-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Екатерина_Москалюк

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.06.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 34628


Киевские Великие князья - не Рюриковичи, а потомки Аттилы и Кубрата из рода Дуло

Воскресенье, 04 Марта 2018 г. 12:22 + в цитатник
h.ua/story/326164

 Борис ЕВСТИГНЕЕВ

 

Наши современные представления о средневековой Руси основаны во многом на летописи, составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и получившей название «Повесть временных лет». У вдумчивых исследователей немало вопросов к этому документу, но так уж еще в XVIII веке сложилось, что именно «Повесть временных лет» стала основным источником для создания концепции русской истории.

Наша справка. «Повесть временных лет», называемая также «Первоначальной летописью», - это наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Он, как полагают, был составлен монахом Нестором (около 1114 г.) из Киево-Печерского монастыря, основанного при Ярославе Мудром. Монах, по мнению части историков, интерпретировал события на Руси в угоду стоявшей тогда у власти в Киеве княжеской династии. Изначальная редакция летописи утрачена.

Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид, и игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года.

Игумен Лаврентий написал в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть временных лет» («Лаврентьевскую летопись»). Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира (до начала XVIII века). В 1792 г. она была куплена графом Мусиным-Пушкиным, который подарил ее Александру I. Император передал летопись в Публичную библиотеку, где рукопись находится по сей день (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

  Между тем имеется немало других источников исторического знания о Древней Руси: арабских, византийских, древнебулгарских, скандинавских. Академическая наука не отрицает их наличия, но оставляет как бы без внимания «нестыковки» традиционной, «лаврентьевской», версии истории с нерусскими летописями.

 

 

Среди нерусских источников фигурирует «Джагфар Тарихы» («История Джагфара»). Этот документ стал достоянием исследователей после распада СССР. Его происхождение, оговоримся, туманно. Текст стал известен в 1990-е годы в переводе на русский язык. Введен в обращение как свод булгарских летописей, датируемый якобы 1680 годом. Оригинальные тексты отсутствуют. Представители академической науки считают данное сочинение подделкой второй половины прошлого века, хотя и признают, что историческая информация в отдельных фрагментах «Джагфар Тарихы» совпадает с фактами, известными из достоверных летописных источников.

 Согласно же альтернативной версии, признающей подлинность «Джагфар Тарихы», летописный свод был создан накануне башкирского восстания 1681-1683 годов по приказанию руководителя «булгарского освободительного движения» сеида Джагфара. В свод, написанный арабским шрифтом, вошло несколько булгарских летописей. Наиболее интересна летопись, составленная в первой половине XIII века эмиром Гази-Бараджем («Гази-Барадж тарихы»), так как в ней содержатся ранее неизвестные сведения об истории государственных образований Восточной Европы VII-X веков, на месте которых позднее сформировались Хазарский каганат, Волжская Булгария, Киевская Русь.

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

До 1939 года летописный список, как предполагается, хранился в Петропавловске в Казахстане. Проживавший там Ибрагим Нигматуллин переписал сделанные кем-то переводы летописей на русском язык. Тогда в СССР проводилась кампания по уничтожению книг и рукописей с использованием арабского шрифта и старых национальных алфавитов, и по подозрению в хранении арабских рукописей Нигматуллина арестовали. Какие-то документы при обыске изъяли, но тетради с переводом древних летописей на русский язык уцелели.

 

В конце концов они оказались у племянника Нигматуллина - Ф. Нурутдинова, проживавшего в Казани. В начале 1980-х годов тот обратился в Академию наук СССР с просьбой выделить финансовые средства на публикацию рукописей, но получил из Москвы отказ. А вскоре неизвестные похитили у него часть выписок. В 1990-е годы Нурутдинов публикует оставшиеся выписки из тетрадей дяди. Но представители академической науки сочли их мистификацией, ибо изложенная в рукописях версия истории Руси противоречила традиционной концепции Н.М. Карамзина.

Если считать «Джагфар Тарихы» мистификацией, то надо признать, что ее готовили весьма эрудированные люди, знающие о средневековой истории не только из школьных учебников. Но кто и зачем мог заниматься этим в «застойные» 1970-е годы?.. В любом случае у кого-то был доступ к сохранившимися, возможно, в поволжских мечетях старинным документам. Гипотетически потомки знатных семей волжских булгар могли располагать копиями древних летописей, а для прикрытия их происхождения сконструировать легенду о найденных «тетрадях Нигматуллина».

Если сделать предположение, что «Джагфар Тарихы» все же не фальшивка, то мы обретаем возможность расширить наши представления о становлении государственности в восточной части Европы, в том числе на берегах Волги. В летописном своде содержится немало интересных подробностей о булгарских царях, русских князьях, «татаро-монгольских ханах», которые, как следует из рукописей, родом из одного и того же древнего, царственного дома. Его представители на каком-то историческом этапе отказались от прежней единой веры предков и приняли различные новые верования: кто ислам, кто иудаизм, кто христианство. Это способствовало обособлению «ветвей» правящей много веков династии и конфликтам между ними.

По представлениям булгарских летописцев, правящие династии Волжской Булгарии, Дунайской Болгарии, Венгрии, Хазарии и Руси имели общие корни - род Дуло.

 Свод летописей, если они существовали, начал составляться в Волжской Булгарии, видимо, в XIII веке, когда волжские булгары уже исламизировались под влиянием арабского Востока. Поэтому упоминаемые в них географические названия и имена исторических деятелей имеют исковерканную тюрско-арабскую транскрипцию (Владимир стал Булымером, Андрей Тюряем и т.п.).

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Разночтение имен, заметим, привносят немало путаницы в воссоздание картины прошлого. К примеру, великого князя Литовского Витовта можно обнаружить в истории не только под этим языческим именем, но и под христианскими именами Юрий, т.е. Георгий (у православных), и Александр (у католиков). У Ягайлы было также православное имя Яков и католическое Владислав. Вот попробуй разберись, кого имеет в виду тот или иной летописец...

 

 Примечание.

Дулоба - Земли на Волыни;                                                                                                                                                      Кара-Булгар - правобережье Днепра;                                                                                                                          Русколань - левобережье Днепра + Саклань + Cаксин;                                                                                          Саклань (ТД) - земли вдоль Дона, на Кубани и Ставрополье, а также в Крыму;                                              Саксин(ТД) - земли нижнего Поволжья.

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

  Аттила

 

 

Согласно традиционной версии, Аттила (лат. Attila) - правитель гуннов, предков современных тюркоязычных, угро-финских и славянских народов. Жил с 434 по 453 год. Объединил под своей властью народы от Северного Причерноморья до Рейна. Центр гуннов находился в Паннонии (современные западная Венгрия и восточная Австрия).

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

 

Булгарские летописи начинают рассматривать родословную славянских князей именно с Аттилы, основоположника рода Дуло. Но благодаря другим источникам (*Велесова книга*) можно заглянуть в прошлое еще глубже. В конце IV - начале V века нашей эры Вандал, князь Русколани (Саклани) (держава русов, которая находилась на землях вдоль Дона, на Кубани и Ставрополье, а также в Крыму) разбил готов под предводительством Германореха и объединил русов и волжских булгар в единое государство. Его дело продолжил сын Балобер (в «Велесовой книге» его называют Голорев).

В 412 году Балобер умирает, и его сыновья делят державу между собой. Князь Рус остается править в Русколани-Саклани, а другой сын - князь Мунзук (Мундзук) - становится правителем Волжской Булгарии.

Позднее сын Руса князь Кий уводит своих людей на Днепр и основывает город Киев, а сыновья Мунзука - Аттила и Болел (Бледа) предпринимают военный поход на запад.

В древнебулгарской летописи отмечается, что после смерти Аттилы его сыновья разделили империю между собой. Бел-Кермеку (известен также как Ирнак - «Ир» на древнеславянском языке означал «светлый», «белый») досталась северная половина земель, а Денчичу - южная. Упоминается также внук Аттилы - князь Мунд (Жигмунд, или Зигмунд) и праправнук Тубджак.

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

 

Светояр - Шамбат  (ДТ)  

Сохранились сведения и о событиях в Русколани («земле русов»). Сыновья князя Албури в начале VII века поделили единую Русколань между собой. Младший сын Куврат в 629 году объявил себя правителем Великой Булгарии и отделился от старшего брата - князя Русколани Светояра (в булгарской летописи именуется Шамбатом), который назвал свою часть Русколани Дулобой.

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

 Великая Булгария просуществовала, по историческим меркам, совсем недолго (629-660 гг.). После смерти Куврата в 660 году начались междоусобные войны его сыновей. Старший сын Бат-Боян (Боян Старый) остался «на земле предков», а младший - Аспарух (Атилькэсэ) - ушел со своими людьми на Балканы и образовал Дунайскую Болгарию. Аспарух, как утверждается в летописи, дружил со своим дядей Светояром (Шамбатом).

 

В VII веке произошла битва между Бат-Бояном и вождем хазар Калгой. С обеих сторон пало около 90 тысяч воинов, из которых 50 тысяч были хазарами, а предводитель хазар Калга был зарублен. Название речки, где произошла битва, - Калка.

Около 701 года умер Аспарух, и ему наследовал представитель все той же династии Дуло - сын Тервел (Тербеди).

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Князь Черный - сын Бравлина , Кан-Караджар(ТД)

 

 

 Правнук Бат-Бояна - Авар правил в Булгарии с 727 по 759 год. Его сыновья: старший - Тат-Утяк (называли также Сарачином ), младший - Тат-Угек (он же Берендей или Веремей). Сын Тат-Угека - Тамьян поступает на службу к хазарам и становится у них военачальником. От брака с хазаркой у него рождается сын Ильяс, который тоже служит у хазар воеводой. В летописи сообщается, что он посадил на трон Хазарии Исхака Аксак-Тимера.

После смерти Авара в Булгарии правил его сын Сарачин (с 759 по 787 год). Его дочь от жены из рода русов-<словен>, т.е. <новгородцев> была выдана за хазарского хакана Аскала и родила сына - Уруса, сменившего на хазарском троне Аксак-Тимера. Имя Урус означало «имеющий связь с русами».

С 787 года во главе булгарского государства стоит  зять Сарачина - князь Черный , сын русколаньского князя Бравлина  (Кан-Караджар) .

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Светогор - Угыр Айдар (ТД)

 

 

 Согласно летописи «Гази-Барадж», в Причерноморье в первой половине и середине IX века правил сын князя Черного (Кан-Караджара)- Угыр Айдар, что дословно с тюрско-арабского означает «Связаный с Горами, Свет Дающими», или по-русски Светогор. Его мать Дарья была родной сестрой матери хазарского кагана Уруса.

Светогор (Угыр Айдар) известен нам по русским былинам. Булгарские летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека - царя, объединившего разрозненные славянские земли в единое целое - Саклань (Русколань, Киевскую Русь и булгарские княжества).

Светогор (Угыр Айдар) правил всей Сакланью с 815 (или 816) по 855 год. «Саком» именовался один из родов казаков, а «лан» на древнеславянском означает «земля». При вступлении Святогора (Угыря Айдара) на трон к нему прибыл царь Дунайской Болгарии Борис I с изъявлением покорности.

Год 839-й, как свидетельствует «Гази-Барадж», отмечен бесчинствами в степях Тавриды печенегов, союзников хазар. Светогор (Угыр Айдар) упоминается в этой летописи прежде всего в связи с его войнами с каганами Хазарии Караком и Урусом (начало IX века - 840 год) и столкновениями с хазарским беком Буртасом (840-855 гг.).

Наша справка.

Примерно в 740 году один из хазарских военачальников - Булан - перешел в иудаизм. Это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей «языческой» династии стало ухудшаться: походы против соседей проходили неудачно и военной добычи становилось все меньше.

В начале IX века потомок Булана - Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов.

Между Светогором (Угырем Айдаром) и хазарами началась война. 70-тысячное войско хазар возглавлял бек Буртас, но после долгой битвы 20-тысячное войско Светогора (Угыря Айдара) обратило хазар в бегство. Карак собрался казнить своего военачальника, однако не успел. Его самого свергла с престола хазарская знать, озлобленная поражениями в войне. С приближенными и сыновьями он бежал в Семендар. Но место укрытия было выбрано неудачно. И сам каган, и его сыновья-»язычники» были зарублены местными мусульманами. Спастись удалось только военачальнику Буртасу и младшему сыну кагана Манасу, которого бывший бек выдал за своего сына.

Наша справка. Самандар (Семендер) - ранняя столица Хазарского каганата в первой половине VIII века, располагавшаяся на прикаспийской территории современного Дагестана. В Х веке город был разрушен в результате похода русского князя Святослава.

После свержения Карака на престоле Хазарии воцарился «язычник» Урус (внук булгарского правителя Сарачина). О нем упоминал в своих сочинениях византийский император Константин Багрянородный в связи с постройкой крепости Саркел на берегу Дона при содействии Византии в царствование императора Феофила в 834 году.

Матери Светогора (Угыря Айдара) и Уруса, как говорилось выше, были родными сестрами из русского рода |<словен> (жили в Новгородской области). Урус считал себя больше русским, чем хазарином. Кстати, сын Уруса - Гостомысл (в булгарской летописи - Чинавыз) стал легендарным предводителем новгородских словен, первым посадником в Новгороде.

Урус воевал со своим двоюродным братом Светогором (Угырем Айдаром) и тоже неудачно. На стороне Светогора (Угыря Айдара) воевали угры (переселившиеся с уральских гор венгры, поэтому на древнеславянском их называли «связанными с горами»), а на стороне Уруса - печенеги.

В ходе войны владения Светогора (Угыря Айдара) расширились до пределов Булгарского княжества на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя подданным Светогора (Угыря Айдара). Сам же Светогор (Угыр Айдар) объявил себя и эмиром Булгара, и князем всей Саклани (Саклана).

Урусу, однако, удалось сохранить независимость Хазарии, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им на средства Византии крепость Саркел, гарнизон которой составляли печенеги. Только в 840 году старшему сыну Светогора (Угыря Айдара) (в булгарской летописи он назван как Габдулла Джилки) удалось нанести поражение печенегам. В том же году в связи с военными неудачами Урус был сброшен с престола и убит, как и его предшественник Карак.

Каганом стал сын Карака Манас. При нем вся власть в государстве сосредоточилась в руках бека Буртаса, которому Манас был обязан и жизнью, и престолом. Новый каган вознамерился заключить мир со Светогором (Угырем Айдаром). Но могущественный бек воспротивился этому. По его приказу хазары намеренно разгромили караван, следовавший из Булгара в Киев, чтобы спровоцировать Светогора (Угыря Айдара) на поход отмщения.

Новое кровопролитие удалось все же предотвратить. Светогору (Угырю Айдару) преподнесли голову убитого Буртаса. Нравы тогда были жестоки, и редко кто наверху властного Олимпа доживал до преклонного возраста. Светогору (Угырю Айдаруже судьба была милостива. Он умер свой смертью в 855 году и по завещанию был погребен в городе, названном в честь отца, князя Черного, Чернигов. 

«Рожденный от змея»-Лачин (ТД); Волх Всеславьевич, Вольга Святославович ( ВК)

 

 Во времена Светогора в его войске служили булгары, анты, русы. Известно и имя одного из его воевод - Будим (позднее превратилось в Вадима). Это имя он получил по названию сакланского города, в котором родился. Службу он начинал у отца Светогора князя Черного (Кан-Караджара), а в 816 году стал старшим воеводой на землях нынешних белорусов и великороссов. Его наместничество называли Белой Русью. При Будиме, утверждают булгарские летописи, были восстановлены разрушенные Новгород и Ладога. Сыном этого воеводы был известный по русским летописям Дир (Джир-Ас).

Середина IX века отмечена новыми войнами, инициаторами которых зачастую выступал Хазарский каганат, правители которого предпочитали богатеть за счет соседних народов. Там тогда имел решающее слово бек Ильяс, организовавший в 858 году убийство кагана Манаса, противящегося новым походам. На трон посадили его сына Исхака, более послушного знати. Он был хромым от рождения, булгары поэтому прозвали его Аксак Тимер.

В то время во главе Русколани и объединенных с ней территорий булгарских княжеств и Киевской Руси встал старший сын Светогора (Угыря Айдара). Он, утверждает булгарская летопись, принял ислам и получил исламское имя Габдулла Джилки (правил в 855 - 882 гг.). Из-за смены веры он вошел в конфликт со своим «языческим» окружением и младшим братом Лачыном, имя которого значило «сын, рожденный от змея» (в русских преданиях от «огненного змея» был рожден князь Волх Всеславьевич, или Вольга Святославич).

В 860 году Габдулла под давлением знати ушел в Волжскую Булгарию, где ислам уже пустил глубокие корни, и занял царский трон. Согласно булгарским летописям у него были сыновья Угыр-бат (в русских летописях - Игорь Старый), Алмыш и Мардан. После ухода старшего брата на Волгу Лачын занял престол Русколани и, чтобы не воевать с хазарами, женился на сестре кагана Исхака. 

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Дир и Аскольд -Джир-Ас (ДТ) и Ас-Халиб (ТД)

 

 

Хазары воспользовались междоусобицей между сыновьями Светогора (Угыря Айдара) и напали на Габдуллу, который вынужден был отступить. Затем они осадили Киев (Башту). Обороной крепости руководил воевода Дир (Джир-Ас). Бек Ильяс пообещал осажденным, что в случае сдачи города киевские земли получат статус княжества, свободного от Саклани (Русколани), а Дир (Джир-Ас) станет его правителем.

При посредничестве Лачына, желавшего ослабить власть старшего брата, варяга Аскольда (Ас-Халиба), находившегося на службе у хазар, был заключен мирный договор. Дир (Джир-Ас) получил титул князя, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Аскольда (Ас-Халиба). Город Киев  (Башту)- центр нового княжества - обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войском. Так перестало существовать единство Киевской Руси, Русколани и Булгара - единой державы Саклани, созданной Светогором (Угырем Айдаром). Киевской Русью стал править Дир (Джир-Ас), Русколанью - Лачин, Булгаром - Габдулла Джилки. Оговоримся, так представлена история IX века в якобы сохранившихся булгарских летописях.

Бек Ильяс в 860 году приказал Диру (Джир-Асу) и Аскольду (Ас-Халибу) произвести нападение на северные земли Византии. Однако киевское войско потерпело поражение. Дир все более тяготился хазарской властью и решил принять христианскую веру, чтобы заручиться поддержкой византийского императора. Христианство к тому времени уже распространялось на землях в районе Киева (Башту). Черноморские булгары, которых хан Аспарух привел на Балканы, крестились в 861-862 годах.

Подтверждение многих фактов, приводимых в булгарских источниках, мы встречаем в Никоновской летописи и «Велесовой книге» (хотя последнюю и не признают представители академической науки). В летописях, в частности, имеется сообщение о нападении русов Аскольда (Ас-Халиба) и Дира (Джир-Аса) на Константинополь в 860 году и о последующем крещении одного из русов.

В 863 году в Киеве (Башту) началось восстание, сопровождавшееся погромом хазарского квартала. В наведении порядка в Киеве (Башту) участвовал сам бек Ильяс с 75-тысячным войском, а киевлянам против хазар помогали волжские булгары. В ходе этой войны был убит сын Аскольда (Ас-Халиба) Тур. В бою его опрокинул ударом копья антский вождь Нанкай, и Тур погиб под копытами коней. В летописях это событие нашло отражение: сообщается, что сын Аскольда (Ас-Халиба) в 864 году погиб «от булгар».

В 870 году Аскольд (Ас-Халиб) убивает Дира (Джир-Аса) и его старшего сына. Каган Хазарии дарует ему титул князя и власть над Киевскими землями.

В этом же году Лачын, не имея детей от хазарки, вторично женится - на этот раз на венгерке. А в 880 году хазарский каган Исхак женился на дочери Алмыша (сына булгарского правителя Габдуллы). Булгарские летописи называют имена сыновей Алмыша: Газан, Арбат, Михаил, Арслан, Яков и Мал. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Алмыш и его сын Арбат в русской истории фигурируют, возможно, как венгры (угры) Альмуш и Арпад, предводители союза венгерских племен.

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Игорь Старый и Вещий Олег - Бат-Угыр(ТД) и Салахби Эрик(ТД)

 

 

 В 882 году скончался правитель Волжской Булгарии Габдулла. Княжеский престол занял его сын Бат-Угыр (Игорь Старый). Он правил по 895 год. Его двоюродного брата, сына Лачына, тоже звали Игорем. Поэтому со временем, по мере утраты древних летописей и угасания исторической памяти народов, возникла путаница в отражении событий IX - X веков. Нередко происходило отождествление двух Игорей .

Бат-Угыр(Игорь Старый) и его потомки унаследовали необыкновенную физическую силу своего предка Светогора. В булгарских летописях также утверждается, что потомок Игоря Старого ( Бат-Угыря) богатырь Челубей - участник Куликовской битвы со стороны Мамая.

Летопись «Гази-Барадж» сообщает также о непрекращающейся борьбе за Киев (Башту) В 882 году на город двинулся из Новгорода сын Рюрика(Эрика) - Салабхи (в русских летописях он фигурирует, видимо, как Вещий Олег). К нему присоединились со своими дружинами черемыс (мариец) Алабуга и старший сын Габдуллы Алмыш.

Наша справка. Салабхи у булгар означало «скользящий прозрачный дух». У славян этих существ называли «Леги» - от слова «легкие» (греки этих сущностей называли ангелами). Отсюда и имя - Олег, т.е. близкий к Легу.

Алмыш пошел в Белую Вежу - город-крепость, расположенную где-то на левом берегу реки Дон (ныне она на дне Цимлянского водохранилища), и сместил с престола Русколани своего дядю Лачына. В качестве компенсации он пообещал родственнику предоставить его малолетнему сыну Угыру (Игорю) престол Киевского княжества. Его и должны были освободить от Аскольда (Ас-Халиба) объединенные силы Вещего Олега (Салахби), Алабуги и Алмыша.

Взятие Киева прошло относительно бескровно. Киевские бояре согласились принять на княжение малолетнего Угыря(Игоря) при соправлении Вещего Олега (Салахби). Когда князь Аскольд (Ас-Халиб) и его сын Булат отказались покинуть город, их силой привели к Вещему Олегу (Салахби). Аскольд (Ас-Халиб) , если верить летописям, обнажил меч и набросился на него. Но сын Дира (Джир-Аса), убитого ранее Аскольдом (Ас-Халиб) Джун (имел прозвище Бата), был начеку и поразил князя ударом копья, отомстив за смерть отца. Поспешивший на помощь отцу Булат тоже был убит.

В булгарских летописях мотивы похода Вещего Олега (Салахби) на Киев изложены более обоснованно, чем описания этого похода в «Повести временных лет» (ПВЛ). Заметим, что легенда о призвании трех братьев на Русь (Рюрик, Синеус и Трувор) и о Рюрике как «родоначальнике» рода русских князей приводится только в ПВЛ. Ни одна другая летопись не называет Рюрика (Эрика) основателем правившего на Руси почти до VII века княжеского рода (Рюриковичи). Примечательно и то, что «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона» и «Память и похвала князю русскому Володимиру» возводят начало династии русских князей к Игорю Старому.

Главное противоречие между ПВЛ и летописью «Гази-Барадж» - в описании событий 882 года. Олег (Салахби) в ПВЛ назван родичем Рюрика (Эрика), а Олег (Салахби) в булгарской летописи - сыном.

Князь Игорь, согласно ПВЛ, - сын Рюрика (Эрика). По данным «Гази-Барадж», он - сын Лачына, князя Русколани. И это сообщение особенно важно. Оно - свидетельство тому, что киевский князь Игорь принадлежит к древнему <славянскому> роду Светогора (Угыря Айдара) (Лачын, как и Габдулла, напомним, являлись сыновьями Светогора (Угыря Айдара)).

Надо отметить, что в те времена войны на просторах Евразии зачастую носили характер столкновений на религиозной почве. На территории, где население традиционно придерживалось древних верований предков (позднее их стали называть язычеством), стали проникать новые религии: ислам - от аравийских арабов, иудаизм - из Палестины, христианство - из Византии. Кто-то из правителей придерживался старой веры, кто-то принял новую. С духовным влиянием неизбежно приходило и политическое...

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Князь Игорь и Ольга- Угыр (ТД) и Ульджай (ТД)

 

 

В 895 году Игорь Старый (Бат-Угыр) передал престол Волжской Булгарии своему брату Алмышу. В Киеве же после смерти Вещего Олега (Салахби) в 912 году Игорь (Угыр,сын Лачына) стал единовластным правителем и женился на Ольге (Ульджай). Согласно булгарским летописям она  до этого побывала замужем за сыном Аскольда (Ас-Халиба)  Худом (Анатышем), затем за Олегом (Салахби), а овдовев, стала женой Игоря (Угыря).

В 922 году Алмыш вводит у себя в княжестве ислам в качестве государственной религии и на средней Волге возникает мусульманское государство. В 925 году он случайно гибнет от нападения медведя. На троне оказывается его сын Газан (в летописях его называют также Хасаном или Казаном).

Годом раньше умер брат Алмыша Мардан. Его сын Хаддад, воспользовавшись смертью дяди, попытался побороться за власть в Булгаре с двоюродным братом Газаном, но потерпел поражение. Пришлось Хаддаду уйти к батышцам (вятичам), и они избрали его своим князем. С тех пор он стал называть себя Качкыном (от него и пошел род бояр Кучко, владевших Москвой).

 Он и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси как представители царственного рода Аттилы. Это давало им право претендовать на престол. Поэтому и те и другие не жалели усилий для искоренения этой ветви древней династии. Долгое время труднодоступность Батыша (Вятской земли) спасала Качкынов. В 964 году князь Святослав отнял у них Муром, а в 1088 году потомки Хаддада потеряли Кисанскую (Рязанскую) область. Наконец, в 1112 году Владимир Мономах (у булгар его называли Булымером-Караком) штурмом взял Хорысдан (Путивль).

Наша справка. Кучко Степан Иванович - суздальский боярин в княжение Юрия Долгорукого. Владел многими селами и деревнями, в том числе селением на реке Москве, называвшимся Кучковым. На месте Кучкова была основана Москва. Великий князь Андрей Боголюбский казнил сына Степана Кучко Петра. В 1176 году брат Андрея Боголюбского князь Михалко Юрьевич казнил другого сына Кучко - Иоакима за участие в убийстве великого князя. В старину на Руси существовала пословица: «Отлились Андрюше Кучкины слезы». Имелось в виду, что князь Андрей Боголюбский был убит при участии Улиты Кучко из-за ненависти к его отцу Юрию Долгорукому, убившему ее отца Степана и изнасиловавшему ее мать. Род бояр Кучко был вырезан в XII-XIII веках.

В начале 940-х годов в Киеве  (Башту) Ольга (Ульджай) родила Игорю (Угырю) сына. У него было два имени - славянское и булгарское. В булгарских летописях его именуют Борисом, в русских - Святославом. Борис у булгар - барс, являвшийся их священным тотемом. Анты же (нынешние украинцы) звали его Святославом.

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Воевода Мал

 

В 944 году каганом в Хазарии стал Узбек. Живший в Итиле сын Алмыша по имени Мал, опасаясь за свою жизнь, бежал со своей женой-хазаркой в Кара-Булгар (так в булгарских летописях называлась древлянская земля). Там его поднимают на княжеский престол. В Кара-Булгаре тогда было немало городов - Путивль, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы.

По устоявшимся традиционным понятиям древлянская земля находилась восточнее Киева  (Башту) в бассейне реки Припять. Но из булгарских летописей следует, что земля князя Мала располагалась несколько в другом месте - в летописях перечислены города, среди которых опознаются Курск, Харьков, Салтов.

В 945 году у князя Игоря с Малом вышел конфликт. Причиной, судя по летописям, стала жадность князя, попытавшегося в третий раз собрать дань с древлян. Те, разумеется, сочли, что это слишком... Игоря взяли в плен. Одна из жен Мала (многоженство среди правителей в то время было нормой) велела разорвать князя на куски и развесить их на дереве. Так на Руси казнили, согласно сообщениям арабских путешественников, только прелюбодеев. Основания для такой жестокости, вероятно, были. Раньше она была одной из жен Игоря и сбежала к Малу, не выдержав происков соперницы - княгини Ольги.

Овдовевшая Ольга (Ульджай) двинулась на Путивль с войском из новгородцев (!) , так как анты отказались воевать с древлянами. На этот раз в плен попал Мал, но его пощадили. Более того, Ольга (Ульджай) сделала его своим воеводой. Дети Мала - Добрыня (в булгарской летописи - Диу-Барын), Тагай и дочь Малка - также сделали карьеру при дворе киевской княгини. Добрыня стал первым русским «бояром», который помогал крестить Русь. Он командовал войсками у князя Владимира. Малка сошлась со Святославом и родила ему сына Владимира - того самого, у которого ее брат был воеводой.

Святослав в отличие от матери так и не принял христианскую веру. Булгарская летопись дает этому такое объяснение. В детстве он сильно болел. Некий Отчы-Субаш взялся исцелить мальчика, которого до этого безуспешно лечили киевские и румские (византийские) врачи. Но условием поставил непринятие будущим князем христианства.

Святослав был женат на венгерской княжне Предславе, от брака с которой оставил сыновей Ярополка и Олега. Кроме того, он имел уже упомянутого незаконнорожденного сына Владимира, который после смерти отца сумел захватить княжеский престол.

Наша справка. Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ, 960-1015), великий князь Киевский, при котором произошло крещение Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также в русских былинах как Владимир Красное Солнышко.

Когда не стало Владимира, на Руси началась очередная междоусобица - воевали за главенство сыновья великого князя. Их было у него от разных жен более десятка. Мстислав, сидевший в Тмутаракани и пользовавшийся поддержкой Византии, поначалу одержал верх. По его распоряжению побежденный Ярослав вероломно умертвил одного из их сводных братьев - Глеба, рожденного от «болгарыни» Бозок (внука царя Булгара), а слуги самого Мстислава зарезали другого сына Бозок - Бориса как главного претендента на отцовский престол. Примечательно, что об участии Святополка в убийствах в булгарских летописях ничего не говорится.

Мстислав, князь тмутараканский и черниговский, погиб на охоте в 1036 году, и Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества. При крещении он принял имя Георгий (тогда это имя звучало как Гюрьга). В традиционную историю он вошел как Ярослав Мудрый...

Дальнейшая история средневековой Руси более или менее известна по отечественным летописям, которые сохранились, к сожалению, только в поздних списках, пройдя неоднократные «корректировки» в зависимости от взглядов того или иного великого князя на своих предшественников.

 

 

Киевские Великие князья  - не Рюриковичи, а  потомки Аттилы и Кубрата  из рода Дуло
 

Вещий Олег(Салахби) показывает Игоря(Угыря) Аскольду (Ас-Халибу) и Диру(Джир-Асу). Миниатюра из Радзивиковской летописи, XV век.

 

 Литература

1- Повесть временных лет ;
2- Велесова книга;
3- Джагфар Тарихы («История Джагфара»).    http://ukrpath02.h1.ru/UA-bulgar/jagfar-000.htm                                                                                                                                                                                               4-А.Железный. Наш край. http://ukrland.h1.ru/UA-Nash-kraj/Context2.htm

 

5-Риза БАРИЕВ История и культура волжских булгаров с точки зрения теории этногенеза

6.Бариев Р.Х. - Древние и средневековые государства булгар, как и Откуда пошла Русь  

5-Риза БАРИЕВ История и культура волжских булгаров с точки зрения теории этногенеза

6.Бариев Р.Х. - Древние и средневековые государства булгар, как и Откуда пошла Русь  

 

«Рожденный от змея»-Лачин (ТД); Волх Всеславьевич, Вольга Святославович ( ВК)

 

 Во времена Светогора в его войске служили булгары, анты, русы. Известно и имя одного из его воевод - Будим (позднее превратилось в Вадима). Это имя он получил по названию сакланского города, в котором родился. Службу он начинал у отца Светогора князя Черного (Кан-Караджара), а в 816 году стал старшим воеводой на землях нынешних белорусов и великороссов. Его наместничество называли Белой Русью. При Будиме, утверждают булгарские летописи, были восстановлены разрушенные Новгород и Ладога. Сыном этого воеводы был известный по русским летописям Дир (Джир-Ас).

Середина IX века отмечена новыми войнами, инициаторами которых зачастую выступал Хазарский каганат, правители которого предпочитали богатеть за счет соседних народов. Там тогда имел решающее слово бек Ильяс, организовавший в 858 году убийство кагана Манаса, противящегося новым походам. На трон посадили его сына Исхака, более послушного знати. Он был хромым от рождения, булгары поэтому прозвали его Аксак Тимер.

В то время во главе Русколани и объединенных с ней территорий булгарских княжеств и Киевской Руси встал старший сын Светогора (Угыря Айдара). Он, утверждает булгарская летопись, принял ислам и получил исламское имя Габдулла Джилки (правил в 855 - 882 гг.). Из-за смены веры он вошел в конфликт со своим «языческим» окружением и младшим братом Лачыном, имя которого значило «сын, рожденный от змея» (в русских преданиях от «огненного змея» был рожден князь Волх Всеславьевич, или Вольга Святославич).

В 860 году Габдулла под давлением знати ушел в Волжскую Булгарию, где ислам уже пустил глубокие корни, и занял царский трон. Согласно булгарским летописям у него были сыновья Угыр-бат (в русских летописях - Игорь Старый), Алмыш и Мардан. После ухода старшего брата на Волгу Лачын занял престол Русколани и, чтобы не воевать с хазарами, женился на сестре кагана Исхака. 

 

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку