преподаватель, |
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...».
Вот о таком совершенном учителе мой сегодняшний рассказ. Поскольку судьба не дала мне такого подарка, как личное знакомство с Разумовым Николаем Васильевичем, то я позволю себе использовать воспоминания его внучки, Светланы Мельниковой(Разумовой), с ее любезного разрешения.
Какая восхитительная биография у этого замечательного человека,
прекрасного во всех отношениях!
Николай Васильевич Разумов писал о себе в 1937 году: «Родился 29 октября 1897 г. в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге). Неизвестной и до сего времени для меня матерью был отдан на воспитание в Петербургский Воспитательный дом, где и был зачислен в число питомцев под №5330 (примечание: возможно фамилия и отчество присвоены в приюте)».
Николай Васильевич окончил сначала земскую школу, затем в 1911 году 2-классное Ретенское училище и, выдержав экзамен, был принят в число воспитанников Мариинской учительской семинарии (ведомства императрицы Марии Федоровны) в г. Павловске.
Вчитайтесь, какой глубинный смысл тогдашнего образования скрывается
за этими сухими словами.
«При основании семинарии создатели руководствовались мыслью дать своим воспитанникам образование – общее и специальное педагогическое, с тем, чтобы они работали в создаваемых повсюду сельских школах и имели возможность упрочить свое будущее…Отбирались в нее лучшие с точки зрения нравственности и способностей питомцы Воспитательного дома» (Цит. «Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия Мариинской учительской семинарии принца Петра Ольденбургского в г. Павловске, состоящей при Императорском С.-Петербургском воспитательном доме (1864-6/III-1914 г.)
Учительская семинария, образованная по проекту К.Д. Ушинского, давала специальное педагогическое образование и право преподавать в школах разного типа. (Правда, это было до событий 1917 года).
И - внимание! Чего так нам не хватает сейчас...
Воспитание высокой нравственности в семинарии ставилось на первое место. Для этого, кроме преподавателей, были назначены наставники и законоучители, которые старались не только развивать в учащихся "идеал христианина", а также "усвоить себе привычку делать то, что угодно Богу, и не делать того, что греховно, и тем воспитать в себе любящее и незлобивое сердце».
Именно эти качества были заложены и раскрылись позднее в выпускнике семинарии 1915 года Николае Разумове. По окончании обучения его направили учителем в сельскую школу в деревню Чужбино Остенской волости Псковской губернии, где он проработал 1915-1916 учебный год. Но то было время первой мировой войны, и Николай Васильевич ушел на фронт. В июле 1916 года под Ригой он получил ранение, и был награжден императором Николаем II именными часами, эти часы с гравировкой хранились в семье до середины 40-х годов прошлого века.
В феврале 1917 года Разумов избирается делегатом Петроградского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Именно здесь, со слов самого Николая Васильевича, им и было принято судьбоносное решение. Среди делегатов разгорелся горячий спор, и некий солдат-сибиряк заявил, что в Сибири невозможно дать образование всем крестьянам. На что горячий, молодой и полный сил Николай, уверенный, что только образованный и грамотный человек может строить великое государство, ответил: «Если надо будет, поеду в Сибирь, чтобы учить детей».
И вот 20-летним юношей Николай Разумов переезжает в Иркутскую губернию, где учительствует в Усть-Шельбекской школе 1918-1919 учебный год! Но опять вмешалась война, на сей раз гражданская, и он был мобилизован в армию Колчака, где служил ротным писарем, обладая каллиграфическим почерком и будучи достаточно образованным. После расстрела Александра Васильевича Колчака, о котором он всегда отзывался как о выдающемся и честном человеке, Николай Васильевич в составе партизанского отряда Нога Григория 10 марта 1920 года отправился на Читинский фронт.
С марта по сентябрь 1920 года служил в составе 7-го полка. В сентябре 1920 г. по ходатайству Министерства народного просвещения г. Верхнеудинска (Улан-Удэ) Николая Васильевича освобождают от армии, и он, вернувшись к мирной жизни, уезжает вместе с молодой женой Клавдией Павловной (Воинской — Близневской) в самые отдаленные села Забайкалья, чтобы работать учителем.
Обратите внимание, какие неожиданные повороты
дала история в судьбе русского учителя!
На первый взгляд, как можно совместить службу в армии Колчака, партизанский отряд Нога Григория с - учительской деятельностью? Кто-то скажет, мол, полная беспринципность, проявление юношеского максимализма или стремление к идеалам добра и справедливости... Ну, отсутствие принципов вряд ли соответствует разумовскому облику, а вот максимализм на пути к торжеству вселенского добра сыграл немалую роль. Да если еще добавить, что образование и воспитание Николая Васильевича основывалось на христианских высоконравственных законах любви, равенства, братства, которые впоследствии стали считать гуманистическими или общечеловеческими....Многое станет ясным. Все эти мысли тесно переплетались в то время с идеями красных партизан, воевавших за народную власть. И Николай Васильевич не мог не откликнуться на них.
Но он никогда не был членом Коммунистической партии. Как-то внучка, когда ее принимали в пионеры, спросила: «Дедушка, а ты коммунист?», а он, улыбаясь в свои замечательные усы, глядя на девочку своими ярко голубыми глазами сказал: «Нет, Светочка, я большевик». Ребенок очень удивился, разве это не одно и то же? А дед глубокомысленно ответил: «Нет, совсем нет, ведь большевики - это те, кого больше, а коммунистов много быть не может». Вот такая дипломатическая мудрость того времени... Которую понимаешь с возрастом...
Закончив ратную службу еще до окончания гражданской войны, Николай Васильевич вернулся к своей гражданской специальности, целью которой являлось «сеять разумное, доброе, вечное». В 1920-1924 гг. работал учителем в школах сел Байхор и Большаково современного Красночикойского района, 1924-1926 гг. – на ст. Могзон Хилокского района, с 1926 г. – на территории Улетовского района. Два года выпали по состоянию здоровья (1926-1928 гг.) пришлось трудиться в п. Дровяная табельщиком и десятником на 8-ом участке отделения пути Забайкальской железной дороги. Но призвание и любовь к детям победили. С 1928 г. по 1932 г. Разумов снова учитель русского языка и литературы, а с 1933 года директор Дровянинской школы, с 1939 по 1949 гг. – заведующий Улетовским райОНО и одновременно учитель русского языка и литературы до 1959 года.
Сухие строки перечисления мест работы Николая Васильевича вряд ли передадут атмосферу того времени, в котором ему приходилось всегда трудиться. И мне хочется здесь привести рассказ сына Николая Васильевича - Вячеслава Разумова:
"С особым блеском раскрылись лучшие черты характера и способности Николая Васильевича в должности заведующего Улетовским районо, которую он долго не хотел принимать по семейным обстоятельствам. Получилось, что управление образованием (тогда называлось народное образование) легло на его плечи в предвоенный год, во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Не хватало учителей и учебников.
У нас в семье вместо писчей бумаги использовали газеты, чернила нередко разводили на саже, одежду, брюки, ботинки и валенки передавали от старшего брата к младшему, а все оставшееся мама меняла на граммы муки, калачи и булочки. Зимой втайне собирали опавшие колоски пшеницы и мерзлую картошку (она казалась наивкуснейшей). Помогали, как могли, армии, женщины шили солдатам рукавицы, перчатки, теплые носки. Из-за отсутствия автотранспорта трудно было добираться до школ, выручала лошадь с телегой.
Зная твердую требовательность Н.В. Разумова, директора школ тем не менее с нетерпением ждали его, потому что он умел вдохновить на плодотворную работу, превыше всего ставил справедливость и доброжелательность. Этой атмосферой пропитывались и августовские учительские конференции, где педагоги слушали старшего товарища, яркого оратора, владеющего энциклопедическими знаниями.
Его эмоциональная, грамотная речь с пословицами, поговорками, цитатами наизусть любимых поэтов, строками из басен Крылова покоряли присутствующих. Во всех его делах и словах ощущалось искреннее уважительное отношение к любому человеку, малышу и престарелому, передовику и хулигану. Никто и никогда не слышал от него сквернословие, мат. Он говорил: «Ни при каких обстоятельствах не унижайте личность, не допускайте даже малейшего окрика, высокомерия, тем более мстительности».
Встречая на улице учеников или знакомых, Николай Васильевич обращался к ним по имени и, что мы долго не могли понять, первый здоровался, прикладывая руку к голове и слегка ее наклоняя: “Здравствуй, Кеша”, “Здравствуйте, Анна Петровна”. Такой культуры тогда никто не встречал. Поразительно: всю жизнь (более 80 лет) курил, но ни разу не закурил на улице и при чужих детях.
А как замечательно пел Николай Васильевич!.. Зная музыкальную грамоту, он великолепно играл на баяне, пианино, гитаре, балалайке, виолончели, скрипке... Созданный им изумительный хор, неизменно вызывал восторг у слушателей.
Его знали, любили и до сих пор помнят во всех селах района за человечность, кристальную честность и бескорыстие. Никому не отказывал в помощи, к нему постоянно приходили прямо домой за советом молодые и пожилые, пенсионеры, обездоленные и слабые.
Отмечая самоотверженную преданность учительскому делу, которую можно смело назвать РАЗУМОВСКОЙ, нельзя не отдать должное семье Николая Васильевича. Это ярчайший пример не только тесной связи личного и общественного, но и образец полного взаимопонимания и преемственности поколений. Пусть звучит громко, но это так и есть.
Когда семья осела в Улетах, в ней уже было шестеро детей, и учительскую стезю открыла самая старшая Галина. Еще не окончив школу, она в 15 лет, по рекомендации районо, с 1940 года вела в классах уроки немецкого языка, а в свои 16 далеко от родителей руководила семилетней школой. По ее примеру в 1942-ом, 44-ом и 46-ом годах в возрасте тоже 15-ти лет стали учителями Игорь, Олег и Юрий. У Вячеслава с Леонидом сложилось немножко иначе. Оба окончили пединститут. Леонид стал сотрудником госбезопасности, Вячеслав, по воле судьбы, оказался на малой родине семьи — в Дровяной, где через год учительский коллектив путем голосования избрал его директором школы, далее было Общество "Знание" и управление образованием края.
"Яблочко от яблони недалеко падает"...
Николай Васильевич на своем блестящем примере сумел передать и ученикам, и собственным детям все свои отличительные черты, которые были отмечены еще в 1938 году в его аттестационной характеристике:
«Разумов Николай Васильевич – директор и преподаватель русского языка и литературы Дровянинской неполной средней школы с 1929 года. Свой предмет знает и любит, в живой и интересной форме проводит уроки. Тетради тщательно проверяются. Занимается повышением своей квалификации, использует методики и педагогические журналы. Среди учителей всего Улётовского района пользуется заслуженным авторитетом. Со многими учителями района ведет переписку, оказывает им своими советами помощь. Принимает активное участие в курсах переподготовки учителей начальных школ».
За безупречный, самоотверженный, многолетний труд его неоднократно представляли к государственным наградам самого высокого уровня - орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени (Р-1976, оп.2, д.3, л.1; Р-1976, оп.2, д.4,л.1; Р-1976, оп.2, д.4, л.25), но это были лишь представления, на которых стояла резолюция – «отказать».Но самая большая награда для любого человека — это добрая благодарная память соратников, потомков, учеников.
Вот как вспоминают коллеги Страмиловы о Николае Васильевиче тех годах: «Не сочтите за упрек, но у нас нет от Вас ни одной весточки, которую мы могли бы хранить как дорогую реликвию от дорогого друга в память о бескорыстной дружбе в ту далекую и тяжелую годину… Через всю жизнь пронесу в своей памяти самые добрые воспоминания о Вас, вашу изумительную скромность – этот драгоценный бриллиант в короне человеческих достоинств».
Вы думаете, я просто так выше вспомнила
известную яблоневую пословицу? Не-е-ет...
У Николая Васильевича был чудесный сад. Само это слово малопривычно для сурового Забайкалья, а уж яблоневый сад... Не ранетки, не мелкие дички, с ягодку-рябинку, а настоящие, крупные садовые ЯБЛОКИ!
Разумов одним из первых в наших краях стал выращивать «Антоновку», и , будучи отменным селекционером, получал с любовно обихаживаемых им деревьев богатые урожаи диковинных для забайкальской глубинки плодов. Не зря Николая Васильевича называли - Мичурин. Говорят, он и похож был на знаменитого биолога, думаю, не только внешним обликом, но и внутренним зарядом неистощимой жажды познания нового, стремления украсить мир плодами своего благородного труда.
Учитель, даже если он заканчивает работу в школе, остается Учителем всегда. Он является примером в организации всей жизни. Так и Николай Васильевич, приехавший в Забайкалье из далекого Петербурга, из "императорских училищ", с огромным багажом знаний по садоводству и пчеловодству, после выхода на пенсию стал заниматься украшением окружающего его пространства. Об этом много писалось в газетах, говорилось по радио в середине прошлого века. Сейчас это называется экологическое образование. А тогда и слово экология не использовали. Желание озеленить улицы ставших родными Улёт, вырастить новые сорта яблок, малины, кукурузы было настолько сильно, что все силы Николай Васильевич отдавал этому делу.
В «Забайкальском рабочем в статьях» С. Балуева «Романтика сурового края» — 14.02.1965,- №37, с. 2; Ю. Бедарева «Посади сад»- 15.04.1970 — №88.-с.3; в газете «Экстра» Н. Скуратовой (Колобовой) «Смиренное кладбище». 5-11.08.1999, №31, — с.7; в районной газете «Ленинское знамя» А. Воронина — «Сердце учителя»- 1.10.1967, №117. с.4 прекрасно написано о Николае Васильевиче Разумове как о садоводе.
О нем знали и слышали раньше все улётовцы. Это было чудо в Забайкалье — дивный сад, который вырастил Николай Васильевич, занимаясь районированием растений, редких для нашего региона.
Помните, ЧТО ответил внучке Светлане Николай Васильевич? Он всегда и безоговорочно с теми, кого больше...Хоть и вызывал порой своей принципиальностью неизменные нарекания тех, для кого компромисс с совестью, честью, долгом - дело обычное. Примеры с "отказать в награде" весьма показательны. А он не держал ни на кого зла. Ибо носил прекрасную ЗНАКОВУЮ фамилию - РАЗУМов...И передавал всю свою жизнь имеющийся у него РАЗУМ детям - своим и чужим, сея РАЗУМное, доброе, вечное. Чтоб "хороших людей" было "больше". Это любимая поговорка Николая Васильевича.
Видеофильм, любовно подготовленный внучкой Николая Васильевича
Светланой Разумовой(Мельниковой).
К сожалению, наши соцсети никак не хотят дружить меж собой. Видео проходит в черновик, но там и остается. Даю прямую ссылку на "Одноклассники", где оно и размещено автором.
Вот такие люди стояли у истоков образования Забайкалья...И если сопоставить годы, то мою первую учительницу Антонину Гавриловну Эпову, в ее школьные сороковые годы, учили, обучили и научили учителя, подобные Разумову Николаю Васильевичу. Разумовские "посевы" дали сильные "всходы"...Высочайший уровень образованности нашего поколения говорит сам за себя.
СПАСИБО великим учителям разумовской славной когорты!
И с праздником всех продолжателей
прекрасных традиций русского народного образования!
P.S. Фотографии взяты из видеофильма Светланы Разумовой (Мельниковой).
Текстовый материал - по ссылкам на источники.
Серия сообщений "Родное-любимое":
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |