-Цитатник

Какое животное - луший охотник на свете? А какое... худший? О, вы ни за что не догадаетесь - (0)

Какое животное - луший охотник на свете? А какое... худший? О, вы ни за что не догадаетесь В з...

Животные в фотография - (1)

Животные в фотографиях Животные в фотографиях Жизнь самых интересных животных из разных угол...

Прямо в небеса: церковь-небоскреб - (0)

Прямо в небеса: церковь-небоскреб В современном Гонконге  построили церковь-небоскреб. Зд...

Горы и скалы в России, напоминающие животных - (0)

Горы и скалы в России, напоминающие животных Наверное, каждый из нас глядя на облака, хоть раз...

Остров, с которого не возвращаются. Энваитенет - (0)

Остров, с которого не возвращаются. Энваитенет На нашей планете существует много загадоч...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталия_волкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.12.2012
Записей: 5457
Комментариев: 456
Написано: 8671


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Четверг, 25 Августа 2016 г. 20:52 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный памятник русской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона.

В канун светлого Воскресения Христова и праздника Вербного Воскресения всех православных поздравляю с праздником!

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Вид с юго-восточной стороны

Ансамбль Новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.

Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г.  работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Восточный фасад. Реконструкционный эскиз

Продольный разрез храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах... церковных построек Святой земли». Прорись

В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867

Общий вид храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах... церковных построек Святой земли». Прорись

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Акварель Д. Кваренги. Серия «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Внутренний вид. Фото. 1930-х гг.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Святая Кувуклия. Фото. 1870-х гг.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вид с восточной стороны. Гравюра. 1870-е гг.

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же  изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Стены и башни

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права. приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь.К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.

Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму.

Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.

Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания.

По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.

Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром.

Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича.

Ров вокруг Земляной церкви Новоиерусалимского монастыря

Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Взорванная ротонда храма. Фото. 1942

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Купол часовни Гроба Господня. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Интерьер часовни Гроба Господня. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Иконостас восточного придела. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Изразцовый карниз

Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра.

Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в

Константина и Елены подземная церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. 

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вход в церковь Константина и Елены. Современный вид

Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах.

Ворота и кафедральный собор Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, Россия

При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.

Скит Никона в сентябре 2012 года. На реконструкции.

После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами.

Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"

В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.

Патриарх Никон

Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации. 

Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…

Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора.

Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

Рокайль.

Пещера гроба в Воскресенском соборе в Истре

Акинин К. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурная наука и образование. Труды Московского Архитектурного института. — М., 2003. — Т. 3. — С. 84-94.

 Баранова С. И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002,

Бугаева Т., Гришин В., Тэпфер Л., Чернышёв М. Новые исследования строительной истории Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация», М., 1984, с. 28-34.

Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002

Черненилова Л. Реставрация Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. 1942—1994 годы // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Г. Зеленская. — М: Северный паломник, 2002

Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель / Рецензенты: кандидат искусствоведения А. И. Комеч, кандидат исторических наук, доцент А. С. Орлов. — М.: Московский рабочий, 1989. — 160

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21418&cat_ob_no=

Серия сообщений "Храмы и соборы России":
Часть 1 - Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Часть 2 - Древнейшая крымская обитель-Свято-Успенский монастырь
...
Часть 38 - Хрустальные перезвоны души.Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Дятьково
Часть 39 - Русское золотое шитье. Часть 2
Часть 40 - Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Часть 41 - Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Часть 42 - Храм Преображения Господня в Звездном городке
Часть 43 - Храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха)
Часть 44 - Архитектурный ансамбль музея-заповедника "КИЖИ".Часть 2
Часть 45 - Храм Воскресения Христова «Смольный собор»
Рубрики:  музеи

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку