Певец «Святой Руси » —картины Михаила Васильевича Нестерова. Продолжение |
Думы
За приворотным зельем
Абрамцево. Этюд к Варфоломею
Александр Невский
Два лада
Родина Аксакова
Осенний пейзаж в деревне
Философы
Начало весны(Ранняя весна)
Осенний пейзаж
Осень
Зимой в скиту
В осеннем лесу
Весна-красна. 1922
Сбор на погорелый храм в Москве
Река Уфимка
Христова невеста.
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888-1889).
Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы.
Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, — картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.
С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911).
Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей («Амазонка», 1906; «Философы», 1917).
В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901-1906).
Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа», 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям «Молчание», 1903).
После революции Нестеров уединяется в творчестве.
Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве.
В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах;
он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.
Таковы «Художники П.Д. и А.Д.Корины» (1930), «Академик И.П.Павлов» (1935), «Скульптор И.Д.Шадр» (1934), «Скульптор В.И.Мухина» (1940) и др.
В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.
Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.
Рубрики: | история картины,художники искусство пейзажи музей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |