Ну что ж, сходила я на «Принца Каспиана»… Знаете, я решила, что если фильм мне понравится, начну рецензию словами: «Важнейшим из искусств для нас является кино», а если нет – «Логика. И почему им в школе не преподают логику?» Ну что ж, начинаем очередное графоманство на горячо любимую мною тему Нарнии.
”Логика. И почему им в школе не преподают логику?” (К.С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»)
С чего бы мне начать? С отклонений от оригинального сюжета? Побойтесь Льва, я устану их перечислять. Причём тут дело не в классическом «Ну не могу же я всю книгу в два с половиной часа экранного времени уместить!» Мы имеем дело с фактом прямо противоположным: авторы, не побоюсь этого слова, сценария, видимо, решили, что они намного талантливее и оригинальнее Льюиса, а посему часть сцен прописали за него. Просто, как всё банальное. Я не буду говорить о дурацкой любовной линии Каспиана и Сьюзен. Я буду многозначительно молчать по этому поводу. В конце концов, там её было мало, мало настолько, что за неё почти не стыдно, особенно на фоне всего остального.
Начну-ка я, пожалуй, с образов главных героев. Вы не поймите меня неправильно, я в целом одобряю идею сделать персонажей в фильме более… ну, живыми, что ли. И прекрасно понимаю авторское желание сконцентрироваться на Питере, в конце концов, такой блондинчик, девочкам нравится, сборы увеличивает и всё такое… Теперь люди, книгу читавшие, ответьте мне: А кто такой, собственно, Питер? Какой он? Какая у него есть черта, которая делала бы его не безликим? С Люси понятно – девочка, верящая в Аслана всем сердцем, так, как верят только дети, девочка, которую любят чудеса, которая не позволила детской доброте и детской вере покинуть себя, девочка не воин, а целительница. Эдмунд – мальчик, который, ошибившись, осознал свою ошибку и искупает её из книги в книгу. Сьюзен – барышня, не готовая верить, которая «Всю жизнь стремится достигнуть самого глупого возраста, а потом всю жизнь пытается в нём остаться». Её жалко, за неё обидно почти до слёз. Но она такая. Каспиан – мальчик, поверивший в сказку и поведший за собой армию ради воплощения мечты… А Питер? Всё-таки какой он? Я так навскидку не скажу. Но его не нарёк Аслан Питером Великолепным, его подданные так назвали Верховного Короля, значит, было за что. Так каким же нам предлагают видеть старшего Певенси создатели этого, прости Господи, фильма?
Чванливым, высокомерным, самовлюблённым пацанёнком. Вот именно так. Пацанёнком, который, не являясь взрослым разумным человеком ни на йоту, корчит из себя невесть что, набросив этот идиотский, ничем не оправданный, пафос. У меня возникало острое желание дать ему по носу хорошенько каждый раз, когда он начинал что-то там вещать. Это ему-то больше нечему учиться в этом мире? Это он-то Верховный Король, которым, по идее, должен был остаться? Ну ладно, хорошо, допустим, аффтары так представляют себе нормального среднестатистического подростка. Это можно, скрипя зубами, принять, если бы Питер был единственной жертвой. Ан нет!
Рипичип. В этом фильме он клоун. Никакой другой роли он в нём не играет. Согласна, его помешанность на чести, которую осуждает даже Аслан, присутствует в книге. Но при всём при этом мышь внушает уважение, как любой другой безумный романтик, верный странноватым рыцарским идеалам. Да, Рипичип бывает на пафосе, да, он лезет геройствовать где надо и где не надо, но он не глуп и он не комический герой! Улыбка, которую он вызывает, не должна быть саркастической. А здесь он клоун, как и Гимли во Властелине Колец. И это было бы смешно, кабы не было так грустно.
Трампкина нет. Он мебель. Впрочем, может, оно и к лучшему.
Временно остановим поток негатива, ибо нельзя не признать: Мираз великолепен, сцена совета в тельмаринском дворце, какой бы слабо привязанной к оригинальному сюжету она ни была, получилась потрясающей. Но ведь могут же, могут! И это, пожалуй, самое обидное.
Перейдём к моему любимому пункту: логические ошибки. Их множество. Судя по всему, герои вообще не всегда понимают, а что они, собственно, делают. Например штурм дворца Мираза. Давайте рассуждать логически: нарнийцев существенно меньше. Стража во дворце находится постоянно. Но войска сами по себе не могут все находиться там. Вывод: если дать Миразу сбежать (а убить его, само собой, ни Питер, ни Каспиан не в состоянии), то он немедленно соберёт войско. Если же помешать Миразу сбежать, войско с вероятностью примерно в 95% соберёт кто-нибудь из местных лордов-военачальников, не ночующих во дворце (а таких будет много, ибо это вам не постоялый двор), поведя войска в атаку под общим девизом: «Они захватили наш дворец, ату их»! Вывод из вывода: захват дворца Мираза = осада на чужой территории + предварительная потеря людей. Окончательный вывод: затея абсолютно бесперспективная. Но это, само собой, никого не останавливает.
Сьюзен, метающая стрелы рукой, як копьё. Без комментариев.
Далее. Питер ранит Мираза (или, по крайней мере, ударяет его мечом по телу достаточно сильно, чтобы тот, фактически, признал поражение), вынимает меч – тот девственно чист. Вы серьёзно думаете, что возможно нанести сильный удар человеку ,
мечом, не поранив его при этом?
Далее. Сцена дуэли, первый перерыв, «Опытный костоправ Эдмунд Певенси вправит вам вывихнутую руку прямо через кольчугу, быстро, просто, недорого».
Ещё далее. «Наши войска входят в Берлин». По-другому эту сцену назвать невозможно. Откуда столько радующихся людей на улицах Тельмара? Кому они радуются? Тем, кого несколько секунд назад ненавидели? Кроме того, во встречающей наших героев толпе как-то всё сплошь блондины, в то время как тельмаринцы, присутствующие до этого, все смуглые. Внимание, вопрос: кто все эти люди?
Список можно продолжать ещё долго, упомянуть про Колдунью, всерьёз рассчитывающую на сотрудничество своих убийц, про волшебный сок Люси, который лечит всё тело, но почему-то не может убрать ма-а-а-а-аленькую царапинку с щеки, про Каспиана, треснувшегося на полном скаку головой о бревно и отделывающегося лёгким испугом и пятисекундной головной болью… Но давайте же перейдём к тому, ради чего фильм был сделан, а именно, к Батальным Сценам.
Хотя а что о них говорить? Скучно. Просто банально скучно. Нет, если бы это были первые Батальные Сцены, увиденные мною, то я сказала бы «Вау!» Но, увы и ах, Властелин намного круче. И в первом фильме было намного круче. А посему не впечатляет совершенно.
А что было хорошо? Есть ли, за что фильм похвалить? Да, есть, други мои, есть. Музыкальное сопровождение абсолютно бесподобно и невероятно в тему. Съёмки. Красивые, качественные и в прекрасных местах. Эх, красивая она всё-таки, эта Новая Зеландия. Плюс несколько удачных сцен, например, возвращение в Нарнию, готовящий еду бурундук, толкающий речь Каспиан и невоенные сцены из Тельмара. В общем, сделано на уровне почти всё, кроме Батальных Сцен. Но поскольку основное внимание фиксируется на них, всё действие идёт к ним, и они же являются главной целью, то… Нет, посмотреть можно. Получите некоторое количество удовольствия, особенно в начале. Но моё нарнийское сердце глубоко разочаровано. Кажется, кинорежиссёры не смогут подарить нам Нарнию, «в которой каждая глава лучше предыдущей…»
ИМХО это, ИМХО.