на какой стороне расстояние между бровью и подбородком больше?
• Имеет меньше всего ямочек и морщинок?
• Обычно наклонена к собеседнику?
• Открывает шире рот во время разговора?
Если почти на все вопросы вы ответили «левая», значит, у вас доминирует именно эта часть, и наоборот. Карл Смит определил, что хотя примерно 80% людей попадают в «правостороннюю» группу, музыканты обычно относятся к «левостороннему» типу. Почти все великие композиторы, певцы и оркестранты были определены как «левосторонние». Вероятно, это объясняется тем, что «творческие» правые доли их мозга более развиты. Учёные же, а также политики, актёры, танцоры и атлеты, по Смиту, являются преимущественно «правосторонними» - вероятно, потому что успех в этих профессиях зависит от способностей, в особенности, речевых и аналитических, находящихся под контролем левого полушария.


Недаром говорят, что глаза – зеркало души. Гораздо труднее лгать глазами, так как их выражение сложнее контролировать сознательно. Многие из нас и сами это замечали и инстинктивно учитывали, наблюдая за людьми, с которыми приходилось иметь дело. Мы склонны не доверять тем людям, которые, говоря с нами, отводят взгляд, даже тем, у кого глаза слишком близко посажены. Мы иногда говорим, что у кого-то «сексуальный взгляд», и иногда, как выяснится в дальнейшем, подобное замечание бывает справедливо; иногда же такой человек просто-напросто привык стрелять глазами.
Нет никакого сомнения, что глаза – это одно их важнейших средств выражения и инструмент для передачи всего разнообразия человеческих эмоций. Учёные отмечали, что у маленьких детей глаза (и зрачки) увеличены по сравнению с их общими пропорциями. С самого начала дети пользуются ими для привлечения внимания взрослых и таким образом обеспечивают себе уход и защиту. Похоже, мы психологически запрограммированы отвечать на призыв больших, широко распахнутых глаз. Это следует не только из наших отношений с другими людьми, будь то дети или взрослые; многие из нас не способны остаться равнодушными при виде любого животного с большими кроткими глазами – факт, прекрасно известный и широко эксплуатируемый многими продавцами. Подобную реакцию можно наблюдать даже у младенцев. Если дать им возможность рассматривать цветные рисунки, то они отдадут предпочтение тем, которые больше всего напоминают человеческие глаза, и чем старше ребёнок, тем очевиднее его реакция.
Хотя нам всем свойственно общение при помощи языка глаз, существуют тонкие различия между мужчинами и женщинами, а также между людьми, воспитанными в рамках разных культурных традиций. Основное отличие заключается в том, что женщины глядят на других людей, независимо от их пола, больше и дольше, чем мужчины. Некоторые психологи видят в этом проявление социальной ориентации женщины на то, чтобы занимать подчинённое положение. Однако это может отражать и больший интерес к окружающим, столь свойственный женщинам.
Когда речь идёт о языке глаз, недоразумения происходят в основном на почве того, как часто и как долго принято смотреть на других. Например, итальянцам более свойственно взглядывать чаще и смотреть дольше в глаза полузнакомому человеку, чем англичанам. Это нередко приводит к тому, что итальянцы считают англичан людьми холодными, а англичане, в свою очередь, находят итальянцев развязными. Эти контрасты ещё более отчётливы между людьми, воспитывавшимися в Западной Европе или Северной Америке, и людьми из Центральной Европы. Недоразумения могут также происходить и между представителями различных общественных групп, например, между белыми и чёрными в США. Наблюдения показывают, что темнокожий человек больше, чем белый, пользуется «языком глаз», когда говорит сам, тогда как последний – когда слушает собеседника. Это может привести к некоторому дисбалансу и вызвать смущение у обоих: им нужно одновременно и больше и меньше взглядов, чтобы чувствовать себя свободно.
Смотреть на людей, образом жизни которых является насилие, может быть просто опасно; известны случаи, когда уличные хулиганы нападали на постороннего лишь за то, что он на них пристально посмотрел. Люди, умудрённые опытом, знают, когда, идя по улице, следует отводить взгляд. В конечно м счёте все эти тонкие различия должны интерпретироваться в каждом отдельном случае. Самым важным из них является то, что экстраверты, в отличие от интровертов, чтобы чувствовать себя легко, более интенсивно пользуются «языком глаз» - возможно, потому, что больше нуждаются во внешних стимулах и требуют большей степени эмоционального возбуждения.


Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.
Можно использовать язык жестов для того, чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо. Идея состоит не в том, чтобы превратить вас в нечто вроде автократического режиссера, управляющего окружающими людьми, и не в том, чтобы превратить вас в автомат, использующий язык жестов с математической точностью, а чтобы служить в качестве естественного средства самовыражения. Когда вы интерпретируете язык жестов других людей и убеждаетесь в том, что сами используете его правильно для выражения ваших чувств и намерений, это не только забавно, но и воистину конструктивно, если только всё это не превращается в навязчивую идею.
Когда обнаружите, что стали видеть других людей в новом свете, то поймете, что начали развивать у себя беглость оценки информации, передаваемой при помощи невербальных средств общения, или языка жестов. Наблюдение за окружающими может стать захватывающим хобби, доставляющим истинное наслаждение, подобное тому, какое испытываешь, слушая музыку или запоминая названия цветов и растений. Оно не только способно помочь скоротать время, проведенное в зале ожидания или на пляже, но и сделать вас способным добиться больших успехов в работе, личной и общественной жизни.


Поиск сообщений в Белчоночка
Страницы: [1] Календарь