-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KrYOGoN

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Ижевск

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 4423


Удмуртские народные верования

Воскресенье, 03 Июня 2007 г. 08:43 + в цитатник
В колонках играет - Тишына )))))))))))))))
Настроение сейчас - хорошее

Удмурты - (самоназвание - удмурт, устаревшее - вотяки), народ в Российской Федерации (714,8 тыс. человек), коренное население Удмуртии (496,5 тыс. человек). Язык удмуртский пермской ветви финно-угорской семьи языков.

Наряду с официальным христианством, у удмуртов длительное время сохранялись самобытные формы религиозных воззрений, которые группировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов.

Семейно-родовые культы подразделялись на культ семейно-родовых святынь и культ предков, типологически соответствующие материнскому и отцовскому роду. Культ семейно-родовых святынь проявлялся, главным образом, в почитании родового или семейного святилища и воршуда (быд-з'ым или покчи куа). Еще в начале столетия в каждой удмуртской деревне и почти в каждой семье был свой воршуд. Воршудом удмурты называли разные религиозные мифологические комплексы: 1) родовую или семейную святыню, хранившуюся в святилище- куа (чаще всего это особая воршудная коробка, с её содержимым - символической моделью мира; священным считался также очаг); 2) божество-покровителя рода или семьи; 3) совокупность идей, обрядов, связанных с ним; 4) зоо-, орнито- или антропоморфное изображение божества: 5) особый знак - дэмдор, обозначающий принадлежность к данному воршуду, который обычно носили женщины вместо креста; 6) экзогамное объединение родственников, имеющих одного покровителя - воршуда. Зафиксировано около 70 воршудов. В честь покровителя - воршуда устраивались регулярные моления. Культ предков наиболее ярко проявлялся в погребальном ритуале и обычаях родовых и семейных поминок. Аграрные культы - совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия земли. Наряду с календарными проводились и экстраординарные моления по случаю засухи, града, эпизоотии и т. д. Для удмуртского пантеона было характерно большое количество богов, божеств, духов и различных мифологических существ (их общее число около 40). Главным из них был Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Куазь - бог погоды. Кроме того, почитались небожительницы: Шунды-мумы - Мать солнца, Гудыри мумы - Мать грома, Инву мумы - Мать небесной влаги, Нюлэсмурт - Хозяин леса, Вумурт - Хозяин воды. Особое место занимало поклонение священной роще (Луд), почитание деревьев: березы, ели, сосны, рябины, ольхи. Удмуртский языческий клир - это выборные представители, но уже с элементами наследственности. Из рода жреца выбирали главного жреца (восясь) и несколько помощников. Особое место занимал туно - знахарь, гадатель, шаман (он же выбирал главного жреца) и горо - наиболее уважаемое, почётное лицо, освящавшее своим присутствием все обрядовые действия. Общение удмуртских жрецов с божествами во многом осуществлялось через специальные молитвы, заклинания (куриськон) с каноническим построением и с элементами импровизации. Общее число умилостивительных обрядов в году насчитывалось до 60-70, больших молений около 10. Ритуалы жертвоприношений были строго регламентированы (сроки и место проведения, состав участников, их функции, одежда, утварь, набор жертвоприношений, этапы моления и т. д.).

В период господства вульгарного атеизма под лозунгом борьбы с культурной отсталостью и замкнутостью беспощадно уничтожали традиционные институты удмуртов, многие священные места были разрушены, служители культа и участники молений объявлялись врагами народа, кулацкими элементами со всеми вытекающими последствиями. Религия удмуртов приобрела почти подпольный характер, стала своеобразным 'языческим сектантством', деформировалась в сознании народа. Специфика удмуртской религии на современном этапе характеризуется приобретением особо сложных форм синкретизма, где причудливо переплетаются не только элементы собственно религии (христианства, ислама - в зоне активного противостояния которых постоянно находилась религия удмуртов), но и фрагменты несистематизированных научных знаний. Появляются своеобразные спекуляции на науке, полузнании. Модными становятся обращения к народной, природной языческой религии. В конце 1980-х гг. возросло национальное движение удмуртов, вызванное усилением национального самосознания, либерализацией социально-политической жизни в стране. Инициатором выступил 'Клуб удмуртской культуры' (создан в 1988), на базе которого возникло Общество удмуртской культуры (1989). В 1991 создана Всеудмуртская ассоциация 'Удмурт Кенеш' во главе с президентом Удмуртии, в 1992 г. удмуртская молодежная организация 'Шунды'.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку