-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в INSTITYTKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.09.2012
Записей: 1156
Комментариев: 417
Написано: 2523


Семья Алчевских (ч.2)

Пятница, 26 Октября 2018 г. 16:01 + в цитатник
Цитата сообщения Leon_Meusi Семья Алчевских (ч.2)

5570014_alchevskie_1_ (480x629, 75Kb)

Семья Алчевских

Как известно,Алексей Кириллович и Христина Даниловна вырастили и воспитали шестерых детей. Широта интересов родителей, безусловно, благотворно повлияла на детей. Все шестеро были музыкально одарены, все видели свое будущее на поприще служению украинскому  народу, и каждый из детей оставил заметный след в истории отечественной науки и культуры.Попытаюсь рассказать вам о каждом, начиная от старшего и заканчивая самой младшей.



Самого старшего сына Алчевских звали  Дмитрием. Родился он в 1866 году, когда Христине Даниловне было всего 25 лет.

5570014_ (78x104, 3Kb)

Дмитрий Алексевич Алчевский(1866-1920).

Дмитрий окончил физико-математический факультет  Императорскго Харьковского университета и  защитил магистерскую диссертацию, преподавал в университете естественные науки, в частности биологию. Как и братья, имел музыкальные способности – играл на виолончели и гитаре,неплохо рисовал. Он в какой-то мере оказался единственным продолжателем дела отца, являясь членом Алексеевского акционерного горно-промышленного общества, руководил Земельным банком и именно с ним после смерти А.К.Алчевского вело все финансовые операции Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО). Дмитрий был женат на Евгении,дочери генерала Александра  Попова, происходившего из старинного дворянского рода. 


5570014_386545_original (692x700, 84Kb)


Семья Дмитрия Алчевского проживала в Харькове в собственном доме, построенном в 1896 году по проекту архитектора А. Н. Бекетова. Этот дом на ул. Садово-Куликовской, 13 (ныне ул Дарвина, №13) был выстроен в необычном для Харькова стиле. Здание, по собственному выражению самого А. Бекетова, решено в мавританском духе - сочетании готики и арабского зодчества.Во внешнем облике здания это отражают стрельчатые аркады, сложные карнизы, "витые" колонки, вычурные башенки; в интерьере - сложная орнаментальная лепнина (сохранилась частично).

5570014_11 (700x525, 262Kb)
Дом Дмитрия Алчевского в Харькове.

 В связи с финансовыми бедами, постигшими Алчевских, дом был продан  владельцем в 1903 году  Обществу трудящихся женщин, которое открыло в нем детский сад, а в 1911-1912 годах пристроило с северной стороны новую часть корпуса и открыло гимназию.  В 1924 году гимназию преобразовали в среднюю школу № 1.Сейчас в этом здании расположен Украинско-британский колледж.

Живя в Харькове, Алчевские имели дома в Николаеве, в селе Алексеевке (под Алчевском), а также земли в Крыму – Ореанде и Кикинеизе. Современный курорт Понизовка (ранее Нижний Кикинеиз) расположен в одном из красивейших уголков Южнобережья. С севера он защищён высокими обрывами Айпетринской яйлы, в западной части находятся мысы Троицы и Узун, с востока – мыс Кикинеиз.



5570014_limeny (300x237, 29Kb)

Голубой залив возле Симеиза, поселок Лимены (Понизовка). 

В 1886 году Дмитрий Алексеевич Алчевский приобрёл землю возле деревни Кикинеиз (ныне село Оползневое). До него участок принадлежал командиру греческого батальона генералу Феодосию Ревелиоти. Штаб пограничного батальона находился в деревне Кикинеиз, и дача генерала, которая называлась «Святая Троица», располагалась ближе к морю, где-то на месте современного курорта. В путеводителе Г.Москвича, изданном в 1913 году, есть следующее указание: «На второй версте от Кикинеиза находится имение господина Корнейчик-Севастьянова, а внизу – выдающийся в море мыс Кикинеиз, возле которого расположено имение Алчевских» (Г.Москвич, «Путеводитель по Крыму», 1913 г.). У Алчевских была идея построить на этом прекрасном участке город-сад, подобный тому, который строился рядом в Симеизе. В Крымском государственном Республиканском архиве сохранился план части имения Евгении Алчевской (жены Дмитрия), изданный в 1903 году в Харькове, на этом плане были указаны улицы, аллеи и проспекты будущего курорта: Горная, Морская, Церковная, Лесная и др. (ЦГАК, Ф. 377. Оп. 16. Ед.хр.31). Сегодня аллеи парка в Понизовке во многом повторяют задуманный когда-то город-сад. После банкротства отца часть участка была продана Дмитрием Алексеевскому горно-промышленному акционерному обществу. В 1907-1908 годах, судя по объявлениям путеводителя Г.Москвича, продажа земли Алчевской продолжалась.  Цена участка земли зависела от близости к морю. Всего продавался 101 участок, и в 1912 году 85 участков купили врачи, профессора, учителя. В имении к тому времени был проведен водопровод, разбит парк, купальни, обустроено свыше двух верст морского берега. В рекламе о продаже земли в Кикинеизе отмечалось, что в этой части Южного берега Крыма можно увидеть закат солнца, которое заходит прямо в море, в отличие от Ялты, Гурзуфа, Алупки, Симеиза, где солнце опускалось за горы на час-полтора раньше. С запросом о покупке земельного участка нужно было обращаться в город Харьков, в торговый дом Алчевских.Сейчас на месте имения находится санаторий «Понизовка». Почти одновременно с Дмитрием Алчевским в Кикинеизе покупает участок земли Архип Куинджи.

5570014_320pxVasnetsov_Kuindzhi (320x417, 37Kb)

В.Васнецов. Портрет Архипа Куинджи.

Ученик Архипа Куинджи художник Аркадий Александрович Рылов вспоминает дачу Алчевских – с колоннами и вьющимся виноградом. Сюда часто приезжали интересные гости, собирались художники, артисты, музыканты. Особенным праздником был приезд брата, Ивана Алчевского. С его именем связывают красивый старинный дом, похожий на замок, единственное старинное строение, сохранившееся на территории санатория. Оригинальный дом с башней и островерхой крышей затерялся среди ухоженного парка. На самом краю утёса перед домом – смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид: безбрежное море, широкий пляж, вдали форосский берег… Есть большая вероятность, что это была дача Ивана Алчевского, построенная по проекту архитектора А.Н.Бекетова. 

5570014_IvanAltchevsky (200x250, 12Kb)

Иван Алексеевич Алчевский

В послереволюционный период был у этого здания и другой хозяин – Лаврентий Берия. Говорят, бывал здесь редко, приезжал на пару дней. Поблизости – никакого жилья, место уединённое. Лучшего места для отдыха и не придумать.

От брака Дмитрия Алчевского с Евгенией Поповой были две дочери. Старшая, Вера,  познакомилась в Понизовке со своим будущим мужем, впоследствии известным геологом и геохимиком, академиком Академии наук СССР Д. И. Щербаковым.Жизнь ее сложилась счастливо,Жила в Москве,где умерла  в 1973 году, похоронена на Новодевичьем кладбище.О младшей дочери - Христине расскажу несколько позже.

5570014_386960_original (700x465, 158Kb)

После установления в Харькове в 1919 году власти большевиков, жизнь "буржуя" Дмитрия Алчевского стала невыносимой.  Спасаясь Дмитрий Алексевич в середине декабря 1920 года в сопровождении дочери Веры Щербаковой и маленькой внучки Ксении уехал из Харькова в Кикинеиз , где давно уже находились его супруга Евгения и младшая дочь Христина. Евгения Александровна Алчевская проживала с дочерью  в своем собственном, но отобранном большевиками  имении, в качестве заведующей «Советским имением Кикинеиз».  Дмитрия арестовали прямо на вокзале в Симферополе по прибытии в Крым и, как думали родные, расстреляли в этом же городе. Лишь позже удалось узнать от очевидцев, что после ареста его вместе с другими задержанными под конвоем переправили в Багреевку – место массового расстрела «буржуев».Там арестованных, совершенно раздетых, расстреливали  по два-три человека. Тела сбрасывали в бассейн. Сейчас на месте расстрела находится часовня.

5570014_388014_original (700x544, 338Kb)

Есть справка Генеральной прокуратуры Украины о реабилитации Дмитрия Алексеевича Алчевского, в которой в графе «Когда и каким органом осуждён (репрессирован)» записано: «22.12.1920 года чрезвычайной тройкой Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК Южного и Юго-Западного фронтов». В состав чрезвычайной тройки, расстреливавшей людей в Багреевке, входили Удрис (председатель), Тольманц и Агафонов. 22 декабря 1920 года ими были приговорены к расстрелу 22 человека. Второй в этом списке – Дмитрий Алексеевич Алчевский. На деле Алчевского – устрашающая резолюция Удриса: «Расстрелять!». Росчерк синего карандаша. Длинно, зло и, похоже, с величайшим удовольствием садиста.

5570014_387291_original (637x700, 188Kb)

После расстрела Дмитрия его жену Евгению и дочь  Христину выбросили из собственного имения, разместив там дом отдыха ОГПУ, потом МВД, а в одном из старых зданий - «дачу Берии». С 1960 года здесь находится санаторий "Понизовка". Мать и дочь вынуждены были жить в Ялте  у чужих людей, в доме с названием «Серые дрозды». Вдали виднелось море, а под окнами старое сухое дерево облюбовали «серые дрозды».

Умерла Евгения Александровна в 1933 году и похоронена в Ялте.  Христина же вышла замуж за художника Владимира Георгиевича Душина, который вскоре оставил ее с двумя детьми на руках. Постоянные бедствия и переживания привели Христину Душину в психиатрическую больницу г. Симферополя, где её вместе с  другими больными расстреляли фашисты, захватившие Крым.
Сын Душиных, внук Дмитрия Алчевского, Юрий Владимирович Душин, танкист, погиб в годы второй мировой войны в боях против нацистских захватчиков. Дочь Тамара Владимировна Душина - хранительница истории своего рода, всю жизнь прожила в Ялте, где и похоронена.

5570014_24a43f594437df7416e7ebda5d390722 (250x188, 100Kb)
Тамара Душина, внучка Дмитрия Алчевского, с дочерью Мариной.

Второй сын Алчевских, Григорий Алексеевич , по традиции сначала закончил физико-математический факультет Харьковского университета, затем — Московскую консерваторию по классу композиции и вокала, где учился вместе с Сергеем Рахманиновым. Именно тогда началась дружба Григория с гениальным русским композитором. 


5570014__1_ (112x150, 2Kb)

Григорий Алексеевич Алчевский (1868-1920)


Композиторское творчество Григория Алчевского — представителя позднеромантического направления с заметным тяготением к славянско-украинским корням — привлекло внимание авторитетных представителей музыкальной общественности еще когда он учился в консерватории. Его симфоническая картина «Алеша Попович», написанная под влиянием творчества Сергея Рахманинова, с успехом прозвучала в Харькове в 1904 году (дирижер — Илья Слатин), а позже — в 1907 году в Москве. К сожалению,симфония не была закончена, чем был огорчен Сергей Рахманинов, который высоко оценивал творчество украинского композитора.

5570014_Rachmaninov_peinture (320x416, 46Kb)

Сергей Рахманинов. Портрет работы К. А. Сомова 

По воспоминаниям Александра Гольденвейзера, С. Рахманинов присутствовал на прослушивании первой части симфонии, когда ее представлял автор.Через время, встретившись с Григорием, Сергей Васильевич поинтересовался, закончена ли симфония, и, услышав отрицательный ответ, под изумленные взгляды присутствующих, сел за рояль и сыграл экспозицию первой части, которую слышал единожды и никогда не видел нот!!! Кстати, благодаря «Дневникам» А. Гольденвейзера мы имеем скудные сведения о даровании Григория Алчевского. А. Гольденвейзер говорит о своих сокурсниках: «Один только и есть среди них “человек” — Гриша (Алчевский). С жесткостью убеждений он на три головы выше всех по дарованию и по чутью». И далее: «Я завидую его способностям, был бы я хотя бы на половину так музыкален. При его гармоническом даре, чутья, оригинальности, чутком слухе, уме, безукоризненном вкусе, он мог наделать чудес». И вдруг… «Алчевский бросил консерваторию за месяц до её окончания. Это человек, который может, но не хочет».

5570014__1_ (200x266, 11Kb)

Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер — русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии .

Из камерно-инструментальных произведений особой популярностью у Алчевского пользовались обработки украинских народных песен и два цикла романсов. Первый из них, ор. 3, написан на тексты русских поэтов и посвящен жене Марии Николаевне Алчевской («Любовь — это сон упоительный» на слова Т. Г. Щепкиной, «Песня лунного луча» на слова К. С. Случевского, «Я знаю, отчего у этих берегов» на слова А. Майкова, «Сосна» на слова М. Лермонтова, «Ах, как у нас хорошо на балконе» на слова Я. Полонского, «Раб» ("Несчастный раб") на слова О. Чюминой).

Предлагаю вашему вниманию  романсы Григория Алчевского "Любовь - это сон упоительный" и ""Песня лунного луча" в исполнении солиста Харьковской филармонии Артема Бражника.


            

 



 

Следующий цикл, ор. 4, также состоит из шести романсов, написанных на тексты украинских поэтов, и посвящен младшей сестре — Христе Алексеевне Алчевской («Чого мені тяжко» на слова Т. Шевченка, «Літьної ночі», «Не дивися на місяць весною» слова Л. Украинки, «Душа — се конвалія ніжна» на слова Христи Алчевской, «Стояла я і слухала весну» слова Л. Украинки, «Безмежне поле» слова И. Франка).

Романс Григория Алчевского " Чого мені так тажко" на слова Тараса Шевченко исполняет Народний артист СССР Дмитрий Гнатюк.



Всемирной известностью до сих пор пользуются труды Григория Алчевского по методике преподавания вокала («Таблицы дыхания»), в которых он обобщил свой большой опыт вокального педагога. Написанные более ста лет назад, пособия не утратили своей актуальности, что подчеркнул в своем мастер-классе выдающийся певец современности народный артист Советского Союза, народный артист Эстонии Мати Пальм — бессменный председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени Ивана Алчевского в г. Харьков, 1999 г.

5570014_0_61a9a60112d36601f5cfa86f2ff33798_1495631354 (524x700, 59Kb)


Сведений о личной жизни Григория Алчевского мне найти не удалось. Известно лишь, что умер он в Москве в 1920 году.

Дочь Анна (1872-1931) закончила Харьковскую художественную школу, преподавала в воскресной школе и вышла замуж за Алексея Бекетова, сына Николая Николаевича Бекетова - профессора Харьковского университета, основоположника физической химии и химической динамики, заложившего  основы принципа алюминотермии. Алексей Николаевич Бекетов (1862—1941) сам стал профессором и академиком архитектуры,значительно изменившим архитектурный облик Харькова.



5570014_129859_original (480x700, 211Kb)

 Алексей Николаевич Бекетов(1862-1941) и Анна Алексеевна Алчевская (1872-1931). Свадебное фото. 

 

В 1897 году на улице Жен Мироносиц, напротив дома Алчевских, Алексеем Бекетовым было начато строительство своего собственного дома. В эклектичной архитектуре здания применены формы античной Греции эпохи эллинизма. Справа от входа на втором этаже ранее располагалась лоджия, антаблемент которой поддерживали три кариатиды. Над окнами первого этажа размещены многофигурные горельефные вставки.Второй этаж обрамлен колоннадой ионического ордера.

5570014_22 (320x216, 21Kb)

Фото дома А.Н. Бекетова сразу после окончания строительства.

Из воспоминаний  внука архитектора Федора  Рофе-Бекетова следует, что во дворе этого дома был и хлев для коровы, и конюшня, и сарай для экипажа. Автомобили еще были редкостью, и поскольку Алексею Николаевичу приходилось много ездить по своим постройкам, осуществляя авторский надзор, для этого держали экипаж и коня Голубчика. Многие жители Харькова в те времена имели коров. По утрам пастух, проходя по улице Чернышевской, собирал их в стадо и гнал на пастбище в окрестностях города. А окрестности были в районе нынешнего Гос­прома.

5570014_143034180_5570014_24 (600x450, 94Kb)

Дом А.Н.Бекетова в настоящее время. Ныне это Дом харьковских ученых.


5570014_ContentImageHandler (600x400, 61Kb)

Парадный зал Дома ученых.На торцевой стороне , между дверьми, находитсся камин с зеркалом над ним.


5570014_20160226_150216 (700x392, 197Kb)

Парадный зал Дома ученых украшен лепниной и живописным плафоном на потолке работы художника М. Уварова. 

5570014_20160226_163419 (392x700, 164Kb)

Зеркало и камин в парадном зале.

5570014_25 (250x167, 23Kb)

Трапезная комната расписана в стиле древнерусских теремов художником М. Пестриковым.

5570014_ContentImageHandler_1 (600x400, 50Kb)

 Рабочий кабинет Бекетова отделан резным дубом. 

5570014_28 (250x375, 46Kb)

Объединяет помещения центральная деревянная лестница с резными дубовыми перилами, которая освещается большим витражным окном.

К сожалению, этот дом А.Н. Бекетову пришлось продать после трагических событий 1901 года, чтобы спасти финансовое положение семьи Алчевских.После продажи своего дома Бекетовы некоторое время жили на съемных квартирах, пока Алексей Николаевич не построил в 1912 году свой собственный доходный дом на Садово-Куликовской улице, 37. Дом в формах неоклассицизма располагался в самом конце улицы, над Журавлевскими склонами, где участки были дешевле и место не такое престижное. Сам архитектор с семьёй жил во втором этаже, а нижний сдавал. Среди жильцов была семья художника М.Р.Пестрикова, близкого друга А.Н. Бекетова.  А уже при Советской власти, в 1930-х годах здесь поселился известный баталист Николай Самокиш, женившийся на вдове М. Пестрикова.

5570014_241 (700x525, 229Kb)

Дом №37 по ул. Садово-Куликовской(Дарвина).

5570014_18 (700x525, 225Kb)

 Мемориальная доска на доме в честь художника Н.С. Самокиша.

Анна Бекетова( в девичестве Алчевская) умерла в 1931 году, Алексей Бекетов 10 лет спустя, 23 ноября 1941 года, через месяц после начала оккупации Харькова немцами. Ему было 79 лет. Позже в печати распространились слухи, якобы Бекетов умер от голода. Но это не так. После прихода немцев у населения какое-то время еще оставались запасы продуктов. Настоящий голод начался в январе 1942 года, многие умерли весной. Алексей Николаевич умер не от голода, он тяжело болел. Хотя продолжал энергично работать почти до последнего момента. Сохранился черновик его записки на имя директора Харьковского института коммунального строительства: «Имею честь сообщить, что сего 19 августа 1941 года я после отпуска приступил к исполнению своих служебных обязанностей».  В до- и послереволюционной  квартире Бекетовых на Садово-Куликовской,37 (ул. Дарвина) до сих пор проживают их внуки Федор Рофе-Бекетов и Владимир Рофе. Федор Семенович Рофе-Бекетов — всегда с готовностью участвует в мероприятиях, посвященных истории Харькова и известным людям, с которыми так или иначе были связаны его предки. Его рассказы отличаются обилием персонажей и точных дат, что, впрочем, неудивительно, ведь Федор Семенович — доктор математических наук, профессор, точность — его стихия.

Третий сын Алчевских, Николай  (1874-1942,его фото к сожалению не нашел) после окончания  1-й гимназии учился  на юридическом факультете Императорского Харьковского университета, некоторое время работал  присяжным поверенным, преподавал  латынь и имел склонности к  литературе. После трагической смерти в 1881 году прекрасной актрисы Е.Кадминой,  часто бывавшей в доме Алчевских, Николай написал о ней трогательные воспоминания. По мнению родных он создал своеобразный интересный  роман, но, к сожалению, рукопись утеряна. Николай Алексеевич активно участвовал в музыкальной жизни Харкова, помагал младшему брату Ивану в качестве  импрессарио во время гастролей в  Росии и за границей. Он всегда был   душою любой компании – любил составлять программы  и сценарии различных праздников, особенно новогодних, которые проводил на удивление интересно и весело. После 1917 года Николай Алексеевич находился в частях Красной армии, где занимался вопросами просвещения. В 1919 году он издал в  Харькове один из первых советских учебников для взрослых – “Рабоче-крестьянський букварь”. Николай  активно участвовал в ликвидации безграмотности на Харьковщине, а потом учительствовал в различных   школах Харькова,  где преподавал  украинский и русский языки, а также в вузах Харькова, получив ученое звание профессора. В мае 1942 года, во время нацистской оккупации, Николай Алексеевич умер от истощения в больнице  на Пушкинской. Похоронен в братськой могиле, место расположения которой остается неизвестным.

5570014_ (114x150, 4Kb)

 Иван Алексеевич Алчевский (1876-1917).

Младший из братьев Иван Алексеевич всю свою жизнь отдал сцене. После окончания в 1901 году природоведческого факультета Харьковского университета и занятий с братом Григорием, Иван Алчевский был принят в труппу прославленного Мариинского театра, где совершенствовал свое мастерство под руководством Александры Валериановны Панаевой-Карцевой и Йозефа Палечека, который назвал его «Рубинштейном в пении». Кроме того, с 1902 года он осуществляет «учебные» поездки во Францию, где берет уроки у выдающегося певца и педагога Жана де Решке. Но наибольшее влияние на формирование Ивана Алчевского как певца имела великая Фелия Литвин (Фелия Литвинова, настоящие имя и фамилия Франсуаза Жанна Шютц, Francoise Jeanne Schutz) — непревзойденная исполнительница ролей вагнеровского репертуара, одна из лучших интерпретаторов партий в его операх.

5570014_l_036 (454x700, 206Kb)

Фелия Васильевна Литвин (наст. имя Франсуаза-Жанна Шютц)

По рекомендации Фелии Литвин  Иван Алчевский был приглашен в 1906 году в театр «Ля Монне» в Брюсселе, где артист покорил публику исполнением партий Лоэнгрина (Р. Вагнер), Рауля в «Гугенотах» (Дж. Мейербер), Ромео (Ш. Гуно) и в операх К. Глюка. Интересно напомнить, что Фелия Литвин была племянницей Софьи Александровны Бутаковой — бабушки Сергея Рахманинова по материнской линии. Именно ей — прекрасной постоянной исполнительнице Рахманиновских романсов — композитор посвятил один из своих вокальных шедевров «Диссонанс». Летом 1906 года Иван Алчевский гастролировал в лондонском «Ковант-Гарден» (с М. Баттистини и Э. Дестиновой), затем в «Манхеттен-опера» в Нью-Йорке. В 1907 году он вернулся в Москву и стал работать в театре С. Зимина, в Большом театре и частных антрепризах.С мая 1908 года Иван Алчевский вместе с Федором Шаляпиным был приглашен в прославленные Дягилевские сезоны, где пел в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова и в «Борисе Годунове» М. Мусоргского во Франции. 1908 год знаменательный в сценической карьере Ивана Алчевского: он стал солистом парижской «Гранд Опера»! «Мой дорогой друг! Я обожествляю ваш талант! Хотел бы слышать вас во всех своих произведениях! Счастливы те люди, которые могут аплодировать вам» — писал К. Сен-Санс после ошеломляющего успеха Ивана Алчевского в опере «Самсон и Далила».

5570014_Ivan_Alekseevich_Alchevskii_1_ (180x224, 6Kb)

Иван Алексеевич Алчевский.

В 1910 году Иван Алчевский вступил в труппу Большого театра и в то же время продолжал сотрудничество с «Русскими сезонами» Дягилева; выступал с оперными артистами — А. Больской, М. Долиной, В. Касторской, В. Кузой, М. Михайловой, В. Петровым и другими. Париж, Лондон, Марсель, Санкт-Петербург, Москва, Одесса стали свидетелями триумфальных выступлений певца. Современники отмечали непревзойденный уровень исполнения Иваном Алчевским партий вагнеровских опер. Сказывалась великолепная школа Фелии Литвин и польза «Таблиц дыхания». Как и его знаменитая учительница, И. Алчевский брал активное участие в симфонических концертах А. Зилоти, С. Кусевицкого. Исполнял сольные партии в «Колоколах» С. Рахманинова, «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза, выступал под управлением Ф. Блуменфельда, Е. Купера, Е. Направника, А. Никиша. В 1917 году артист с большим успехом гастролировал в Харькове, Тбилиси и Баку, где и закончился его творческий и жизненный путь.Знаменитый певец скончался скоропостижно от воспаления мозговых оболочек - менингит. В небольшой в часовне при больнице 27 апреля по нему состоялась панихида, на которой присутствовала его сестра, вся оперная труппа театра, многочисленные почитатели его таланта, градоначальник Баку Я.В. Смирнов.

Через несколько дней тело артиста на поезде было доставлено на родину. Те, кто присутствовал на похоронах, вспоминали, что в Харькове, когда его тело опускали в могилу, над ним все время пел соловей. И пока к деревянному кресту прикрепляли крест из фиалок от семьи Фон Мек — той самой, что дружила с Чайковским,пение продолжалось. Казалось, что пел не соловей, а душа умершего певца…

Ниже предлагаю вашему вниманию несколько роликов с  оперными партиями в исполнении Ивана Алческого.







 

 

Любимицей семьи считалась младшая дочь Христина, которой Бог дал самые разносторонние таланты.

5570014_130999_original (450x330, 38Kb)

Христина Алексеевна Алчевская ((1882- 1931)

 

Начальное образование Христина получила в домашней школе, затем в харьковской Мариинской женской гимназии. Продолжила учёбу на высших педагогических курсах в Сорбонне в 1900—1902 годах.Однако финансовый крах семьи Алчевских заставил прервать учебу. По возвращению на родину преподавала французский язык в гимназиях Харькова.

5570014_Bez_nazvaniya_3 (186x271, 8Kb)

Христина Алчевская по возвращению из Парижа.
 

Постоянной наставницей для нее всегда была  мать Христина Даниловна, основавшая женскую воскресную школу в Харькове. Именно она открыла младшей дочери, как и своим старшим детям, глубину отечественной и мировой литературы и искусства.  В доме Алчевских всегда царила атмосфера благодатной высокой интеллигентности и творчества, что способствовало духовному развитию их детей.Свои первые стихотворения и рассказы на русском языке десятилетняя Христя поместила в рукописном журнале «Товарищ». С тех пор она не оставляла перо, совершенствуя украинский язык, овладевая сложной техникой французского стиха.С 1902 года Христина начала печататься в периодических изданиях, литературно-художественных альманахах.

В августе 1903 года Христина Алческая участвует в открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве.Ради такого знаменательного события в Полтаве собрались представители украинской интиллигенции, писатели и деятели культуры со всей Украины.Парадоксально, но на открытии памятника основателю украинской литературы было запрещено произносить речи на украинском языке.

5570014_124 (605x700, 162Kb)

Памятник Котляревскому в Полтаве.

Памятник Котляревскому представлял собой большой пьедестал, на котором установлен бронзовий бюст писателя. В нижней части памятника — три бронзовых горельефа с изображением главных героев «Наталки-Полтавки», «Энеиды», «Москаля-чародея». Бюст и горельефы бесплатно изготовил скульптор Л. Позен. Проект пьедестала — архитектор Шершов. В работе над памятником брали участие скульптор П. Певный, художник В. Волков, архитектор А. Зиновьев. Высота памятника 5,7 метров. Бронзовый бюст И. Котляревского установлен на постаменте, увенчанном лавровым венком. Христина Алчевская знакомится в Полтаве с Лесей Украинкой, Михайлом Коцюбинским, Панасом Мирным и другими погрессивными деятелями украинской культуры, что сказывается на ее дальнейшем становлении и творчестве.

5570014_1211701_sm (586x426, 46Kb)

 Участники открытия памятника Котляревскому в Полтаве 30 августа 1903 г.

5570014_121252 (361x373, 103Kb)

Фрагмент предыдущего фото,в центре Христина Алчевская.

В 1907 году в Москве был издан первый сборник произведений Х.А.Алчевской  «Туга за сонцем».Его высоко оценил Иван Франко: «От всего сборника пахнет молодостью...Ее влечет к себе красота и все поэтическое». Годы творчества Христины приходились на эпоху сложных социальных потрясений и напряженных идейно-эстетических споров и разногласий в литературной среде. На формирование мировозрения  юной поэтессы оказали влияние встречи и беседы с Б.Гринченко, Н.Михновским, Н.Вороным, Г.Хоткевичем, увлечение произведениями Т.Шевченко, О.Кобылянской, более поздние контакты и переписка с И.Франко, Л.Украинкой, Н.Коцюбинским, П.Грабовским, В.Стефаником, М.Павликом и другими прогрессивными украинскими писателями и общественными деятелями. Тесная многолетняя дружба связывала Х. Алчевскую с Ольгой Кобылянской. 

5570014_2_1_ (215x314, 9Kb)

Ольга Кобылянская и Христина Алчевская

Поэтические сборники «Вишневий цвіт», «Пісні серця і просторів» – гимн в честь украинского народа и  его непокоримого освободительного стремления. «Сльози», «Встань, сонце», «Мандрівець» полны трагизма, имеют много общего с антивоенными произведениями Ольги Кобылянской и  Марка Черемшины. Произведения Христины Алчевской отражали настроения и надежды украинской демократической  интеллигенции, осуждавшей социальное неравенство и национальное угнетение.Алчевскую причисляют к основателям Революционной украинской патрии (РУП). В 1905 году она сочинила революционный марш "Гей, на бій! ".  Он начинался призывом: «Гей, на бій! За нами встануть всі зневолені люди….». Юная поэтесса даже подверглась аресту и допросам жандармерии, ей было выдвинуто обвинение в призыве к вооруженному восстанию.Еще раз подобные неприятности случатся в 1918 году, когда во время оккупации Украины австро-германскими войсками Алчевская была арестована по обвинению в "злостном интернационализме и коммунистической пропаганде".Искренняя любовь к народу, стремление служить в меру своих сил и таланта борьбе за лучшее будущее, всегда были ведущими в культурно-общественной деятельности и литературном творчестве Алчевской.Но в целом после 17-го года поэтесса отходит от политической борьбы и активно занимается переводами. Появившаяся в 1963 году Хартия переводчиков утверждает, что перевод должен содействовать лучшему взаимопониманию между народами. Учитывая объем переведенной литературы, вклад Христины Алчевской в развитие такого взаимопонимания – просто феноменален. Она переводила на русский язык стихотворения Франко, Грабовского, Старицкого, на украинский – произведения Пушкина, Некрасова, Огарева, Рылеева, Одоевского, Беранже, Вольтера, Корнеля, Мольера, Гюго, Жюля Верна, Барбюса, на французский - произведения Шевченко, Тычины, занималась также переводами с польского и немецкого языков.

На конец 20-х – начало 30-х годов приходится новый взлет творческой активности Христины Алчевской, во многом связанный со знакомством с Анри Барбюсом, который неоднократно посещал Советский Союз, в том числе и Харьков.

5570014_pavlichevviportretanribarbyusa1932580x763 (532x700, 81Kb)

Павлычев В.И. — Портрет Анри Барбюса. 1932

Под его влиянием Алчевская пишет драматические историко-революционные поэмы "Луїза Мішель" (1926) и "Загибель юнака" (1931), которые, впрочем, стали последними ее значимыми произведениями.Христина Алчевская неустанно воплощала все новые и новые замыслы до последних дней жизни, печаталась в харьковских газетах и журналах, была членом Украинского общества драматургов и композиторов, готовила двухтомное издание произведений, которое после ее смерти по разным причинам не увидело свет. Она оставила огромное рукописное наследие (около 4 тысяч произведений), значительная часть которой хранится в отделе рукописей Института литературы НАН Украины и в Национальной библиотеке им. В. Вернадского.

Однако многим его планам и начинаниям так и не суждено было осуществиться. Одинокая, почти без средств к существованию, она умерла в пору золотой осени 1931 года, имея неполных 50 лет.

В советский период творчество Христины Алчевской особо не популяризировалось. У товарищей, ответственных за литературный участок идеологического фронта, были иные любимые авторы. Впрочем, и после смены эпох мало что изменилось. Из известных изданий последних лет называется лишь том избранных произведений, увидевший свет еще в далеком 1990 году.



Память – это колодец, дно которой покоится  где-то в незмеримых глубинах. А еще ее можно сравнить с вековым разлогим дубом – символом талантливой семьи Алчевских – патриотов Украины, пример служения Отчизне которых и ныне вдохновляет молодых Харьковчан.
 
ИСТОЧНИКИ:№1, №2, №3, №4, №5
s (27) (393x40, 14Kb)/
Рубрики:  История России
История образования.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Leon_Meusi   обратиться по имени Пятница, 26 Октября 2018 г. 16:40 (ссылка)
Спасибо за цитирование!
5570014__1_ (600x600, 1040Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку