Как не надо воспитывать детей |
Дети зависят от помощи своих родителей в развитии чувства автономии. Средний, хорошо заботящийся родитель обеспечивает ребенку возможности развить внутренний оптимизм и ощущение компетентности. Прежде всего родитель помогает своему ребенку развить адекватное чувство гордости собой, базирующееся на прочном знании о своей принадлежности к семье и сообществу.
Такие дети могут ощущать и ощущают стыд, если не достигают ожидаемого от них поведения. Этот стыд полезен для них. Он служит сигналом о том, что что-то не так, и побуждает их достичь более удовлетворительного уровня. Когда ребенок (или, позже, выросший ребенок) достигает своих целей, он восстанавливает чувство собственного достоинства. Его стыд немедленно отступает, как только он вновь утверждает собственное базовое чувство автономии.
Однако родители (даже в основном хорошие) могут практиковать примеры поведения, нарушающие чувство собственного достоинства ребенка. Такое поведение может быть вербальными и невербальными.
Это могут быть намеренные, произвольные попытки «указать этому ребенку на его место», или ненамеренное, привычное поведение, которое не воспринимается родителями сознательно как вредное. Такое поведение обычно повторяется сотни или тысячи раз, пока ребенок растет, каждый раз уменьшая его автономию и оптимизм. Например, родитель может постоянно говорить дочери: «Ты такая нескладная со своими большими ногами», не осознавая, что каждое такое замечание убеждает девочку в том, что она дефективна.
Каждая семья продуцирует какое-то количество стыда, но в большинстве случаев наносимый вред минимален. Это важно, поскольку фраза «семья, основанная на стыде» стала весьма популярной и используется для объяснения огромного разнообразия проблемного поведения. Полезнее будет оставить этот, термин для семей, которые последовательно говорят или действуют таким образом, что способствуют развитию у своих членов чувства никчемности, униженности, несовершенства и фундаментальной некомпетентности.
Рубрики: | Воспитание детей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |