Филигрань или апофеозом древнего ювелирного искусства
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Тончайшая серебряная филигрань вызывала восхищение у европейцев в XVII-XIX веках. Из нее заказывали различные изделия, попадавшие в сокровищницы правителей, церкви, богатые дома европейцев. Сейчас этот вид искусства вступает в новую полосу расцвета.
Тончайшее драгоценное кружево - филигрань - хит сезона. Серебряные и золотые изыски с камнями, напоминающие о временах романтики, роскошных балах и тихих вечерах в родовых поместьях, где даже знатные девушки увлеченно занимались рукоделием, обещают побить все рекорды.
Апофеоз ювелирного искусства
Стоит отметить, что филигрань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и процветает и в наши дни, являясь своего рода русским символом. Филигрань - это изготовление ювелирных изделий с помощью особого метода. Для этого применяется способ скручивания тончайшей проволоки из драгоценных металлов. Чаще всего это серебро или золото. Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа.
Применяется и метод частичного филиграни - когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Филигранью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески, которые становятся великолепным подарком для женщины или мужчины. В основном распространена филигрань из серебра - серебряные украшения особенно эффектны и красивы.
Совместно с техникой филиграни применяют и технику скани или зерни. Эти два метода неотделимы друг от друга - вместе они создают изумительное впечатление гармонии. Скань представляет собой миниатюрные шарики или зернышки из драгоценного металла, припаянные к поверхности ювелирного изделия и образующие неповторимый узор. Этот метод очень часто используется ювелирами, так как скань или гранулирование очень выразительно и придает изделию эстетическую силу.
Самоцветы - лучшие друзья филиграни
Филигранное искусство зародилось еще в Киевской Руси, однако во времена татаро-монгольского ига почти исчезло. Постепенно филигрань стала возрождаться и к концу пятнадцатого века вновь достигла величия и популярности. В ней стали появляться новые элементы - с филигранью стали соседствовать самоцветы. Россыпи ярких самоцветов.
В восемнадцатом веке популярность филигранных ювелирных изделий вознеслась до небес. Мастера не успевали изготовлять продукцию, ассортимент которой значительно расширился: можно было увидеть и филигранные серебряные вазочки, шкатулки и даже столовые приборы. Поэтому в девятнадцатом веке было принято решение о поточном производстве такого рода изделий. Стали работать целые фабрики, выпускающие церковные атрибуты, посуду и т.д.
Следует сразу отметить, что, несмотря на видимую незатейливость технических приемов филиграни, высокое качество работы достигается практически исключительно опытным путем. Соотношение толщины проволоки, количество припоя, тонкости его состава, длительность обжига - все это составляет тайны мастерства. Изготовление настоящей филиграни раньше было возможно только при стопроцентной доле ручного труда. Поэтому изделия высокого художественного уровня, выполненные в этой технике, ценятся исключительно дорого.
Сейчас ювелирам приходит на помощь научно-технический прогресс, который значительно упрощает процесс работы. Чтобы задать драгоценной проволоки нужный диаметр, ее пропускают через особое устройство - цейзан. Сначала жгут нагревается для придания мягкости, а затем вытягивается через несколько постепенно суживающихся отверстий. Таким образом получают проволоку нужного сечения.