-Метки

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Старая_вера

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2006
Записей: 873
Комментариев: 1560
Написано: 5757




36314721_Christos_Acheiropoietos (326x350, 36Kb)

О затворении церквей прп.Сергием Радонежским в Нижнем Новгороде

Воскресенье, 17 Июля 2022 г. 22:59 + в цитатник
Под 1365 г. Первая Софийская летопись помещает следующее известие: «Тогда прииде (в Нижний Новгород. – Авт.) отъ великого князя Дмитрия Ивановича игуменъ Сергий, зовучи князя Бориса Костянтиновича на Москву; он же не поеха; игуменъ же Сергий затвори церкви».
«Князь великы Дмитреи Ивановичь посла в Новъгород Нижнеи ко князю Борису Костянтиновичю игумена Сергея, зовучи его на Москву к себе, да смиритъ его съ братомъ его со княземъ Дмитреем, он же не поеде, игуменъ же Сергей затвори церкви в Новегороде». Из этого уточнения становится понятным, что главной задачей Сергия должно было стать примирение двух братьев: Дмитрия и Бориса Константиновичей Суздальских.
Но по каноническим правилам игумен монастыря не имел никаких прав единолично «затворять» церкви в отдельно взятом городе или местности. Правом налагать запрещение («интердикт») обладал только глава епархии или митрополит. Из известия Никоновской летописи выясняется, что Сергий в данном случае руководствовался не своими личными соображениями, а приказом митрополита Алексея и великого князя Дмитрия Ивановича: «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю, зовя его на Москву; он же не послуша и на Москву не поиде; преподобный же Сергий игуменъ по митрополичю слову Алексееву и великого князя Дмитреа Ивановича церкви вся затвори».
«...тогда прииде посолъ отъ князя Дмитриа Ивановича, игоуменъ Сергии, зовуще князя Бориса на Москву, онъ же не поеха, они же церкви затвориша».
В Рогожском летописце под 1363 г., т.е. двумя годами ранее, помещено следующее сообщение: «Тое же осени приехаша въ Новгородъ Нижнии отъ митрополита Алексея архимандритъ Павелъ да игуменъ Герасимъ, завучи князя Бориса на Москву, онъ же не поеха, они же церкви затвориша»

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sergij-radonezhskij-lichnost-i-epoha/4

Ориген "Против Цельса"

Четверг, 23 Июня 2022 г. 16:10 + в цитатник
Итак, не противно разуму составлять общества, хотя бы и противозаконные, если только эти общества – во имя истины. Допустим также, что некоторые тайно составили общества, чтобы погубить тирана, посягающего на права города; они поступили, конечно, хорошо. Точно также и христиане составляют общества ввиду того, что тиранствует так называемый у них дьявол и лжец. Эти общества противозаконны с точки зрения дьявола, но зато направлены против дьявола и на спасение других, которых (христиане), конечно, вправе убедить оставить этот как бы скифский и тиранический закон.

https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/1

"Золотые донца" - малоизвестный предмет раннехристианского искусства

Среда, 22 Июня 2022 г. 23:22 + в цитатник

Акриды

Пятница, 17 Июня 2022 г. 23:29 + в цитатник
Евангелие эбионитов: «Иоанн имел на себе одежду из верблюжьего волоса и перепоясан был кожаным поясом на чреслах, и пища его была (как сказано) дикий мед, вкус которого был подобен вкусу манны и медовым лепешкам в масле».

Дикий мед, имевший вкус манны, был, по-видимому, не медом пчелиным, а каким-то древесным соком. Характерно, что эбиониты сравнивают этот сок с манной — пищей, которую, согласно библейской легенде, бог послал с неба “сынам израилевым”, когда они скитались по пустыне (Исход. 16.15), и с медовыми лепешками. В греческом языке слова “саранча” и “лепешки” имеют похожее звучание — akrideV (акриды) и egkrideV (еккриды — лепешки)…Сопоставление пищи Иоанна Крестителя с лепешками, изготовленными на меду и масле (таково точное значение слова “еккрида”), у эбионитов — парафраз соответствующего места из Септуагинты, где в 16-й главе «Исхода» (31) сказано, что манна (небесная) напоминала вкусом еккриды.

http://khazarzar.skeptik.net/books/jud_ch_e.htm#_ftn38

Сыны Божии

Понедельник, 06 Июня 2022 г. 10:57 + в цитатник
сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук.20:35,36)


Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Исус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Исус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я — Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём.
(Иоан.10:29-38)

Мк.16:9-20 поздняя вставка

Суббота, 04 Июня 2022 г. 11:23 + в цитатник
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
(Мк.16:1-8)

http://krotov.info/libr_min/05_d/er/evensky_11.htm

Послание к Диогнету

Среда, 01 Июня 2022 г. 15:30 + в цитатник
Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличную от других... Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество-чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы.

Что же касается до чрезмерной разборчивости иудеев в пище, их суеверия в соблюдении субботы, тщеславия своим обрезанием, лицемеря в постах и новомесячиях, – все это так смешно и не стоит слова, что, думаю я, нет нужды тебе узнавать об этом от меня. Ибо из всего того, что Бог сотворил для пользы человека, прилично ли одно принимать как сотворенное хорошо, а другое отвергать, как бесполезное и излишнее? Не нечестиво ли клеветать на Бога, будто он запрещает в день субботний делать что-либо доброе? Также не достойно ли осмеяния тщеславиться уменьшением плоти, как свидетельством особенного избрания, как будто за это они преимущественно возлюблены Богом? Равным образом и то, что они наблюдают течение звёзд и луны, замечают месяцы и дни, и распоряжения Божия, смены времен распределяют по своим собственным желаниям, иное обращая в праздники, другое в дни плача, кто почтет это признаком Богопочтения, а не гораздо более-безумия? Итак, думаю, ты довольно понимаешь теперь, что христиане справедливо поступают удаляясь как от всеобщего суеверия и обольщения, так и от иудейской суетной заботливости и тщеславия.

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/poslanie-k-diognetu/

Иудеохристианство времен апостолов

Понедельник, 30 Мая 2022 г. 11:03 + в цитатник
Когда же Петр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
(Гал.2:11-14)

...отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела...Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови*..Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Исуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда*. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

*Современные библеисты, занимающиеся восстановлением первоначального текста Греческих Писаний (Нового Завета), не включают фразу «и не делать другим того, чего себе не хотите» в основной текст, показывая этим своё единство в том, что в исходном тексте Нового Завета данная фраза отсутствовала.
(Деян. 14:26-28;15:1-6, 19, 20, 22-29)

Дошёл он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
(Деян. 16:1-3)

По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришёл с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберётся народ; ибо услышат, что ты пришёл. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошёл в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки
(Деян. 21:17-27)

Хилиасты и антихилиасты

Воскресенье, 29 Мая 2022 г. 11:46 + в цитатник
Иустин Философ (середина IIв.) в «Разговоре с Трифоном иудеем»:
«Есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают учение относительно возобновления Иерусалима и устроения на земле славного тысячелетнего Царства Христова»

Все древние отцы писавшие о последнем времени были хилиастами, первые антихилиасты, писавшие на эту тему: Августин, Григорий Богослов, Ефрем Сирин и другие (IVв.)

Во II в. были христиане в Церкви не веровавшии в непорочное зачатие

Суббота, 28 Мая 2022 г. 00:33 + в цитатник
Впрочем, Трифон, – продолжал я, – не напрасны мои доказательства, что Он Христос Божий, хотя бы я не мог доказать, что Он, будучи Бог, от начала существовал, как Сын Творца всего и родился человеком от девы. Но как скоро вполне доказано, что Он Христос Божий, кто бы ни был этот Христос, то хотя я не докажу, что Он существовал прежде и по воле Отца благоволил родиться как человек, подобострастный нам, имеющий плоть, – в этом последнем только пункте справедливо сказать, что я заблуждаюсь, но несправедливо отрицать, что Он Христос, если Он представится вам человеком, рожденным от человеков, и если доказано будет, что Он по избранию сделался Христом. Есть некоторые из нашего рода, друзья! – говорил я, которые признают Его Христом, но называют Его простым человеком, рожденным от человеков: с ними я не соглашаюсь и не соглашусь, хотя бы большинство единомышленных со мною стало говорить это; потому что Сам Христос повелел нам верить не человеческим учениям, но тому, что было возвещено блаженными пророками и что преподано Им Самим.

Иустин Мученик «Разговор с иудеем Трифоном» (155-160 г.) гл.48

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/#0_49

«эвйоним» (нищие)

Суббота, 28 Мая 2022 г. 00:12 + в цитатник
Достаточно определенно можно судить — главным образом по свидетельствам их противников — об учении эбионитов. Название это восходит к слову “эвйоним” (нищие)

Об учении эбионитов в своем сочинении «Против ересей» писал Ириней, хорошо знавший религиозные учения христиан восточных провинций. Сравнивая учение эбионитов с другими, которые он также считал еретическими, Ириней выделил основные отличительные черты этого учения: “Эбиониты, напротив, соглашаются, что мир сотворен Богом, но в отношении Господа они того же мнения, что Керинф и Карпократ” (т. е. что Исус был сыном Иосифа и Марии. — I.26). Дальше Ириней указывает, что эбиониты пользуются только Евангелием от Матфея, отвергают апостола Павла, считая его отступником, соблюдают обряды Закона и образ жизни иудеев, “так что поклоняются Иерусалиму, как будто бы он был домом божиим” (ср. Мф.5:35. — Руслан Хазарзар). В другой книге Ириней отмечает, что учение эбионитов — старое, древнее учения о непорочном зачатии: “Безрассудны также эбиониты, которые не принимают в свою душу веру в соединение Бога и человека, но пребывают в старой закваске рождения (плотского)” (V.1).

В IV—V вв. церковные писатели продолжали говорить об эбионитах. Согласно Евсевию Кесарийскому, эбиониты считали Иисуса “бедным и обыкновенным человеком, который только за совершенство нрава признан праведным и который родился от соединения мужа с Марией” (III. 27). Правда, Евсевий отмечает, что есть и другие, того же названия, которые признают, что Иисус родился “от соединения святого духа с Марией, но не допускают предвечности его бытия и не соглашаются исповедовать его Словом (логосом) и Премудростью божией” (ср. в каноническом Евангелии от Иоанна: “И Слово стало плотию и обитало с нами”. — 1.14; такого восприятия изначально существовавшего логоса, воплотившегося в Иисусе, ни одна группа эбионитов, согласно Евсевию, не разделяла).

По словам Евсевия, эбиониты называли апостола Павла отступником; пользовались они Евангелием евреев. Характеристика Евсевия восходит к тому, что писал об эбионитах Ириней, однако не совпадает полностью: кроме произведений Иринея в распоряжении Евсевия были и другие источники, в частности Гегесипп (III в.). Евсевий пишет, что он (Гегесипп) цитирует Евангелие евреев (НЕ. IV. 22,8).

Совокупность данных — Иринея, Тертуллиана, Евсевия показывает, что основная масса эбионитов отрицала божественную природу Иисуса. Поэтому трудно предположить, что они пользовались Евангелием от Матфея в том виде, в котором оно вошло в Новый завет: в евангелии, почитаемом эбионитами, должно было отсутствовать описание чудесного рождения Иисуса. Епифаний, цитируя отрывок из евангелия, которым пользовались эбиониты, говорит, что оно начинается с описания появления Иоанна Крестителя. Возможно, у Иринея речь идет об арамейской версии Евангелия от Матфея, о которой писал Иероним и которую, по его словам, он видел в библиотеке в Кесарии. Однако слишком мало данных, чтобы с уверенностью отождествить арамейское Евангелие от Матфея с евангелием эбионитов.

Иероним указывает, что евангелием, почитаемым эбионитами, пользовались также и назореи. В Комментариях к книге пророка Исайи он говорит, что евангелием, написанным по-еврейски, пользуются назореи. Епифаний в своем произведении «Панарион» пишет, что назореи отличаются от христиан тем, что соблюдают субботу, но из-за веры в Христа они отличаются и от иудеев. Они пользуются Евангелием от Матфея, написанным по-еврейски (имея в виду арамейский язык. — Haeres. I. 29.7,9). Из этих свидетельств не вытекает существование каких-либо вероучительных отличий между назореями и эбионитами. Назореи, по словам Епифания, жили в Палестине до Христа и пользовались священными книгами “оссеев” (искаженное — “ессеев”). Ортодоксальные иудеи называли назореями всех христиан, а их учение — назорейской ересью (Деян. апост. 24.5); апостола Павла обвиняли в том, что он является представителем назорейской ереси.

Евангелие эбионитов, как уже было сказано, начиналось с появления Иоанна Крестителя. Важное место здесь занимало описание крещения самого Исуса. В сохранившемся отрывке говорится, что во время крещения на Исуса сошел дух святой, и голос возвестил Исусу: “Ты Сын возлюбленный...”; затем голос с неба возвестил уже Иоанну: “Это Сын мой возлюбленный...” В евангелиях от Марка и от Луки сохранено обращение к Иисусу — “Ты Сын мой...” (Мк. 1.11; Лк. 3.22), но обращения к Иоанну нет. В Евангелии от Матфея голос с неба произносит только вторую фразу — “Сей есть Сын мой возлюбленный...” (3.17). Казалось бы, различие между каноническим текстом Евангелия от Матфея и апокрифической версией невелико, но за ним стоят разные трактовки образа Исуса. Согласно Евангелию от Матфея, знамение было не для Исуса, а для Иоанна и окружающих его людей: Иисус, Сын божий, уже по рождению обладал и человеческой и божественной сущностью, он не нуждался ни в каких знамениях, каким и явилось нисхождение святого духа в виде голубя. В евангелии эбионитов голос с неба возвещает прежде всего Исусу о его предназначении; дух нисходит на него. Именно в этом акте, с точки зрения эбионитов, произошло как бы второе, духовное рождение Иисуса, он стал истинным мессией. Это представление могло восходить к ветхозаветным идеям отношения “отец — сын” между богом и царем, который становился “сыном божиим” при помазании его на царство. В Новом завете нет слов “в сей день я породил тебя”, которые играют столь существенную вероучительную роль в апокрифе. Отсутствие это вполне объяснимо: они противоречили учению о непорочном зачатии.

Похожее описание крещения Исуса содержится в отрывке Евангелия евреев. Там не голос с неба, а сам святой дух говорит Исусу, что он ждал его из всех пророков, “ибо Ты Мой покой, Мой сын первородный и Ты будешь править вечно”; согласно теологической концепции этого евангелия, произошло полное соединение духа с Иисусом, который стал пророком из пророков, “сыном” духа святого. В арамейском тексте “святой дух” мыслился как мать Иисуса: по-арамейски “дух” (ruah) — женского рода (ср. фразу, цитируемую Оригеном: “Мать моя, святой дух”). Это выражало представление о новом — от духа — рождении (у него была мать во плоти и мать в духе, и именно Мать-дух родила его как Господа). Эта концепция противоречила складывавшемуся ортодоксальному учению о боге-человеке; “мать-дух”, вероятно, уже была опущена из грекоязычной устной проповеди христиан, так как по-гречески “дух” — среднего рода.

В Евангелии евреев святой дух не просто объявляет Исуса своим сыном, но возвещает ему вечное царствование. Здесь ярко выражены эсхатологические чаяния первых христиан, их вера в установление царства божия на земле (слова о вечном царстве в канонических евангелиях отсутствуют). С этими же эсхатологическими настроениями связан и вариант молитвы «Отче наш», приведенный в том же евангелии: “Хлеб наш завтрашний (то есть будущий) дай нам днесь”; молящиеся надеялись при своей жизни (днесь) увидеть грядущее царство добра, справедливости и изобилия.

Краткое изложение учения эбионитов и близких им проповедников у Иринея соответствует сохранившимся отрывкам из иудео-христианских евангелий. По-видимому, в этом учении воплотилась самая ранняя традиция об Исусе как о праведном человеке, воспринявшем при крещении божественную силу (дух). Эта традиция косвенно отражена и в Евангелии от Марка, которое также начинается с описания крещения Иоанном народа и прихода к нему Исуса; сразу же после крещения Иисус в пустыне преодолевает искушение и затем уже начинает проповедь. В дальнейшем, в других канонических евангелиях (кроме Евангелия от Марка) происходит переосмысление этой древней традиции, божественное предназначение Иисуса определялось его рождением, а не крещением.


http://khazarzar.skeptik.net/books/jud_ch_e.htm

Томос автокефалии Московской Церкви от 1597г.

Вторник, 24 Мая 2022 г. 20:31 + в цитатник
1597 год: патриарх Мелетий послал в Москву своего архимандрита Неофита и анагноста (чтеца) Иоасафа и с ними том, в котором утверждается патриарший престол в православном царстве (государя) законными и каноническими доказательствами, – τόμον, ἐν ᾦ στερεοῦται ὁ θρόνος ὁ πατριαρχικὸς τῆς ὀρθοδόζου βασιλείας σου μετὰ ἀποδείξεων νομίμων καὶ κανονικῶν, поручив сей том и носителей его российскому послу в Константинополе Григорию.

Из этого же послания видно, что анагност возвратился из Москвы в бедности, а архимандрит Неофит заточен был где-то в России, γέγωνε αὐτόθη ἐξορίστος. Потом патриарх спрашивал царя, в чем согрешил Неофит и за что заточен, и просил простить его и помочь Александрийскому престолу. Москву он называл Богодароградом, – Θεοδωρούπολις.

(епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Том IV сс 26-27)

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/knig...rta-1850-po-3-aprelja-1853-g/1

Объяснение догмата Троицы мусульманскому халифу ал-Махди IXв.

Суббота, 12 Февраля 2022 г. 12:31 + в цитатник
Богословские собеседования, состоявшиеся между католикосом Церкви Востока
Мар Тиматеосом I (727-823) и халифом ал-Махди, повелителем правоверных

(42) Подобно тому, как боголюбивый наш царь - один, со словом его и духом его, и не есть три царя, и невозможно, чтобы отделились от него слово и дух его, а он при этом назывался царем, будучи без слова и духа, так и Бог Всевышний - воистину Один со Словом Его и Духом, и нс есть три бога, ибо неотделимы от Него Слово и Дух Его...так и Бог - слава Ему! - если бы отделились от Него Слово и Дух Его, не был бы Он ни говорящим, ни живым. А о говорящем нельзя сказать, что он не имеет жизни и духа. Если же осмелится кто и скажет о Боге, что Он некогда был без Слова и Духа, то это будет не что иное как богохульство, потому что у Бога - слава Ему! - от вечности рождается Слово Его как источник говоримого Им, и вечно исходит от Него Дух как источник жизни...(70)Так же, как то, что слово царя вступает в соединение, будучи начертанным на листе, не подразумевает, что душа и ум (царя) также вступили в соединение, то есть тоже были начертаны на листе, хотя душа и ум его неотделимы от слова, так и то, что Слово Бога приняло на Себя тело, не отделившись и не разлучившись с Отцом и Святым Духом, не означает, что Отец и Дух тоже приняли на себя тело.
И подобно тому, как слово рождается из души и облачается голосом действием воздуха, не отделяясь от души и ума. и не говорится при этом о душе и уме, что они тоже облачились голосом (поскольку никто никогда нс говорит: “вот, я слышал душу такого-то" или “ум такого-то", но “я слышал слово такого-то”, хотя оно не удалилось от души и ума, но остается неотделимым н неразлучным с ними), и Слово Божие приняло на Себя тело наше, не отделившись и не удалившись от Отца и Духа, но не говорится никогда об Отце и Духе, что они облачились телом вместе со Словом ».

https://drive.google.com/file/d/1Q-Ogfj2fKfzjTDpN41BgfnvaRN_FC-bJ/view

Дух Святой в иудейской традиции

Четверг, 10 Февраля 2022 г. 09:38 + в цитатник
«Святой Дух» (ивр. רוח הקודש, Руах ха-Кодеш), на иврите и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода

CA11CC17-4CAB-4A26-8A9A-6A613C7C5842 (390x700, 293Kb)AB4CAA2D-E975-449E-BF59-8957AB97E175 (492x700, 323Kb)

Септуагинта: https://manuscript-bible.ru/greek.htm?fbclid=IwAR3...Yo51CVGaa7t8eG96E3eUnnEBxSMpUs

Образ Духа - не "голубь", а "голубка" (греч. peristera).


Евангелие от евреев:

Так сделала Моя мать, Дух святой2, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор3 (Ориген. Комментарии к Евангелию от Иоанна (Commentarii in Joannem). 11.12. Далее: Com. in In.)

https://txt.drevle.com/text/evangelie_ot_evreev?fb...lrTncem5XXETaSlsA-uIKtmLWzizBA


A2DE7F36-75D6-4595-8E29-9E8A781ABC15 (374x700, 294Kb)

Толкование свт. Илария Пиктавийского на Мтф.3:17:

Затем был голос с неба: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7).

Со II века праздновалось Богоявление (Крещение Господне), с VI в. в пределах Западной Церкви стало праздноваться Рожество. На Востоке Богоявление и Рожество праздновали в один день, но под влиянием Рима постепенно разделили эти два праздника, оставив Богоявление на 6 января, а Рожество на 25 декабря (когда солнце начиналось прибавляться к лету, в Риме это был языческий праздник) , в V в. этот обычай закрепился во всей Церкви, дольше всего сопротивлялась Иерусалимская церковь в VI в.

Сейчас только армянские миафизиты празднуют Богоявление и Рожество в один день

Острожская Библия

Среда, 09 Февраля 2022 г. 16:03 + в цитатник

Большой Катихизис

Вторник, 01 Февраля 2022 г. 08:20 + в цитатник

О трехперстии на Руси до раскола

Суббота, 29 Января 2022 г. 08:08 + в цитатник
В сборнике, изготовленном в конце ХѴ в. книгописцем Ефросином, иноком Кирилло-Белозерского монастыря (см. о нем: Каган и Лурье, 1988; ср.: Каган, Понырко и Рождественская, 1980, с. 172–196), в статье, написанной в защиту двуперстия, упоминается о том, что некоторые люди крестятся тремя перстами, а благословляют двумя: «Аще и нецыи покусишаяся, глагола сице, яко подобает креститися треми персты, а благословити двема…» (ГПБ, Кир. – Бел. 11/1088, л. 263–265 об.; Макарий, ІѴ/2, с. 218, примеч. 144).

Паисиевский сборник начала ХѴ в. (не позднее 1412 г.) (ГПБ, Кир. – Бел. 4/1081, л. 47; Соболевский, 1909, с. 4). Проникновение троеперстия могло быть связано при этом с так называемым вторым южнославянским влиянием (см.: Успенский, 1998/2002, с. 366–367).

https://iknigi.net/avtor-boris-uspenskiy/20165-kre...ris-uspenskiy/read/page-8.html

F73C92AE-D5ED-45C5-9F19-AC44E3F3C348 (700x182, 127Kb)

http://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-kata...B4-9B0B-4392-A7F3-B8515B293DBB

Писиевский Сборник начало XV в. https://vestnik.vogu35.ru/docs/2018/3/74-77.pdf

"К XV в. (что, возможно, было связано с т. н. Вторым южнослав. влиянием) относятся свидетельства об использовании на Руси троеперстия (см.: Паисиевский сборник 1-й четв. XV в. в РНБ. Кир.-Бел. 4/1081. Л. 47; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 218. Примеч. 144; Соболевский. 1909. С. 4). Начиная с этого времени на Руси появляются и памятники, специально посвященные Д., что можно объяснить борьбой с обычаем троеперстия. К таковым относятся рус. редакция проложного сказания 12 февр. (но не 23 авг.) о свт. Мелетии Антиохийском (рассказ блж. Феодорита о выступлении святителя на Антиохийском Соборе здесь переделан рус. редактором в историю о чуде, совершенном свт. Мелетием с помощью Д.; в таком виде проложное сказание 12 февр. входит в печатные издания слав. Пролога, включая и послениконовские) и т. н. Феодоритово слово, по-видимому составленное на Руси (публикация: Субботин. 1876; см. также: Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 217-218; Голубинский. История РЦ. С. 477-478; Каптерев. С. 59). О богословском содержании Д. говорится в слове прп. Максима Грека «Како знаменатися крестным знамением» (см., напр.: РГБ. Троиц. № 201. Л. 430-430 об.; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 219. Примеч. 152; Голубинский. История РЦ. С. 484).

http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=655655.120&f...YskNv8045hnA69OR8vHS9a0poN780E

О расколе КП и ММ в 15-16в.

Суббота, 29 Января 2022 г. 07:16 + в цитатник
Автокефалия была дарована в 1589г., при учреждении патриаршества патриархом Константинопольским, позже в 1593г. это подтвердили прочии Восточные патриархи, до этого митрополит Московский был экзархом Константинопольского патриарха, а вне общения с КП были с 1467г. по 1561г.

Патриарх Константинопольский Дионисий 1467г.:

« А што зделали на Москве, аж бы того перестати делати, как же указует и приказует святая головнея великая церков соборная, бо то ест против правил и против закону божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов. А про тоже бы есте вси приняли, и держали бы есте, и послушнии были его и имели его правого и истинного митрополита, предреченного преосвященного митрополита Киевского и всеа России кир Григория о святом дусе возлюбленного брата и сослужителя нашего смирения. Иже бы был весь мир и покой, иже бы на первыи обычаи, и на мир и на уставленье закону обернулася вся Русская земля.»

С точки зрения канонического права, после восстановления Православия в КП, Москва должна была просить патриарха Геннадия Схолария о поставлении местоблюстителя митрополии Иону в митрополита Киевского. Из-за того, что Москва прервала контакты с КП и случился раскол при патриархе Дионисии (ученике Марка Ефесского), знаменательно, что после Ионы митрополиты в Москве не дерзали называть себя Киевскими Митрополитами, но Московскими, а КП не признавал рукоположённых Ионой за священнослужителей. Все это продлилось до 1561г. когда патриарх Константинопольский Иосаф II признал мит.Макария своим экзархом ради того, чтоб признать задним числом законным венчание на царство Ивана IV в 1547г. совершенное мит.Макарием, при этом ни о какой автокефалии до основания патриаршества в Московском Царстве в 1589г. речи не шло.

прп.Максим Грек обличал московитов на суде:«А митрополит здесь сам поставляется на митрополию без благословения патреяршего, не по правилом святых отец» «не принимают патрияршеского благословения цареградцкаго, и соборы собирают, и проклинают себя наипаче и ставятся собою самочинно, не по божественным писанием, ни по правилом святых отец, не хотячи ходити к патриярху на поставление» .
На суде 1525 года преп. Максим настаивал, чтобы ему предъявили «томос об автокефалии» Русской митрополии: «Сказали мне, что патриарх царегородцкой дал благословеную грамоту русским митрополитом поставитися им волно своими епископы на Руси и яз многое тое грамоты пытал и до сих пор не видал есмы ее»
(Прение Даниила, митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем // Чтения, издаваемые Императорским обществом истории и древностей российских. 1847, № 7, с.13.)

Вообщем похоже это было основной причиной почему Макима заперли в монастыре и не отпускали на Афон с 1525г., до его кончины в 1556г.

прп.Максим свидетельствовал о том, что не было молитвенного общение у КП и Москвы: «А был здесе от патриярха архиепископ Григорий, и князь великий от Григорья патрияршеского благословения не принял. А митрополит здешней также от Григорья патрияршеского благословения не принял. И чести ему князь великий некоторые не учинил. А митрополит его с ыконами не встретил, разве как пришел к нему, и митрополит его через порог благословил»
(Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. М., 1971, с. 119).

Нашим предкам и на ум не приходило оправдывать самочинное поставление митрополита тем, что КП отпал в унию, они говорили что КП даровал им Томос об автокефалии.

Признав себя экзархом КП м.Макарий вернул Русскую Церковь в каноническую норму и раскол был уврачеван. При этом Русская Церковь стала разделена на Киевскую и Московскую митрополию, обе были подчинены КП.

Наименования и надписи на иконных изображениях: Справочник для иконописцев

Среда, 26 Января 2022 г. 00:52 + в цитатник

Определение собора 1157г.

Воскресенье, 23 Января 2022 г. 21:34 + в цитатник
Определение собора 1157г.:

Тем, кто говорит, что... [Христос] принес... Жертву Своего Тела и Крови... Богу и Отцу, [но] не принимал ее вместе с Отцом, как Бог – и Сам Единородный, и Дух Святой...– анафема;

Тем, кто, слыша [слова] Спасителя, заповедующего о священно-действии Божественных Таин, говоря: «Сие творите в Мое воспоминание»... осмеливаются утверждать, что... Жертва, [совер-шаемая] священнодействующими, Божественные Таины [лишь] «обновляет воображаемым способом, или образно (καινίζει φανταστικῶϚ καὶ εἰκονικῶϚ)», Жертву собственного Тела и Крови [Христа на Кресте]... как опустошающим страшное и Божествен-ное таинство священнодействия...– анафема;

Тем, кто не принимает [учение о том], что Жертва, приносимая каждый [день] принявшими от Христа священнодействие Божественных Таин, приносится Святой Троице, – таковым, как противникам святых отцов, Василия и Златоуста... – анафема.

https://www.academia.edu/32978431/Константинопольские_споры_XII_века_о_богословии_Евхаристии?fbclid=IwAR2IHgqiayt6RuQ7AcMzKplIR1NlHF5Xj9CluF1PXgHFX6tHV4xImDFfscs

О крещении апостолов и Богородицы

Пятница, 21 Января 2022 г. 20:42 + в цитатник
"Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных"»
(Иоанн Мосх. Луг Духовный.)

свт.Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует: «Господь наш Исус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн»

В синаксари Цветной Триоди на Вознесение Господне в числе прочих упоминаний есть следующее: "Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол» (Триодь Цветная, изд. в 6-е лето патр. Иосифа, л. 451 об.).

Преподобный Ефрем Сирин в одном из гимнов на Рождество Христово, вопрошает: «Как наименовать мне Тебя?... Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах». И здесь же отвечает от Лица Богородицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением» (Преп. Ефрем Сирин. Песнопения на Рождество Христово).

Демократизм Византии

Пятница, 21 Января 2022 г. 15:24 + в цитатник
https://knife.media/byzantine-republic/?fbclid=IwAR13J4harHe-_Hs-6ejsgZYrXYeTtxFpbBfG0VXimO-0UKMrSZuNZM2KsD8

Без заголовка

Понедельник, 11 Октября 2021 г. 19:21 + в цитатник
В 1669 г. протопоп Аввакум в письме царю Алексею Михайловичу1, написанном в Пу- стозерской темнице, рассказал ему о своем мистическом опыте соединения с вселенной, когда после десятидневного поста и молитвы он испытал нечто необыкновенное: тело его стало расти, распространилось под небом над всей землей, а потом включило в себя целый мир: небо и землю, и всю тварь. Это случилось в начале Великого поста после изнуритель- ных аскетических и молитвенных упражнений:

Нынѣшня 177 году [7177 г. от сотворения мира, т. е. 1669 г. от Рождества Христова], в Великій постъ, на первой недѣлѣ, по обычаю моему, хлѣба не ядохъ в понедѣлникъ, такожъ и во фторникъ, и в среду не ядохъ, еще-жъ и в четвергъ не ядше пребыхъ; в пяток же прежде часовъ начахъ келей- ное правило, псалмы Давыдовы пѣти, пріиде на мя озноба зѣло люта, и на печи зубы мои розбило з дрожи. Мнѣ же, и лежа на печи, умомъ моимъ глаголющу псалмы, понежъ от Бога дана Псалтырь и наизусть глаголати мнѣ, прости, царю, за невѣжество мое, от дрожи тоя нападе на мя мытъ [мыт
‛понос’]; и толико изнемогъ, яко отчаявшу ми ся и жизни сея, уже всѣхъ дней не ядшу ми дней з десять и больши. И лежащу ми на одрѣ моемъ и зазирающу себѣ, яко в таковыя великія дни пра- вила не имѣю [правило ‛устав’], но токмо по чоткамъ молитвы считаю, и Божіимъ благоволеніемъ в нощи вторыя недѣли, противъ пятка, разпространился языкъ мой и бысть великъ зѣло, потомъ и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потомъ и весь широкъ и пространенъ, под не- бесемъ по всей земли разпространился, а потомъ Богъ вмѣстилъ в меня небо и землю, и всю тварь. Мнѣ же молитвы беспрестанно творящу и лѣствицу перебирающу [лествица ‛четки’] в то время, и бысть того времени на полчаса и больши, и потомъ возставши ми от одра лехко и поклонившуся до земля Господеви, и послѣ сего присѣщенія Господня начахъ хлѣбъ ясти во славу Богу.
Видишь ли, самодержавне? Ты владѣешь на свободѣ одною Русскою землею, а мнѣ сынъ Божій покорилъ за темничное сидѣніе и небо, и землю; ты, от здѣшняго своего царства в вѣчный свой домъ пошедше, только возьмешь гробъ и саванъ, азъ же, присужденіемъ вашимъ, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будутъ и по землѣ вла- чимы; такъ добро и любезно мнѣ на землѣ лежати и свѣтомъ одѣянну и небомъ прикрыту быти: небо мое, земля моя, свѣтъ мой и вся тварь — Богъ мнѣ далъ, яко-жъ выше того рекохъ2.
И далее, предупреждая недоверие своего адресата, Аввакум продолжает:
Да не первому мнѣ показанно сице; чти, державный, книгу Палею: егда ангелъ великій Альтезъ древле восхитилъ Авраама выспрь, сирѣчь на высоту к небу, и показа ему от вѣка сотворенная вся, Богу тако извольшу, а нынѣ, чаешь, изнемогъ Богъ? Нѣсть, нѣсть, той же Богъ всегда и нынѣ, и присно, и во вѣки вѣкомъ. Аминь [Аввакум 1927: стлб. 763—764].

Аввакум цитирует апокрифическое «Откровение Авраама», вошедшее в русскую Палею (13в.?), в котором описывается вознесение Авраама на небо (см. [Тихонравов 1898: 39—40 третьей пагин., примеч. 2; Бороздин 1898: 179]). В вознесении Аввакума не так много общего с воз- несением Авраама, и нам трудно было бы увидеть здесь прямую литературную параллель3. Как бы то ни было, сам Аввакум определенно усматривает здесь аналогию («а не первому мнѣ показанно сице...»), и именно это обстоятельство является существенным и решающим в трактовке его свидетельства.
2. «Откровение Авраама» — текст несомненно семитского происхождения, который первоначально был написан на еврейском или, может быть, арамейском языке (последнее, впрочем, представляется менее вероятным). Об этом говорят многочисленные семитизмы, проявляющиеся главным образом на семантическом уровне (кальки и фразеологизмы)4; о некоторых формальных семитизмах (заимствованиях) будет сказано ниже...

... Более близкую аналогию к вознесению Аввакума дает третья (еврейская) книга Еноха: тело Еноха при вознесении увеличивается до размеров всего мира [Odeberg 1928, ч. ІІ: 25; Alexander 1983: 263; 3 En. IX, 2]. Однако это сочинение, насколько известно, не отразилось в славянских источниках.
Увеличение тела Еноха связано с еврейскими мистическими представлениями о вселенских масштабах Божьего тела, одна пядь когорого заполняет весь мир (ср. трактат «Shi‘ur Qomah» (букв. ʻВеличина [Божественного] Телаʼ) [Шолем 2004: 100—104]. Вознесение приближает визионера к Богу,
и он становится в какой-то степени Ему соразмерным. Иначе говоря, приближение к Богу проявляется не только в дистанции, но и в масштабах.


https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/smwh6y6fdp/direct/162322808

О криптонесторианстве латинян

Суббота, 18 Сентября 2021 г. 10:28 + в цитатник
Послание святейшего патриарха Константинопольского Михаила Кирулария блаженнейшему патриарху Антиохийскому Петру (1054 г.). Пер. Л. А. Герд под редакцией и с комментариями В. М. Лурье (иеромонаха Григория) // Вертоградъ. 2001. № 2 (71). 62-72
Читать далее...

Старообрядческое просветительство: взаимовлияние предпринимательства и образования (на примере Казанской губернии)

Пятница, 27 Августа 2021 г. 14:38 + в цитатник

Послание мит.Макария 1522г. в Свияжск к царскому войску

Четверг, 17 Июня 2021 г. 11:24 + в цитатник

Отношения Киевской митрополии с Константинопольским патриархом-униатом

Четверг, 17 Июня 2021 г. 08:45 + в цитатник
«В 1261 году, после освобождения греками Константинополя, императору Михаилу VIII Палеологу (1259-1282 гг.), который узурпировал никейский престол, удалось короноваться вторично в Святой Софии. Он стал вдохновителем и первой жертвой блестящей, но часто противоречивой и самоубийственной дипломатической игры с востоком и западом, направленной на выживание освобожденной столицы. Чтобы предотвратить угрозу со стороны Карла Анжуйского, норманнского повелителя Сицилии, активно готовившегося к восстановлению латинской власти на Босфоре, он начал с папством переговоры о соединении церквей, что лишило бы всяких оправданий новое нападение крестоносцев на Константинополь. Чтобы достичь этой цели, он сначала сам принял римскую веру, исповедав ее в личном заявлении, составленном латинскими богословами, а потом велел своим послам подписать постановления Лионского собора 1274 года. Наконец, он возвел Иоанна Векка, сторонника этого союза, на патриарший престол...Кирилл (мит.Киевский и всея Руси) занимал выжидательную позицию, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, когда в Константинополе правил униатский патриарх Иоанн Векк (1276-1282 гг.), ставленник императора Михаила VIII Палеолога, который принял Лионскую унию. В течение всего этого времени русский митрополит не прерывал отношений с патриархатом. В 1276 году согласно Никоновской летописи, епископ Саранский Феогност был послан в Константинополь «высокопреосвященным Кириллом, митрополитом Киевским и всея Руси» и «царем ордынским» Менгу-Темиром к патриарху и греческому императору Михаилу Палеологу. Он вез «письма и дары» и от митрополита, и от хана. Феогност присутствовал на заседании патриаршего синода во главе с Иоанном Векком, получил официальные ответы синода на канонические и дисциплинарные вопросы, возникшие в России, - и все это безо всякой оглядки на отношения патриарха с папством. При этом русские знали о событиях в Константинополе… Русская митрополия игнорировала «униатство» императора Михаила Палеолога»
(Прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.)
https://www.sedmitza.ru/lib/text/438201/

Русский епископ для Сарайской епархии получил канонические и догматические ответы от патриарха-униата Иоанна Векка
Более того, эти ответы патриарха-униата вошли в русские Кормчии: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov/pamjatni...sskogo-kanonicheskogo-prava/12

Имена мит.Алексия Московского

Воскресенье, 30 Мая 2021 г. 19:39 + в цитатник
Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409 г.) называют Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в нек-рых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у А. т. н. прямого имени (соответствующего святому, память к-рого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христ. княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон, юродивый Палестинский, пам. 21 июля, и мч. Елевферий, пам. 4 авг.; Симеон, сродник Господень, пам. 18 сент., и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, пам. 3 окт.; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в.

https://www.pravenc.ru/text/81755.html

Описание Иеросалимского храма I века

Суббота, 24 Апреля 2021 г. 16:28 + в цитатник
Иосиф Флавий. Иудейская война

ГЛАВА ПЯТАЯ
Читать далее...

Осроен первое христианское государство (конец 2в. до 216г. превращение в римскую провинцию)

Пятница, 23 Апреля 2021 г. 19:05 + в цитатник
Sainte_Face_-_Genes (512x700, 623Kb)
Эдесса была столицей небольшого государства Осроены, расположенного между парфянским и римскими владениями. Этот по культуре чисто парфянский город на протяжении многих веков оставался одним из основных центров сирийского христианства. Его ранняя история отражена в благочестивой легенде, наиболее подробно рассказанной в "Учении Аддаи апостола". Ядро легенды - "переписка" Христа и царя Осроены Абгара и принятие последним христианства в качестве государственной религии. В действительности же упомянутое событие происходило в конце II в. при царе Абгаре VIII. Важным элементом легенды является преемственность Аддаи от Фомы и более высокое место второго по сравнению с первым. Фома - один из 12 апостолов, Аддаи - его ученик, один из 72.
При всей мифичности многих элементов данного повествования, в нем есть и рациональное зерно. Осроена действительно была первым царством, где христианство приобрело государственный статус. Правда, всего на несколько лет, так как вскоре его поглотила Римская империя.

д.и.н Г. А. КОШЕЛЕНКО к.и.н. В. А. ГАИБОВ, Институт археологии РАН

https://kocmi.ru/velikaya-cerkov-vostoka.html


«Ключевым фактором в последующей идентичности [Эдессы] стала ее слава как центра месопотамского христианства — «первого христианского государства» или «благословенного города», — и именно этот фактор сохранил имя и статус Эдессы в контексте Византийской империи и за его рамками».

Ross, Steven K. "Roman Edessa: politics and culture on the Eastern fringes of the Roman empire, 114-242 CE.", London :
Routledge (2000), p. 117

Евсевий Кессарийский "Церковная история" кн.2 гл.1
6. В это же время исполнилось обещание Спасителя нашего, данное царю Осроены. Фома, по внушению Божию, посылает в Эдессу Фаддея проповедовать и возвещать Христово Евангелие, как сказано мною немного выше на основании найденной там рукописи.
7. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.


История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. свт.Евсевий Кесарийский (4в.) в своей Церковной истории приводит в подтверждение два документа-письма, перевёденных им с сирийского и взятых им из архивов Эдессы: просьбу топарха Авгаря и ответ Исуса. Повествует о переписке Авгаря со Христом и прп.Ефрем Сирин (4в.). Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Послание св.муч.Иринея (+202) к архиепископу Рима Виктору(+199) о праздновании Пасхи

Пятница, 23 Апреля 2021 г. 12:23 + в цитатник
«Мы строго соблюдаем этот праздник, мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, двух дочерей его, состарившихся девственницами, и еще одну его дочь, жившую в Духе Святом, почивающую в Эфесе; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика, и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками, им следую. Семь человек моей родни были епископами, я восьмой. И всегда родные мои справляли этот праздник, когда народ не употребляет квасного хлеба. Я, братья, прожил шестьдесят пять лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей вселенной, прочитал все Священное Писание и никаких угроз не испугаюсь, ибо большие меня сказали: „Повиноваться следует больше Богу, нежели людям...Я мог бы назвать всех присутствующих епископов, которых вы посоветовали мне созвать; я и созвал их. Если я напишу все их имена, то выйдет великое множество. Они знают, как я мал и ничтожен, но согласились с моим письмом, зная, что не кое-как дожил я до седин, а всегда устраивал свою жизнь, следуя Христу...Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере...Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь: Аникет, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист – сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее они, не соблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось не соблюдавшим чрезвычайно нелепым. Никогда за этот обычай никого не отвергали; епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали Евхаристию членам Церквей, его соблюдавшим...Блаженный Поликарп был при Аникете в Риме; кое в чем они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели; ни Аникет не мог убедить Поликарпа оставить то, что всегда соблюдали Иоанн, ученик Господа нашего, и остальные апостолы, с которыми Поликарп общался; ни Поликарп Аникета, говорившего, что он обязан соблюдать обычай своих предшественников. Тем не менее, они пребывали в общении друг с другом; Аникет, из уважения, конечно, предоставлял Поликарпу совершать в его Церкви Евхаристию, и они расстались в мире друг с другом и в мире со всей Церковью соблюдавших и не соблюдавших...Постарайтесь разослать по всем Церквам списки нашего послания, чтобы не быть нам в ответе за тех, чьи души легко впадают в заблуждение. Сообщаем вам: в Александрии праздник справляют в тот же день, что и мы. От нас отправляется Послание к ним, от них к нам, так что мы празднуем святой день согласно и вместе».

https://mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/334427/str142.htm#book

Свт. Иоанн Златоуст о нетварном свете

Понедельник, 29 Марта 2021 г. 22:44 + в цитатник
«Тогда откроется», сказано, «как заря, свет твой» (Ис.58:8)... А о каком свете говорит Он? Что это за свет? Не этот чувственный, но другой, гораздо лучший, при котором мы видим небо, ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, престолы, господства, начала, власти, все воинство, чертоги и дворы царские. Если ты удостоишься этого света, то и это все увидишь; избавишься геенны, ядовитого червя, скрежета зубов, неразрешимых уз, стенания и скорби, непроницаемой тьмы, рассечения надвое, реки огненной, проклятия и места мучения, и пойдешь туда, где нет ни болезни, ни печали, где великая радость, и мир, и любовь, и веселье, и услаждение; где жизнь вечная, слава несказанная и красота неизреченная; где вечные обители, слава Царя недоведомая и такие блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9); где духовный чертог и небесные ложи; где девы с ясными светильниками и облеченные в брачные одежды; где бесчисленное богатство Господа и царские сокровищницы.
(свт. Иоанн Златоуст, Беседа 54 на Евангелие от Матфея)

https://www.rulit.me/books/tvoreniya-tom-7-kniga-2-read-42125-25.html

Раннехристианское искусство

Суббота, 06 Марта 2021 г. 10:04 + в цитатник

прп.Максим Грек о царе

Пятница, 05 Марта 2021 г. 23:48 + в цитатник
"ибо царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного"
(Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу)
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nravstvennye-pouchenija/28

Церковь

Пятница, 05 Марта 2021 г. 22:44 + в цитатник
2 (573x186, 49Kb)

Катихизис Большой 25гл. 1627г.
https://1slovo.sobornik.ru/text/kathehisis/kathehisis25.htm

Материалы II Всероссийского Собора ДПЦ. 1912г.

Пятница, 05 Марта 2021 г. 21:02 + в цитатник

Три священства

Среда, 03 Марта 2021 г. 16:37 + в цитатник
Книга «Зерцало таинств и конца всемирного» представляет собой сборник цитат – выписок из Священного Писания и других книг, распределённых по темам – главам. Это глубокое и одновременно доступное и поучительное изложение Древлеправославного вероучения беспоповской традиции о последних временах и воцарении антихриста.
Предполагается, что автором книги мог быть Сергей Семенович Гнусин (ум. 1839) - известный федосеевский начетчик и духовный наставник Преображенского монастыря в Москве.
1 (375x538, 82Kb)

Превращение языческих храмов в христианские

Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 00:40 + в цитатник
Император Феодосий разрушил все святыни эллинов на земле. Он также уничтожил большой и знаменитый храм в Гелиополе, известный как Трилитон, и сделал его церковью для христиан. Также храм Дамаска он обратил в христианскую церковь. Он превратил [Р. 345] многие другие [языческие] храмы в церкви, и христианство во время его правления значительно расширилось.
(Иоанн Малала "Хронография".)
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Malalas_4/frametext13.htm

О доносительстве на язычников на Руси

Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 00:36 + в цитатник
В требниках XIV и XV вв. читаем такие статьи, вероятно, более древние по своему происхождению: „Страх не повѣдавши поганьства, 40 дній сухъи»; «Или не повѣдал поганаго страха ради?».
(Смирнов С. Древне-русский духовник. М., 1913).



Из Римского права христианской поры:

«Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий - уничтожил [их]…»
(Пасхальная хроника.)

«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом»
(381-385г.)

Месяцеслов на текущий год

Пятница, 26 Февраля 2021 г. 13:04 + в цитатник


Поиск сообщений в Старая_вера
Страницы: [15] 14 13 ..
.. 1 Календарь