-Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Старая_вера

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2006
Записей: 850
Комментариев: 1552
Написано: 5725




36314721_Christos_Acheiropoietos (326x350, 36Kb)

Без заголовка

Понедельник, 11 Октября 2021 г. 19:21 + в цитатник
В 1669 г. протопоп Аввакум в письме царю Алексею Михайловичу1, написанном в Пу- стозерской темнице, рассказал ему о своем мистическом опыте соединения с вселенной, когда после десятидневного поста и молитвы он испытал нечто необыкновенное: тело его стало расти, распространилось под небом над всей землей, а потом включило в себя целый мир: небо и землю, и всю тварь. Это случилось в начале Великого поста после изнуритель- ных аскетических и молитвенных упражнений:

Нынѣшня 177 году [7177 г. от сотворения мира, т. е. 1669 г. от Рождества Христова], в Великій постъ, на первой недѣлѣ, по обычаю моему, хлѣба не ядохъ в понедѣлникъ, такожъ и во фторникъ, и в среду не ядохъ, еще-жъ и в четвергъ не ядше пребыхъ; в пяток же прежде часовъ начахъ келей- ное правило, псалмы Давыдовы пѣти, пріиде на мя озноба зѣло люта, и на печи зубы мои розбило з дрожи. Мнѣ же, и лежа на печи, умомъ моимъ глаголющу псалмы, понежъ от Бога дана Псалтырь и наизусть глаголати мнѣ, прости, царю, за невѣжество мое, от дрожи тоя нападе на мя мытъ [мыт
‛понос’]; и толико изнемогъ, яко отчаявшу ми ся и жизни сея, уже всѣхъ дней не ядшу ми дней з десять и больши. И лежащу ми на одрѣ моемъ и зазирающу себѣ, яко в таковыя великія дни пра- вила не имѣю [правило ‛устав’], но токмо по чоткамъ молитвы считаю, и Божіимъ благоволеніемъ в нощи вторыя недѣли, противъ пятка, разпространился языкъ мой и бысть великъ зѣло, потомъ и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потомъ и весь широкъ и пространенъ, под не- бесемъ по всей земли разпространился, а потомъ Богъ вмѣстилъ в меня небо и землю, и всю тварь. Мнѣ же молитвы беспрестанно творящу и лѣствицу перебирающу [лествица ‛четки’] в то время, и бысть того времени на полчаса и больши, и потомъ возставши ми от одра лехко и поклонившуся до земля Господеви, и послѣ сего присѣщенія Господня начахъ хлѣбъ ясти во славу Богу.
Видишь ли, самодержавне? Ты владѣешь на свободѣ одною Русскою землею, а мнѣ сынъ Божій покорилъ за темничное сидѣніе и небо, и землю; ты, от здѣшняго своего царства в вѣчный свой домъ пошедше, только возьмешь гробъ и саванъ, азъ же, присужденіемъ вашимъ, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будутъ и по землѣ вла- чимы; такъ добро и любезно мнѣ на землѣ лежати и свѣтомъ одѣянну и небомъ прикрыту быти: небо мое, земля моя, свѣтъ мой и вся тварь — Богъ мнѣ далъ, яко-жъ выше того рекохъ2.
И далее, предупреждая недоверие своего адресата, Аввакум продолжает:
Да не первому мнѣ показанно сице; чти, державный, книгу Палею: егда ангелъ великій Альтезъ древле восхитилъ Авраама выспрь, сирѣчь на высоту к небу, и показа ему от вѣка сотворенная вся, Богу тако извольшу, а нынѣ, чаешь, изнемогъ Богъ? Нѣсть, нѣсть, той же Богъ всегда и нынѣ, и присно, и во вѣки вѣкомъ. Аминь [Аввакум 1927: стлб. 763—764].

Аввакум цитирует апокрифическое «Откровение Авраама», вошедшее в русскую Палею (13в.?), в котором описывается вознесение Авраама на небо (см. [Тихонравов 1898: 39—40 третьей пагин., примеч. 2; Бороздин 1898: 179]). В вознесении Аввакума не так много общего с воз- несением Авраама, и нам трудно было бы увидеть здесь прямую литературную параллель3. Как бы то ни было, сам Аввакум определенно усматривает здесь аналогию («а не первому мнѣ показанно сице...»), и именно это обстоятельство является существенным и решающим в трактовке его свидетельства.
2. «Откровение Авраама» — текст несомненно семитского происхождения, который первоначально был написан на еврейском или, может быть, арамейском языке (последнее, впрочем, представляется менее вероятным). Об этом говорят многочисленные семитизмы, проявляющиеся главным образом на семантическом уровне (кальки и фразеологизмы)4; о некоторых формальных семитизмах (заимствованиях) будет сказано ниже...

... Более близкую аналогию к вознесению Аввакума дает третья (еврейская) книга Еноха: тело Еноха при вознесении увеличивается до размеров всего мира [Odeberg 1928, ч. ІІ: 25; Alexander 1983: 263; 3 En. IX, 2]. Однако это сочинение, насколько известно, не отразилось в славянских источниках.
Увеличение тела Еноха связано с еврейскими мистическими представлениями о вселенских масштабах Божьего тела, одна пядь когорого заполняет весь мир (ср. трактат «Shi‘ur Qomah» (букв. ʻВеличина [Божественного] Телаʼ) [Шолем 2004: 100—104]. Вознесение приближает визионера к Богу,
и он становится в какой-то степени Ему соразмерным. Иначе говоря, приближение к Богу проявляется не только в дистанции, но и в масштабах.


https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/smwh6y6fdp/direct/162322808

О криптонесторианстве латинян

Суббота, 18 Сентября 2021 г. 10:28 + в цитатник
Послание святейшего патриарха Константинопольского Михаила Кирулария блаженнейшему патриарху Антиохийскому Петру (1054 г.). Пер. Л. А. Герд под редакцией и с комментариями В. М. Лурье (иеромонаха Григория) // Вертоградъ. 2001. № 2 (71). 62-72
Читать далее...

Старообрядческое просветительство: взаимовлияние предпринимательства и образования (на примере Казанской губернии)

Пятница, 27 Августа 2021 г. 14:38 + в цитатник

Послание мит.Макария 1522г. в Свияжск к царскому войску

Четверг, 17 Июня 2021 г. 11:24 + в цитатник

Отношения Киевской митрополии с Константинопольским патриархом-униатом

Четверг, 17 Июня 2021 г. 08:45 + в цитатник
«В 1261 году, после освобождения греками Константинополя, императору Михаилу VIII Палеологу (1259-1282 гг.), который узурпировал никейский престол, удалось короноваться вторично в Святой Софии. Он стал вдохновителем и первой жертвой блестящей, но часто противоречивой и самоубийственной дипломатической игры с востоком и западом, направленной на выживание освобожденной столицы. Чтобы предотвратить угрозу со стороны Карла Анжуйского, норманнского повелителя Сицилии, активно готовившегося к восстановлению латинской власти на Босфоре, он начал с папством переговоры о соединении церквей, что лишило бы всяких оправданий новое нападение крестоносцев на Константинополь. Чтобы достичь этой цели, он сначала сам принял римскую веру, исповедав ее в личном заявлении, составленном латинскими богословами, а потом велел своим послам подписать постановления Лионского собора 1274 года. Наконец, он возвел Иоанна Векка, сторонника этого союза, на патриарший престол...Кирилл (мит.Киевский и всея Руси) занимал выжидательную позицию, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, когда в Константинополе правил униатский патриарх Иоанн Векк (1276-1282 гг.), ставленник императора Михаила VIII Палеолога, который принял Лионскую унию. В течение всего этого времени русский митрополит не прерывал отношений с патриархатом. В 1276 году согласно Никоновской летописи, епископ Саранский Феогност был послан в Константинополь «высокопреосвященным Кириллом, митрополитом Киевским и всея Руси» и «царем ордынским» Менгу-Темиром к патриарху и греческому императору Михаилу Палеологу. Он вез «письма и дары» и от митрополита, и от хана. Феогност присутствовал на заседании патриаршего синода во главе с Иоанном Векком, получил официальные ответы синода на канонические и дисциплинарные вопросы, возникшие в России, - и все это безо всякой оглядки на отношения патриарха с папством. При этом русские знали о событиях в Константинополе… Русская митрополия игнорировала «униатство» императора Михаила Палеолога»
(Прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.)
https://www.sedmitza.ru/lib/text/438201/

Русский епископ для Сарайской епархии получил канонические и догматические ответы от патриарха-униата Иоанна Векка
Более того, эти ответы патриарха-униата вошли в русские Кормчии: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov/pamjatni...sskogo-kanonicheskogo-prava/12

Имена мит.Алексия Московского

Воскресенье, 30 Мая 2021 г. 19:39 + в цитатник
Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409 г.) называют Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в нек-рых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у А. т. н. прямого имени (соответствующего святому, память к-рого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христ. княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон, юродивый Палестинский, пам. 21 июля, и мч. Елевферий, пам. 4 авг.; Симеон, сродник Господень, пам. 18 сент., и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, пам. 3 окт.; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в.

https://www.pravenc.ru/text/81755.html

Описание Иеросалимского храма I века

Суббота, 24 Апреля 2021 г. 16:28 + в цитатник
Иосиф Флавий. Иудейская война

ГЛАВА ПЯТАЯ
Читать далее...

Осроен первое христианское государство (конец 2в. до 216г. превращение в римскую провинцию)

Пятница, 23 Апреля 2021 г. 19:05 + в цитатник
Sainte_Face_-_Genes (512x700, 623Kb)
Эдесса была столицей небольшого государства Осроены, расположенного между парфянским и римскими владениями. Этот по культуре чисто парфянский город на протяжении многих веков оставался одним из основных центров сирийского христианства. Его ранняя история отражена в благочестивой легенде, наиболее подробно рассказанной в "Учении Аддаи апостола". Ядро легенды - "переписка" Христа и царя Осроены Абгара и принятие последним христианства в качестве государственной религии. В действительности же упомянутое событие происходило в конце II в. при царе Абгаре VIII. Важным элементом легенды является преемственность Аддаи от Фомы и более высокое место второго по сравнению с первым. Фома - один из 12 апостолов, Аддаи - его ученик, один из 72.
При всей мифичности многих элементов данного повествования, в нем есть и рациональное зерно. Осроена действительно была первым царством, где христианство приобрело государственный статус. Правда, всего на несколько лет, так как вскоре его поглотила Римская империя.

д.и.н Г. А. КОШЕЛЕНКО к.и.н. В. А. ГАИБОВ, Институт археологии РАН

https://kocmi.ru/velikaya-cerkov-vostoka.html


«Ключевым фактором в последующей идентичности [Эдессы] стала ее слава как центра месопотамского христианства — «первого христианского государства» или «благословенного города», — и именно этот фактор сохранил имя и статус Эдессы в контексте Византийской империи и за его рамками».

Ross, Steven K. "Roman Edessa: politics and culture on the Eastern fringes of the Roman empire, 114-242 CE.", London :
Routledge (2000), p. 117

Евсевий Кессарийский "Церковная история" кн.2 гл.1
6. В это же время исполнилось обещание Спасителя нашего, данное царю Осроены. Фома, по внушению Божию, посылает в Эдессу Фаддея проповедовать и возвещать Христово Евангелие, как сказано мною немного выше на основании найденной там рукописи.
7. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.


История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. свт.Евсевий Кесарийский (4в.) в своей Церковной истории приводит в подтверждение два документа-письма, перевёденных им с сирийского и взятых им из архивов Эдессы: просьбу топарха Авгаря и ответ Исуса. Повествует о переписке Авгаря со Христом и прп.Ефрем Сирин (4в.). Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Послание св.муч.Иринея (+202) к архиепископу Рима Виктору(+199) о праздновании Пасхи

Пятница, 23 Апреля 2021 г. 12:23 + в цитатник
«Мы строго соблюдаем этот праздник, мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, двух дочерей его, состарившихся девственницами, и еще одну его дочь, жившую в Духе Святом, почивающую в Эфесе; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика, и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками, им следую. Семь человек моей родни были епископами, я восьмой. И всегда родные мои справляли этот праздник, когда народ не употребляет квасного хлеба. Я, братья, прожил шестьдесят пять лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей вселенной, прочитал все Священное Писание и никаких угроз не испугаюсь, ибо большие меня сказали: „Повиноваться следует больше Богу, нежели людям...Я мог бы назвать всех присутствующих епископов, которых вы посоветовали мне созвать; я и созвал их. Если я напишу все их имена, то выйдет великое множество. Они знают, как я мал и ничтожен, но согласились с моим письмом, зная, что не кое-как дожил я до седин, а всегда устраивал свою жизнь, следуя Христу...Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере...Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь: Аникет, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист – сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее они, не соблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось не соблюдавшим чрезвычайно нелепым. Никогда за этот обычай никого не отвергали; епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали Евхаристию членам Церквей, его соблюдавшим...Блаженный Поликарп был при Аникете в Риме; кое в чем они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели; ни Аникет не мог убедить Поликарпа оставить то, что всегда соблюдали Иоанн, ученик Господа нашего, и остальные апостолы, с которыми Поликарп общался; ни Поликарп Аникета, говорившего, что он обязан соблюдать обычай своих предшественников. Тем не менее, они пребывали в общении друг с другом; Аникет, из уважения, конечно, предоставлял Поликарпу совершать в его Церкви Евхаристию, и они расстались в мире друг с другом и в мире со всей Церковью соблюдавших и не соблюдавших...Постарайтесь разослать по всем Церквам списки нашего послания, чтобы не быть нам в ответе за тех, чьи души легко впадают в заблуждение. Сообщаем вам: в Александрии праздник справляют в тот же день, что и мы. От нас отправляется Послание к ним, от них к нам, так что мы празднуем святой день согласно и вместе».

https://mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/334427/str142.htm#book

Свт. Иоанн Златоуст о нетварном свете

Понедельник, 29 Марта 2021 г. 22:44 + в цитатник
«Тогда откроется», сказано, «как заря, свет твой» (Ис.58:8)... А о каком свете говорит Он? Что это за свет? Не этот чувственный, но другой, гораздо лучший, при котором мы видим небо, ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, престолы, господства, начала, власти, все воинство, чертоги и дворы царские. Если ты удостоишься этого света, то и это все увидишь; избавишься геенны, ядовитого червя, скрежета зубов, неразрешимых уз, стенания и скорби, непроницаемой тьмы, рассечения надвое, реки огненной, проклятия и места мучения, и пойдешь туда, где нет ни болезни, ни печали, где великая радость, и мир, и любовь, и веселье, и услаждение; где жизнь вечная, слава несказанная и красота неизреченная; где вечные обители, слава Царя недоведомая и такие блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9); где духовный чертог и небесные ложи; где девы с ясными светильниками и облеченные в брачные одежды; где бесчисленное богатство Господа и царские сокровищницы.
(свт. Иоанн Златоуст, Беседа 54 на Евангелие от Матфея)

https://www.rulit.me/books/tvoreniya-tom-7-kniga-2-read-42125-25.html

Раннехристианское искусство

Суббота, 06 Марта 2021 г. 10:04 + в цитатник

прп.Максим Грек о царе

Пятница, 05 Марта 2021 г. 23:48 + в цитатник
"ибо царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного"
(Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу)
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nravstvennye-pouchenija/28

Церковь

Пятница, 05 Марта 2021 г. 22:44 + в цитатник
2 (573x186, 49Kb)

Катихизис Большой 25гл. 1627г.
https://1slovo.sobornik.ru/text/kathehisis/kathehisis25.htm

Материалы II Всероссийского Собора ДПЦ. 1912г.

Пятница, 05 Марта 2021 г. 21:02 + в цитатник

Три священства

Среда, 03 Марта 2021 г. 16:37 + в цитатник
Книга «Зерцало таинств и конца всемирного» представляет собой сборник цитат – выписок из Священного Писания и других книг, распределённых по темам – главам. Это глубокое и одновременно доступное и поучительное изложение Древлеправославного вероучения беспоповской традиции о последних временах и воцарении антихриста.
Предполагается, что автором книги мог быть Сергей Семенович Гнусин (ум. 1839) - известный федосеевский начетчик и духовный наставник Преображенского монастыря в Москве.
1 (375x538, 82Kb)

Превращение языческих храмов в христианские

Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 00:40 + в цитатник
Император Феодосий разрушил все святыни эллинов на земле. Он также уничтожил большой и знаменитый храм в Гелиополе, известный как Трилитон, и сделал его церковью для христиан. Также храм Дамаска он обратил в христианскую церковь. Он превратил [Р. 345] многие другие [языческие] храмы в церкви, и христианство во время его правления значительно расширилось.
(Иоанн Малала "Хронография".)
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Malalas_4/frametext13.htm

О доносительстве на язычников на Руси

Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 00:36 + в цитатник
В требниках XIV и XV вв. читаем такие статьи, вероятно, более древние по своему происхождению: „Страх не повѣдавши поганьства, 40 дній сухъи»; «Или не повѣдал поганаго страха ради?».
(Смирнов С. Древне-русский духовник. М., 1913).



Из Римского права христианской поры:

«Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий - уничтожил [их]…»
(Пасхальная хроника.)

«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом»
(381-385г.)

Месяцеслов на текущий год

Пятница, 26 Февраля 2021 г. 13:04 + в цитатник

Устав Соборной службы на текущий год

Пятница, 26 Февраля 2021 г. 12:59 + в цитатник

Мужские имена у схимниц

Четверг, 25 Февраля 2021 г. 08:11 + в цитатник

Патриарх Никон не исключал униата Игнатия из списка патриархов

Понедельник, 08 Февраля 2021 г. 19:18 + в цитатник
Патриарх Никон не исключал Игнатия из списка патриархов. В палатах Никона, в домовой церкви апостола Филиппа, как свидетельствует Павел Алеппский, среди портретов шести предшественников Никона был и Игнатий (у Алеппского — Герасим). Никон всегда поминал имя Игнатия в перечне Московских митрополитов и патриархов в Неделю Торжества Православия; после лишения сана на Большом Московском соборе и ссылки Никон писал боярину Зюзину: «И здесь в Москве невинного Патриарха отставили [т. е. Игнатия], Ермогена возвели при жизни старого: и сколько зла сделалось».

«он устроил маленькую церковь во имя новых московских святых, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которых велел написать над её дверью, а в церкви написать портреты шести патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем Герман (Гермоген), Герасим (Игнатий?), Филарет, Иоасаф и Иосиф. Свой же портрет, точь-в-точь как он есть, велел нависать после тех, так как он седьмой патриарх. Он весьма украсил эту церковь и большею частью слушает службу в ней.»
(архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века)
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/putesh...v-pocciyu-v-polovine-17-veka/4

2 (661x186, 67Kb)
https://runivers.ru/bookreader/book58744/#page/285/mode/1up

Патриарх Игнатий поставлен на архиерейском соборе в 1605 году при царе Лжедмитрии I. В 1606 году Игнатий на церковном Соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана. Несмотря на лишение сана, в 1611 году боярское правительство (сторонники Сигизмунда, низложившие Гермогена) вернули Игнатия на Патриарший престол. Спустя менее года Игнатий уехал из России, позже принял унию с католицизмом. Собор в Москве, созванный Патриархом Филаретом в октябре 1620 года, подтвердил решение Собора 1606 года: Игнатий был лишён Патриаршего сана

https://www.academia.edu/7720292/%D0%92%D0%B0%D1%8...D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2

КП Дионисий о московском расколе. 1467г.

Понедельник, 08 Февраля 2021 г. 17:54 + в цитатник

Без заголовка

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 23:04 + в цитатник
«Отчаявшись заключить союз с агрессивным сербским правителем Стефаном Милутином, император Андроник II Палеолог (1282–1328) предложил ему в жены свою дочь Симониду (1294г.р.). Ей было пять лет, а Милутину — пятьдесят, но настоящая проблема заключалась в том, что он был уже трижды женат, так что это был бы для него четвертый брак, нарушающий церковные каноны. Суд нашел хитрую лазейку: поскольку жена № 1 была жива, когда Милутин брал себе жен № 2 и № 3, то последние не были-таки настоящими его женами. Но жена № 1 тем временем умерла, а это значит, что Милутин теперь может свободно жениться на Симониде как на жене № 2. Вопрос о ее возрасте, по-видимому, не имел большого значения. По некоторым источникам, Милутин сразу же консуммировал этот брак, сделав Симониду неспособной рожать детей».

https://t.me/blindfatmeft/783

https://knizhnik.org/entoni-kaldellis/vizantijskaj...i-samoj-pravoslavnoj-imperii/4

"Византийский император предложил королю Сербии свою пятилетнюю дочь Симониду, но с условием, что до достижения совершеннолетия она будет жить при дворе отца в Константинополе...Милутин согласился и даже послал византийцам свою бывшую жену Ану Тертер в качестве заложницы...В ответ Византия признала сербские завоевания в Македонии"

"В 1317 году жена Милутина Симонида попыталась расторгнуть брак. Отправившись в Константинополь после смерти своей матери, она не захотела возвращаться в Сербию. Её отец Андроник II Палеолог отказался оставить её у себя и вынудил отправиться к мужу. Однако на пути в Сербию Симонида постриглась в монахини в монастыре в Сере. Опасаясь гнева Милутина, её брат Константин Палеолог силой вернул её сербскому королю...когда Милютин заболел, она была всё время с ним, к удивлению остальных членов двора".

Сербская православная церковь канонизировала Милутина
http://www.spc.rs/sr/sveti_kralj_milutin

Собор Успения Девы Марии, Торчелло

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 17:19 + в цитатник


1.
146561354_2535998356700613_8491136700030621312_n (543x700, 440Kb)

2.
146452492_2535998413367274_7898339952333490561_n (525x700, 375Kb)

3.
146612887_2535998406700608_7665608109288545433_n (436x700, 263Kb)

Собор Санта Мария Ассунта, основанный в 639 году и частично перестроенный в 1008, внутри которого сохранились прекрасные византийские мозаики. На западной стене базилики расположена композиция «Страшного суда» (конец XI века). Центральная апсида собора украшена фигурой Марии с Младенцем середины XI века

О московском патриаршестве

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 15:28 + в цитатник

О царском титуле на Руси

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 15:28 + в цитатник

Два убо Рима падоша, третий стоить, а четвёртому не быти

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 14:46 + в цитатник
«Тебе пресветлейшему и высокостольнейшему государю великому князю, православному христианскому царю и всех владыке, браздодержателю святых божиих престол святыя вселенския соборныя апостольския церкви пречистыя Богородицы честного и славного ея Успения, иже вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Старого убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси, второго Рима Константинова града церкви агаряне внуцы секирами и оскордами рассекоша двери, сия же ныне третьего нового Рима державного твоего царствия святые соборные апостольския церкви, иже в концых вселенныя в православной христианской веры во всей поднебесной паче солнца светится. И да весть твоя держава благочестивый царю, яко все царства православныя христианския веры снидошеся в твое единое царство. Един ты во всей поднебесной христианам царь».

Максим Грек

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 14:12 + в цитатник

Кот

Вторник, 02 Февраля 2021 г. 23:00 + в цитатник


Вацлав Холлар
Подлинный портрет кота великого князя Московии. 1663
Le_vray_portrait_du_chat_из_БНФ (505x700, 320Kb)

Кот Казанской,
ум астраханской, разум сибирской…
Лубок. Россия. XVIII век
KotKazansky (530x700, 662Kb)

Мыши кота погребают. Россия. Лубок. XVIII век
Mice-burying-the-cat (700x410, 585Kb)

Мыши кота погребают. Россия. Лубок XVIII век
Мыши_кота_погребают (700x441, 258Kb)

PS Первый известный предок Романовых – Андрей Иванович Кобыла. У Андрея Ивановича Кобылы было пятеро сыновей, один из них Федор Кошка. Романовы - по имени праправнука Федора Кошки - Романа Юрьевича Захарьина. Его третий сын Никита Романович Захарьин-Юрьев - дед русского царя Михаила Фёдоровича, отец патриарха Филарета, шурин Иоанна Грозного (брат его жены Анастасии Романовны).


Крест Голгофский. XIX в. Каргополье

Пятница, 22 Января 2021 г. 11:34 + в цитатник
138094991_4897356857001319_1880637583896821449_o (700x700, 87Kb)

Икона «Крест Голгофский» восьмиконечный с орудиями страстей заключён в круг. Помимо традиционных надписей с титлами и 10 строк молитвы, по сторонам круга расположены криптограммы, как правило они состоят из 4-5 букв: ББББ - Бич Божий Бьет Бесов; ВВВВ - Возвращение Вечное Верным в рай; ВВВВ - Великое Веселие в него Верующим; ДДДД - Древо Добро Дьяволу Досада и т.п. Однако расшифровка этих криптограмм не имеет однозначного толкования в виду их разнообразия. XIX в. Каргополье.

Пещерные церкви Каппадокии

Пятница, 22 Января 2021 г. 08:37 + в цитатник
Немецкоязычный сайт, выложены фотографии 93 пещерных церквей Каппадокии:

http://www.kircheninkappadokien.de/Kappadokien_Tue...ZoPr2FRnVirmbKQ2MeqrJFOPhPllRU

1.
E6350AA0-BCBF-4690-B625-935204955064 (320x320, 128Kb)

Феномен древнерусской многоименности — Фёдор Успенский

Пятница, 15 Января 2021 г. 11:49 + в цитатник

Псковские фрески в Кракове

Пятница, 15 Января 2021 г. 11:41 + в цитатник
Псковские художники были приглашены в Польшу в 1470 году королём Казимиром IV (1447–1492), чтобы расписать в Вавельском кафедральном соборе часовню Святого Креста, которая должна была стать усыпальницей короля и его супруги Елизаветы, герцогини Габсбургской.

Без-имени-5(21) (562x412, 51Kb)

1.
Без-имени-8(5) (577x383, 294Kb)

2.
Без-имени-9(5) (298x445, 138Kb)

3.
Без-имени-6(14) (314x444, 155Kb)

4.
Без-имени-7(10) (330x248, 85Kb)
https://www.ippo.ru/pilgrimage/article/pskovskie-f...tarinnoy-stolice-polshi-402779

Отношение Василия Димитриевича к императору Константинополя Мануилу II

Пятница, 15 Января 2021 г. 11:12 + в цитатник
Мануил II был вынужден остаться почётным заложником при дворе султана Баязида I в Бурсе. Во время своего пребывания там Мануил был вынужден участвовать в кампании по захвату Филадельфии, последнего византийского анклава в Анатолии.

Византийский летописец Лаоник Халкокондил назвал этот факт позорным. Вести о том что Мануил II служит Баязиду в качестве вассала и выступает против своих же соплеменников (пусть и против своей воли) достигли Москвы в 1392 году. В ответ Василий I направил в Константинополь в 1393 году гневное письмо. С этого времени Россия фактически признала факт падения Византии, а имя византийского императора больше не упоминается в российских литургиях так как, по мнению Василия, «религия не может существовать без настоящей империи».

Читать далее...

Буквы на византийских Крестах

Среда, 23 Декабря 2020 г. 20:50 + в цитатник
10 (417x700, 48Kb)
55abad94-71aa-4ba8-9980-109e0ba0bc6a (366x700, 42Kb)

ΟΒΤΔ - Ό Βασιλεύς της Δόξης, - "Царь Славы"
ΙC XC NIKΑ - Ιησούς Χριστός νικά, - "Исус Христос побеждаяй"
ΤΤΔΦ - Τετιμημένον τρόπαιον δαιμόνων φρίκη, - "Честно́е зна́мение Победы, Демоном Страх"; тут нужно пояснить: "знамение" не в смысле "знамя", а в смысле "знак", в буквальном же переводе "трофей". Слово τρόπαιον означает памятник обращения врагов в бегство, т.е. памятник победы, трофей (воздвигавшийся обычно из неприятельских доспехов в месте, откуда неприятель начинал отступление) — теперь вы понимаете, почему с Голгофой изображают орудия Страстей: это дерево-трофей, увешанный вражеским оружием.
ΡΡΔΡ - Ρητορικοτέρα ρητόρων δακρύων ροή. - "Красноречивее Риторов (ораторов) Токи Слез” (более вероятно: Ρητορικοτέρα ρημάτων - "Паче Словесе Токи Слез")
ΧΧΧΧ - Χριστός Χριστιανοίς Χαρίζει Χάριν. - "Христос Христианом Благодать Дарует"
ξΓΘΗ - Ξύλου γεύσις θάνατον ηγαγεν, - "Вкушением Древа Смерть Приим"
Cξζ∈ - Σταυρού Ξύλω ζωήν εύρομεν, - "Древом Крестным Живот Обретохом" (обрели жизнь)
∈∈∈∈ - Ελένης εύρημα εύρηκεν Εδέμ. - "Елены Обретеньем Обретохом Эдем" (речь об обретении Креста царицей Еленой)
ΦΧΦΠ - Φως Χριστού φαίνοι πάσι. - "Свет Христов Просвещает Всех"
ΘΘΘΘ - Θεού Θέα Θείον Θαύμα, - "Бога Зрение Божественное Чудо" (Т.е. чудо в возможности видеть Бога воочию)
ΤCΔΦ - Τύπον Σταυρού δαίμονες φρίττουσιν. - "Знамения Крестнаго Демоны Трепещут"
ΑΔΑΜ - Αδάμ, - Адам он и есть Адам, чего тут переводить
ΤΚΠΓ - Τόπος Κρανίου Παράδεισος γέγονε, - "Место Лобное Рай Бысть”
И две большие буквы по сторонам
ξζ - Ξύλον Ζωής, - "Древо Жизни"

PS INRI — аббревиатура латинской фразы Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm Греческая калька: IНBI - Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων Славянская калька:І҆съ назѡрѧни́нъ, цр҃ь і҆ꙋде́йскїй І.Н.Ц.І.

Ферраро-Флорентийский собор (1438—1445)

Понедельник, 30 Ноября 2020 г. 21:34 + в цитатник
В 1438—1439 проходил в Ферраре, в 1439—1442 — во Флоренции, в 1443—1445 — в Риме.

Собор был созван папой Евгением IV и утверждён византийским императором Иоанном VIII Палеологом. На Соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Молдовлахии, Киевский и всея Руси Исидор, 2 представителя Грузинской Православной Церкви (епископ и племянник грузинского царя Александра), епископы Эфеса, Трапезунда, Ираклии, Кизика, Сард, Никомидии, Никеи, Тырнова, Монемвасии, Лакедемона, Амасии, Митилины, Ставрополя, Родоса, Маленика, Драмы, Ганка, Драстры, Анхиала и богословы, всего около 700 человек.

5 июля 1439 года (второго индикта 6947 г.), подписали орос собора («Флорентийская уния»).

Среди не подписавших были: митрополит Марк Эфесский (при помощи брата императора, который был против унии), митрополит Иверский Григорий из Грузии (притворился сумасшедшим), митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия (тайно бежал из Флоренции и позднее получил защиту брата императора).

Уния состояла в признании нововведений Римской церкви, имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви, признавая правильным всё содержание вероучения Римской церкви, не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи.

Символ Веры ни с прибавлением ни без него в оросе собора написан не был

12 декабря 1452 года уния все-таки была провозглашена в Святой Софии митрополитом Исидором Киевским в присутствии императора, епископата и мирян (через 6 месяцев Константинополь был захвачен османами)

Помимо унии с Греческой церковью, были подписаны буллы об униях с Армянской церковью (1439), Яковитской церковью (1441); далее Собор был переведён в Рим (25 апреля 1442), где были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями, маронитами Кипра. Собор закончил работу 7 августа 1445 года.

Византийские императоры принявшие или склонные к унии:

Михаил VIII (в Никее с 1 декабря 1258, в Константинополе с 25 июля 1261 - 11 декабря 1282)
униат. 1274 – Лионская уния
Иоанн V (15 июня 1341 - 1354) католик с 1369 г. (перешел в католическую церковь лично, не пытаясь навязать империи унию)
1369 – Иоанн V в Риме присягнул на верность папе
Мануил II (февраль 1391 - 21 июля 1425), во время его поездки в Европу папа не был избран, и он не мог заключить унию
Иоанн VIII (21 июля 1425 - 31 октября 1448)
униат. 1439 – Флорентийская уния
Константин XI (или XII) Палеолог Драгаш (6 января 1449 - 29 мая 1453) униат. 1452 – «обновление» унии, провозглашение ороса Флорентийского собора в св. Софии

PS Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г., пока в результате третьего Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре. Ричард в 1193 г. продал остров королю Иерусалима Гюи Лузиньяну. В 1489 г. Кипр перешел во владение Венеции на положении колонии.
В 1220 г. на Кипре была утверждена католическая иерархия, состоявшая из архиепископа (кафедра в Левкозии) и трех епископов, а в 1260 г. папа Александр IV издал буллу, которая определила дальнейшее положение православных на все время латинского господства на острове. Число православных епископий было сокращено с четырнадцати до четырех, соответственно латинским; должность православного архиепископа была упразднена; греческие епископы могли жить только в установленных католиками местах. После хиротонии православные епископы должны были давать присягу верности и подчинения папе как главе Церкви. Церковное имущество было отнято католиками, а православные епископы платили налог латинскому архиепископу.
В 1571 г. Кипр был захвачен турками латинское владычество закончилось

Сравнение текстов НЗ Острожской Библии и пореформенных

Суббота, 07 Ноября 2020 г. 21:14 + в цитатник

PAENULA

Суббота, 07 Ноября 2020 г. 20:12 + в цитатник
PAENULA
Как отмечают исследователи, изначально (нач. I тыс.) в Риме пенула была одеждой людей низших сословий, но могла использоваться и знатными людьми в качестве походного плаща. Постепенно пенула вошла в гардероб знати, так в кодексе императора Феодосия (438 г.) предписывается сенаторам носить вместо воинской хламиды мирную одежду - пенулу: Sine exceptione temporis matutini, dumtaxat intra moenia constitutus, nullus senatorum habitum sibi vindicet militarem, sed chlamydis terrore deposito quieta coloborum ac paenularum induat vestimenta (14.10.1). С этого времени пенула становится элементом одежды христианских клириков, что отражено письменных и изобразительных памятниках V-VIIвв. В греческом лексиконе пенула именовалась "фенолион" или "фелонион". В латинском - могла именоваться "планетой" и ок. IXв. стала называться "казулой".



1.
1294A827-DAEB-48BE-8C86-A5349E4A92D1 (466x700, 151Kb)

Читать далее...

во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, не приступити, ни приобщениа, ни соединенна с ним не имети никако

Вторник, 20 Октября 2020 г. 15:17 + в цитатник
В «утвержденной» грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается мит.Геронием Московским о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова» РИБ. т. 6. стб. 683–684.


Понравилось: 1 пользователю

Никита Стифат, Созерцание о небесной иерархии.

Вторник, 13 Октября 2020 г. 01:31 + в цитатник
Кому через слово дано явление Духа, то его и озаряет слава епископского достоинства. Ибо если и не от людей принял рукоположение некий епископ, он получил свыше — будь он священник, диакон или монашествующий — благодать апостольского достоинства, а именно слово научения и ведение тайн Царствия Небесного. <…> Ибо тот является епископом пред Богом и Церковью Христовой, кого Святой Дух явил в ней богословом, более чем получивший епископское рукоположение от людей и еще испытывающий нужду в тайноводстве в тайны Царствия Небесного, угнетаемый неведением, живущий в крайнем неразумии и не удостоенный никакого небесного дарования, которое Бог подает верным, как священное Его гласит об этом речение: «Веруяй в Мя реки от чрева его истекут воды живы», и снова: «Веруяй в Мя знамения, яже Аз творю, и той сотворит и болша сих сотворит».


Понравилось: 1 пользователю

Киприан Карфагенский, Письмо 64 к Немезиану и другим, сосланным на рудокопни.

Вторник, 13 Октября 2020 г. 01:28 + в цитатник
Не чувствуйте, возлюбленные братья, никакого ущерба вашему благочестию и вере оттого, что там служителям Божиим нет возможности совершать Божественную службу. Вы служите ее и приносите жертву Богу драгоценную, славную, которая много поможет вам получить награду на Небе, ибо в Священном Писании сказано: “Жертва Богу дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презирает” (Пс. 50, 19). Эту жертву приносите вы Богу. Эту жертву совершаете непрерывно днем и ночью; сами вы стали жертвой Богу, предлагая себя как святых и непорочных овец на заклание, по слову Апостола: “Умоляю вас, братья, милосердием Божиим, предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу, не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12, 1—2).

Причины гонений на христиан в языческом Риме

Пятница, 09 Октября 2020 г. 00:56 + в цитатник
...с точки зрения римского правительства христианская церковь была collegium или licitum, или illicitum.
Под последнего рода коллегиями (illicita) разумелись тайные скопища, преследующие противогосударственные цели...

... С ночными собраниями в римском воззрении соединялось представление, что на них затевается что-нибудь недоброе. Тайные собрания шли в разрез с исконным правовым воззрением римлян, что там, где собирается римский народ, должен присутствовать официальный представитель этого народа и председательствовать на этом собрании. Поэтому даже во время республики римское правительство весьма неохотно давало разрешение вообще на устройство каких-нибудь корпораций, collegia licita...

...Ночные богослужебные собрания христиан имели внешнее сходство с теми coetus noctumi (ночными сборищами), с теми haeteriae (скопищами заговорщиков), против которых издавна вооружалось римское законодательство.

Уже один из законов 12 таблиц гласит: «si quis in urbe coitus nocturnos agitaverit, capitale esto».
Этот закон на практике не раз применялся к различным религиозным обществам...

... Римляне не поощряли вообще магии, колдовства, приравнивая их к таким зловредным деяниям, как veneficium (отравление ядом)...

... Самые священные книги христиан могли быть подводимы под понятие «книги магов».
А римский закон угрожал конфискацией домам, где были бы найдены подобные книги; самые книги были сожигаемы, а маги распинаемы на кресте или отдаваемы на съедение зверям или сожигаемы...

... право гласило, что добрый государь как сам должен чтить богов по законам, так равным образом принуждать к этому подданных.
Так как христиане отказывались от почитания богов, то ipso facto их всегда могли обвинять в том, что называется на римском языке — sacrilegium (преступление против религии)...

... Преступления против религии передается латинским словом sacrilegium, святотатство, нарушение религиознаго закона, оскорбление святыни...

... sacrilegium это было преступлением против римского культа. Оно обвиняло христиан в том, что они не чтут богов, и опровергнуть этот факт можно было только фактом, т. е. принесением жертвы богам, потому что римлянин понимал под религией не внутреннее убеждение, которое недоказуемо, а факт внешнего, обрядового почитания богов...

... Самый легкий субститут в деле оправдания от обвинения в безбожии есть клятва именем богов. Но раз подобная клятва была противна христианской совести, требование ее прямо вело христиан к смерти...

... Римский император был не только верховный охранитель римских «sacra», но он был и сам бог, не говоря уже о том, что сенат прославившихся чем-либо императоров по их смерти причислял к сонму богов и называл «divi»...

... Клятва гением царствующего государя скоро стала одним из самых сильных заверений в устах верноподданного. Возливать вино и воскурять фимиам пред статуей императора делалось само собою разумеющимся долгом верноподданных.

Impietas вообще тесно сплеталась с преступлением против религии. Именно:
а) кто не воскурял фимиама пред статуей государя, тот не признавал, следовательно, его богом и оскорблял его как государя (impietas);
б) кто отказывался чтить римских богов, тот не признавал их и оскорблял государя непослушанием его закону (impietas)...

... В факте отказа со стороны христиан приносить жертвы богам и клясться именем кесаря римлянин видел, таким образом, бесспорное основание для обвинения христиан в политическом преступлении.

Римское право требовало, чтобы христиане молились не за императора, а самому императору, чтобы не испрашивали у Бога счастия ему, а признавали «кесарево счастие» за совершившийся факт.

Самое название кесаря только «господином» было, на взгляд римлян, преступлением со стороны христиан.

Полный титул римского императора: «Dominus et deus noster» («Господин и бог наш»), писавшийся даже в официальных эдиктах, безнаказанно сокращать было нельзя.

https://mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/121533/str37.htm#book
https://honzales.livejournal.com/189568.html?fbcli...Gs-Mk5k3JF9UD3IKh2M0bpfQ_6ykb8


Понравилось: 2 пользователям

протопоп Аввакум о браке

Четверг, 01 Октября 2020 г. 22:56 + в цитатник
Исидор! Веси ли ты, почто х Коринфом апостол послание пишет? Аль не помнишь? Ино аз о Христе помню. А то такие же суесловцы, что и ты, изветом благоверия возбраняюще женитву и брачное совокупление, взимахуся разумы своими.

Уведав же, апостол Павел пишет к ним о женитве, убо не распряженну быт сопряжению, и на время точию воздержатися молитвы ради, сиречь в праздники и посты. А еже кто изволит воздержание, пишет о девстве, яко не по нужи, но по изволению сему быт подобает. Прочти в первом послании, глава 7, зач. 136: уж-жо тебе сором апостола — тово будет.

Вот Павел, блуда ради, жену свою велел держать, а жене мужа. Полно ж ковырять тово, — по содомски учиш жить, или Кваковскую ересь заводишь.

А обвенчал, где ни буди, православно, ино и добро: коли уж нужа стала, и изба по нуже церковь. Не стены, но законы церковь, Златоуст пишет, ниже место, но нрав. На всяком месте владычество Его: благослови, душе моя, Господа! А буде не возможно обрести церкви, а опоганено православное священие: ино молитву проговорил, да водою покропил, да и ладно, — действуй! А после тебя Бог волен и с нею. Есть и то писано: “скверное святится, а святое скверно не бывает”

https://litlife.club/books/163104/read?page=90

Иоганн Георг Корб Дневник путешествия в Московское государство

Пятница, 11 Сентября 2020 г. 07:56 + в цитатник

Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г.

http://www.hrono.ru/libris/lib_k/korb00.html



Понравилось: 4 пользователям

Постпостмодернизм

Вторник, 18 Августа 2020 г. 17:02 + в цитатник


Понравилось: 3 пользователям

«Откуда возник миф об «Особом пути»?»

Вторник, 18 Августа 2020 г. 16:55 + в цитатник

Радиостанция "Говорит Москва"

«Культура повседневности» 2018-04-08 

http://podcast.govoritmoskva.ru/?powerpress_pinw=13944-podcast


Духовное причастие у староверов-безпоповцев

Четверг, 13 Августа 2020 г. 12:06 + в цитатник

Третий Толедский собор. "История вестготов" Клауде Дитрих

Понедельник, 22 Июня 2020 г. 14:02 + в цитатник


Понравилось: 4 пользователям

Подшивка за 30 лет липованского журнала "Зори" (Румыния)

Пятница, 17 Апреля 2020 г. 23:39 + в цитатник


Понравилось: 14 пользователям

Раннеславянские, христианские храмы

Воскресенье, 12 Апреля 2020 г. 01:19 + в цитатник
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ДАТИРОВКИ ПЕРВОХРИСТИАНСКИХ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Ю.Ю.Шевченко
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-meto...ernyh-hramov-vostochnoy-evropy

ПРООБРАЗЫ ХРИСТИАНСКИХ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
Ю.Ю.Шевченко
http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-209-8/978-5-88431-209-8_24.pdf

ХРАМЫ ХРИСТИАН ЮГА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
Ю.Ю.Шевченко
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/1234567...4/17-Shevchenko.pdf?sequence=1

О ФОРМАХ ДРЕВНЕЙШЕГО ХРИСТИАНСКОГО ХРАМОВОГО ПРЕСТОЛА (по материалам пещерного монастыря Чилтер-коба в Крыму)
Ю.Ю.Шевченко
http://www.rusarch.ru/shevchenko6.htm


Понравилось: 3 пользователям

Мир с крестчатым (Христовым) нимбом

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 20:07 + в цитатник
Св.Григорий Назианзин проповедует мир

22 (461x700, 150Kb)

"Катехизис" Стефана Зизания (Вильна, 1595 г.)

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 13:35 + в цитатник
Настоящая статья представляет собой публикацию уникального памятника – «Катехизиса» Стефана Зизания (Вильна, 1595) – по переизданию 1618 года, ранее не издававшегося. Текст снабжен комментариями и историческими справками, автор публикации ставит вопрос о еретичности Стефана Зизания и на основании анализа «Катехизиса» и двух других произведений Зизания приходит к выводу о соответствии его мировоззрения вероучению восточной церкви.

https://www.academia.edu/19171341/_%D0%9A%D0%B0%D1...oad&email_work_card=view-paper

Гонения еретиков в Византии

Четверг, 09 Апреля 2020 г. 23:22 + в цитатник
Как первый, так и последний императоры Византии, которых звали одинаково (Константин), сделали официальной церковью ересь: Констанин I – арианство, отказавшись от следования Никейскому собору (325 г.) уже через два года; Константин XI – латинство. Империя начиналась и заканчивалась гонениями на Церковь
9 (494x445, 59Kb)
10 (489x455, 44Kb)

Уникальность Земли как свидетельство Божьего Промысла

Среда, 08 Апреля 2020 г. 01:09 + в цитатник

Вы сами алтарь и жертвенник Богу

Суббота, 04 Апреля 2020 г. 10:10 + в цитатник
св. Иоанн Златоуст: «Может быть, человек, который не нуждается он идет в церковь, чтобы сделать себя жертвоприношением, молясь ". Тот же Святой Отец, ссылаясь на необходимость пустой любви к ближнему и даже к тому, кого проверяют, указывает на следующие важные вещи: «Вы уважаете нынешний Алтарь, потому что он принимает Тело Христово, но вы презираете того, кто является телом Христа, и вы видите его равнодушно потерянным. Этот алтарь можно увидеть повсюду, как на узких улицах, так и на рынках, и вы можете жертвовать им каждый час ». (Речь 20 во II Corinth. Ltd. том 19, с. 527-531).

http://www.ecclesia.gr/greek/holysynod/holysynod.a...BOFH3j8jv7Cnlp2RkvZ9Vz5dVBhshM


Понравилось: 1 пользователю

Глаголица на Руси

Среда, 19 Февраля 2020 г. 16:54 + в цитатник
Церковь Благовещения в Новгороде Великом.

Церковь Благовещения была построена в 1103 году князем Мстиславом Владимировичем (1076 - 1132), в те времена Городище было резиденцией новгородских князей.

Фундамент древней Церкви Благовещения был обнаружен ещё в 1934 году. С тех пор учёных немало интересовал этот объект, и вот в 2017 году появилась возможность его комплексного изучения, результатом которого стало полное открытие фундамента церкви и находка этих фресок.

Храм был монументальной постройки, с тремя апсидами и епископским престолом. Было обнаружено также основание большого престола, который так же был украшен фресками, отверстие для запрестольного креста и нижняя часть синтрона (скамья для священнослужителей в алтаре) и расписанное декором основание епископского трона. Учёные подсчитали, что поверхность фресок занимала около 500 квадратных метров. Но их находка принесла ещё одно открытие - оказывается, стены храма были почти сплошь исписаны граффити и изрисованы рисунками.

г (700x203, 51Kb)

Эти надписи были датированы 12-13 веком. Что интересно, многие из них написаны глаголицей, древнейшим славянским письмом, которое на Руси использовалось крайне редко. В Древней Руси мало пользовались глаголицей, лишь иногда встречаются отдельные буквы в древних летописях. Одна из найденных надписей Церкви Благовещения содержит молитву и является самой длинной глаголической надписью в нашей стране на сегодняшний день. Да и вообще странно, что среди этих находок много граффити, написанных глаголицей, которая на тот момент уже являлась почти мёртвым письмом.

https://zen.yandex.ru/media/id/5d7d126eecfb8000ad3...ZQKKoouwjQFj38wFzfYnHaN0-nNgek


Понравилось: 12 пользователям

мит.Григорий Цамблак

Пятница, 14 Февраля 2020 г. 04:32 + в цитатник
"Помимо правосл. представителей визант. императора в Констанце в 1418 г. присутствовал православный митр. Киевский Григорий Цамблак. Он занял Киевскую кафедру при поддержке вел. кн. литовского Витовта и польск. кор. Владислава (Ягайло) при живом митр. свт. Фотии, вслед. чего первоначально он не был признан К-польскими патриархами Евфимием III (1410-1416) и Иосифом II (1416-1439). .. Митр. Григорий не был офиц. представителем К-польского патриарха; инициатором его поездки на К. С. был польск. кор. Владислав. В 1415 г. кор. Владислав назначил одним из своих представителей на К. С. Феодора Хрисоверга, брата Андрея Хрисоверга, доминиканца, занимавшегося проповеднической и дипломатической деятельностью в Польше и Литве. Феодору дано было поручение свидетельствовать перед К. С. о тех усилиях, к-рые кор. Владислав предпринимал для восстановления церковного единства, а также представить планы присоединения православных к католич. Церкви, о содержании к-рых источники не сообщают (Loenertz. 1939. P. 17-22). Отправляя в Констанц митр. Григория, кор. Владислав желал, чтобы тот встретился с папой Римским Мартином V и подтвердил намерение короля осуществить объединение католиков и православных на подвластных ему территориях (Codex epistolaris Vitoldi Magni Ducis Lithuaniae. Cracoviae, 1882. P. 1030; ср.: Thomson. 1998. P. 77-84). Митр. Григорий и сопровождавшее его духовенство были приняты Мартином V в присутствии кор. Сигизмунда I во время открытой консистории 25 февр. 1418 г. (ACConstanc. Bd. 2. S. 164-167; ср. также: Firnhaber. 1856. S. 68). Во вступительной речи чеш. теолог Маврикий Рвачка представил митр. Григория папе и объявил, что митрополит прибыл в Констанц, чтобы заявить о собственной готовности «перейти к вере и послушанию Римской Церкви» и о намерении соединить с католич. Церковью «все царство», т. е. всех христиан Польши и Литвы. Речь Рвачки содержит значительное число прямых нападок на правосл. веру: греки названы в ней «немощными в вере» и «болящими», к-рых папа Римский должен исцелить (ср.: Рим 14. 1); правосл. отрицание исхождения Св. Духа от Сына объявляется «безумием в вере»; подчеркивается «уклонение» греческой Церкви от католич. Церкви в области учения о клире (в т. ч. о папском примате), о таинствах и обрядах (полный текст, не приведенный кард. Г. Филластром, см.: Brandmüller. 1998. S. 141-148). По окончании речи Рвачки было зачитано письменное обращение митр. Григория к папе Римскому Мартину V, вероятно, составленное заранее из-за того, что митрополит не знал латинского языка и нуждался в услугах переводчика (см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 164). Вопреки часто встречающемуся в литературе мнению (см., напр.: Thomson. 1998. P. 77), представленный кард. Г. Филластром текст обращения был не сделанным им конспектом устной речи, а оригинальным документом, т. к. вводящие его слова «содержание его следующее» (cuius tenor talis est) кард. Г. Филластр использует в тех случаях, когда цитирует доступные ему источники. Кем был выполнен перевод обращения на лат. язык - неизвестно; гипотеза о том, что переводчиком был Андрей Хрисоверг, не подтверждается источниками. В своем обращении митр. Григорий выражал радость по поводу прекращения схизмы в католич. Церкви и соединения всех зап. христиан под властью «высшего и несомненного понтифика, истинного викария Иисуса Христа» (ACConstanc. Bd. 2. S. 165). Заявляя, что и он лично, и его покровители кор. Владислав и вел. кн. Витовт всегда были сторонниками соединения Вост. Церкви со «святой Римской Церковью», митр. Григорий сообщал, что «священнейшего единства» желают также визант. император, патриарх К-польский и вообще все вост. христиане (Ibid. S. 165-166). Митр. Григорий призывал папу Римского способствовать тому, чтобы «отделенные от лона святой римской Церкви были возвращены в единство Церкви». Он указывал, что «надлежащий, честный и привычный» путь к этому единству - это созыв Собора, на котором теологи и канонисты смогут вынести суждения по вопросам веры и решить все разногласия между вост. христианами и католич. Церковью (Ibid. S. 166). Папа Мартин V объявил, что он приветствует намерение митр. Григория и позднее назначит время для обсуждения условий соединения, однако никаких сведений о последующих встречах или переговорах между ними нет. Далее были зачитаны письма кор. Владислава и вел. кн. Витовта; после этого все члены делегации во главе с митр. Григорием получили папское благословение, «облобызав его ноги, руки и уста» (Ibid. S. 167). Исследователи предлагали разнообразные и противоречивые объяснения недвусмысленно прокатолического содержания обращения митр. Григория и его поведения во время встречи с папой Римским (см., напр.: Brandmüller. 1997. Bd. 2. S. 400-408; Thomson. 1998. P. 85-89). Поскольку нет серьезных оснований считать приводимый кард. Г. Филластром текст неподлинным или неточным, а его рассказ искажающим реальные события, наиболее убедительным представляется мнение, что митр. Григорий был готов любой ценой выполнить в Констанце поручение кор. Владислава и вел. кн. Витовта, от покровительства которых он всецело зависел, и в дипломатических целях действительно заявлял о признании примата папы Римского и о желании незамедлительно восстановить единство с католич. Церковью. Однако в действительности он не был сторонником польск. идеи скорейшего проведения локальной унии на территории Польши и Литвы, не намеревался принимать практические меры по ее проведению и отстаивал традиц. правосл. представление о том, что единство христиан должно быть восстановлено на вселенском Соборе. Дополнительным аргументом в пользу этого является сохранившееся только на слав. языке «Слово похвальное иже у Флорентии и у Костентии Собору» (опубл.: ИОРЯС. 1903. T. 8. Кн. 2. С. 70-75; по вопросу об авторстве см.: Thomson. 1998. P. 89-94; Афанасенко. 2014). Вероятно, «Слово...» было произнесено митр. Григорием во время одного из правосл. богослужений в Констанце, на котором присутствовали в т. ч. и участники К. С. (подробнее о богослужении см.: Kohlschein. 1987). В «Слове...» отсутствуют прямые упоминания о способе соединения Вост. и Зап. Церквей, однако, обращаясь к слушателям, митр. Григорий побуждает их собраться для братской беседы, «любомудро, а не любопрительно, апостольски, а не фарисейски», и тогда Бог дарует Собору способность «по первых отец преданию» обновить «благочестивое исповедание веры».
http://www.pravenc.ru/text/2057144.html


Вот у цитируемого в другой ветке греко католика Юрия Федорiва на 118-119 про Цамблака и Констанс, что "але момент для церковного едання не був пригожий". А так бы и сразу бы все добрые троеперстники еданнились с добрыми старо-троеперстниками и всеперстниками и был мир во всем мире.
http://diasporiana.org.ua/religiya/1952-fedoriv-yu-o-istoriya-tserkvi-v-ukrayini/
На 148 там так же про Цамблака и что "пофлорентийских часах виявилась душа украинской Церкви".

http://diasporiana.org.ua/wp-content/uploads/books/13518/file.pdf
Вот тут, в следущей униональной брошюрке, на 4 странице , что с 1414 вильными голосами выбрали себя "митрополита Киевского и всея Руси" - его самого первого троеперстника на Руси , а Царьград только утверждал. А московские рабы все обряды и верования на Москве прозывали ересью. Ну типа прогрессивного унионального троеперстия, ах варвары какие!
А вот цитируемая там статья Крыжановского "Повреждение церковной обрядности в южнорусской митрополии"

https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/rsp/rsp12.pdf
Где западные влияния (инвеститура, полог Б-гматери и проч) в одну кучу вместе с посолонью, двуперстием и проч, впрочем в примечании, где он ссылается на Питирима

Вот тут следующий уровень для вас "Украинская мова была мовой всей Уеркви"

http://diasporiana.org.ua/religiya/ogiyenko-i-mova...-zhyttya-czerkvy-ukrayinskoyi/


Понравилось: 1 пользователю

Служение Евхаристии на "вишение зовомое" при пат.Иове (1589–1605)

Пятница, 31 Января 2020 г. 17:15 + в цитатник


Понравилось: 2 пользователям

П.Трембелас "Таинства еретиков"

Воскресенье, 22 Декабря 2019 г. 01:09 + в цитатник
ПАНАЙОТИС Н. ТРЕМБЕЛАС
ДОГМАТИКА
ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Том III
Отрывок из Главы 3, стр. 38-57
Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю

Самосожжения в Мезенском уезде в 1743-1744 гг.

Понедельник, 16 Декабря 2019 г. 23:46 + в цитатник

Андерс Шеберг. Православное влияние на Швецию XIв.

Четверг, 12 Декабря 2019 г. 22:09 + в цитатник
Эпир - рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода

Читать далее...

История возникновения русского языка. Елена Галинская

Четверг, 05 Декабря 2019 г. 08:27 + в цитатник

Новгород Великий и Скандинавия

Понедельник, 02 Декабря 2019 г. 02:14 + в цитатник

Петр Петрей 1620г. О вере московитян

Понедельник, 02 Декабря 2019 г. 01:26 + в цитатник

Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу в Лондоне 1667г.

Среда, 02 Октября 2019 г. 15:27 + в цитатник

Оценка священства прп.Симеоном Новым Богословом

Четверг, 19 Сентября 2019 г. 19:29 + в цитатник
Симеон Новый Богослов 11в.:

11. Что позволено нам исповедоваться монаху, не имеющему священства, найдешь это происходящим со всеми с тех пор, как одежда и обличье [монашеские] были дарованы от Бога наследию Его и монахи получили свое имя, как это написано в боговдохновенных писаниях отцов, вникнув в которые ты найдешь, что сказанное – правда. Прежде же [монахов] одни лишь архиереи по преемству от божественных апостолов получали власть вязать и решить, но по прошествии времени и когда архиереи стали негодными, это страшное поручение перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. Когда же и они, священники вместе с архиереями, смешались с прочим народом и уподобились ему, и когда многие, как и ныне, подпали [под действие] духов заблуждения и суетного пустословия и погибли, оно было передано, как сказано, избранному народу Божию – я говорю о монахах; оно не было отнято от священников и архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему. «Ибо всякий священник... поставляется» перед Богом, как посредник между Богом и людьми, – как сказал Павел, – «и... он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы»

13. Как уже было сказано, святые апостолы по преемству передавали эту власть тем, кто принимал их престолы, так как никто из остальных не смел даже подумать что-либо такое. Таким образом ученики Господа строго сохраняли [за собой] право этой власти. Но, как мы сказали, по прошествии времени достойные растворились среди недостойных, смешались с ними – и скрылись под большинством, один у другого оспаривая первенство и притворяясь добродетельными ради председательского [места]. Ибо с тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них – хранить православие. Но думаю, что и это они не [соблюдают]; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением. Но такого и такового современные патриархи и митрополиты или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного, требуя с него только одного – письменно изложить Символ веры , и тем одним довольствуются, что он – ни добра не ревнитель, ни со злом не борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и является причиной великого беспорядка. От этого и священники испортились и стали, как народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них не является солью (Мф. 5:13), чтобы посредством обличений связывать и хоть как-то сдерживать нравственный распад, но, напротив, сознавая и скрывая страсти друг друга, они сделались хуже народа, а народ хуже их. Некоторые же из народа оказались даже лучше священников, являясь словно бы углями на фоне беспросветного мрака последних. Ибо если бы священники, по слову Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43), не были бы заметны раскаленные угли, но казались бы почерневшими в сравнении с более ярким светом. Поскольку же только обличье и одежда священства остались в людях, а дар Духа перешел на монахов, и благодаря знамениям и чудесам стало очевидно, что делами [своими] они вступили на [путь] жизни апостольской, то и здесь, опять же, диавол сделал свойственное ему. Ибо, видя их, что они, как некие новые ученики Христа, снова явились в мире и просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их среду] и смешал с ними лжебратьев и свои собственные орудия; и, мало помалу умножившись, они, как видишь, стали негодными и сделались весьма не монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам, –
14. просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это – не многим из них, – чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, – а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.

https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/poslanie-ob-ispovedi/

Одна из древнейших икон Богородицы

Четверг, 29 Августа 2019 г. 12:32 + в цитатник

Новая Пасхалия 1492г.

Понедельник, 27 Мая 2019 г. 21:18 + в цитатник


Поиск сообщений в Старая_вера
Страницы: [14] 13 12 ..
.. 1 Календарь