-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19388
Комментариев: 1194
Написано: 20842


Ташкентский Колизей

Вторник, 22 Апреля 2014 г. 03:29 + в цитатник

В старом Ташкенте  всегда остро ощущался недостаток во вместительных зрительных  залах. Театральные спектакли и цирковые  представления  как профессиональных гастролеров, так и любительских коллективов на протяжении долгого времени проводились во всевозможных приспособленных помещениях.

В 1904 году на улице Джизакской нового города (затем она носила имя «Правды Востока», а теперь это улица Бухоро) по проекту инженера  Е. В. Гофмана был выстроен деревянный шатровый цирк типа «шапито» на средства ташкентского коммерсанта  Г. М. Ценцадзе. Как иронически писал знаток старого Ташкента А. И. Добросмыслов, «цирк редко бывает пустой, всегда есть  какая-нибудь труппа, обирающая публику». Помещение первого деревянного цирка Ценцадзе было более чем скромным, и это побудило владельца позаботиться о строительстве более солидного здания.

В 1912 году инженер Дьяков разработал проект нового цирка-варьете со сценой и залом диаметром  18,7 саженей  (около 40 метров), перекрытыми  большепролетным металлическим куполом конструкции системы Шведлера. На следующий год варшавский инженер  А. Е. Гарней спроектировал само здание в стиле модерн. Однако постройка, возведенная  в 1913 году под руководством ташкентского инженера  Г. К. Попова на месте старого деревянного цирка, была упрощена по сравнению с проектом. Тем не менее, она стала самым крупным и вместительным зрелищным общественным зданием дореволюционного Ташкента (около 1100 мест).

1 1913-ый год (700x438, 60Kb)

Фото / 1913-ый год

На Джизакскую улицу выходил только главный фасад, выполненный в строгих  классических формах с явным выражением приемов ампира. Над входом архитекторы разместили  балкон, поднятый над тротуаром на пилонах с приставленными к ним дорическими колоннами. Слева от цирка-варьете помещался ресторан «Театральный».

По функциональной целесообразности и новаторству конструкции этот концертный зал, названный «Колизеем», безусловно, своим внешним видом наглядно свидетельствовал  о достаточно высоком развитии технической и архитектурной мысли в Туркестане и стал характерной достопримечательностью города.

Несмотря на «цирковой вид», ташкентский «Колизей» представлял собой довольно импозантную  концертную площадку, где выступали многие выдающиеся артисты своего времени. Сохранились, например, подписанные фотографии Леонида Собинова и Надежды Плевицкой, подаренные ташкентским зрителям во время  концертов  в 1914 году. Впрочем, в театральном фольклоре существует рассказ о замечании  Ф. И. Шаляпина,  сделанном во время его гастролей в Туркестанском крае. По поводу предложения выступить в ташкентском «Колизее» великий певец будто бы ответил: «Я в конюшнях не пою!».

В 1918 году концертному залу  «Колизей» было присвоено имя  Я. Свердлова.  Как самое вместительное общественное здание города  «Колизей» (театр имени Я. Свердлова) постоянно использовался для проведения массовых  мероприятий – собраний, съездов, сессий. Здесь выступали многие государственные и военные деятели страны. Среди наиболее важных событий, связанных с этим зданием , - провозглашение образования Туркестанской автономной ССР на  V съезде Советов Туркестанского края 30 апреля 1918 года и обнародование решения о национальном размежевании Средней Азии и образовании Узбекской ССР, которое было принято на проходившей здесь в сентябре 1924 года Чрезвычайной сессии ЦИК Туркестанской АССР.

2 1920-е годы (700x490, 76Kb)

Фото / 1920-е годы

Практически все знаменитые артисты, оркестры, танцевальные и театральные коллективы, гастролировавшие в Узбекистане в  ХХ  веке, выступали в этом зале.

3 Улица Джизакская_ Слева Колизей (1927 г_) (700x501, 98Kb)

Фото / Улица Джизакская. Слева Колизей (1927 г.)

В  ташкентском «Колизее» был создан в 1918 году  ГРТОБ – Государственный русский театр оперы и балета,  а с 1939 года организован и Узбекский оперный театр. Оба театра показывали здесь свои спектакли попеременно, пока их не объединили и перевели в новое,  специально построенное здание ГАБТа. А старый концертный зал стал главным залом республиканской филармонии.

4 1930-е годы (700x485, 62Kb)

Фото / 1930-е годы

В конце ХХ века было принято решение о полной реконструкции бывшего «Колизея» для нужд биржи. Но самая главная составляющая старого театра  - его знаменитый купол системы Шведлера до сих пор продолжает служить людям.

5 Современный вид (674x474, 45Kb)

Фото / Современный вид

 

kamalov.uz

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

birzha-v-gorode-tashkent-uzbekistan-0000544925-preview (574x430, 81Kb)

Республиканский Биржевой центр - одно из оригинальных архитектурных сооружений современного Ташкента. Известно, что он вырос на «останках» бывшего концертного зала. Ташкентцы старшего поколения хорошо помнят, что на его сцене в разные годы блистали многие звезды отечественной и мировой эстрады. Однако мало кому известно, что в начале минувшего века здесь располагался театр-цирк «Колизей», являвшийся самым крупным театральным зданием во всем Туркестанском крае. 

Его владелец Георгий Цинцадзе не принадлежал к числу самых богатых предпринимателей города, но был в Ташкенте человеком известным и уважаемым. Он родился в 1868 году в Грузии в довольно состоятельной семье Мирзы Цинцадзе и Вардо Шарашидзе. Когда подростку исполнилось 14 лет, его забрал к себе в Ташкент крестный Давид Лежава. Поскольку у мальчика был красивый голос, крестный отправил его на учебу в Германию. Однако вскоре юный Георгий вернулся в Ташкент, так как певца из него не получилось. 

Спустя некоторое время молодой человек женился на Софье Накашидзе-Беридзе, девушке из обедневшего княжеского рода. Кстати сказать, ее бабушка была некогда фрейлиной при дворе Александра III. У Георгия и Софьи родилось семеро детей - один сын и шесть дочерей.

Обосновавшись в Ташкенте, Г. Цинцадзе решил заняться гостиничным бизнесом и вскоре достиг в этом деле заметных успехов. На свои средства он построил две гостиницы - «Европа» и «Бельвю», ПЕРВАЯ из которых считалась лучшей в городе.

Являясь большим поклонником театрального искусства, Цинцадзе в 1900 году поднимает перед Городской Думой вопрос о необходимости строительства в Ташкенте грандиозного театрального здания для народных масс, предназначенного для спектаклей, концертов и цирковых программ. Однако городские власти не поддержали предложения мецената, и он в 1902 году начинает строить театр на собственные средства. Продав гостиницу «Европа», Цинцадзе лишь в 1913 году завершает строительство театра-цирка, расположившегося в центре европейской части города. Тем не менее, здание начало функционировать еще задолго до официального открытия. В незавершенном виде оно представляло собой не театр-цирк, а полустационарный цирк с железным куполом. В афишах он так и назывался - «Цирк Цинцадзе». Первое представление состоялось здесь в 1905 году - на его арене выступала приехавшая из России труппа Назарова. В том же году ташкентская публика аплодировала искусству знаменитого клоуна-дрессировщика В. Л. Дурова. Газета «Туркестанские ведомости» писала, что «цирк господина Цинцадзе был настолько переполнен зрителями, что, как говорится, негде было яблоку упасть. Толпы народа стояли в проходах, а несколько десятков зрителей, уподобившись птицам, разместились на стропилах или балках над галеркой». 

Однако в последующие годы цирк использовался лишь для театральных спектаклей и концертов, которые шли на сцене, примыкавшей к манежу. Театральные антрепризы, приезжавшие на гастроли из России, показывали здесь спектакли по пьесам Шекспира, Мольера, Островского, Чехова. Начиная с 1910 года в цирке устраивались сеансы кинематографа, а в перерывах между ними выступали фокусники, акробаты, жонглеры, факиры, звукоподражатели. Затем стали проводиться чемпионаты французской борьбы, в которых наряду с известными европейскими борцами участвовали и узбекские богатыри - палваны.

Стремясь привлечь внимание театральных и цирковых предпринимателей к новому зданию, Г. М. Цинцадзе в 1913 году, незадолго до открытия театра-цирка, публикует подробный анонс в артистическом журнале «Орган», издававшемся в Варшаве. Давая техническую характеристику сооружения и отмечая его универсальный характер, он отмечал, что «всё здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетки, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т.п.».

Здание театра-цирка, получившего название «Колизей» было построено по проекту архитектора Э. Ф. Гофмана в стиле «немецкого ренессанса». Фасад украшал балкон, который поддерживала колоннада входа. Во время празднеств и торжеств балкон использовался как трибуна. Небольшие балконы были пристроены и по обеим сторонам здания. Интерьер был лишен каких бы то ни было декоративных элементов и отличался простотой и строгостью отделки. Манеж, находящийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей - 15 рядов кресел располагались в 4 яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена. В тех случаях, когда она использовалась для спектаклей, места для зрителей устанавливались и в манеже. Театр-цирк вмещал около 1100 зрителей. В здании имелось электрическое освещение. На крыше располагалось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта. При театре-цирке работал ресторан с небольшой сценой для варьете. 

Следует отметить, что подобных стационарных зданий, предназначенных и для театральных спектаклей, и для цирковых представлений, в начале 20-го века в России было немного. Они имелись главным образом в наиболее крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Харьков и некоторых других. Ташкентский «Колизей», имевший хорошее сценическое оснащение, мало в чем уступал аналогичным зданиям, функционировавшим в России. 

Открытие театра-цирка «Колизей» состоялось в декабре 1913 года. Первый сезон здесь выступали театральные труппы. В частности, на его сцене в 1914 году театральной труппой под руководством Абдуллы Авлоний была осуществлена ​​постановка первого спектакля «Отцеубийца» М. Бехбуди, положившая начало зарождению узбекского профессионального театра. Затем партер был переоборудован в манеж, и 9 ноября 1914 года здесь состоялось первое цирковое представление. Антрепризу возглавил сам Г. М. Цинцадзе, пригласивший для премьеры лучших артистов, гастролировавших в Туркестанском крае. Через месяц начался чемпионат французской борьбы, который возглавил знаменитый русский борец Иван Заикин. Как указывалось в газетных объявлениях, представления в «Колизее» шли в этот период в следующем порядке: с 18.00 - сеансы кинематографа, с 20.30 - цирковые представления, с 23.00 - борцовские состязания. 

В 1918 году здание «Колизея» было национализировано. А спустя несколько месяцев Ташкент, в котором Г. Цинцадзе прожил интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, простился с меценатом: в 1919 году по трагической случайности Цинцадзе был по ошибке арестован вместо своего однофамильца - белогвардейского офицера - и расстрелян.

В последующие годы на сцене бывшего «Колизея» шли театральные спектакли и эстрадные концерты. Ныне в реконструированном здании располагается Республиканский биржевой центр. Прошло сто лет с тех пор, как ташкентский «Колизей» принял первых зрителей. Его владелец Георгий Цинцадзе тогда наверняка и не предполагал, что у этого здания сложится столь интересная судьба, и оно доживет до нового века. Сегодня здесь кипит деловая жизнь. О том, что на этом месте когда-то был театр-цирк, что здесь звучали смех и аплодисменты зрителей, напоминает лишь купол, взирающий с высоты за биржевыми торгами. 

Сто лет ташкентскому «Колизею» 

май/2013 Беллатерра 

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Интересна последующая судьба здания Театра Свердлова. В 80-х годах прошлого века был начат его капитальный ремонт. Вся обшивка с купола была снята и «скелет» здания простоял почти полтора десятилетия. Так бы его и снесли, однако в то время активно муссировалась тема «национального» стиля в архитектуре под которым понимались только купольные постройки. Снос крупнейшего купола в столице страны (после купола на базаре в районе бывшей гостиницы «Москва») мог быть расценён не иначе как акт вандализма и даже более того. За дело взялось Госкомимущество. Было решено превратить здание в Биржу. В результате на месте театра Свердлова оказалось эклектичное подобие мечети с помпезным порталом, занявшим половину проезжей части улицы. Ни подойти, ни подъехать к этой части здания было невозможно, а посему входить в него стали исключительно через задний проход.

TASHKENT (500x331, 186Kb)

10099718 (640x430, 44Kb)

«Намоленное» выдающимися деятелями мировой культуры место заняли мелкие спекулянты акциями. Дело у них явно не подвигалось. Биржа едва сводит концы с концами. В результате в Ташкентском Государственном институте востоковедения одной из любимых тем студенческих выпускных работ стало сравнение работы Стамбульской и Ташкентской бирж. Поначалу студенты заметили, что Стамбульская биржа образовалась ровно на 10 лет раньше Ташкентской. После этого они сдвигали в своих работах графики работ бирж ровно на десять лет и накладывали друг на друга. Сравнение было явно не в пользу осквернённого храма культуры. Оказалось, что поначалу ровно 4 года обе биржи работали абсолютно одинаково. А после этого Стамбульская биржа круто пошла вверх, а Ташкентская прозябает до сих пор. И это при том, что Стамбульская биржа в начале 90-х годов уже успела «обвалиться», пробарахтаться в кризисе около двух лет, а затем вновь бурно растёт. Кризис конца 80-х окончательно доконал «заколдованное» место Ташкентской Биржи. До спекулянтов (брокеров) наконец дошло, что превращать Храм Мельпомены в тривиальный зверинец Быков и Медведей величайший грех. Почти все они уже разбежались. Большая часть офисных помещений в здании сейчас пустует. Функционирует лишь задний проход...

А ещё с этим зданием связана сплошная мистика. Боги искусств мстят грешникам, осквернившим этот Храм культуры. Архитектора, к примеру, лишили понимания того, что ни одна Биржа в мире не работает без символов биржевой торговли — Быка и Медведя. Поэтому места перед входом для этих брокерских фетишей нет, а следовательно, и нормальных торгов внутри, тоже. Для того чтобы хоть как то оживить работу, приходится привлекать суррогатный заменитель этих тотемных животных, стимулирующую роль которых обычно выполняет прокуратура.

Заметим, что причастные к перекрытию купола здания, известные руководители — В. А. Чжен и А. М. Абдукадыров после начала работы Биржи в одночасье исчезли с горизонтов высшего эшелона государственного управления. Авиационный завод, выполнявший купольные работы, потерял директора и почти двухмиллиардный контракт. А спонсируемый им Авиационный институт вообще приказал долго жить.
И это ещё не всё. Это лишь самая видимая часть того, что творят в этом здании оскорблённые Боги...

Виктор Арведович Ивонин

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Рубрики:  Прошлое и настоящее Ташкента


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку