-Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Стефан_Странников

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2006
Записей: 784
Комментариев: 1531
Написано: 5625

36314721_Christos_Acheiropoietos (326x350, 36Kb)

Грамота пат.Паисия I (Конст.) пат.Никону

Суббота, 16 Марта 2019 г. 00:31 + в цитатник

Об Августине

Понедельник, 04 Марта 2019 г. 19:14 + в цитатник
Протопресвитер Иоанн Романидис
Глава 9
Августин и о Троице заблуждения потомков франколатинов римокатоликов и протестантов

Читать далее...

мит.Амвросий Босно-Сараевский до перехода к старообрядцам

Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 20:32 + в цитатник
Статья научного сотрудника Анны Тимофеевой "Пастырская деятельность митрополита Амвросия на Босно-Сараевской кафедре в свете "Летописи Боснии" Стаки Скендеровой // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Выпуск 6. Бухарест, 2013. С. 463-475.
 
 
Становится понятно почему мит.Амвросия отправили на покой.
Он поддержал вооруженное восстание против турецкого паши (который выполнял приказ султана о провидении прогрессивных реформ в Турецкой Империи, в частности об уравнении прав мусульман и христиан).
 
image (643x481, 106Kb)
 
Сам Амвросий попал в долговую яму заняв деньги у иудея-ростовщика. Он оплатил в числе прочего налог боснийскими властям за брак сына. История с 500 червонцами в год, полученными от русских старообрядцев после перехода Амвросия к ним, продолжение того банкротства. Сын опять всплывал в качестве адресата этого содержания.
 
Амвросий проклинал сербов, ни кто из его паствы не вступился за него во время суда по иску иудея-ростовщика. Напротив написали в Стамбул жалобу об одобрении митрополитом восстания.

 

image (606x609, 126Kb)

image (575x442, 92Kb)

Лекция клирика Антиохийского патриархата в США о крестном знамении.(видео)

Четверг, 13 Декабря 2018 г. 09:19 + в цитатник

 https://youtu.be/0yqZQy5joQg   фрагмент с 0:50 до 01:15. о двуперстии


Из Равеннского национального музея

Вторник, 11 Декабря 2018 г. 03:34 + в цитатник

Патриарх Константинопольский Геннадий Схоларий

Четверг, 06 Декабря 2018 г. 11:50 + в цитатник

94г. Московская митрополия была в расколе с Константинопольским патриархатом

Пятница, 19 Октября 2018 г. 11:45 + в цитатник

В 1467г. патриарх Дионисий (взошедший на К-ую кафедру после периода унии и завоевания К-ля османами) отлучил митрополита Иону (за нежелание Московитов признать поставленного над ними митрополита Киевского (бывшего униата)), до 1561 г. когда К-ий патриарх признал митрополита Московского, 94г. раскола.

Хорошая статья Лурье на эту тему: http://www.academia.edu/9968613/Прекращение_московского_церковного_раскола_1467_1560_годов_финал_истории_в_документах_The_End_of_the_Moscow_Schism_of_1467-1560_the_Final_of_the_Story_in_Documents_in_Russian_


Патриаршество было даровано Московии за православного царя

Четверг, 04 Октября 2018 г. 16:22 + в цитатник

Синодальное решение Вселенского патриархата от 1593 главным обоснованием права московской Церкви на именование патриархатом, называет царскую власть. 

τὸν θρόνον τῆς εὐσεβεστάτης καὶ ὀρθοδόξου πόλεως Μοσκόβου εἶναί τε καὶ λέγεσθαι πατριαρχεῖον, διὰ τὸ βασιλείας ἀξιωθῆναι παρὰ Θεοῦ τὴν χώραν ταύτην, πᾶσάν τε Ῥωσίαν καὶ τὰ ὑπερβόρεια μέρη (1)ὑποτάττεσθαι τῷ πατριαρχικῷ θρόνῳ Μοσκόβου καὶ πάσης Ῥωσίας καὶ τῶν ὑπερβορείων μερῶν… 

(«… престол благочестивейшего и православного города Москвы да будет и называется патриаршим, поскольку страна та удостоилась от Бога царской власти, а вся Русь и северные страны(1) да подчиняются патриаршему престолу Московскому и всея Руси и всех северных стран…»)

(1)τὰ ὑπερβόρεια μέρη=гиперсеверные места..


Епископы малороссы (обливанцы) на великоросских кафедрах в XVIIIв.

Суббота, 29 Сентября 2018 г. 11:51 + в цитатник
В период 1714-1754 в великорусской церкви было официально запрещено поставлять епископов-великоруссов. В тот же период 1720-1730гг в великорусской церкви царской властью была произведена чистка рядов - двадцать архиереев были пытаны, низложены, разосланы по монастырям и отстранены от своих кафедр. Их места постепенно заполнялись епископами-украинцами.
( Свернуть )

Российский Синод времен Петра I. В его состав входили 11 человек.
Вот они:
Президент Синода и неизменный местоблюститель Патриаршего престола - Стефан Яворский - украинец, выпускник Киево-Могилянского коллегиума.
Вице президент - Феофан Прокопович - украинец, выпускник Киево-Могилянского коллегиума.
Советники: Гавриил Бужинский, Ерофей Прилуцкий, Феофил Кролик, Рафаил Заборський - все из Киево-Могилянского коллегиума.
Один из вице-президентов - белорус, но он тоже выпускник Киево-Могилянского коллегиума.
Один из советников - серб.
Один из асессоров - грек.
Великороссы - 2 протопопы - асессоры.
При Елизавете (1741-1761г.) в Синоде:
Украинцы: Амвросий Юшкевич. Валаам Линыцький, Арсений Мацевич, Платон Малиновский. Митрофан Слатвинський, Симон Тодорський, Стефан Калиновсьский, Арсений Могилянський;
Великороссы: 1 архиерей, 1 архимандрит и 1 протопоп.
В 1795 году было 9 членов Синода - все украинцы.
Теперь посмотрим, кто возглавлял наиболее важные великорусские эпархи?
Московскую в XVIII веке. ( До воцарения Екатерины II) возглавляли только украинцы: Петро Волчанский. Платон Малиновский, Тимофей Щербацький;
Петербуржскую: Никодим Сребницкий, Феодосий Янковский, Сильвестр Кулябка, Вениамин Прудек-Григорович - все украинцы.
Новгородскую: Феодосий Янковский, Феофан Прокопович, Амвросий Юшкевич, Стефан Калиновский - украинцы и один белорус.
Псковскую: Феофан Прокопович, Рафаил Заборовский Варлаам Линецький, Стефан Калиновский, Симон Тодорський - все украинцы.
В Тверской с 1713 по 1765г. только 2 епископа великоросса (руководили только 5 лет), все остальные украинцы.
В Смоленской за 100 лет, (с 1695 по 1795) только 2 года были епископы великороссы. Все остальные 98 лет епархию возглавляли украинцы.
Архангельская (Холмогорская) за 90 лет имела 6 епископов украинцев, 3 великороссов и 1-го грека.
На кафедрах Тобольской и Иркутской (наиболее трудных на то время, так как Сибирь еще не была христианизирована) видим исключительно украинцев.
Говорят, что в 1722 году. Синод предложил посвятить на Иркутскую кафедру великоросса Иринарха, но Петр I не утвердил оного Иринарха, сказав, что туда, "для просвещения инородцев, в идолослужении и прочих неверствах закостенелых", нужно "мужа ученого и благого жизнью" посылать. Видимо Иринарх царю таким не казался, потому в Сибирь пришлось ехать полтавчанину Софронию.
http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/litos.shtml

Стоит лишь бегло взглянуть на списки архипастырей в центральных областях России, чтобы убедиться, кто же на самом деле управлял русскими (!) епархиями: Суздальской, Вологодской, Новгородской, Костромской. Так, в середине XVIII века ими руководили сплошь выходцы с Украины в чине от епископа до митрополита. Для более полной ассоциации приведем лишь некоторые фамилии. В Суздале в разные годы управляли епархией: Порфирий Крайский, Геннадий Драницын, Тихон Якубовский; в Вологде: Амвросий Юшкевич, Серапион Лятошевич, Ириней Братановский; в Великом Новгороде: Феодосий Яновский, Стефан Калиновский; в Костроме: Симон Тодоровский, Сильвестр Кулябка, Дамаскин Аскаронский. Такая же картина наблюдалась по всей стране — ни единой русской фамилии!
http://magazines.russ.ru/sib/2009/5/so10.html

О признании мит.Ионы Киевским митрополитом на Западной Руси в 1451г.

Суббота, 29 Сентября 2018 г. 11:44 + в цитатник
Когда Константинопольский патриарх и поставленный им митрополит Киевский Исидор приняли унию с Римом (подчинились папе римскому), Северно-Восточная Русь (московиты) отложились от них и без К-го пат. поставили себе митрополитом Иону. Западная Русь (предки белоруссов и украинцев) так же приняла Иону как митрополита Киевского, фактически это и было начало автокефалии Русской Церкви.



1.
image (700x612, 229Kb)

2.
image (700x626, 252Kb)

3.
image (700x324, 109Kb)

4.
image (525x700, 147Kb)

5.
image (700x491, 209Kb)

Василий Блаженный

Среда, 15 Августа 2018 г. 09:15 + в цитатник
В 1612 г. захватившие Москву поляки «раку блаженнаго и цельбоноснаго телесе великаго Василия, о Христе юродиваго, разсекоша на многия части, и одр с места, иже бысть над ракою, вздвигнуша, и над тем местом, идеже лежит блаженное тело, конем места устроиша и з женообразными лицы, и безстыдне, и безстрашне в того святаго церкви блудное скаредие творяше» («Плач о пленении и разорении Московского государства» - РИБ. Т. 3. Стб. 232).
Василий (517x700, 118Kb)

Кошка в Библии

Четверг, 02 Августа 2018 г. 18:07 + в цитатник
О котках как об обличителях идолопоклонства: Острожская Библия, книга пророка Варуха 6гл.

image (700x255, 71Kb)
http://www.vechnoe.info/bible/pdf/baruch/view

Это единственное упоминанание о кошках в Библии, но какое. О собаках упоминаний много, но подавляющее большинство крайне отрицательных.

PS В синодальной Библии это Послание Иеремии 1:21

Иноческие вериги из бийского музея

Четверг, 02 Августа 2018 г. 17:56 + в цитатник
image (330x508, 46Kb)
http://www.biysk.museum.ru/ru/posetitelyam/stati-n...nikov/eksponaty-muzeya/verigi/

«Вериги сняты со странствующего монаха и переданы в музей из ОГПУ в 1931 г.». Вериги, находящиеся на хранении в Бийском музее представляют собой пояс в виде массивного обруча. К верхнему краю пояса прикреплены две цепи с двумя нагрудными крестообразными и двумя овальными наплечными накладками. Изготовлены из металла, вес предмета составляет 10,7 кг.

Акривия и икономия

Четверг, 19 Июля 2018 г. 01:27 + в цитатник
«„Кто делаетъ что-нибудь по благоусмотренію, говорить Феоф. Болгарскій, делаетъ это не какъ вообще хорошее, а какъ нужное въ известное время". Дурно благоусмотреніе, прибавимъ мы, когда чрезъ посредство его мы не можемъ обратить латинянъ, а между темъ нарушаемъ строгость св. правилъ, принимая лжекрещеніе еретиковъ...

Сами латиняне свидетельствуютъ (Латер. соборъ), что восточные безъ предварительнаго освященія не служили тамъ, где прежде служили западные, и что они крестили обращающихся къ нимъ латинянъ, какъ не имеющихъ Апостольскаго крещенія. След. способъ принятія латинянъ чрезъ мvропомазаніе былъ принятъ въ Восточной Церкви по благоусмотренію — по вниманию къ особеннымъ теснымъ обстоятельствамъ времени, и следовательно теперь, по неуместности уже благоусмотренія (παρελθούσης οικονομίας), должны занять свое место строгость (ακρίβεια) и правила Апостольскія» Пидалион.
Цитирую, по исследованию И. Никольского, М, изд. 1888 г.

Пидалион о раскольничьем крещении

Вторник, 29 Мая 2018 г. 07:49 + в цитатник

Иларион Алфеев о раскольничьих "сущих санах".

Вторник, 29 Мая 2018 г. 07:47 + в цитатник
Ну, например: если он в раскольничьем сообществе является священником, останется ли он таковым в канонической церкви? И я думаю, что здесь конечно решение может быть индивидуальным по каждому конкретному случаю, но мы исходим из того принципа, что мы не признаем существования иерархии и Таинств у раскольничьих сообществах. А это значит - ни один, так называемый «епископ» или «священник» из раскола не может быть принят в сущем сане. Но существует практика в подобных случаях рукоположение тех людей, которые были незаконно рукоположены в расколе. Причем это можно делать без особой огласки, без того чтоб, во всяком случае люди подвергались каким бы то ни было унизительным процедурам.

http://anti-raskol.ru/pages/915

Фаюм

Вторник, 30 Января 2018 г. 09:59 + в цитатник
Большой альбом, в основе иллюстрации из объемной американской книги. Добавлены картинки, из разных источников.

https://www.facebook.com/gaodenis/media_set?set=a....5453444.100001127101238&type=3

Иноческие вериги.

Вторник, 30 Января 2018 г. 09:50 + в цитатник
27540342_423174194780937_5818290707897854280_n (468x700, 52Kb)

Музей истории старообрядчества Сибири.
Иноческие вериги. Поступили они в нашу коллекцию из старообрядческих скитов, расположенных в верховьях р. Абакан. Сердечно благодарим за этот ценный предмет уставщицу старообрядческой общины г. Кызыл Тамару Александровну Огневу.
Вериги представляют из себя шлейную конструкцию из железных цепей, связанных спереди и сзади латунными пластинами. Передняя пластина, относительно большая по размеру, имеет изображение голгофского креста с титлами, выполненное в примитивной чеканной технике. Задняя пластина значительно меньше по размеру с изображением равностороннего четырёхконечного креста.
Вполне возможно, удастся определить личность носителя (носителей) этих вериг. Однако, достоверно известно, что это был инок одного из скитов старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия в 1-й половине ХХ века.

https://www.facebook.com/261858097579215/photos/a....23174194780937/?type=3&theater

Австралийские старообрядцы белокриницкого согласия

Понедельник, 15 Января 2018 г. 20:24 + в цитатник

О праздновании недель (воскресных дней, неделя-не делать) и суббот.

Воскресенье, 14 Января 2018 г. 09:03 + в цитатник
понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати.

Стоглав. Московский собор 1551г.

http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf

св.муч.Киприан Карфагенский о крещении новициан

Воскресенье, 14 Января 2018 г. 08:44 + в цитатник
которые осквернившихся языческою водою вне церкви у противников и антихристов почитают крещенными (речь о новицианах, еретиках 3-го чина)

Читать далее...

О крестном знаменовании

Понедельник, 01 Января 2018 г. 11:58 + в цитатник
2 (579x210, 65Kb)
Великий катихизис гл. 23, Л.102
http://slovo.sobornik.ru/text/kathehisis/kathehisis.htm

Стоглав о чтении в церквах учительных книг на богослужениях

Пятница, 29 Декабря 2017 г. 23:20 + в цитатник
...и чтобы священницы и дьяконы во святых божиих церквах... божественныя книги почитали - евангелие толковое, и златоуст, и житыя святых, и пролог и прочил святыя душеполезныя книги на поучение и на просвещение и на истинное покаяние и на добрыя дела всем православным хрестьяном в душевную пользу...

Стоглав (Московский собор 1551г.) 8гл.

http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf

О благословении трапезы знаменьем креста

Суббота, 23 Декабря 2017 г. 20:16 + в цитатник
Спутник Поссевино иезуит Кампани в "Московском посольстве" отмечает (1581г.): "Часто случалось, что мы (латиняне), садясь за стол, по своему обычаю, благословляли трапезу...У них (московитов) нет обычая осенять знаком креста пищу, напротив, они осеняют им себя."

http://krotov.info/acts/16/possevino/190.html

О размножении

Пятница, 22 Декабря 2017 г. 23:04 + в цитатник

Решение Константинопольского Собора 1054г.

Среда, 13 Декабря 2017 г. 17:34 + в цитатник

О православных женах еретиков и нечестивых

Пятница, 08 Декабря 2017 г. 22:10 + в цитатник
Что суть частицы, и что могут приносимыя и аще требствует приносити о женах, соживущих еретиком или нечествующим; Из прочиих же просфор о святых частицы и о принесших верных приносити. и не нерадети еже приносити частицы, о коемждо же чине святых, и о всех купно, и о коемждо приносящих верных: аще не проявленно токмо пребеззаконуют неции и грешат зане место лиц частицы приносящих суть. и умное бывает со Христом тым общение. тем ниже грешащих явленно и не отступающих подобает приимати просфоры: ниже жены, аще и верны и православны суть. соживующия или нечествующим мужем или еретичествующим. свещы же и елей приимати подобает от тех, в надежду спасения тех, и молитвы с тех и моления творити неленостно, и милостыни тым повелевати творити, не убо же приносити о тех, ниже причащати тыя, аще не при смерти кто. евлеу бываему о тех. агиасма же и антидор во время да приемлют исповедающыяся верны быти. загиасму же и надежду спасения. да не в великий и к смерти отчаяния грех чрез отвращение извратятся.
Книга Симеона Фессалоникийского Вопрос 47.



Процитировано 1 раз

О причинах непротивления злу

Пятница, 08 Декабря 2017 г. 20:55 + в цитатник
1 (273x494, 93Kb)
2Цар.16

Власова В.В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные осо­бенности социальной и обрядовой жизни. – Сыктывкар, 2010.

Суббота, 02 Декабря 2017 г. 19:40 + в цитатник

Надмогильные Кресты из бересты

Среда, 22 Ноября 2017 г. 21:55 + в цитатник
2 (525x700, 207Kb)

Погост близ Шимозеро, Вытегорский район, Вологодская область

1 (700x524, 191Kb)

в близи Яндозеро, Подпорожский район, Ленинградская область.

https://mu-pankratov.livejournal.com/712531.html

Благодать от святых икон может быть и восхищена Богом, чтоб оградить ее от осквернения

Вторник, 21 Ноября 2017 г. 21:27 + в цитатник
Благодарю тя Господи Боже мой яко услышал мя еси Господи грешнаго раба своего, услыши мя ныне молящагося тебе. и горко от сердца вопиюща. и рыдающа. обрати неверных ко своей святей вере да будут верны. и познают тебе и инаго Бога. ненавидит и мерзит душа моя. видех бо от злых поганых сыроядцов святыню твою поругаему. уже святыя твоя церкви зело оскверниша претвориша бо их в мизгити. на скверныя своя молбища. в протчих же конем и скотом хлевы учиниша. и бысть гласа с небеси глаголя. Анастасие речеши яко зло есть и мерско души тво-ей видети. еже от неверных святыни моей поругание а аз святыни своею неверным на поругание не выдал. понеже и сами есте видели, святое знамение мое еже явих многим. яко свою святыню от святыя церкви моея и от образов моих. и от мощей святых мучеников и преподобных. и от всех святых моих взял есми к себе на небо. а вас предал есми в руки неверных, в наказание правды моея временно а не вечно дондеже обратятся ко мне. и явлю им милосердие мое.

Кн. X. Гранограф Древлеписм. Гл. Лис. 7 67-769.

Сказание Иванна Пересветова. о царе турьском магмете. како хотя сожещи греческия книги.

О бороде и богословии

Понедельник, 20 Ноября 2017 г. 18:32 + в цитатник
Из Софийской летописи:

"В 1348 году Магнус захватил русскую крепость Орешек. Казалось бы, защитники крепости обречены на погибель, но тут Магнус снова всех удивил. Вместо того чтобы честно и по–средневековому перерезать жителей, он учинил другую резню — бородатую. Все “православные” бороды были сострижены, а их владельцы крещены в католическую веру. Удовлетворив свой религиозный пыл, Магнус не остался на зимовку и вскоре вернулся домой. Однако, как ехидно сообщает русская летопись, бороды у русских снова отросли, а вскоре и новгородская рать подоспела с очисткой территории от врагов. Особо отъявленных вероотступников казнили."

"Согласно первой и четвёртой Новгородских летописей король потребовал, чтобы новгородцы приняли участие в дебатах с его «философами» (католическими теологами) и установлению той религии, чей представитель одержал бы верх в споре. Новгородский архиепископ Василий, посовещавшись с посадником и другими знатными людьми города, ответил: «Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху — мы приняли веру от греков».

Читать далее...



Процитировано 1 раз

Рогожская застава

Воскресенье, 29 Октября 2017 г. 10:30 + в цитатник


Понравилось: 1 пользователю

"Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля". Блаженный Иероним Стридонский.

Воскресенье, 15 Октября 2017 г. 09:38 + в цитатник
1. Глава ХLIV

Иез.ХLIV:1–3. И возвратил он меня к внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота эти будут затворены и не отворятся и [никакой] человек не войдет ими. Ибо Господь Бог Израилев вошел (или войдет) ими, и они будут затворены для князя. Сам князь сядет в них и будет есть хлеб пред Господом. Путем притвора (то есть елама) ворот выйдет88 и тем же путем выйдет.
"Следующее же затем: они не должны брить голову свою и растить волосы, но часто подстригать головы свои, ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераниса, а также отпускать волосы, что́ служит признаком роскоши и свойственно варварам и воинам, но внешний вид священников должен быть благопристойным. Вместо сего LXX сказали: они не должны брить головы свои и плотно стричь волосы свои, но покрывая покрывать головы свои. Это показывает нам, что не должно бритвою делать лысины и так плотно стричь голову, что мы могли бы казаться похожими на бритых, но настолько отпускать волосы, чтобы ими покрывалась кожа. Или, может быть, священники постоянно должны покрывать головы свои, как говорит Виргилий:
   Должен покрыть ты свои волоса покрывалом багряным 89."

https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/che...vanij-na-proroka-iezekiilja/13

Латинский оригинал -стр 437 (212 по пдф) , верхний левый угол.:

http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0347-042...am_Libri_Quatuordecim,_MLT.pdf

У Миня есть примечание про бритье жрецов Изиды с цитатой из письма св Амросия еп.Сабину:

"Когда услышат об этом сильные мира сего, что они скажут? Из такой семьи, такого рода, наделенный такими дарованиями и таким красноречием – и ушел из сената, прервал преемство столь знатной семьи: это же невыносимо!739 Между тем сами они сбривают себе волосы и брови, посвящаясь в таинства Исиды, а если вдруг христианин из усердия к святому благочестию станет иначе одеваться, называют это позорным преступлением."

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/pisma-1-53/5_1


Понравилось: 1 пользователю

Почему слово «Россия» мы сегодня пишем по-иноземному?

Воскресенье, 15 Октября 2017 г. 09:28 + в цитатник

Заметки о России, сделанные Эриком Пальмквистом в 1674 году

Понедельник, 14 Августа 2017 г. 20:39 + в цитатник


Понравилось: 1 пользователю

1903. Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века. воспр. с подлинника в натур. величину

Понедельник, 14 Августа 2017 г. 19:32 + в цитатник

ХОЖДЕНИЕ СТЕФАНА НОВГОРОДЦА

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 22:25 + в цитатник

Нательный крест из перламутра, XVI век.

Четверг, 13 Июля 2017 г. 16:27 + в цитатник
Нательный крест из перламутра – найден в раскопе на 5 участке -

1421709_9001 (700x570, 219Kb)

Несмотря на то, что крест сильно повреждён и отломана верхняя лопасть, видно изображение Голгофского креста и похоже даже орудий страстей - копьё и трость с губкой. Отчётливо читаются надписи ИС ХС, на боковых лопастях и НИКА на нижней.

Предмет довольно редкий и необычный. Находки перламутровых крестов единичны. Но благодаря подсказке коллег удалось найти, очень близкий аналог, обнаруженный на территории Латвии. Похожий нательный крест был найден в замке Цесис.

1421928_900 (700x252, 187Kb)

Важно, что крест из Латвии имеет точную датировку. Он был обнаружен на останках русского воина погибшего при штурме замка войсками Ивана Грозного в начале сентября 1577 г. Тело было погребено под камнями развалин западного корпуса замка взорванного защитниками в финале штурма.

1422155_9002 (700x425, 279Kb)

Сильно переломанные кости находились пол 1,5-метровым слоем камней. Кроме креста, лежавшего на шейных позвонках, при погибшем был железный топор, лежавший слева, железные ножницы и кошелёк с 61 русской серебряной монетой (большая часть которой были отчеканены при Василии III и Иване IV). Кроме того судя по наконечнику найденному у колена, воин незадолго до смерти был ранен в ногу стрелой из арбалета. Ещё один подобный крест найдены в Пскове при раскопках у церкви св. Иоанна Милостивого (Р. Спиргис Паломнический контекст находок перламутровых крестиков XIII-XVII вв. на территории современных Латвии и Литвы / В КАМНЕ И В БРОНЗЕ. Сборник статей в честь Анны Песковой. Труды ИИМ РАН. Е. XLVIII. СПб. 2017) Обстоятельства смерти трагически погибшего воина, позволяет с достаточной точность датировать нашу находку, второй половиной XVI века. Однако более важные вопросы: где изготавливались такие кресты? Как распространялись? Имело ли их ношение какой-то символический смысл? - Пока остаются без ответа. Но находка с Соборной площади Старой Руссы приблизила нас ещё на один шаг к нему.

Информация об этой и других находках Старорусской археологической экспедиции Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого открыта для свободного доступа в рамках интернет-проекта «Древности Новгородской земли: электронная база данных археологических находок»
http://www.novsu.ru/archeology/db/
http://starcheolog.livejournal.com/288962.html

Журавель А.В. Суточный счет в средневековой Руси.

Вторник, 04 Июля 2017 г. 04:39 + в цитатник

Толкование не чувственное, но умное.

Понедельник, 01 Мая 2017 г. 09:52 + в цитатник
"Шествующии же непрелестный и живоносный путь, око убо да извержем, не чувственное, но умное. Сиречь, аще епископ или презвитер, сущии очи церковныя, неподобне живут и соблазняют люди, подобает изврещи их, уне есть им без их собиратися в храм молитвенный, неже с ними воврещися, яко же со Анною и Каиафою в геенну огненну. Подобне и рука, еже есть диакон, аще недостойно что творит, да отлучится жертвенника. Нога же, еже есть слуга, зле течет во лжу. Подобает и сего от служения чужда творити, яко люта и несмысленна человека, да Церковь собираема, без соблазна хранится" [Книга Никона, Черныя горы, слово 7-е, лист 48, толкование Афанасия Александрийского].


"Благоразумный и христианский читатель в пророческих обетованиях, пусть примет за правило, что то, что июдеи и наши, или лучше не наши, июдействующие признают имеющим исполнится телесно, мы должны признавать уже исполнившимся духовно, чтобы следуя их басням и, по апостолу, невежественным состязаниям (2 Тим. гл. 2), не уклоняться в иудействование". [бл. Иеронима ч. 7-я, в толк. на пророка Исайю, глава 11, ст. 15-16, стр. 201]

МАРТИН БЕР. ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКАЯ с 1584 года по 1612.

Четверг, 27 Апреля 2017 г. 14:13 + в цитатник
Русские, особливо знатного рода, согласятся скорее уморить, нежели отправить своих детей в чужие земли; разве царь их принудит. Они думают, что одна Poccия есть государство христианское; что в других странах обитают люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога; что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине между неверными, и только тот идет прямо в рай, кто кончает жизнь свою на родине.

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Ber/frametext2.htm

С 1658г. в связи с вводом в употребление новых потребников все крещеные у никониан крестились ревнителями сызнова

Суббота, 01 Апреля 2017 г. 12:44 + в цитатник
О суде сем познаем из жития инока Корнилия. Об установившемся обычае (от какого времени крещение принималось) узнаем из полемического послания Спиридона Иванова на Керженец. Смирнов П. С. указует: «Важнейшим пунктом, в котором они (ардонские раздорники) разногласили с поморцами, служило учение о способе приема лиц, переходящих в безпоповщину. Всех они (сии раздорники) перекрещивали и поповцев. И притом – каких поповцев? Тех, которые родились и крещены «в лета от 1663 до 1667», т. е. с 1655 года до 1658 включительно. Безпоповцы, управляемые с Выга, против этого запротестовали. Они говорили, что «от начала» раскола было положено принимать приходящих, крещенных в этот период «не второкрестя»... «И от таковых, яко Соловецкие и Поморские, тако и Зарубежские и Нижегородские, благоискуснии... суд положиша двома образы приимати: которые во оная три лета, до исполнения 1666 года, родившиеся и от тех рукоположенцев крещшиеся, за не исполнение еще премен, обращенные не второкрещати положиша. А которые по исполнении 1666 года родишася, таковых второкрестити повелеша»» [Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе первой четверти XVIII в., Спб, 1909, стр. 221].
То есть следуя первобытным отцам перекрещивать стали тех, кто по новым требницам крещен был после 1658 г.
Подтверждение того что тайны новотворимые подсудимые лица на соборе 1666-67 гг. уже не признавали за истинные следует от царского слова пред сим собором.
Такожде свидетельство и внешних подтверждает (Питирим, Макарий) что прежде (за 25 лет пред ответами Питирима) все отцы крестили приходящих от никониан. Питирим же свидетельствует и как очевидец и как «обратившийся» «старообрядец».
Так что о сем суде и обычае перекрещивания было всем «староверцам» известно. Вопрос же о сомнении в перекрещивании впервые был поставлен поповцами в полемике самого начала 18 в. как невозможность трижды погруженного еретика вновь крестить. То есть основание было взято ими не от обычая, а от своего истолкования писания. Причем это время такого сомнения (пересмотра установившегося обычая) было обще и поповцам и безпоповцам. И на Выгу в некотором ските такожде стали мыслить (Ладожский скит), и не покорялись там отцам. На что Андрей Денисов послание свое написал (у Любопытного), что те стали пременять прежде бывшее предание отец.

Снятие анафем со старого обряда

Вторник, 28 Марта 2017 г. 10:19 + в цитатник

Еретик произнося православные молитвословия вкладывает в них еретический смысл.

Суббота, 25 Марта 2017 г. 21:48 + в цитатник
«Молитвы за богослужением (принадлежат) православному. К чему же это поведет, если они происходят у еретиков? Ведь они мыслят не так же, как их составитель, и не веруют по смыслу самых слов… Он (иконоборец-еретик) верует не так, как говорит, хотя тайнодействие и православно. Но хотя бы и тот, и другой исповедал, он скорее оскорбляет и издевается над литургией, ибо и волхвы и обаятели прибегают к божественным песням в отношении к бесноватым».
(Феодор Студит, преп. Письмо чаду Игнатию).

Вооруженное сопротивление скитников правительственным силам

Пятница, 24 Марта 2017 г. 15:36 + в цитатник
Начиная с 1742 г. власти Важского уезда стали отмечать исчезновения крестьян Кургоминской и Топецкой волостей. Долгое время не удавалось напасть на след бежавших. Но 7 октября 1746 г. в Важскую канцелярию «явил собою» один из беглецов, крестьянин Кургоминской волости Афанасий Чураков. Чураков рассказал, что в мае этого года наставник одного из старообрядческих скитов «за Топсой» Зотик Венедиктов пригласил его к себе в обитель. Обстановка в ските Чуракову не понравилась, и он решил ее покинуть, а также сообщить властям о местонахождении тайной пустыни. Прибывшие 15 октября на место нарочные Воеводской канцелярии обнаружили в лесной глуши Топецкой волости избу, где во главе с Зотиком Венедиктовым, выходцем из Выгорецкой обители, и крестьянином Конецгорской волости Федором Пигахиным собралось 89 старообрядцев. 16 октября при попытке захватить избу окруженные ответили стрельбой и даже пошли в контратаку с копьями. Осаждавшие вынуждены были отступить. К 24 октября в ските насчитывалось уже 100 человек, в основном, женщины. Осада продолжалась еще более месяца, пока старообрядцы 6 декабря не подожгли свое убежище и не погибли. Спасти удалось только одного – крестьянина Кургоминской волости Василия Чуракова.
(Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины.)
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-1088

Были скиты, которые выдерживали осаду месяц и более, такой например Елунинский скит в Томской губ.
А было и наоборот, когда староверы (в т.ч. иноки) наоборот штурмовали никонианские монастыри, тот же Палеостров, а в кон. 18 в. Зеленецкий мон. (филипповцы)

Увещание к раскольникам. 1765г.

Четверг, 23 Марта 2017 г. 21:01 + в цитатник
...И так отсюду родился великий в церкви разврат: многия оными толками прельщенныя оставляют свои домы, детей, сродников; оставя святыя храмы, бегут в леса, кроются в подземных ямах...а иныя, чево не льзя без слез и помянуть, самовольно сжигаются, и думают заблужденныя, аки бы они своим самоубийством получат от Бога венец мученичества, и другия многия делают неистовства...Вам противно, что оставя руское платье, ходят ныне в немецком, носят парики, и бреют бороды...Можно носящему платье и не по рускому закрою, и не по руски остриженному иметь добрую душу...Какое платье носить, и как стричь волосы, в том надобно последовать обыкновению, какое в каком народе принято, и воли верьховнаго Правителя...Вы на сие представляете, что и ныне, де, нам есть гонение. Не дают нам нигде на службу Божию собираться; посылают, де, команды, и нас на все стороны разсевают. Но сие ваше разсуждение не истинное: ибо посылают по вас команды не за старую веру, и не для того, чтоб вас хотели за веру мучить. Никак: за веру вас не гонят, а посылают по вас команды для того, что вы убегая в леса, Государю служеб не служите, даней не платите, земель не пашете, домы свои, сродников и помещиков оставляете. И для того Государи наши печася о вашем и всего государства своего благополучии, посылают по вас команды, не с тем, чтоб за веру мучить, но чтоб вас возвратить на прежния жилища, чтоб вы жили на своих от Бога и Государя пожалованных землях, так как живут и другие верные Государскаго Величества подданные. А притом многие бывают по дорогам разбои, и злодеи скрываются в лесах, для того не позволяют вам в лесах жить, чтоб то же напрасно не подумать и об вас...Только бы вы других не смущали, нас не поносили, и не делали бы в государстве безпокойств. А то многие из вас святую нашу церковь поносят, властей ругают, всех нас еретиками зовут, и между простым народом делают смуты...Вы опять представляете, что велят, де, нам двойной оклад платить, а притом, де, зовут раскольниками, и вы то почитаете гонением за веру. Но послушайте нашего ответа, и умудритеся. Велят вам Великие наши Государи двойной оклад платить не за веру: но для того, что многие из вас, как выше показано, бегут в леса, оставляют свои земли и помещиков, Государю даней не платят, и служеб не служат; а иные между нашим православным народом многия делают смуты...вместо всех наказаний только наложили на вас двойной оклад не за веру, но чтоб сим легким наказанием вас от побегов и от смут удержать, и государство свое в покое сохранить. Вот для чего велят вам платить двойной оклад!...А что вас зовут раскольниками; и то потому, что вы самовольно от святой церкви отлучаетесь, нас отвращаетесь, и оставя свои домы и сродников, бегаете по лесам: а которые и не в лесах живут, и те нас православных как татар гнушаются, никакого с нами сообщения не имеют, ни сходятся, ни говорят, ни ядят, ни пьют с нами: да еще и места те выскребывают и вымывают, где бы мы сидели, или стояли. Такое ваше к нам отвращение само собою причиною есть, что вы называетесь раскольниками, то есть, от общества отлучающимися. Бросьте сей ненавистный дух, и вас больше звать раскольниками не будут...

http://www.stsl.ru/lib/platon6/i.php

Большая челобитная Ивашки, Семенова сына, Пересвѣтова, ко благовѣрному царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии.

Вторник, 14 Марта 2017 г. 19:20 + в цитатник

События 272 года, дело о возврате церковной собственности.

Понедельник, 06 Марта 2017 г. 16:04 + в цитатник
"Павел вовсе не желал уходить из церковного дома: император Аврелиан, к которому обратились за помощью, принял самое правильное решение: распорядился предоставить дом тем, с кем по вопросам веры переписывались италийские и римские епископы. Таким образом, упомянутый муж был с великим стыдом изгнан мирской властью из Церкви."

(Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. Книга 7 гл.30 ст.19.)
https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7

Толкование на 8 правило 1-го Вселенского Собора.

Пятница, 03 Марта 2017 г. 11:35 + в цитатник
«На запрос Афингия по вопросу о принятии в Церковь клириков-новациан архиепископ Александрийский Феофил (385—412) отвечал, ссылаясь именно на упомянутое правило Никейского Собора, что они должны получить повторную хиротонию*. В данном случае Феофил выражал не свое личное мнение, а свидетельствовал о существовавшей практике. Значительная близость во времена к Никейскому Собору придает исключительное значение именно этому свидетельству. Интересно также сопоставить решение, относящееся к новацианам, и решение того же Собора относительно последователей Мелетия ввиду значительного сходства между обеими раскольническими группами: условия принятия в Кафолическую Церковь клириков-мелетиан, очевидно, показывают большое сходство с условиями принятия клириков-новациан**. В частности, было определено, что поставленные Мелетием клирики должны были причисляться к православному духовенству, «будучи утверждены более освященным возложением рук» (μυστικοτέρα χειροτονία βεβαιωθέντας)***. Если вспомнить, что Церковь всегда осуждала какое бы то ни было повторение подлинной хиротонии****, представляется, что здесь имеется в виду истинное рукоположение, а не какой-либо обряд-дополнение, знаменующий допущение к совершению священнослужения. То, что термин χειροθετουμένους в отношении принимаемых в клир представителей новацианского духовенства означает «после рукоположения», подтверждается тем обстоятельством, что в других местах отцы Никейского Собора пользуются глаголом χειροθετείν в качестве синонима глагола χειροτουείν*****. Добавим, что во многих древних латинских переводах χειροθετουμένους передано таким образом, что не остается сомнений – речь идет о рукоположении******. Нет ничего удивительного в отказе признать поставления, совершенные в новацианском расколе. Это вполне соответствует общему направлению данной эпохи, когда Церковь в общем считала недействительным всякое рукоположение, совершаемое с нарушением канонических норм… Кроме этой принципиальной позиции, следует указать еще одно обстоятельство: новацианская иерархия с самого начала имела значительный изъян: архиерейская хиротония Новациана была получена обманным образом. По этому поводу папа Корнилий в послании Фабию Антиохийскому говорит о «ложном и тщетном возложении рук»*******. Отцы Никейского Собора, постановив, что новацианские клирики должны предварительно отказаться от своих заблуждений, а затем принять возложение рук, которое, как мы указывали, имеет значение Таинства, уточняют далее образ приятия в число православного клира»

* - 12 прав. Феофила Александрийскрнр // Бенешевич-1906. с. 538.
** - Послание Собора Александрийской Церкви: Socrates. Historia ecclesiastica I, 9, PG 67, 77-84; Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica I, 9 // GCS, 19. P. 37-42.
*** - Socrates. Historia ecclesiastica I, 9, PG 67, 80A; Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica I, 9 // GCS, 19. P. 40.
**** - Апост. прав. 68; Карф. прав. 48 // Бенешевич-1906. С. 68. См. по этому вопросу: Saltet L/ Les reordinations. Paris, 1907.
***** - Собор постановил, что Мелетий не имеет права «ни рукополагать, ни возвышать клириков» (μήτε χειροθετείν, μήτε προχειρίξεσθαι) (PG 67, 80A). Относительно мелетианского раскола см.: Amann E. Art. «Mélèce de Lycopolis» // DTC, 1. Col. 531-536. См. также упомянутую выше статью Анник Мартин.
****** - Attici. P. 122; Rufini. P. 203; Isidoriana. P. 203.
******* - Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica VI, XLIII, 9 // SC, 41. P. 156.

"Правила первых четырех Вселенских Соборов." арх. Петр (Л’Юилье). стр.122
https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/books/16510/Binder1.pdf

Схизма становится ересью

Пятница, 03 Марта 2017 г. 11:24 + в цитатник
Нет схизмы которая не создавала бы какой-нибудь новой ереси, чтоб казалось, будто справедливым было отделение от Церкви.
(Блаженный Иероним)
"Правила первых четырех Вселенских Соборов." арх. Петр (Л’Юилье). стр.218
https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/books/16510/Binder1.pdf

О спорах вокруг времени празднования Пасхи

Суббота, 25 Февраля 2017 г. 09:30 + в цитатник
"Правила первых четырех Вселенских Соборов." арх. Петр (Л’Юилье). C 53 по 64 стр.
https://cloud.mail.ru/public/757f/mxArjdqye

http://iphs.livejournal.com/83651.html


Поиск сообщений в Стефан_Странников
Страницы: [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь