-Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Старая_вера

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2006
Записей: 845
Комментариев: 1551
Написано: 5719

Старая_вера

Старая_вера: Оценка священства прп.Симеоном Новым Богословом

24-04-2021 16:02 (ссылка)   Удалить
Гимн 50. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божиих

Епископы – председатели, разумейте!

Вы – отпечаток Моего образа,

Вы достойно поставлены собеседовать со Мною,

Вы имеете предвозлежание над всеми праведниками,

Как именующиеся учениками Моими 347

И носящие Мой Божественный образ;

Вы даже над малейшим общим собранием

Восприняли таковую власть,

Каковую получил Я от Отца – Слово,

Которое воплотилось, будучи Богом по естеству

И соделавшись двояким в действованиях,

Волях и естествах также;

Я, Который нераздельно и неслитно есмь

Бог, и наоборот человек и Бог.

Как человек, Я сподобил (вас) держать Меня вашими руками,

Как Бог же, Я совершенно Неуловим для бренных рук,

И невидим для не видящих,

И неприступен, [когда бываю] закланным за всех,

Я – двоякий в одной ипостаси.

Из епископов есть такие, которые по причине этого

Превозносятся над всеми малейшими,

Как над презренными и внизу сидящими.

Из епископов есть такие, которые далеки от этого достоинства,

Не из тех, у которых со словом согласуется и жизнь,

Являясь печатью их Боговдохновенного

Учения и Боговещания,

Но из тех, у которых жизнь противоположна слову,

И которым неведомы страшные Мои и Божественные (таинства):

Они думают, что держат [в евхаристии] хлеб, который есть огнь,

И, как простой, презирают Мой хлеб,

И мнят, что видят и едят кусок (хлеба),

Не видя Моей невидимой славы.

Из епископов есть многие из немногих,

Которые высоки и смиренны

Худым и противным смирением,

Которые гоняются за славою человеческою,

А Меня – Творца всех презирают,

Как нищего и презренного бедняка;

Они недостойно прикасаются к Моему телу

И, ища превосходства над многими,

Незванно входят внутрь Моего святилища,

И (внутрь) чертога неизреченных [таинств]

Вступают без хитона

Благодати Моей, которой они никоим образом не восприняли,

[Приступая] к тому, на что и совне взирать им не подобает;

Но Я долготерплю, (будучи) весьма человеколюбив.

Входя же, они беседуют со Мною, как с другом,

И не пребывая там в страхе, как рабы,

Показывают себя близкими [Мне лицами]. Не разумея Моей благодати,

Они и за других (еще) ходатайствовать обещаются,

Будучи сами повинны во многих грехах.

Совне хорошо одевая тело,

Они кажутся блистающими и видятся чистыми;

Души же хуже грязи и тины,

Лучше же (хуже) всякого смертоносного яда

Имеют эти лукавые праведники.

Ибо как некогда Иуда предатель,

Приняв хлеб от Меня недостойно,

Съел его, как часть обыкновенного хлеба,

И потому сатана вошел

В него тотчас и бесстыдным предателем

Меня – учителя (своего) соделал,

Воспользовавшись им, как слугою и рабом,

И исполнителем своей воли;

Так случается в неведении и с теми,

Которые недостойно, дерзко и самонадеянно

Прикасаются к Моим Божественным тайнам.

В особенности (таковы) возвышающиеся на престолах над святыми 348,

Над жертвенником и священством,

Имеющие совесть и прежде поврежденную

И после того совершенно осужденную;

Они, входя в Мой Божественный двор,

Бесстыдно стоят во святилищах,

Открыто разговаривая предо Мною

И совершенно не видя Моей Божественной славы,

Которую если бы видели они, то не делали бы этого

И (даже) в преддверия Моего Божественного храма

Так дерзко не смели бы войти.

Итак, что все это, что написано,

Истинно и верно, всякий желающий (может) узнать

Из тех самых дел, которые мы иереи творим;

И отнюдь не найдя никакой лжи,

Убедится и признает,

Что Сам Бог чрез меня изрек это,

Если (только) он не кто-либо из творящих это И не старается хитрыми словами рассеять

И скрыть (свой) собственный стыд,

Который пред Ангелами и людьми

Будет открыт тем, Кто откроет

«Тайная тьмы» (I Кор. 4, 5), Господь Бог всех.

Кто из нас, нынешних иереев,

Предочистив себя от беззаконий,

Так дерзнул (приступить) ко священству?

Кто мог бы сказать это с дерзновением,

Что он презрел славу земную

И ради одной небесной священнодействует?

Кто довольствовался одним только необходимым

И не утаил чего-либо, (принадлежащего) ближнему?

Кого совесть своя

Не осуждала за взятки,

Чрез которые он старался сделаться и сделать [священнослужителем],

Купив или продав благодать?

Кто не предпочел друга пред достойным,

Поставив скорее недостойного?

Кто не старается своих близких

Друзей сделать епископами,

Чтобы пользоваться властью во всем

Чуждом? ведь это (еще одно) из посредственных (дел),

Считающееся даже безгрешным теми,

Которые вмешиваются в дела другой церкви.

Кто по просьбе мирских (людей):

Вельмож, друзей, богатых и начальников

Не рукоположил (кого-либо) и вопреки достоинству?

Поистине нет ныне никого из

Всех их, имеющего чистое сердце,

Кого бы не колола совесть,

Так как он непременно сделал одно из того, о чем я сказал.

Но мы все бесстрашно грешим,

Не заботясь ни о пресечении зла,

Ни добра не делая;

Поэтому и не каемся,

Погрузившись во глубину зол И бесчувственно пребывая в этом.

Ибо, не вкусив Божественной славы,

Мы не можем презреть земную славу.

Любовь же к славе, говорю, человеческой

Совершенно не позволяет душе ни смиряться,

Ни добровольно порицать себя самое.

Если это так, то как, скажи мне,

Гоняющийся за славою человеческою

И нуждающийся в тленном богатстве,

Желающий иметь множество золота,

И ненасытный в похищении,

И злопамятный к тем, которые не часто дают,

Дерзнет сказать, что имеет Бога обитателем (в себе)?

Не воспринявший же Христа

И Его Отца и Духа Святого,

Известно живущего и ходящего,

Единого Бога в сердце своем,

Как покажет истинное служение?

От кого иного он научится смирению?

Или как наставлен будет Божественной воле?

Кто будет ходатаем для него или примирит (его) с Богом

И представит непостыдным служителем

Единому чистому и непорочному Богу,

На Которого Херувимы не смеют воззреть,

И Который неприступен для всех Ангелов?

Кто укрепит его безгрешно править

И неосужденно священнодействовать

Страшную службу непорочной жертвы?

Какой Ангел, какой человек может

Изречь это или возможет сделать?

Ибо я говорю и свидетельствую всем:

(Никто не заблуждайся и не обольщайся словами)

Кто прежде не оставит мира

И от души не возненавидит (всего) мирского,

И искренно не возлюбит единого Христа,

И ради Него не погубит душу свою,

Не заботясь ни о чем для человеческой жизни,

Но как бы ежечасно умирая, Не будет много плакать о себе и рыдать,

И не будет иметь желания только к Нему одному,

И чрез многие скорби и труды

Не сподобится воспринять Божественного Духа,

Которого дал Он Божественным Апостолам,

Дабы чрез Него изгнать всякую страсть,

И легко исправить всякую добродетель,

И стяжать обильные источники слез,

Откуда очищение и созерцание души,

Откуда познание Божественной воли,

Откуда просвещение Божественным озарением

И созерцание неприступного света,

Откуда бесстрастие и святость

Дается всем сподобившимся

Видеть и иметь Бога в сердце,

И быть Им хранимыми и хранить

Неповрежденными Его Божественные заповеди;

Тот да не дерзнет принимать священство

И предстоятельство над душами или стать начальником.

Ибо как Христос Богу Отцу Своему

И приносится и Сам Себя приносит;

Так и нас Сам Он и приносит

И Сам же опять и принимает нас.

Ибо [иначе] в суд и в осуждение будет

Предприятие таковых дел;

(Это) хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда

И всех других грехов.

Все эти (грехи) ныне совершаются против людей,

Ибо мы грешим, конечно, друг против друга.

Торгующий же нагло Божественными [таинствами]

И продающий благодать Духа

Грешит, конечно, против Самого Бога.

Ибо представляющий лицо Слова

И жить должен так, как Оно,

И, последуя Ему, так говорить:

Лисицы, без сомнения, имеют норы,

И все птицы – гнезда,

Я же не имею, где главу приклонить (Мф. 8, 20).

Ибо сподобившийся быть служителем Христовым Сам совершенно не должен иметь ничего своего,

Ни приобретать чего-либо мирского,

Кроме необходимого для тела и только;

Все же прочее принадлежит бедным и странникам,

И его церкви [в которой он служит].

Если же напротив он дерзнет для своих расходов

Безвременно пользоваться этим со властию

И принадлежащее странникам раздавать сродникам,

И строить дома, и покупать поля,

И набирать толпу рабов;

То, увы, какой суд (ожидает) его?

Без сомнения, он подобен человеку,

Все приданое жены своей

Худо расточившему по неразумию,

Который, будучи схвачен и не имея (чем) уплатить,

Когда с него требуют для нее денег, конечно,

Для возмещения его супруги,

Предается в темницу на заключение.

Так будет и с нами, священниками и священнослужителями,

Которые ради себя самих и сродников и друзей

Злоупотребляют церковными доходами

И совершенно не пекутся о бедных,

Но строят дома, бани, монастыри, башни,

Дают приданое и устраивают браки,

Церкви же свои, как чужие,

Презирают и нерадят о них.

Отлучаясь на долгое время,

Мы проживаем в чужой стране,

Оставляя жен своих вдовыми

И не имея о них никакого попечения.

Иные же (из нас) пребываем в них и живем

Не потому, чтобы нас удерживала любовь к ним,

Но чтобы только жить от богатых доходов

С них и роскошествовать.

О красоте же души невесты Христовой

Кто из нас иереев заботится?

Укажи мне (хотя) одного только, и я удовольствуюсь им.

Но горе нам, священникам, монахам, Епископам и священнослужителям седьмого века 349,

Так как законы Бога и Спасителя

Мы попираем, как ничего не стоящие.

И если бы где оказался один малый пред людьми,

Пред Богом же великий, как познанный Им,

Не снисходящий к нашим страстям,

То он тотчас прогоняем бывает, как один из злодеев,

И изгоняется нами из (нашей) среды,

И отлучаем бывает от собрания, как некогда

Христос наш – (от синагоги) тогдашними

Архиереями и грозными Иудеями,

Как Сам Он сказал 350 и всегда говорит то

Ясным гласом величия Своего.

Но есть Бог, Который вознесет его

И восприимет как в нынешней жизни,

Так и в будущей, и прославит

Со всеми святыми, которых Он возлюбил.

Но что говорит и к нам Слово?

Те из монахов, которые мните (себя) ревностными,

Изобразите благочестием внутреннее,

Тогда и внешнее, конечно, предо Мною чисто будет 351.

Ибо это будет на пользу вам

И видящим ваши добрые дела,

А то вожделенно для Меня, Творца всех,

И для умных и Божественных чинов Моих.

Если же вы украшаете внешнее подобие человека

Одною обычною ему одеждою

И видящим вас кажетесь любезными

Чрез внешнее упражнение в трудах,

О любезном же Моем образе совершенно

Не заботитесь, об очищении и украшении

Со тщанием, слезами и трудами

Того, чрез который для Меня и для всех вы и являетесь

Людьми, понятно, разумными и Божественными; То поистине вы уподобляетесь предо Мною гниющим гробам,

Как некогда фарисеи, как сказал Я,

Говоря и обличая их безумие:

Совне вы блистаете, будучи внутри гнилы, полны

Мертвых костей и исполнены в гнилом

Сердце злых помышлений, слов,

Страстей, мыслей и лукавой заботы (Мф. 23, 27 – 28).

Ибо кто из вас взыскал этого:

Поста, говорю, жестокого жития, трудов,

Запущенных волос, железных вериг,

Власяницы, множества мозолей на коленях,

Твердого ложа, сена для постлания ложа

И всякого другого злострадания в жизни?

(Все) это хорошо, если хорошо совершаемо бывает,

[Как принадлежность] умного и сокровенного делания

Вашего, со знанием, мудростью и разумом;

Если же – без него, то что великого в этом вы полагаете,

Мня себя нечем, будучи ничем;

Без внутреннего делания вы подобны, пожалуй, прокаженным,

Одевшимся в светлые одежды к обману видящих (их).

Но приветствуя всех внешних [пожеланием] радоваться,

Ревностно старайтесь стать [делателями] одного

Внутреннего делания, с потом и трудами

В божественных добродетелях и священных подвигах,

Дабы явиться предо Мною девственниками в мыслях,

Просвещенными всяким разумением,

И соединиться со Мною – Словом в слове

Премудрости Моей и ведения лучшего.

Все множество священного народа Моего,

Иди поспешно ко Мне, Владыке своему,

Иди и разрешись от уз мира сего;

Возненавидь всякий обман чувств,

Скоро беги от этих причин зла:

Похоти зрения и плоти, Гордости мысленной и житейской (I Иоан. 2, 16).

Знай, что (все) неправедное в мире,

Ведет к гибели воспользовавшегося

Им страстно или пристрастно в жизни,

И несчастно делает врагом Моим.

Восприими в сердце любовь к Моим

Божественным вещам – вечным благам,

Которые, воплотившись, Я приготовил тебе, как другу,

Дабы ты всегда был со Мною, неизреченно свечеряя

На трапезе царствия Моего

Небесного со всеми святыми.

Познай себя самого, что ты смертен и тленен,

Будучи малым останком жизни на свете,

И что ничто не последует за тобою из того, что есть в мире

Блестящего или увеселительного и приятного,

Когда ты отойдешь отсюда к тамошним селениям,

Кроме одних только дел, соделанных

Тобою в жизни, злых или добрых.

И познав тленность и смертность всего

И оставив дольнее, иди горе, Я зову тебя

К Себе – Богу всего и Спасителю,

Дабы ты поистине жил во веки веков

И наслаждался благами Моими,

Которые Я приготовил любящим Меня

Всегда, ныне и во веки. Аминь.

https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/50
Старая_вера

Старая_вера: О крещении св.Константина Великого.

28-02-2021 01:32 (ссылка)   Удалить
л. м. 5814, р. х. 314.
В сем году, как говорят некоторые, Константин великий крещен был с сыном своим, Криспом, в Риме папой Сильвестром. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство крещения его в Риме Сильвестром, по истреблении тиранов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордан. Но по моему мнению вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром, и что повеления к Мильтиаду, обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещенный присутствовал при Никейском соборе, то следует, что также не приобщался божественных тайн и не имел общения со святыми отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно.
(Летопись византийца Феофана. ок. 760—818)
http://palomnic.org/history/rx/vf/3/
Старая_вера

Старая_вера: Анафемы Оригену и его учению на 5 Вс.Сб.

06-02-2021 14:29 (ссылка)   Удалить
Платон называл тело узами (δέμας) и гробом (σῆμα), потому что душа в нем как бы связана и погребена. Затем он также о будущем суде и воздаянии душам говорил: душа того, который с философиею предается педерастии и беззаконной жизни, будет терпеть наказание в продолжение трех тысячелетних периодов, и таким образом окрылившись, в трехтысячный год освободится и отойдет от тела; прочие по окончании сей жизни одни сойдут в подземное судилище для того, чтобы подвергнуться суду и вместе дать отчет, а иные вознесутся в некоторое небесное место и после суда достойным образом будут оценены, смотря по тому, как жили. Легко понять нелепость этого учения. Ибо кто сообщил ему об этих периодах и тысячах лет, и о том, что, по прошествии тысячелетий, всякая душа отойдет в свое собственное место? А вывод из всего этого неприлично было бы высказать и самому развращенному (человеку), не только такому философу; ибо он тех, которые до конца вели жизнь, исполненную чистоты, соединил с беззаконниками и педерастами и признал, что как те, так и другие будут наслаждаться одинаковыми благами

(Грамота Императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках)
http://www.odinblago.ru/deiania_soborov_5/63
Старая_вера

Старая_вера: Анафемы Оригену и его учению на 5 Вс.Сб.

02-02-2021 16:23 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: Причины гонений на христиан в языческом Риме

16-01-2021 12:55 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: Буквы на византийских Крестах

23-12-2020 21:01 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: Старообрядцы на конференции, посвященной вопросу защиты мира. 1952 г.

01-12-2020 17:38 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: Патриарх Константинопольский Геннадий Схоларий

20-10-2020 15:09 (ссылка)   Удалить
Геннадий Схоларий подробно останавливается на вопросах о конечных судьбах мира и человека. Он говорит о 3 категориях человеческих душ: блаженные, падшие и грешные, имеющие надежду на спасение. Первые вскоре после смерти входят в общение со Христом, наслаждаясь естественным блаженством, ожидая после воскресения обрести вышнее блаженство, преображение плоти и созерцание Божества лицом к лицу. Души закоренелых грешников после смерти увлекаются бесами в преисподнюю, однако мучения для них в полной мере наступят только после всеобщего воскресения. Души тех, кто вел умеренную жизнь, совершив при этом незначительные грехи и не принеся за них должного покаяния, ожидают принятия в рай неопределенное время. Молитва Церкви помогает сократить время их испытания. Вопрос о месте, в котором они пребывают в течение этого времени, представляется свт. Геннадию не заслуживающим особого внимания. Они находятся в распоряжении демонов, называемых τελώνιοι (букв.- откупщики налогов), и претерпевают страдания морального характера.

https://drevo-info.ru/articles/13681.html
Старая_вера

Старая_вера: Иоганн Георг Корб Дневник путешествия в Московское государство

11-09-2020 08:19 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: О табаке.

22-08-2020 10:24 (ссылка)   Удалить
Наш пристав сегодня отобрал сани с табаком, велел бить возчика и сжечь товар. Эта торговля здесь запрещена под страхом наказания кнутом и даже повешения.
(НИКОЛААС ВИТСЕН "ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКОВИЮ 1664-1665.)

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Vitsen/text2.htm
Старая_вера

Старая_вера: О табаке.

22-08-2020 10:20 (ссылка)   Удалить
Почти сразу же после начала массового курения на Востоке табак начинают запрещать, а за его курение назначаются жесточайшие наказания; так, в годы правления сефевидского шаха Аббаса I (1587–1629 гг.) за это отрезали нос и губы (в армии популярность табака дошла до того, что солдаты тратили на него почти все жалованье). Запрет этот был отменен следующим шахом – Сафи (1629–1642 гг.) В Крыму среди части мусульманского духовенства табак, конечно, вызывал неприятие. Так, в 1116 г. х. (1704/05 гг.) странствующий проповедник фанатик по имени Кара-баш явился в Бахчисарай и там в мечети с кафедры торжественно проповедовал против курения табака и питья кофе. В то время в Крыму была засуха, и он повел речь, что это бедствие происходит оттого, что цари и правители предаются всяким усладам и увеселениям, а Богу не молятся. Табак почти сразу же стал чрезвычайно популярен и в Московском государстве, причем, возможно, одним из источников культуры его потребления выступал Крым (по сообщению Адама Олеария, побывавшего в Московии, процесс курения русские передавали глаголом «пить», который, видимо, являлся калькой тюркского içmek)
Буферное Касимовское ханство также испытало на себе натиск нового культурного явления: проезжая в 1636 г. через Касимов, послы, сопровождавшие Олеария, подарили хану Сеид-Бурхану (которому тогда было около 12 лет) фунт табака и бутылку французской водки. Благодарность хана была столь велика, что Олеарий специально отметил это в своем дневнике

https://www.socionauki.ru/journal/articles/137335/
Старая_вера

Старая_вера: Мир с крестчатым (Христовым) нимбом

11-04-2020 20:14 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: Карфагенский собор о праотеческом грехе.

22-12-2019 16:49 (ссылка)   Удалить
Сам термин “первородный грех” представляет перевод латинского выражения “peccatum originale”, что значит - грех, получаемый при происхождении, грех происхождения, первородный грех. У Восточных отцов Церкви мы не найдем такого выражения, так как выражение “peccatum originale” было введено в Западной Церкви блаженным Августином в борьбе с пелагианством, отрицавшем церковное учение о повреждении человеческой природы в Адаме. Библейский текст, имеющий решительное значение в полемике между Августином и Пелагием, мы находим в Рим. 5, 12, где ап. Павел, говоря об Адаме, пишет: “Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили [eph ho pantes hemarton]”. Последние четыре греческих слова переводятся на латынь как in quo omnes peccaverunt (“в котором [т.е. в Адаме] все люди согрешили”), и этот перевод был использован на Западе для оправдания учения о вине, наследуемой от Адама и распространяющейся на все потомство. Но такое значение не могло быть взято из оригинального греческого - текст, конечно же, толковался, тем более, что Августин, по слабости своих познаний в греческом языке, слово hemartia понял и перевел в смысле греха (peccatum), как единичного акта, между тем как то, что называется в собственном смысле грехом, т. е. беззаконие или нарушение воли Божией, апостол обозначает словами - преступление (parabasis, paraptoma. Рим. 5, 14) или непослушание (parakoi. Рим. 5, 19). Слово же hamartia ап. Павел употребляет для обозначения греховного расстройства человеческой природы, того расстройства, которое апостол именует “иным законом, сущим в членах наших, законом греховным”, влекущим человека ко греху (Рим. 7, 11, 20).
Следует также сказать, что форма eph ho есть сокращение epi с относительным местоимением ho может быть переведено как “потому что” - значение, принятое многими современными учеными всех конфессий. Такой перевод возводит мысль ап. Павла к тому значению, что смерть, которая была “возмездие за греха” ( Рим. 6, 23 ) для Адама, как наказание применяется также к тем, кто, подобно ему, согрешил. Предполагается космическое значение греха Адама, но не говорится, что его потомки “виновны”, как виновен он сам, пока они не согрешили, как согрешил он.

Многие византийские авторы, включая Фотия, понимают eph ho в значении “потому что” и ничего не видят в тексте ап. Павла сверх морального сходства между Адамом и другими грешниками, смерть же естественное возмездие за грех (“мы грешим по подражанию праотцу”, - подводя итог рассуждениям патриарха Фотия говорит отец Киприан (Керн) [Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996. С. 254]) . Таково же толкование и блаженного Феодорита на этот стих. “Каждый из нас, - говорит он, - подвергается наказанию и смерти не за грех праотца, а за свой собственный грех” [Цит. по Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. ... С. 194].

Но у Восточных отцов, которые интерпретировали Рим. 5, 12 в близкой связи с 1 Кор. 15, 22, можно обнаружить также позицию, согласно которой, между Адамом и его потомками существует солидарность в смерти, также как и солидарность в жизни между воскресшим Господом и принявшими Крещение.

Об этой интерпретации грамматического значения Рим. 5, 12 в свое время много писал о. Иоанн Мейендорф, а также греческий богослов Романидис. Если eph ho означает “потому что”, следовательно это местоимение среднего рода; но может быть также и мужским родом, относительно непосредственно предшествующего существительного thanatos (“смерть”). Тогда предложение будет иметь значение, которое может казаться невероятным для последователей блаженного Августина, но которое на самом деле означает то, что принято многими греческими отцами: “Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков; и из-за смерти все люди согрешили ...”.
Смертность или “испорченность”, или просто смерть (прежде всего духовная) на самом деле рассматривалась в христианской античности как космическая болезнь, которая держит все человечество в своей власти, как духовно, так и физически, и управляется (контролируется) тем, кто есть “убийца от начала” (Ин. 8, 44). Это та смерть, которая делает грех неизбежным и в этом смысле “портит” природу.

Грех и порча естества, а не виновность (цитаты), + Пс. 50, 7
“Мы наследовали по преемству не преступление, но смерть, - говорит преподобный Марк Подвижник, - ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми” [Марк Подвижник, преподобный. Нравственно-подвижнические слова. - Троице-Сергиева Лавра, 1911. С. 111]. Для Кирилла Александрийского после греха Адама “заболело порчей”: “Адам был побежден и был осужден на тление и смерть, - говорит святой отец, - Но какое отношение имеют к нам эти его преступления? Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама - их тогда еще не было - а потому, что они были причастны к его природе, подпавшей закону греха. Значит, как в Адаме природа человека заболела тлением, так во Христе она вновь обрела здравие” [Кирилл Александрийский, святитель. Толкование послания к Римлянам. 5, 18 // PG LXXIV, 788c - 789b]. Оппоненты Кирилла, богословы Антиохийской школы согласились с ним во мнении относительно последствия греха Адама. Для Феодора Мопсуэтского “началом смерти мы приобрели громадное понуждение ко греху”. Необходимость удовлетворения нужд плоти: пища, питье и другие телесные потребности - отсутствуют в бессмертном бытии, но среди смертных они ведут к “страстям”, для них присутствует неизбежность временного существования. Феодорит Кирский почти повторяет литературно аргументы Феодора в своих собственных комментариях на послание к Римлянам. Кое-где он даже спорит против понимания брака как чего-то греховного утверждением, что передача смертной жизни не греховна сама по себе, вопреки псалму 50, 7 (“и во грехе роди мя мати моя”). Эта фраза, согласно Феодориту, говорит не о половом акте, но об общем греховном состоянии смертного человечества: “Ставшие смертными [Адам и Ева] зачали смертных детей, и смерть необходимо становится предметом страстей и страхов, удовольствий и печалей, гнева и ненависти” [Meyendorff J. Цит. соч. ... С.145].

Среди последних византийских авторов, особенно Григорий Палама отрицал виновность в грехе Адама его потомков. “Св. Григорий ставит вопрос: почему потомки первого человека понесли последствия греха, который они не совершали? Он отвечает на это в соответствии с концепцией, разделявшейся почти всеми греческими отцами Церкви, согласно которой грех Адама не был коллективным грехом рода человеческого, но тлением человеческой природы; о личной ответственности людей речь может идти лишь в той мере, в какой они подражают Адаму; наследуют же они от него при рождении единственно тление и смерть, которые, в свою очередь, приводят ко греху” [Мейендорф И., протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. - Спб., 1997, С. 174-175]. Всегда более софистизированный Максим Исповедник, когда говорит о последствиях греха Адама, отождествляет их, главным образом, с подчинением разума плоти и находит в половом порождении выражение человеческой покорности животным инстинктам, но, как мы уже видели, грех остается для преподобного Максима личным актом, и унаследование вины - невозможно. Для него, также как и для других отцов, “неправильный выбор, сделанный Адамом, внес страсть, испорченность и смертность”, но не унаследование вины [Meyendorff J. Цит. соч. С. 145].

Таким образом, реально существует согласие в греческой патристике в понимании унаследованного падения, более, как унаследования смертности, чем греховности, а греховность есть просто последствие смертности.
Контраст с Западной традицией в этом вопросе пришел в острый фокус тогда, когда Восточные авторы обсуждали значение крещения. Августиновские аргументы в защиту крещения младенцев были взяты из текста Символа веры (крещение во “оставление грехов”) и из его понимания Рим. 5, 12. Дети рождаются грешными не потому, что они лично согрешили, но потому что они согрешили “в Адаме”; их крещение - есть такое же крещение “во оставление грехов”. Августин считал, что Адаму был прощен первый его грех при сошествии Христа во ад, но этот же первый грех вменяется и всем потомкам Адама и прощается лишь в таинстве Крещения.

К тому времени восточный современник блаженного Августина, Феодорит Кирский категорически отрицал, что формула Символа веры “во оставление грехов” применима для крещения младенцев. Для него, в действительности, оставление грехов - это только одна сторона эффекта крещения, полностью действительно оно только в случае взрослого крещения, которое было нормой в ранней Церкви и которое действительно “оставляет грехи”. Но принципиальное значение крещения шире и более положительно: “Если бы единственное значение крещения было бы только оставление грехов, - пишет Феодорит, - почему мы должны крестить новорожденных детей, которые еще не вкусили греха? Но таинство [Крещения] не ограничивается этим; это есть обещание величайших и более совершенных даров. В этом есть обещание будущих наслаждений, это символ будущего воскресения, приобщение Господней страсти, причастие его воскресению, покров спасения, риза радости, одежда света или, более, это есть сам свет” [Meyendorff J. Цит. соч. ... С. 146].
Старая_вера

Старая_вера: Решение Константинопольского Собора 1054г.

20-12-2019 15:37 (ссылка)   Удалить
Письмо Петра Патриарха Антиохийского к архиепископу Граденскому [Доминику]
Достопочтенному, равноангельному господину и духовному брату нашему, святейшему архиепископу Граденскому или Аквилей-скому, Петр, Божиею милостию, патриарх Божия града великой Антиохии.

Многим веселием и великою духовною радостию исполнило нас святое письмо твое, священнейший и боголюбезнейший духовный брат и достопочтенный господин! Ибо мы поистине весьма обрадовались, узнав из письма твоего искренность твоей во Христе любви и правомыслие. Только учение об опресноках немалое составляет между нами различие, так как оно противно преданию нашей святейшей православной Церкви, о чем при помощи Божией и содействии святых твоих молитв скажем подробнее.

Быть причастником опресноков значит быть причастником древней жертвы, а не Нового Завета. поелику Господь не опреснок (άζυμον) взяв, благодарил, преломил и дал ученикам, а хлеб (άρτον), как все четыре евангелиста единогласно и единомысленно свидетельствуют и как апостол Павел удостоверяет сими словами: «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Исус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб (άρτον), и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11,23; 24). И подлинно, опресноки установлены для евреев в воспоминание их скорого исшествия из Египта, дабы они, приводя себе на намять те великие чудеса, какие совершил для них Бог, пребывали в Его заповедях и никогда не забывали Его благодеяний. Но совершенный хлеб, который делается таковым через закваску и через освящение претворяется в пречистое тело Господа и Спаса нашего Исуса Христа, дан в воспоминание домостроительства, совершенного Господом во плоти. «Елижды бо, – говорит Павел, – аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже придет» (1Кор. 11, 26); и в другом месте: «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор. 10, 16–17).

Заметь, священнейший духовный брат, что телом Господа везде называется хлеб, по причине совершенства и целости, а не опреснок, который мертв, бездушен и несовершен. Ибо закваска, положенная в меру муки, бывает для нее как бы душою и жизнью. Сколь же неприлично верующим принимать за живую и животворящую плоть Господа и Спаса нашего Исуса Христа то, что несовершенно, мертво и бездушно! Посему не поступайте так неосторожно, братия, в этом важном деле и, стараясь утвердить свое мнение, не желайте неправедной победы; напротив, здесь-το и место, где лучше остаться побежденными, «поелику препрение не от призвавшаго вы», – говорит апостол (Гал. 5, 8). Ибо если бы мы доселе принимали опресноки, то, очевидно, доселе находились бы под тенью закона Моисеева и ели трапезу иудейскую, а не как верующие вкушали плоть Божию словесную, живую, пресущественную и нам подобносущную1300. Но если мы веруем, что вкушаем живую плоть Христа, Который есть совершенный Бог и совершенный человек, то что общего у одушевленной и живой плоти Божией с бездушными и мертвыми опресноками? Опреснок не есть хлеб, поелику не есть целый и сам в себе совершенный, но недостаточный, полусовершенный и требует дополнения закваски; напротив, хлеб есть целый, без всякого недостатка, совершенный и весьма полный.

Познай же и убедись, муж благоразумнейший, что в опресноках нет никакой жизненной силы, ибо они мертвы, как мы сказали; а в хлебе или теле Христовом три суть имеющие жизнь и сообщающие оную принимающим, то есть дух, вода и кровь, как сие учение утверждает свидетельством своим возлежавший на персях Господа Иоанн, говоря в Писании: «дух, и вода, и кровь: и трие во едино суть» (1Ин. 5, 8), то есть – тело Христово. Это самое явственно открылось и во время распятия Господа, когда вода и кровь истекли из пречистого ребра Его, прободенного копием, а живой Святой Дух Его оставался в обоженной Его плоти, которой мы, верующие, приобщаясь в хлебе, измененном через Духа Святого в плоть Христову, живем им, поелику вкушаем плоть живую и обоженную. Мы уже – не под законом, чтобы приносить опресноки, но под благо-датию. <…> Если вы вкушаете опресноки, то Христос никак вам не будет в пользу, поелику они установлены законом в воспоминание исшествия из Египта, а не в воспоминание спасительного страдания.

Но увы! Что скажу? – Благословен Бог! Я всякой раз плачу, как только представляю себе, что вы верно исполняете все Божественные заповеди, самыми делами прославляете имя Христово и путь долгий и трудный предпринимаете, с края света приходя в Иерусалим для поклонения животворящему гробу, но в этом только подаете преткновение и соблазн для святых Церквей Божиих, что пер-востоятель одной Церкви, то есть блаженнейший папа Римский, не хочет мыслить одинаково и согласно с прочими патриархами касательно совершения Божественной Вечери и один, упорствуя против других, силится доказать свое мнение.

Оставив все другие доказательства, я могу, о Христе, показать, если только внимательно выслушаешь, что когда Господь вечерял с учениками ввечеру Великого Четвертка, тогда не было еще готовых опресноков. Ибо в Великий Пяток, в который тогда был четырнадцатый день месяца, евреи имели есть пасху. И здесь внемли мне, оставив всякое суетное состязание; ибо мы не победы ищем, а желаем соединить с собою братий, отступление которых нас сокрушает. Святой Евангелист Иоанн Богослов, который во время вечери возлежал на персях Господа нашего Исуса Христа (а кто другой из учеников достойнее вероятия?), говорит так: «Прежде же праздника пасхи, ведый Исус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, возлюбль своя сущыя в мире, до конца возлюби их. И вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст, ведый Исус, яко вся даде Ему Отец в руце, и яко от Бога изыде, и к Богу грядет, востав от вечери» (Ин. 13,1–5) и след. Слова возлюбленного ученика: прежде праздника пасхи, и: вечери бывшей, ясно показывают, что в четверток еще не было пасхи, но совершилось некое домостроительство спасения нашего, чтобы Господь, имевший в ту ночь быть предан, преподал ученикам таинство Евхаристии, почему и сказал: «Желанием возжелех сию пасху ясти с вами» (Лк. 22,15). И так весьма ясно, что опресноков, как я сказал, не было еще тогда готовых, но был предложен хлеб. Ибо вечеря, на которой Господь преломил хлеб и раздавая его ученикам сказал: приимите, ядите, была прежде праздника пасхи. И сие опять подтверждает тот же возлюбленный ученик сими словами: «Ведоша же Исуса от Каиафы в претор. Бе же утро: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху» (Ин. 18,28).

И еще тот же евангелист в другой главе говорит: «Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут» (Ин. 19, 31). Как опять ясно, что иудеи прежде, нежели совершили пасху, во время вечерни, то есть в вечер пятка, в который начинался праздник опресноков, пришли к Пилату и просили снять тела с креста, для того, как кажется, чтобы не показаться человекоубийцами в свой праздник. И так внимай прилежно, что вечеря совершена прежде праздника пасхи и опресноков. Ибо опресноков не было еще в тот вечер, когда Спаситель вечерял с учениками, но был предложен хлеб, который Он преломив дал ученикам и сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Притом святой евангелист Иоанн не однажды только называет хлебом, но часто; и не он один так говорит, но и прочие евангелисты. А именно, Матфей говорит: «Прием Исус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите» (Мф. 26, 26). Равным образом и евангелист Марк говорит то же, и прочие. Нигде не упоминается у них об опресноках. поелику же Христос должен был пострадать в самый день законной пасхи, в который иудеи зака-лали агнца, и богоубийцы должны были праздновать пасху, то есть в пяток, на который тогда падал четырнадцатый день луны в первом месяце 5534-го года (ибо круг солнца был восемнадцатый, а круг луны пятый), и Господь по предании не мог бы преподать ученикам свою пасху, то Он ввечеру четвертка возлежал на вечери, по вечери же, приняв хлеб и преломив, преподал апостолам таинство Нового Завета, в ночи того же четвертка, в которую и предал его Иуда, как говорит Писание.

Но что говорит и евангелист Лука? «И приим хлеб, хвалу воздав преломи» (Лк. 22, 19). Вот и Лука тоже говорит, что Христос взял хлеб, а не опреснок. Ибо время опресноков еще не пришло в четверток, поелику в тот четверток луна совершала тринадцатый день, и опресноков не было, так как время отъятия квасного хлеба еще не настало, потому что закон предписывал, чтобы опресноки были в пятнадцатый день луны, а в четырнадцатый день только закала-ем был агнец. Посему-то четырнадцатый день луны закон именует пасхою, а пятнадцатый называет первым днем опресноков и субботою. И так не было опресноков в тот четверток, поелику луна совершала в оный только тринадцатый день, а составлять опресноки был торжественный обычай в пятнадцатый день луны, как и агнца закалать в четырнадцатый день, в который и заклан был Христос, «Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1,29). Если же Христос заклан и распят был в четырнадцатый день луны – в пяток, а праздник опресноков был в субботу, то когда Он ел опресноки и когда предал Апостолам, чтобы они делали тоже в Новом Завете? Вы говорите, что совершать опресноки предали вам апостолы – так разве после воскресения из мертвых Господь установил опресноки? Не видите ли, как ясно самое дело вас изобличает?

После таких доказательств, имеете ли вы что противу нас представить? Ясно показано, что Вечеря случилась прежде праздника пасхи, а опресноки есть прежде пасхи закон воспрещал. Впрочем, для совершеннейшего доказательства вышесказанного учения я предложу тебе и другую главу того же евангелиста, в которой утверждается то же, как ты и сам признаешься, ибо известно, что Евангелия как у нас, так и у вас одни и те же, без всякого изменения. «Сия рек Исус возмутися духом, и свидетельствова, и рече: аминь аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя. Сзирахуся убо между собою ученицы, недоумеющеся, о ком глаголет. Бе же един от ученик Его возлежа на лоне Исусове, его же любляше Исус. Поману же сему Симон Петр вопросити, кто бы был, о немже глаголет. Нападь же той на перси Исусовы, глагола Ему: Господи, кто есть? Отвеща Исус: той есть, ему же Аз омочив хлеб подам. И омоч хлеб, даде Иуде Симонову Искариотскому. И по хлебе тогда вниде в он сатана. Глагола убо ему Исус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Исус: купи, еже требуем на праздник» (Ин. 13, 21–29). Если, по евангелисту, это было так, то не ясно ли и для слепого, что Вечеря была прежде законной пасхи? Ибо слова: «Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Исус: купи, еже требуем на праздник», ясно показывают время, когда Господь вечерял с учениками. И потому то, что сказано у других евангелистов, не должно тебя нимало затруднять или приводить в сомнение о времени вечери, например у Матфея: «В первый день опресночный приступиша ученицы ко Исусу, глаголюще Ему: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху?» (Мф. 26, 17). Или у Марка: «И в первый день опресноков, егда пасху жряху, глаголаша Ему ученицы Его: где хощеши, шедше уготоваем, да яси пасху» (Мк. 14, 12). Или, наконец, у Луки: «Прииде же день опресноков, в онеже подоба-ше жрети пасху: и посла Петра и Иоанна, рек: шедша уготовайта нам пасху, да ямы» (Лк. 22, 7–8). Сии слова трех евангелистов нимало не противоречат, или не разногласят с оною речью евангелиста Иоанна: «Прежде праздника пасхи» и проч. Ибо в первом дне опресноков Божественные Евангелия дают нам разуметь десятый день первого месяца, как бы некоторое предпразднество пасхи вместе с следующими тремя днями, 11-м, 12-м и 13-м, как в Книге Исхода написано: «Рече Господь к Моисею: месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета. Рцы ко всему сонму сынов Израилевых, глаголя: в десятый месяца сего да возмет кийждо овча по домом отечеств, кийждо овча по дому; и немного ниже: и будет вам соблюдено даже до четвертагонадесять дне месяца сего» (Исх. 12, 1–3; 6). Ибо как у нас Великая Седмица есть как бы приготовление и предпразднество святого страдания и воскресения из мертвых Господа и Спаса нашего Исуса Христа, так и у евреев, по закону и обычаю, оные четыре дни были некоторым предуготовлением к законной пасхе.

Другие евангелисты, скончавшиеся прежде, не дожили до евангельской проповеди Иоанна Богослова, а он, гораздо долее их живший, видел их писания и при конце жизни своей, на острове Патмосе, по вдохновению свыше написал в царствование Домициана святое свое Евангелие, в котором многие места, другими евангелистами или темно изложенные, или совсем опущенные, как например, чудо о Лазаре, время Вечери и другие некоторые частью пополнил, частью объяснил, раскрыл и громогласно возвестил. Перестаньте же, прошу ради Бога, противоречить столь очевидной истине; и что мы, сыны Церкви, имеем повеление делать, то же делайте и вы, последуя четырем священным патриархам, поелику голос многих имеет преимущество, а один есть ничто: «Блази два паче единаго» (Екк. 4, 9); но где четыре тому же последуют единогласно и единомысленно, там кто усомнится, что Бог – между ними, как и Христос говорит: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18,20)?

Итак, умоляю, да соединимся духовно и да возжелаем лучше любить братию, нежели себя. Ибо вкушать или приносить опресноки мы не научены ни от Христа, ни от апостолов, когда ни Сам Христос даже в день страдания своего, как мы выше сказали, не достиг до времени ядения опресноков, ибо они еще не были приготовлены иудеями, ни апостолы не предали нам того, чего они сами не приняли, ибо по вечери, говорят евангелисты, Спаситель в хлебе преподал таинство Нового Завета, и сказал: «Желанием возжелех сию пасху ясти с вами», то есть, когда приближался час Его страдания.

https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija-v...koj-bogoslovskoj-mysli-tom-2/6
Старая_вера

Старая_вера: Решение Константинопольского Собора 1054г.

20-12-2019 15:21 (ссылка)   Удалить
Михаила, Святейшего Архиепископа Константинополя Нового Рима и Вселенского Патриарха, Кирулария, к Петру, Святейшему Патриарху Феýполя, великой Антиохии.



1. Наша мерность получила письма твоего блаженства и узнала от доставившего их, как хорошо, благодатию Божией, то, что у тебя происходит. Воздавая благодарность за это, подобающую добродетели, мы молимся о [даровании тебе] жития долгого и беспечального. В этих письмах говорилось о благоговейном диаконе и императорском клирике Петре, [а именно] о том, что [в ответ] на наши объяснения к твоей святости, с твоей стороны, ему был отправлен сигиллий [официальная грамота с печатью] насчет того места, которое ему было подарено патриархом, твоим предшественником. И что на другие благодеяния, прежде оказанные твоим совершенством, он не обнаружил благодарности и даже не удостоил твое [совершенство] письма.

2. И поскольку моя мерность узнала, какую не теперь и не недавно, но изначально ты имел к ней [т.е. моей мерности] пламенную любовь и расположение, и для того, чтобы ты понял не в дурном смысле те письма, которые были посланы от моей мерности относительно некоторых - сего ради она и пишет, и просит. Вместе с тем я хотел облагодетельствовать через тебя просителей для восхваления и возглашения твоей щедрой и благородной души, которая вместе с тем же оказывается ходатайственной [и] для нас немалого воздаяния, сиречь вхождения и для меня в ее удел. Диакон же, как он сказал, осудил себя как недостойного тебе писать, и сего ради так и не осмелился написать твоей святости, но не прекращает премного благодарить ее и молиться [о ней] ради беспредельных ее благодеяний и милостей к нему. И он просит заменить ему сигиллий, по причине мелкости [письма], из-за которой его почти нельзя прочитать. И сия убо о сих.

3. Некоторое время назад я узнал от пришедших от ветхого Рима о добродетели и благородстве и учености недавно скончавшегося его папы, также и о нашем с ним единомудрии и согласии относительно ставших общеизвестными тамошних соблазнов, касающихся православной веры. И немало мы ему объяснили в наших письмах с большим смиренномудрием, как ты сам можешь заметить из настоящего послания. С одной стороны, мы хотели извлечь всяческую пользу от всего этого; с другой стороны, - имея доброе расположение и собственное желание, рассуждали, чтобы позаботился он о помощи нам против франков. Эти письма были вручены тому вестоносцу, который носит императорские послания. Мы надеялись, что и это, и два [других] письма доставлены тому, кому они посланы, и рассчитывали получить ответ от него, и что этот ответ будет к нам доставлен.

4. Он же [вестоносец], взяв эти письма и отправившись к самому магистру и дуке Италии Аргиру, приступив к нему коварным образом, те письма, которые через гонцов он должен был отослать папе, вручил ему. Магистр же, как мы достоверно узнали, нисколько не оставляя своей религии и двуличия, но всегда замышляя противное императорскому и ромейскому [букв.: противное... Романии [= Римскому царству] (th'"JRwmaniva")], не позаботился и в этом отступить от обыкновения, но те номисмы [крупная денежная единица], которые вестоносец имел от императора, он взял, дабы целиком употребить для своей корысти. Он покушался на эти деньги, как и на посланные ранее, заботясь о строительстве своих собственных крепостей.

5. Вот какую, как мы сказали, он подготовил хитрость. Призвал же он некоторых, которым, как водится, доверял более, чем другим. Один из них, который был некогда епископом в Амальфи, как мы слышали, позднее изгнанный из этой церкви по справедливой причине, уже целых пять лет находился в преследовании. Другой же, носящий только имя архиепископа, однако, вовсе пуст в отношении дела; ибо он нигде не обретался архиереем. Третья же личность вздумала присвоить себе звание канцеллярия, по причине своей превосходящей злокозненности и лукавства, чтобы тем самым он мог быть почтен ромейским достоинством и, таким образом, хитростью получить через это власть и, как сказал некто, без боя взять стены. И сняв печать с моих писем и прочитав то, что в них содержится, он составил от лица папы другие [письма] и отослал нам. Снабдив ими вышеупомянутых [людей], он убедил несчастных - о лукавствие и обман! - отправиться в Великий град и представить нам эти самые [письма].

6. Они же, войдя в царствующий [град], первее предстали пред державным и святым нашим императором с суровым и надменным видом, помышлениями и поступью. Затем, когда они пришли к нашей мерности, - кто бы мог сказать, с каким высокомерием, хвастовством и дерзостью это было сделано, - они не обратились ко мне ни с какой приветственной речью, нимало не склонили свои главы, не сделали обычного поклона ни нам, ни пред восседающими за нами в секрете [название покоя] митрополитами, но, приняв приглашение сесть, показали тем самым свою собственную гордость. Как мне не назвать это величайшим безумием? Однако, они вовсе не смирились даже пред императорским местом и величием, но возвысили себя еще более, воображая [о себе] выше своей [меры], [под тем предлогом, что] они входят в императорские [покои] с крестом и скиптром.

7. Однако, ничего из этого, разумеется, не добившись, они вручили нам запечатанное послание и немедленно удалились. Взяв же оное и приступив к снятию печати и [перед этим ее] тщательно осмотрев, моя мерность обнаружила, что печать подделана, а писание - исполнено обмана и хитрости. Ибо оказалось, что они точь-в-точь такие же, какие Аргир, находясь в Великом граде, часто приносил моей мерности, а более всего - об опресноках. Из-за них он был уже не раз, но дважды и трижды и четырежды отгнан от божественного и извержен нами от общения и причащения.

8. Вот копия нашего послания к папе, а также и того, которое якобы от папы было нам доставлено преступниками и переведено на язык Греции, - твоему блаженству мы их выслали, дабы узнал [и] ты, что мы написали ему, а что выяснилось через врученное нам письмо, чтобы отсюда ты ясно понял, что мы не простые предположения предполагали, а представили саму обнаженную истину. Впрочем, это происшествие было яснейшим образом раскрыто архиепископом Траны и синкеллом того места, когда тот явился к нам и разъяснил весь истинный смысл [дела], что я и рассказал державному и святому нашему императору.

9. Дошел же до нас слух, что твое совершенство возносит [имя] названного папы в священных диптихах, и так же [поступают патриархи] Александрийский и Иерусалимский. И я не думаю, чтобы твоя много превосходящая прочих добродетель [допустила бы] столь [великое] неведение, чтобы по неведению делать это. Ведь ты знаешь, что со времен святого Вселенского Шестого Собора возношение в священных диптихах наших святых церквей [имени] папы было пресечено по той причине, что тогдашний папа Римский Вигилий не отвечал этому Собору и не анафематствовал написанное Феодоритом против правой веры и двенадцати глав святого Кирилла, еще же и послание Ивы. И с тех пор доныне папа отсечен от нашей святейшей и соборной Церкви. По этой причине мне все это показалось невероятным. И не столько [я удивился] тем [патриархам], сколько [тебе - по причине] твоей многоучености и исключительного благоразумия.

10. И не только это [мы услышали], но и то, что два вышеназванных архиерея не только принимают ядущих опресноки, но, бывает, и сами на опресноках совершают божественное тайноводство. И мы, никого не имея под рукой, через кого могли бы вопросить их об этом, и не имея никого другого, кому бы доверяли в этих вещах, возлагаем все расследование на твою святость. Чтобы ты, тщательно разузнав это дело, изложил его нашей мерности. И о таковых убо сице.

11. В наши руки была также передана светлейшим проэдром [правителем] и дукой Антиохии Склиром копия твоего письма к [епископу] Грады, или Аквилеи. Прочитав его, мы обнаружили много обвинений против одних только опресноков, а об остальных римских заблуждениях, гораздо худших этого, - ничего. Что с того, что он написал твоей святости, что о таковых [обвинениях] ему писала моя мерность. Но ни об одном из них я никогда не объяснял ни самому папе, ни кому-либо из его епископов, если не считать того письма, копию которого мы высылаем тебе. Но, как выясняется, все из этих писем и дел является ложью и обманом. Но тебе хорошо известно, что римляне поражают не только одним этим копьем - опресноками, -но многими и различными, из-за чего я и обратился к этим вопросам как к необходимым.

12. И то, что они совершают, иудействующе, составляет следующее. Уже сами опресноки вменяются им в заблуждение, и то, что они едят удавленину, и что бреются, и что соблюдают субботы, и что скверноядят, и что монахи ядят мясо и свиной тук и всю кожу вплоть до мяса [т.е. сало], и что в первую седмицу постов и в мясопуст одинаково совершают масленницу [или одинаково ядят сыр], и что ядят мясо в среду, а в пятницу ядят сыр и яица, в субботу же постятся весь день. Помимо же этого и уже наряду с такими и подобными [нарушениями], они сотворили прибавку ко святому Символу, рассуждая злостно и опасно. Звучит же она так: "И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго", и в божественном тайноводстве они произносят "Един свят, един Господь Исус Христос, во славу Бога Отца, чрез Духа Святаго".

13. К тому же, они еще запрещают брак иереев, то есть имеющих жен не допускают до священнического достоинства, но желают посвящать безбрачных. И двоюродные братья женятся на двоюродных сестрах. И на литургии во время причастия один из служащих, поядая опресноки, лобызает остальных. И епископы носят на руках перстни, будто бы берут свои церкви в жены, и говорят, что носят обручальные кольца. И, выходя на сражения, пятнают свои руки кровью, и против себя возбуждают души, и сами возбуждаются. Как некоторые нас уверяли, они, совершая божественное крещение, крестят крещаемых во едино погружение, призывая имя Отца и Сына и Святаго Духа и, при том, уста крещаемых наполняя солью. Худо же понимают и апостольское оное речение, глаголющее: Мал квас все смешение квасит (zumoi') (1Кор.5,6; Гал.5,9), - которое написано у них так: Мал квас все смешение тлит (fqeivrei), - пытаясь предлог малого этого слова обратить в квас, квасной хлеб вземлющий (ai[rousan) [игра слов: поднимающий (хлеб) и вземлющий, или убирающий долой].

14. И не поклоняются они мощам святых, а некоторые из них - даже и святым иконам. И не причисляют к другим святым наших святых и великих Отцев и учителей и святителей - сиречь, Богослова Григория, Великого Василия и божественного Златоуста, - а то и вовсе отвергают их учение. И приводят каких-то других, которых затруднительно [даже] отчасти причислить [к святым]. И, [если] они таким вот образом живут и в таких обычаях воспитаны, [неужели еще] полагают, будто они вполне счиняются части православных со благосмыслящими? Я думаю, что никак. Те же, кто, быть может, сочтет их разумеющими право, обретутся являющимися от части их. Ибо мы никогда не совершим самоубийства подобным единомыслием и единодушием с ними. Не настолько мы сумасшедшие или исступившие из ума.

15. Это все мы рассказали мимоходом, чтобы твое совершенство имело понятие о том, что ими совершается, и не думало, будто они заблуждаются относительно одних только опресноков, как мы и сами считали до настоящего времени. Но я изучил и эти их недостатки, которые достойны быть сопричислены к тем. Самое же тяжелое из всех и непростительное и в высшей степени обличающее их безумие есть сие: они говорят, что не собираются ни учиться, ни обсуждать - они это постигли, - но паче пытаются учить и подчинить нас своим догматам, и все это с чрезвычайным насилием и бесстыдством. Господь да сохранит блаженство твое на обхождения многих лет, молящегося о нас.

(Перевод Л.А. Герд под редакцией и с комментариями В.М. Лурье)

http://www.ortho-hetero.ru/index.php/tradition/1685
Аноним

Старая_вера: Томос от 13 апреля 6688 года о осуждении магометанства.

29-09-2019 10:41 (ссылка)   Удалить
Враньё! В 1180 году не было у христиан слова ПРАВОСЛАВИЕ.
Старая_вера

Старая_вера: Грамота пат.Паисия I (Конст.) пат.Никону

16-03-2019 00:40 (ссылка)   Удалить
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:44 (ссылка)   Удалить
.
image (505x700, 122Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:43 (ссылка)   Удалить
.
image (502x700, 129Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:41 (ссылка)   Удалить
.
image (511x700, 123Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:40 (ссылка)   Удалить
.
image (516x700, 124Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:38 (ссылка)   Удалить
.
image (521x700, 125Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:36 (ссылка)   Удалить
.
image (519x700, 119Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:34 (ссылка)   Удалить
.
image (510x700, 121Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:33 (ссылка)   Удалить
.
image (532x700, 121Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:32 (ссылка)   Удалить
.
image (523x700, 133Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:30 (ссылка)   Удалить
.
image (517x700, 126Kb)
Старая_вера

Старая_вера: мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

12-02-2019 17:25 (ссылка)   Удалить
.
image (526x700, 114Kb)
Страницы: [1] 2 3 ..
.. 10
»