-ћетки

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в —тара€_вера

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.08.2006
«аписей: 844
 омментариев: 1550
Ќаписано: 5717


ќраторский жест на иконах

—реда, 14 ‘еврал€ 2007 г. 13:27 + в цитатник

 (475x699, 163Kb)
ќб этом жесте оратора имеетс€ указание в античных трактатах по ораторскому искусству. ѕоэтому он с самого раннего времени часто использовалс€ в христианских изображени€х, когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п. „аще всего ему сопутствует изображение ≈вангели€ или свитка в руках изображаемого. »ли, например, с таким жестом изображалс€ арх. √авриил в сцене Ѕлаговещени€, чем показывалось его обращение к ƒеве ћарии с известными словами: "–адуйс€, ќбрадованна€, √осподь с “обою". ќбратите внимание, что с этим жестом изображаютс€ ветхозаветные пророки, которые не могли ни знаменоватьс€ крестным знамением, ни благословл€ть подобно св€тител€м.

¬прочем, св. √ерман  онстантинопольский (8 век) в своем толковании литургии указывает, что после чтени€ ≈вангели€ св€титель осен€ет народ рукой с перстами, сложенными в подобную композицию. ѕримечательно, что это указываетс€ делать именно после ≈вангели€. “. е. знак пальцев при этом символизирует евангельскую проповедь. Ётот знак св. √ерман толкует не как обозначение имени »суса ’риста, а совсем иначе, довольно замысловато.

ƒл€ соображенiй относительно
разнообразнаго перстосложен≥€, которое находимъ на дровнихъ пам€тникахъ
христ≥анской иконограф≥и, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды
перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторск≥е жесты.
 винтил≥ан описывает таковой жестовъ: ћалый середн≥й перстъ соедин€лс€ съ пальцемъ (подгибалс€ подъ
палецъ), остальные три перста прот€гивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ
разумеетс€ именно малый середн≥й); объ этомъ перстосложен≥и  винтил≥анъ
говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи,
а при дальнейшемъ произношен≥и последней — въ повествован≥€хъ, порицан≥€хъ и
обвинен≥€хъ».
(√олубинский)

»зображени€ ’риста и св€тых, которые прин€то называть благословл€ющими, не имеют такого значени€ в действительности и ведут свое начало от античных изображений, представл€ющих ораторов и философов. ƒревние любили сопровождать слова свои жестами; €зыческие ораторы и философы прежде, чем держать какие-либо речи или изла­гать свое учение, прибегали обыкновенно к самым разнообразным телодвижени€м, как бы приветству€ тем своих слушателей, или возбужда€ в них внимание. Ќа вечере у одной знатной женщины, »патии Ѕурреи, один из гостей, по словам јпуле€, начина€ свой рассказ, прин€л следующую позу: подобравши около себ€ ковер, на котором сидел, и приподн€вшись немного на локте, он подн€л правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест, пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе. Ќет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображени€ в античной живописи и пластике· ¬ античных картинах этот жест весьма часто дополн€етс€ еще свитком, который держат в своих руках ораторы, философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками. —тоит только припомнить, сколько подобных изображений встречаетс€ в катакомбах, когда дело идет о ’ристе, как учителе, об апостолах и пророках, как проповедниках, чтобы убедитьс€ если не в тож­дестве, то, по крайней мере, в тесной св€зи этих историко-символи-ческих сюжетов и их атрибутов с обычными приемами представ­лени€ риторов и философов у классических живописцев и скуль­пторов. ¬озникши и выросши на почве, пропитанной традици€ми многовековой жизни античного мира, молодое христианское искус­ство, как хорошо уже известно теперь, воспользовалось всем из классического искусства, чем только можно было, начина€ с обыч­ных приемов техники до цельного усвоени€ готовых художественных образцов. Ќе пренебрегло оно и условными жестами €зыческих ораторов и философов, применив их к своим цел€м и вложив в чуждые ему формы новое христианское содержание.

√олубцов ј.ѕ. »з чтений по ÷ерковной јрхеологии и Ћитургике


» вот здесь стоит напомнить, что христианска€ культура вообще и христианска€ иконографи€ в частности не возникли на пустом месте. Ёто, так сказать,«творческа€ переработка» эллинистической античной культуры. » рассматриваемый нами жест не €вл€етс€ исключением. ќн заимствован из античной ораторской традиции. ” греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Ќаиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор ћарк ‘абий  винтилиан в своей книге «Ќаставлени€ оратору». ” него идЄт речь о дев€ти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :

1.


1_zhest (263x465, 20Kb)


Ѕезым€нный палец подгибаетс€ под большой, остальные прот€гиваютс€ вперЄд. Ётот жест характерен дл€ начала речи, а также дл€ повествовани€, порицани€ или обвинени€.



2.

ƒва средних пальца подгибаютс€ под большой, указательный и мизинец прот€гиваютс€ вперЄд. Ёто «насто€тельный» по  винтилиану жест.


2_zhest (301x489, 21Kb)




3.

“ри последних пальца подгибаютс€ под большой. ѕрот€гиваетс€ указательный. Ёто жест порицани€ и указани€.



3_zhest (243x488, 30Kb)



4.

ѕоджимаютс€ большой, безым€нный и мизинец. ѕрот€нуты указательный и средний.


4_zhest (276x512, 20Kb)




¬ иконографии мы видим то же самое:

“аким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают пр€мую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложени€ крестного знамени€. ќб этом говор€т и христианские исторические источники. Ќапример, византийский историк ѕавел —иленциарий в своЄм описании —офии  онстантинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ —пасител€, «прот€гивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, котора€ ведает (содержит) божественные глаголы».

¬ этом контексте, например, жест архангела √авриила в сцене Ѕлаговещени€ означает не благословение Ѕогородицы, а именно благую весть в самом пр€мом смысле этого слова.

–азумеетс€, это не означает, что ’ристос вообще не может изображатьс€ с благословл€ющим жестом. ѕросто ещЄ раз повторим - любой иконный символ должен «читатьс€» в своЄм контексте.

http://ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=915:l-r------------&catid=76:2011-01-08-18-42-21&Itemid=108



ѕроцитировано 3 раз

ƒионисий_“   обратитьс€ по имени —реда, 14 ‘еврал€ 2007 г. 20:35 (ссылка)
оправдуха...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Artemij_Z   обратитьс€ по имени —реда, 14 ‘еврал€ 2007 г. 21:04 (ссылка)
заинтересовало!
напиши в личку-мы поболтаем на эту тему!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени —реда, 14 ‘еврал€ 2007 г. 22:57 (ссылка)
ƒионисий_“, сравни, перстосложение на иконе свт.√ригори€ ѕаламы, и это им€сложенное перстосложение.
 (58x125, 27Kb)
 (133x187, 9Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒионисий_“   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 09:09 (ссылка)
ќтличаютс€ что ли? »ли чего ты хочешь услышать?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 14:47 (ссылка)
ƒионисий_“, а то нет?
»м€сложение дл€ св€щеннического благословени€ придумали греки в 16вв. „его их понесло веру реформировать? Ѕог весть, ума не приложу. –азве, что инъекци€ католичества на ‘лорентийском соборе (когда они унию прин€ли) сделанна€, действовала
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒионисий_“   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 15:03 (ссылка)
ƒа ты как смотришь-то - ќƒ»Ќј ќ¬ќ. –азличи€ только в степени умени€ художника.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 15:44 (ссылка)
ƒионисий_“, тут дело не в умении художника, а в догматике перстосложени€, им€сложение - предпологает, что пальцы скрещиваютс€ таким образом, чтобы образовывалось на греческом »м€ IC XC.

ј риторический жест описываетс€ у
 винтил≥ана так: ћалый середн≥й перстъ соедин€лс€ съ пальцемъ (подгибалс€ подъ палецъ), остальные три перста прот€гивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеетс€ именно малый середн≥й); объ этомъ перстосложен≥и  винтил≥анъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи,
а при дальнейшемъ произношен≥и последней Ч въ повествован≥€хъ, порицан≥€хъ и обвинен≥€хъ.

Ѕлагословение же изображалось, как двуперстное благословение, как на иконах писаных ап.Ћукой »кона Ѕожьей ћатери “ихвинска€ и —моленска€.
 (100x88, 2Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒионисий_“   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 18:33 (ссылка)
Ёто все демагоги€. Ѕыло и так, и так. ј потом возникли, типа догматически так... ‘игн€т это все! ѕыль ничтожна€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2007 г. 19:18 (ссылка)
»сходное сообщение ƒионисий_“
Ёто все демагоги€. Ѕыло и так, и так. ј потом возникли, типа догматически так... ‘игн€т это все! ѕыль ничтожна€.

ќткуда така€ ничем не подтвержденна€ непоколебима€ уверенность?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 17 јпрел€ 2007 г. 16:21 (ссылка)
ѕечать ƒаниила митрополита все€ –уси 1522 - 1539
 (488x268, 29Kb)

Еѕо своему происхожден≥ю и первоначальному значен≥ю перстосложенны€ руки на иконахъ составл€ютъ символъ или условный, прин€тый иконописцами, знакъ того, что лица, изображаемы€ на иконахъ съ таковыми руками (—паситель или какой-либо св€той) говор€тъ (благовествуютъ, проповедуютъ), т.-е. должны быть представл€емы нами какъ говор€щ≥€ (благовествующ≥€, проповедующ≥€).
ќбычай употребл€ть перстосложенны€ руки какъ символъ или условный знакъ того, что изображаемое лицо должно быть представл€емо говор€щимъ, или обычай изображать говор€щ≥€ лица съ перстосложенными руками введенъ еще живописцами дохрист≥анскими и вз€тъ ими съ живой действительности. ќраторы греческ≥е и римск≥е, восход€ на кафедру, приглашали слушателей къ молчан≥ю и вниман≥ю и вместе приветствовали ихъ посредствомъ подн€т≥€ и потр€сан≥€ перстосложенной руки, а равнымъ образомъ и во врем€ самаго произнесен≥€ речей жестикулировали посредствомъ разнообразнаго перстосложен≥€ [1]. —охранились до насто€щаго времени списки классическихъ или €зыческихъ произведен≥й, украшенныхъ мин≥атюрами, на которыхъ лица говор€щ≥€ изображены съ подн€тыми и перстосложенными руками совершенно такъ, какъ это на иконахъ и вообще на живописныхъ изображен≥€хъ христ≥анскихъ: ћартиньи въ своемъ —ловаре указываетъ на творен≥€ √омера, наход€щ≥€с€ въ ћиланской амброс≥анской библ≥отеке, и на Ёнеиду ¬иргил≥€, наход€щуюс€ въ ¬атиканской библ≥отеке (подъ сл. Benir, p. 85, col. 1); мы съ своей стороны можемъ указать на рукопись творен≥й ƒ≥оскорида, наход€щуюс€ въ ¬енской императорской библ≥отеке, рисунки которой напечатаны у Ћамбец≥€ и у Ќессел€ въ ќписан≥и рукописей библ≥отеки. »звестны примеры подн€тыхъ и перстосложенныхъ рукъ на произведен≥€хъ и скульптурныхъ.
„то въ христ≥анской иконограф≥и перстосложенны€ руки первоначально употребл€лись съ темъ же значен≥емъ, съ какимъ оне употребл€лись въ иконограф≥и дохрист≥анской, на это мы имеемъ и словесны€ свидетельства и свидетельства пам€тниковъ. ѕавелъ —иленц≥ар≥й въ своемъ описан≥и ёстин≥ановой св. —оф≥и говоритъ объ изображен≥и —пасител€ на одной изъ алтарныхъ завесъ, что ќнъ представл€етс€ (изображенъ) прот€гивающимъ персты правой руки, какъ вещающ≥й (въ знакъ того, что вещаетъ) присноживой глаголъ, (а) въ левой руке имеющимъ книгу, котора€ ведаетъ (содержитъ) божественны€ глаголы (т. е. евангел≥е) [2]. ¬ъ ¬енской императорской библ≥отеке находитс€ отрывокъ написаннаго въ IV-V веке ѕ€токниж≥€ ћоисеева, украшеннаго мин≥атюрами, которыхъ сохранилось 24 и которы€ все воспроизведены у Ћамбец≥€ и у Ќессел€. Ќа мин≥атюрахъ этихъ, представл€ющихъ текстъ ѕ€токниж≥€ въ лицахъ, очень не малое количество перстосложенно прот€нутыхъ рукъ, и некоторы€ изъ нашихъ рукъ, устран€€ предположен≥е, что мы имеемъ тутъ дело съ вольност≥ю живописца, который ветхозаветнымъ лицамъ усвоилъ христ≥анскiй образъ благословен≥€ и молитвы, съ неоспоримою €сност≥ю показываютъ, что оне не суть руки благословл€ющ≥€ или молебны€, а руки служащ≥€ знакомъ того, что лица, которымъ оне принадлежатъ, изображены какъ говор€щ≥€ или должны быть принимаемы за говор€щихъ, ибо видеть въ большей части этихъ некоторыхъ рукъ руки благословл€ющ≥€ или молебны€ было бы несообразност≥ю [3], а въ одной Ч просто кощунствомъ [4]. »звестны примеры древнихъ скульптурныхъ и въ собственномъ смысле иконографическихъ пам€тниковъ, на которыхъ первоначальное значен≥е перстосложенно прот€нутыхъ рукъ какъ символа или условнаго знака, что лица изображены говор€щими, представл€етс€ €снымъ съ совершенною безспорност≥ю [5]Е
ѕримечан≥€:
[1]  аковой обычай €вилс€ у ораторовъ, нетъ сомнен≥€, потому, что и въ обыкновенной жизни при какихъ-нибудь усиленныхъ, особенно оживленныхъ, речахъ люди потр€саютъ перстосложенной рукой, а равнымъ образомъ и подаютъ знакъ къ молчан≥ю среди шума если не перстосложенно, то просто подн€той рукой. „то касаетс€ до приветств≥€ посредствомъ подн€т≥€ перстосложенной руки, то сравнивай употреблен≥е этого жеста въ насто€щее врем€ нашими военными. ќбъ обычае ораторовъ греческихъ и римскихъ предвар€ть свои речи подн€т≥емъ и потр€сен≥емъ перстосложенныхъ рукъ, равно какъ и о жестикул€ц≥и посредствомъ разнообразнаго перстосложен≥€ во врем€ самаго произнесен≥€ речей, нарочито и довольно подробно говоритъ  винтил≥анъ въ своемъ сочинен≥и De institutione oratoria, Ч lib. XI, cap. III, Ч De pronuntiatione, затемъ мимоходомъ и не нарочно говор€тъ: ѕерс≥й въ своихъ сатирахъ, sat. IV, de Alcibiade, v. 7, јпулей въ своихъ ћетаморфозахъ или De auero asino, Ч lib. II, cap. XXI, и друг≥е (÷ицеронъ въ своемъ спец≥альномъ сочинен≥и De oratore, не говор€ подробно, делаетъ общее наставлен≥е о сообразован≥и перстовъ руки, причемъ разумеетъ различны€ перстосложен≥€, съ содержан≥емъ речи, Ч lib. III, cap. 59). ѕростерт≥е руки и потр€сан≥е рукой, о которыхъ говоритс€ въ книге ƒе€н≥й апостольскихъ (XII, 17, XIII, 16, XIX, 33, XXI, 40. XXVI, 1), какъ знакахъ приглашен≥€ къ молчан≥ю, суть именно те самы€ ораторск≥€ подн€т≥е руки и потр€сан≥е рукой, о которыхъ мы говоримъ (что по-русски переведено: Ђдавъ знакъ рукою, далъ знакъ рукоюї). » въ позднейшее врем€, у ораторовъ христ≥анскихъ было въ обычае прот€гивать руку передъ началомъ речей, см. напр. свидетельство грамматика  ориппа объ имп. ≤устине, Ч у √ретзера “. I, р. 368 нач. (по нынешнему чину крещен≥€, оглашаемый отрицаетс€ сатаны, Ђгоре руце имущьї, но  ириллъ ≤ерусалимск≥й говоритъ объ этомъ: Ђслышишь, повелен≥е, съ рукою простертою, какъ бы присутствующему, сказать ему: отрицаюсь теб€, сатанаї, Ч тайноводотв. сл. 1, І 4). Ч ƒл€ соображенiй относительно разнообразнаго перстосложен≥€, которое находимъ на дровнихъ пам€тникахъ христ≥анской иконограф≥и, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторск≥е жесты. ”  винтил≥ана въ качестве таковыхъ жестовъ указываютс€ следующ≥е виды перстосложен≥€: 1) ћалый середн≥й перстъ соедин€лс€ съ пальцемъ (подгибалс€ подъ палецъ), остальные три перста прот€гивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеетс€ именно малый середн≥й); объ этомъ перстосложен≥и  винтил≥анъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношен≥и последней Ч въ повествован≥€хъ, порицан≥€хъ и обвинен≥€хъ; 2) два середн≥е перста подгибались подъ палецъ, а указательный и мизинецъ прот€гивались; объ этомъ перстосложен≥и  винтил≥анъ говоритъ, что оно есть жестъ более насто€тельный, чемъ предшествующ≥й, въ начале речей и при повествован≥€хъ не идущ≥й; 3) три последн≥е перста пригибались къ ладони, палецъ прижималс€ къ нимъ, а указательный прот€гивалс€; по  винтил≥ану, это Ч жестъ дл€ порицан≥€ и дл€ указан≥€; 4) четыре первые перста слегка соедин€лись своими концами (а мизинецъ прот€гивалс€?); 5) малый середн≥й перстъ и мизинецъ пригибались къ ладони, большой середн≥й и указательный прот€гивались, палецъ прижималс€ къ двумъ последнимъ; 6) четыре перста слегка наклон€лись, палецъ сгибалс€ внутрь; 7) малый середн≥й перстъ наклон€лс€ (остальные прот€гивались?); 8) указательный перстъ упиралс€ въ ноготь пальца съ боку, остальные персты прот€гивались разъединенно или сжато; 9) все персты пригибались, а палецъ отгибалс€ въ сторону. јпулей говоритъ объ употребл€вшемс€ ораторами перстосложен≥и, въ которомъ два последн≥е перста пригибались, а два первые и палецъ прот€гивались, при чемъ палецъ оттопыривалс€ (отводилс€ назадъ или въ сторону).
[2] ѕатрол. ћин€, t. 86, pars posterior, col. 2149, vers. 776.
[3] »зображены »cавъ и ≤аковъ, изъ которыхъ первый продаетъ второму свое первенство; »савъ съ прот€нутой перстосложенно рукой, Ч у Ќессел€ р. 69: €сно, что »савъ не благословл€етъ ≤акова и не молитс€ на него, а говоритъ ему. »зображенъ ≤орифъ, разсказывающ≥й своимъ брать€мъ виденный имъ сонъ; ≤осифъ съ прот€нутой перстосложенно рукой, Ч у Ќесс. р. 82: €сно, что онъ не благословл€етъ братьевъ и не молитс€ на нихъ, а говоритъ имъ. »зображенъ ≤осифъ въ темнице съ хлебодаромъ и виночерп≥емъ, а передъ темницей Ч стражъ е€ съ своей женой; стражъ съ женой обращены другъ къ другу съ перстосложенно прот€нутыми руками, Ч р. 87: €сно, что они разговариваютъ. »зображены брать€ ≤осифа, сто€щ≥е передъ нимъ после того, какъ у нихъ въ мешкахъ найдены были деньги: ≤осифъ съ перстосложенно прот€нутой рукой, Ч р. 88: €сно, что онъ говоритъ брать€мъ. —м. также рр. 60, 65, 71, 73, 76, 83 (особенно крайн€€ фигура вправо отъ зрител€), 89 и 90.
[4] —м. мин≥атюру, изображающую паден≥е Ћота съ дочер€ми, р. 64 Ч Ќи одной изъ перстосложенно прот€нутыхъ рукъ на мин≥атюрахъ нельз€ было бы принимать за руки молебны€, а некоторы€ можно было бы принимать только за руки благословл€ющ≥€; но благословен≥е изображафтс€ на мин≥атюрахъ чрезъ возложен≥е благословл€ющимъ своей руки на голову благословл€емаго, Ч рр. 77, 78 и 99. Ќа нашихъ мин≥атюрахъ €сно видно, что и перстосложенна€ рука изъ облака по своему первоначальному значен≥ю не есть рука благословл€юща€, а рука, служаща€ знакомъ того, что Ѕогъ говоритъ (»зображено грехопаден≥е јдама и ≈вы и надъ ними рука изъ облака, Ч р. 55; €сно, что Ѕогъ не благословл€етъ јдама и ≈ву за грехопаден≥е, а обличаетъ ихъ въ немъ. »зображено изгнан≥е јдама и ≈вы изъ ра€ и надъ ними рука изъ облака, Ч р. 56: €сно, что Ѕогъ не благословл€етъ јдама и ≈ву, а повелеваетъ имъ изойти изъ ра€). Ч ѕророки, до сихъ поръ изображаемые на иконахъ съ перстосложенно прот€нутыми руками, собственно не благословл€ютъ и не мол€тс€, а пророчествуютъ, т. е. перстосложенны€ руки Ч знакъ того, что они изображаютс€ пророчествующими.
[5] ¬отъ некоторые примеры. Ѕарельефъ на одномъ саркофаге изображаетъ исцелен≥е —пасителемъ двухъ слепыхъ; представлены —паситель, слепые и два апостола; рука —пасител€ на голове одного изъ слепыхъ; одинъ изъ апостоловъ съ перстосложенно прот€нутой рукой, обращенной къ —пасителю: €сно, что апостолъ говоритъ —пасителю, а не благословл€етъ ≈го. Ѕарельефъ на другомъ саркофаге изображаетъ исцелен≥е —пасителемъ кровоточивой; представлены —паситель, кровоточива€ и одинъ изъ апостоловъ; у —пасител€ и апостола, обращенныхъ другъ къ другу, руки перстосложенно прот€нуты: €сно, что они разговариваютъ. Ќа одной фреске изображено обличен≥е —пасителемъ отрекшагос€ отъ Ќего апостола ѕетра; —паситель съ перстосложенно прот€нутой рукой, обращенной къ ѕетру: €сно, что ќнъ не благословл€етъ ѕетра, а говоритъ ему, т. е. держитъ обличительную речь къ нему, см. у ћартиньи въ —ловаре рр. 64 (второе изображен≥е), 288 и 577 (»мп. ёстин≥анъ поставилъ на дворе построенной имъ св. —оф≥и свою статую съ прот€нутой къ востоку правой рукой; по объ€снен≥ю —виды, это прот€жен≥е руки означало то, что императоръ изображенъ былъ говор€щимъ къ восточнымъ народамъ).

ѕечатаетс€ по изданiю:  ъ нашей полемике съ старообр€дцами (дополненi€ и поправки къ полемике относительно общей е€ постановки и относительно главнейшихъ частныхъ пунктовъ разногласi€ между нами и старообр€дцами). ≈ √олубинскаго, ординарнаго академика »мператорской јкадемiи Ќаукъ (бывшаго заслуженнаго ординарнаго профессора ћосковской ƒуховной јкадемiи). Ц »зданiе второе, исправленное и дополненное, напечатанное »мператорскимъ ќбществомъ »сторiи и ƒревностей –оссiйскихъ при ћосковскомъ ”ниверситете. ћ.: “ипографi€ ќбщества распространенi€ полезныхъ книгъ, 1905. Ц с. 179-182.

 (115x148, 4Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 ƒекабр€ 2012 г. 23:37 (ссылка)
Ќа иконе выполненной иконописцем ƒионисием четко видно - именноперстное благословение у Ѕогомладенца - ’риста.
“ак же на иконе ‘еофана √река - ƒонска€ Ѕожи€ ћатерь, котора€ была преподнесена ƒимитрию ƒонскому, изображено такое перстосложение. —корее младенец малых годов на иконе, выступает не как оратор, но как благословл€ющий Ѕогомладенец - ’ристос.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 ƒекабр€ 2012 г. 23:58 (ссылка)
ќдигитри€ - ƒионисий
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 13:44 (ссылка)

ќтвет на комментарий

«абавно, что в ¬икипедии написано, что на ƒонской иконе ћладенец благословл€ет двуперстно: "ћладенец правой рукой двуперстно благословл€ет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свЄрнутый свиток." “ак же и в Ёнциклопедии: http://drevo-info.ru/articles/6743.html
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 15:08 (ссылка)

ќтвет на комментарий —тара€_вера

“ак же в ¬икипедии написано, что икона, котора€ представлена в начале статьи - —в€тител€ √ригори€ ѕаламы (14 век) »кона √ригори€ ѕаламы (XIV век) благословл€ющего именословным перстосложением. ј вовсе не ораторский жест.
http://ru.wikipedia.org/wiki/»менословное_перстосложение#.D0.98.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D0.B8_.D0.B4.D0.B2.D1.83.D0.BF.D0.B5.D1.80.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.B2_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8
ј то, что написано про ƒонскую икону; то удивл€юсь, как вер€т больше вер€т описанию, нежели глазам, тот кто описывал икону, может и не смотрел на благословение. “ак же сказано благословл€ет, а не ораторский жест делает. ј про ƒиониси€ - —моленскую, никто ничего не говорит.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 17:04 (ссылка)

ќтвет на комментарий

ћожет знают чего не знаем мы?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 19:30 (ссылка)
¬ иконографию вошли жесты: римского оратора ћарка ‘абий€  винтилиана (1 век), который предавалс€ элинской мудрости ¬ том числе и жест двуперсти€ о котором не сказано что он обозначает. ¬общем вошли в икону жесты не из христианского мира. ’ристиане, начали устраивать расколы в церкви из-за жестов и обр€дов в частности староверы. ÷ерковь всегда стремилась быть не похожей в своей практике и ÷ерковной жизни и быту, культуре, творчеству, обр€дам, на €зыческие и эллинскую практики, часто создавала и новые €зыки, символы и обр€ды в ÷ерковной жизни соответсвующие ѕравославному учению. ј крестное знамение свершалось одним перстом, что узнаем из письменных свидетельств »оанна «латоуста, Ѕлаженного »еронима, Ѕлаж. ‘еодорит  ирский, —в.√ригорий ƒвоеслов. ≈сли думать, что от обр€да все зависит, значит предавать обр€ду магическое действие, что-то не так сделал, ошибс€ не так перст соскочил, или отробили палец - значит все "магическое заклинание не действует". “јк примерно думают староверы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 19:57 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 22:22 (ссылка)

ќтвет на комментарий —тара€_вера

»же не креститс€ двема перстома, €ко и ’ристос, да будет прокл€т". “аким образом проклинаетс€ на 100 главом соборе 1553 года, крестное знамение и одноперстное о котором писали выше приведенные —в€тые ќтцы. “ак же на стоглавом соборе запрещено изображать Ѕога ќтца в виде старца, хот€ ≈го изображали в –усской ÷еркви как до раскола собора так и после. “акие иконы есть в старообр€дческих храмах.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 22:34 (ссылка)
ѕервое свидетельство заключаетс€ в следующем: €ковитсий патриарх »оанн VIII јбдон, живший в јнтюхии, котора€ в то врем€ принадлежала грекам, был обвинен милитинским митрополитом Ќикифором пред греческим императором –оманом јргиропулом в том, что будто бы »оанн стараетс€ совращать греков в свою ересь. »мператор приказал привести »оанна в  онстантинополь. ¬ 1029 году, 15 июл€ »оанн јбдон с 6 епископами, 20 пресвитерами и монахами-€ковитами, в сопровождении обвинител€ митрополита Ќикифора, прибыл в Ќизанию. «десь патриархом  онстантинопольским составлен был собор с целию обратить €ковитов в православие, но они остались непреклонными в своем заблуждении. Ђ“огда, говорит јссеман, снова устроивши собрате, патриарх (греческий) и приглашенные епископы (греческие) приказали »оанну јбдону патриарху и ≈лию, епископу симнадийскому, присутствовать (на соборе).  огда же, после долгого спора, могли преклонить наших к своему мнению, потребовали них единственно того, чтобы не примешивали еле€ в евхаристии и крестились не одном перстом, а двум€ї. “аким образом, в 1029 году константинопольский патриарх, вместе с другими греческими епископами, жела€ обратить в православие €ковитского патриарха »оанна VIII и его спутников, торжественно от них потребовал на соборе, чтобы они крестились не одним перстом, а двум€. ясное дело, что в начале XI века, как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребл€ли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию.
(Ќ.‘.  аптерев "ѕатриарх Ќикон и царь јлексей ћихайлович" гл.5)

ќб изображении Ѕога ќтца: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post29546135
Ќе мог мит.ћакарий осуждать изображени€ Ѕога ќтца, если на соборе в окт€бре 1553 г. (через два года после —тоглава), утвердил пр€мо противоположное.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 22:48 (ссылка)

ќтвет на комментарий

ќ том что прот. јввакум писал, что в старых книгах все непогрешительно и св€то. ѕреподобный ћаксим √рек свидетельствует о том что там множество ошибок доход€щих до ересей. “ак же и относительно символа веры его укор€ли за то, что убрал из символа веры слово "истинный" он же отвечал не убрал, а перевел со старых греческих книг, но как известно он был в заключении и обвинен как еретик, и по всей видимости исправлений в полном масштабе в книгах так и небыло.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ƒекабр€ 2012 г. 22:54 (ссылка)
¬ы какую цель преследуете, любыми средствами осудить ревнителей дониконовского благочести€? Ёто просто не серьезно. —кучно дискутировать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 12 ƒекабр€ 2012 г. 00:56 (ссылка)
¬ чем состоит благочестие: в некоторых обр€дах, на самом деле которые не старые, или в ошибках книг староверческих. »ли в форме одежд. ¬от и все благочестие. ƒумаю что »удейские фарисеи еще более тщательнее соблюдали эти обр€ды, а одежды были возможно получше.
100 главый собор ссылаетс€ на правила јпостольские в своих определени€х и вселенских соборов; смотришь эти правила и там совсем другое. ѕоэтому и не признаютс€ его определени€ в должной мере.   примеру о бритии бороды: 40 глава. ѕо этому правилу и ¬.м. √еорги€ должны от церкви отлучить, т.к. он брил бороду. ћногие св€тые так же без бород, јпостол ‘илипп, јпостол ‘ома и др.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
—тара€_вера   обратитьс€ по имени —реда, 12 ƒекабр€ 2012 г. 14:10 (ссылка)
"¬ чем состоит благочестие: в некоторых обр€дах."
¬ строгости жити€ и в хранении неповрежденной православной веры.
ќбр€ды, чины, “радици€ лишь служанки в этом великом деле спасени€.



ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—тара€_вера   обратитьс€ по имени —уббота, 20 ‘еврал€ 2016 г. 14:29 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку