Русско - американская Саломея
Она меняла имена, личины, города и любовные связи, становясь героиней громких скандалов, законодательницей мод. Первая российская актриса, удостоенная звезды на Голливудской аллее славы, приятельница Михаила Фокина, Сомерсета Моэма, Фёдора Шаляпина, Анны Павловой, Чарли Чаплина. Она вскружила голову Рудольфу Валентино и вдохновила Теннеси Уильямса посвятить свою жизнь театру.
Примесь испанской крови, выдуманное имя, библейская внешность, тяга к роскоши, склонность к эпатажу и конечно же талант, — у этой женщины было много предпосылок для того, чтобы быть успешной. Впрочем, жизнь Назимовой была совсем не похожа на глянцевую сказку: в ней были и предательство матери, и жёсткое отцовское воспитание, и затяжной роман с запойным гением Петром Оленевым, и полный провал фильма «Саломея», и онкологическая болезнь… Однако, несмотря на все драматические события, она была любима публикой, которая обращалась к актрисе не иначе как «Мадам». А признание зрителей, сохранённое на протяжении всей жизни, заслуживают далеко не все.
«Для американцев я — загадка и это лучшая моя реклама», — убеждена была Назимова. Впрочем, так оно и было: эмигрантов из России в ту пору было немного, поэтому востребованность загадочной русской души на театральных подмостках и телеэкранах была весьма велика. Назимовой предлагали баснословные гонорары.
Алла Назимова (она же Аделаида Левентон) родилась в 1879 — в один год со Сталиным, Троцким и Эйнштейном. Богатая семья, шикарный особняк на ялтинской набережной, — Так почему же Назимова так тщательно скрывала все сведения о своей жизни в России, почему отказалась от имени? Только ли ради рекламы? Кто бы мог подумать, что когда-то в России за неосторожное высказывание о желании стать артисткой и невинную декламацию стихов она была жестоко избита собственным отцом. Где это видано, чтобы порядочная еврейская барышня из хорошей семьи грезила сценой?!
Подлинный талант молоденькой актрисы Назимовой разглядел именно Орленев.
Орленев, знакомый Чехова и Горького, был режиссёром-самородком, но его безудержная страсть к алкоголю сметала всё на своём пути, подобно цунами. Премьеры гремели, залы рукоплескали, а все гонорары тут же улетали в соседнем кабаке. Но несмотря на пагубную страсть, Орленев пользовался большим уважением со стороны многих деятелей культуры. Сам Чехов считал его блестящим собеседником и охотно прощал Павлу Николаевичу его вредные привычки. Антон Павлович частенько звонил в ялтинскую аптеку Левентонов, разыскивая загулявшего товарища: «Где Орленев? Скажите, чтоб приходил ко мне, не всё ли ему равно, где пить… Красное вино его подогревается и папиросы «Гвардейские» ждут его на окне».
Алла оказалась в Америке именно благодаря нему. Почему бы не стать этакими первооткрывателями, думал Орленев: русская труппа в США! В 1905 году! Такого ещё не было в истории! Предприятие имело успех. Публика с восторгом приняла чеховские постановки, «Царя Фёдора Иоанновича» Алексея Толстого, «Евреев» Евгения Чирикова и даже новатора Ибсена. Всё-таки Орленев был генератором блестящих идей!
В мае 1906 года Орленев уехал в Россию, где и умер в 1932 году, в возрасте 62 лет. Она же выучила английский за 4 месяца, подписала более чем выгодный контракт с театральным продюсером Лу Шубертом и ушла с головой в работу. Алла блистала на Бродвее, а в возрасте 37 лет дебютировала в кино. Подумать только: русская эмигрантка получала в несколько раз больше, чем сама — святая святых! — Мэри Пикфорд. Требовать гонорары Алла умела как никто другой, ее характер был железным и бескомпромиссным. Алла отстроила роскошного особняк в колониальном стиле на бульваре Сансет , воссоздающий на чужой земле благословенный уголок её родного Крыма, и назвала его «Сады Аллы» иди «Сады Аллаха» («Gardens of Allah»); там она принимала своих богемных знакомых, развлекая их стриптизом и экстравагантными нарядами. Назимова даже была вхожа в Белый дом, где общалась с президентом Рузвельтом. Да, такого успеха в родном отечестве она бы никогда не смогла достичь! «В России я была никем»...
Немного о личном.Назимова время от времени давала почву для слухов. На бисексуальность Аллы указывали богемные дамы: актрисы, жёны её приятелей… Атмосфера загадочности, полунамёки, скандальные слухи...
В карьере были свои сокрушительные поражения. Переломным моментом стал фильм
«Саломея», который полностью спродюсировала сама Алла, щедро вложив в него свои средства. Назимову ждал оглушительный провал. Рейтинги падали и от роскошных привычек пришлось постепенно отказаться: в частности, шикарный особняк Аллы был продан.
В последние годы актриса жила скромно и уединённо, сама занималась хозяйством и писала мемуары, опубликовать которые, к сожалению, так и не успела. Она скончалась в Госпитале добрых самаритян в Лос-Анджелесе. Назимовой было 66 лет.Она была успешна при жизни, а вот после смерти все разговоры о ней стихли.
На похоронах Назимовой читали вслух подчеркнутые ее рукой отрывки из двух книг, лежавших на тумбочке актрисы: 'Этики' Спинозы и 'Размышлений' Марка Аврелия. В этих отрывках речь шла о том, что все в мире является относительным, громкая слава является быстротекущей, и даже память о ней быстро погружается в забвение.
Одна из первых экранизаций
"Дамы с камелиями" Дюма с участием величайших звезд тогдашнего кинематографа: ныне несправедливо забытой русской актрисы Аллы Назимовой и Рудольфа Валентино. Экстравагантный дуэт органично дополняет Наташа Рамбова (любовница первой и будущая жена второго), которая работала над фильмом в качестве художника.
Изабелла Росселлини в образе Аллы Назимовой
У Рэймонда Чэндлера, одного из основателей американского детективного жанра, есть рассказ "Горячий ветер". В нем сыщик, расследуя убийство, является в дом одной женщины. Даму зовут Евгения Колченко. Она русская и состоит в тайной связи с женатым американским коммерсантом. Евгении есть что скрывать, и она встречает сыщика неприветливо. Мисс Колченко говорит с сильным акцентом и выглядит экстравагантно: сильно накрашена, ногти на ногах позолочены, сигарета вставлена в мундштук "длиной с бейсбольную биту". Когда Колченко отшатывается от незваного гостя и картинно раскидывает руки по стене, сыщик про себя бормочет: "Дама с камелиями из школьной самодеятельности", а вслух насмешливо бросает ей: "Кончайте спектакль, Назимова".
Будни Голливуда
Американская актриса Алла Назимова частенько устраивала экстровагантные вечеринки, причем некоторые из них растягивались на несколько дней. Проходили они как правило у нее дома, в “Саду Аллы”. Это место, размером в три с половиной акра, было очень популярным у элиты Голливуда. Однажды, во времы подготовки к очередной из вечеринок, догадываясь, что кульминацией вечеринки станет стриптиз Назимовой, другие кинобогини Голливуда решили отвлечь внимание от первой киностриптизерши, явившись на званный прием почти в чем мать родила. Бетти Блит остановила свой выбор на костюме царицы Шебы: ее груди были едва прикрыты ниточками жемчуга. Перл Уайт, Коллин Мор, Дороти Гиш и Констанс Толмедж тоже не постеснялись обнажиться. Их примеру последовала непорочная юная звезда “Парамаунт” Мэри Майлз Минтер.Мэри Пикфорд, нарядившись в костюм “маленького лорда Фаунтлероя”, бархатный костюм с кружевным воротником и короткими брючками, не имела успеха. Другое дело – Барбара ла Мар, покорившая Америку “слишком красивая девушка”: она-то знала, что такое Голливуд. Перед ее бунгало у бассейна в “Саду Аллы” висел лозунг: “Приглашаются все”. Об этой назимовской вечеринке потом еще много судачили в Голливуде : как только начинала играть музыка, двадцать голых девушек с визгом прыгали в бассейн, имевший форму Черного моря, напоминавшей Назимовой ее родину. Вслед за девушками прыгали все мужчины, умевшие и не умевшие плавать... а Назимова после этого обиженно удалилась в свое бунгало.
Сокращенный текст Валерии Мухоедовой
http://www.womanontop.ru/2014/07/alla-nazimova-zhenshhina-hameleon/
http://vk.com/topic-9820684_25867072
http://fenixclub.com/index.php?showtopic=90023
http://www.vestnik.com/issues/2000/0509/win/shater.htm