-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2729


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МИХНОВ-ВОЙТЕНКО (1932-1988), ЧАСТЬ II

Понедельник, 15 Апреля 2024 г. 19:20 + в цитатник
1976 19 ноября  На портал 2-й части (700x606, 164Kb)
Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (1932-1988)

В подпольном искусстве СССР было много гениев, но личность и работы Евгения Михнова-Войтенко выделяются, как ярчайшая «беззаконная комета». «Советский Поллок» в одиночку разработал ленинградский вариант абстрактного экспрессионизма. За много лет до «новой волны» и «трансавангарда» он использовал граффити, идеографическое письмо, а также радикальные способы нанесения краски на холст (с помощью нитроэмали и огня). В январе 1978 года в Ленинграде, в ДК им. Дзержинского состоялась его первая персональная выставка. Его поздние, мрачные и многослойные работы написаны в технике живописи темперой на бумаге. Он казался сотоварищам аристократичным: пил только саперави и никогда ничего другого. По словам сестры Михнова, она никогда не видела его пьяным: он не встречался с ней в состоянии опьянения, как и не позволял себе работать, когда пил. 2 октября 1988 г. он умирает в приёмном отделении больницы у Финляндского вокзала от рака гортани. Последними словами художника, сопровождающему его в машине скорой помощи Геннадию Приходько, были: «Спасите мои работы!»

1973 Е. Михнов с мамой – Валентиной Александровной. 28 мая 1973 г. (700x520, 82Kb)
Евгений Михнов-Войтенко с мамой Валентиной Александровной. 28 мая 1973 г.

Искусство Михнова-Войтенко поражает еще сильнее, когда обращаешь внимание на даты: работы, рассчитанные на восприятие не простого обывателя, а человека будущего, он начал создавать еще в 1950-е. Трудно поверить, что в эпоху торжества махрового соцреализма был художник, ощущавший себя абсолютно свободным: отказ от фигуративности, постоянные эксперименты с материалами... для Михнова-Войтенко простой задачей было изобразить звук (цикл «Хоралы», картина «Благовест») или ощущение (непередаваемо эротичные «Прикасания»). Художник создает атмосферу праздника, покрывая всю поверхность холста разноцветными точками («Карнавал»), при этом кажется, что смотришь в небо; создает странные маски, похожие на архаические магические изображения («Дневник незадуманных образов»).

1973 Без назв.  картон, масло, темпера, 70 x 100 см. Артократия.сом (700x484, 173Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1973 г. Картон, масло, темпера, 70 x 100 см.
Аукцион www.Artocratia.ru.

1973 Посвящение И. Босху. Бумага, темпера. 61х85,5. Музей АЗ (700x498, 165Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение Иерониму Босху. 1973 г. Бумага, темпера. 61 х 85,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1973 Посвящение И. Босху. (700x510, 215Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение Иерониму Босху. 1973 г. Бюро «Гамаюн», Санкт-Петербург.

1973 Посвящение И.Босху. бумага, соус, темпера.58,5х79 см. Костромской муз-зап (700x544, 167Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение Иерониму Босху. 1973 г. Бумага, соус, темпера. 58,5 х 79 см.
Костромской музей-заповедник.

1973 Посвящение поэту Леониду АРОНЗОНУ. (700x305, 81Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение поэту Леониду Аронзону (1). 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

Леонид АРОНЗОН
Стали зримыми миры
те, что раньше были скрыты.
Мы стоим, разинув рты,
и идём иконы свитой.
Нам художник проявил
на доске такое чудо,
что мы, полные любви,
вопрошаем: взял откуда?
Всё, что мы трудом творим,
было создано до нас,
но густой незнанья дым
это всё скрывал от глаз.
Всё есть гений божества:
звуки, краски и слова,
сочетанья их и темы,
но как из тёмного окна
пред ним картина не видна,
так без участия богемы,
что грязь смывает с тёмных стёкол,
ничего не видит око.
(1967?)

1973 Посвящение Л. Аронзону. 1 (700x505, 170Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение поэту Леониду Аронзону (2). 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Посвящение Л. Аронзону. 2 (700x519, 156Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение поэту Леониду Аронзону (3). 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Посвящение Баху. Бум, темпера.  1-я персон выст 1978 г (700x539, 186Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение И.С. Баху. 1973 г. Бумага, темпера. Картина экспонировалась
на первой персональной выставке художника в Ленинграде в 1978 г.

1973 Посвящение П. Казальсу. (700x506, 222Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение виолончелисту Пабло Казальсу. 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Посвящение М. Джексон. (700x494, 191Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение джазовой певице Махелии Джексон. 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Без названия 2 (700x514, 155Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1973 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Без названия. бумага, темпера. (700x523, 268Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1973 г. Бумага, темпера. https://artchive.ru

1973 Из серии «Соусы». Бумага, соус, темпера. (700x506, 160Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из серии «Соусы». 1973 г. Бумага, соус, темпера. 61,5 х 81 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.
Соус (фр. sauce - соус) - материал и инструмент для рисования в виде толстого карандаша, изготовленного
из спрессованного порошка сажи с примесью клея. По составу соус считают одним из видов пастели.

1973 Портрет. Бумага, акварель. 32,5х24,5.Русская эмаль 2024 (542x700, 126Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Портрет. 1973 г. Бумага, акварель. 32,5 х 24,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 6.4.2024 г.

1973 Без названия. 1 (430x700, 147Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1973 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1973 Е.Михнов и К.Кузьминский. (700x507, 115Kb)
Евгений Михнов-Войтенко и поэт-диссидент Константин Кузьминский (1940, Ленинград - 2015, США).
Фотография 1973 г.

С 1974 года Михнов-Войтенко почти на десять лет переходит к квадратной форме работ, как будто продолжая супрематические поиски Малевича. Все это происходит на фоне отсутствия заказов от комбината, сильной нехватки денег и проблем с алкоголем. Хотя, по словам сестры Михнова, она никогда не видела его пьяным: он не встречался с ней в состоянии опьянения, как и не позволял себе работать, когда пил. Его серия «Квадраты» засасывает почище квадратов Малевича. Хорошо известна серия «Тюбик», созданная без помощи кисти: художник просто выдавливал краску на холст, покрывая его маленькими цветными фигурками, похожими на пиктограммы, — одна из картин называется «Война и мир, я и оно».

1974 Абстр. комп. Из золотого фонда художника! Бумага, смешанная техника 32х44,5. Северная столица 2024 (700x482, 178Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция. 1974 г. Бумага, смешанная техника. 32 х 44,5 см.
Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.
Из золотого фонда художника! Подобные картины помечались инициалами «З.Ф.» и не продавались
при жизни художника.

1974 Без названия. 1 (699x700, 239Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1974 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1974 В цейтноте. Бумага, темпера. (700x489, 124Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). В цейтноте. 1974 г. Бумага, темпера. Картина экспонировалась
на первой персональной выставке художника в Ленинграде в 1978 г.

1974 Без названия. 4 (681x700, 287Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1974 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1974 Sans titre, tempéra sur papier, 29.5 x 41.5 cm (700x494, 248Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1974 г. Бумага, фломастер, чернила. 29,5 x 41,5 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1974 Карусель. Бумага, темпера. 1-я персон выст 1978 г (700x611, 205Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Карусель. 1974 г. Бумага, темпера. Картина экспонировалась
на первой персональной выставке художника в Ленинграде в 1978 г.

1974 Без названия. бум, темп. 58х63,5 см (700x653, 253Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1974 г. Бумага, темпера. 58 х 63,5 см. Частное собрание.

1974 Из цикла «Руки». Бумага, темпера. 42х29,5. Музей АЗ (2) (496x700, 169Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Руки» (1). 1974 г.
Бумага, темпера. 42 х 29,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1974 Из цикла «Руки». Бумага, темпера. 42х29,5. Музей АЗ (494x700, 166Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Руки» (2). 1974 г.
Бумага, темпера. 42 х 29,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1974 Абстрактная композиция. Бумага, тушь.49х42,5 см.   Аук АРТмолоток 2024 (609x700, 170Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция. 1974 г. Бумага, тушь. 49 х 42,5 см.
Аукционный дом «АРТмолоток», Москва, 2024 г.

1974 Абстрактная композиция. Бумага, тушь. 31,5х42.  Аук Северная столица 2024 (496x700, 147Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция. 1974 г.
Бумага, тушь. 31,5 х 42 см. Аукционный дом «Северная столица»,
Санкт-Петербург, 2024 г.

1974 Абстрактная композиция. Бумага, смешанная техника 32х44,5. На Литейном 2024 (504x700, 145Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция. 1974 г.
Бумага, смешанная техника. 32 х 44,5 см. Аукционный дом «На Литейном»,
Санкт-Петербург, 2024 г.

1974 Комп. Бум, монотип, акв. И.41,9х29,6. Л.41,9х29,6 см. ГРМ (521x700, 82Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1974 г. Бумага, монотипия, акварель.
41,9х29,6 (лист); 41,9х29,6 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1974 Посвящение Г.Р. Бумага, смешанная техника. 51,5 x 36,5 см. Музейное агентство, СПб (518x700, 124Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Посвящение Г.Р. 1974 г. Бумага, смешанная техника.
51,5 x 36,5 см. Музейное агентство, Санкт-Петербург. Предположительно, под инициалами
«Г.Р.» подразумевается хорошая знакомая художника Галина Родионова.

1973 Евгений Михнов-Войтенко и Галина Родионова (700x420, 74Kb)
Евгений Михнов-Войтенко и Галина Родионова. Фото 1973 г.

Вскоре после «бульдозерной» выставки в Москве (15 сентября 1974 г.), художникам Ленинграда дали возможность выставиться в ДК им. Газа (декабрь 1974 г.) и в ДК «Невский» (сентябрь 1975 г.). Однако, на этих выставках работ Михнова-Войтенко не было. Он отказался участвовать в газа-невских выставках, поскольку они были чрезмерно политизированы. Единственный раз и с большой неохотой он выставился с невскими художниками в 1976 году в ДК им. С. Орджоникидзе. Это была первая выставка ленинградского нефигуративного искусства. Вообще Е. Михнов-Войтенко выставлялся очень редко и неохотно, поскольку крайне ответственно относился к выставкам и на протяжении всей своей жизни избегал конъюнктуры и политики. За 32 года творческой деятельности было всего две персональные выставки в СССР.

1975 Sans titre, tempéra sur papier,l (700x294, 93Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. Бумага, темпера.

1975 Sans titre, tempéra sur papier, 29.5 x 41.5 cm (700x497, 191Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. Бумага, темпера. 29,5 x 41,5 см.

1975 Без названия. 5 (700x559, 214Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1975 Без названия. 3 (700x523, 178Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1975 Без названия. Экспо на 1-й персон выст в 1978 г (700x475, 163Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. Бумага, темпера. Картина экспонировалась
на первой персональной выставке художника в Ленинграде в 1978 г.

1975 Без точки опоры. (700x569, 226Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без точки опоры. 1975 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1975 Посвящение Леониду АРОНЗОНУ (1939-1970). темп, бум, 59х76 (700x539, 175Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Литургия. Посвящение Леониду Аронзону. 1975 г. Бумага, темпера, мастихин.
50 х 65 см. Auction.ru, 15.04.2024 г.

1975 Без названия. Бумага, темпера (700x456, 131Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. Бумага, темпера. https://mikhnov-voitenko.ru

1975 Без названия. 42 х 74 см. (700x463, 106Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1975 г. Бумага, темпера. 42 х 74 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1975 Горизонталь. (700x254, 62Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Горизонталь. 1975 г. Бюро «Гамаюн», Санкт-Петербург.

1975 Литургия. Бумага, темпера. 1-я персон выст 1978 г (700x576, 227Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Литургия. 1975 г. Бумага, темпера.

1975 Крест. (522x700, 124Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Крест. 1975 г. https://mikhnov-voitenko.ru
1975 Без названия. 1 (400x540, 126Kb)1975 Без названия. 2 (401x540, 130Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). 1-2. Без названия. 1975 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1978 Афиша первой персон выст (700x534, 176Kb)
Афиша первой персональной выставки Е. Михнова-Войтенко. Санкт-Петербург, 1978 г.

В 1978 году состоялась первая персональная выставка Евгения Михнова-Войтенко в ДК им. Дзержинского на ул. Полтавской, 12 с 14 по 25 января. На выставке экспонировалось 75 работ: большой холст из серии «Тюбики» 1959 г. (160х250 см.), восемь работ 1960-х годов, шесть работ – 1973 г., тринадцать – 1974 г., восемь – 1976 г. и двадцать три 1977 г.
Несмотря на отсутствие рекламы, на открытие пришло много зрителей, а в последние дни работы выставки очередь стояла до Невского проспекта. На открытии выставки, после короткой речи В.Н. Альфонсова о том, что мы стоим на пороге новой живописи, Е. Михнов перерезал ленточку у входа. В зале встретили звуки старинной музыки, исполняемой И. Шумиловым, А. Райковым, О. Худяковым. Это был праздник для всех.

1978 Домашний вечер на Карповке в честь открытия выставки (700x500, 97Kb)
Домашний вечер на Карповке в честь открытия выставки. 14 января 1978 г.


Выставка Евгения Михнова-Войтенко в ДК им. Дзержинского.

1976 Баркарола. бумага, гуашь, акварель.76 х 56 см. МСИ на Петровке (700x535, 96Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Баркарола. 1976 г. Бумага, гуашь, акварель. 56 х 76 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1976 Комп. бумага, гуашь, акварель. 56 х 76 см. МСИ на Петровке (700x489, 85Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1976 г. Бумага, гуашь, акварель. 56 х 76 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1976 Без названия. Торшон. 1 (700x529, 167Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1976 г. Бумага торшон, акварель.

1976 Когда. Бум, гуашь, акв. 76 х 56 см. МСИ на Петровке (700x554, 118Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Когда. 1976 г. Бумага, гуашь, акварель. 76 х 56 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1976 Форум. (700x503, 180Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Форум. 1976 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1976 Без названия. 3 (700x519, 201Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1976 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1976 День первый. (700x268, 116Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). День первый. 1976 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1976 Как можно проще. №10. Бум, гуашь, акв. 50,5 х 72,7 см. МСИ на Петровке (700x471, 104Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Как можно проще. №10. 1976 г. Бумага, гуашь, акварель. 50,5 х 72,7 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1976 Из цикла «Квадраты». Бумага, смешанная техника (700x696, 179Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1976 г. Бумага, смешанная техника.

1976 Без названия. 2 (512x700, 190Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1976 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1976 Одна ночью. Бумага, темпера. 75,5х56. Музей АЗ (523x700, 178Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Одна ночью. 1976 г. Бумага, темпера. 75,5 х 56 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1976 Sans titre, tempéra sur papier, 42 x 29.4 (486x700, 109Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1976 г. Бумага, темпера. 42 x 29,4 см.

1978 С Евгенией Сорокиной (665x700, 74Kb)
Евгений Михнов-Войтенко с искусствоведом Евгенией Сорокиной. Фото 1978 г.

Возврат к живописи в творчестве Михнова-Войтенко произошел лишь в 1970-е годы, но все созданное в этот период мало напоминало его ранние работы и скорее слыло синтезом накопленного опыта и чувства. Художник не раз замечал, что «цель вселенной - быть окончательно выраженной», как гласит его запись от 1965 года. И его холсты служат наиболее точным подтверждением этой мысли. Как отмечает галерист и куратор Сергей Попов, у произведений Михнова-Войтенко «не было аналогов нигде в мире»: «Серию «тюбиков» я считаю уникальной в мировом масштабе, это достижение, которое, я уверен, будет изумлять зарубежных коллекционеров. Это одна из вершин советского искусства».
Связующим звеном между ранним творчеством Михнова и позднейшим творчеством становится использование граффити, идеографическое письмо с использованием символов, каллиграфических знаков, вплетаемых в цельную композицию.
1977 Sans titre, Gouache sur papier, 63.5 x 32 cm (374x700, 94Kb)1977 Без названия. 4 (327x700, 124Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). 1. Без названия. 1977 г. Бумага, гуашь. 63,5x32 см. 2. Без названия. 1977 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1977 Sans titre, tempéra sur papierl (700x466, 155Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г. Бумага, темпера.

1977 Без названия. Торшон, темпера 1 (700x518, 176Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г. Бумага торшон, темпера. https://mikhnov-voitenko.ru

1977 Без названия. 3 (700x513, 175Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г.

1977 Без названия. Торшон, темпера. Экспо на 1-й персон выст в 1978 г (700x513, 114Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г. Бумага торшон, темпера.

1977 Sans titre, tempéra sur papier, 75 x 55 cm (523x700, 162Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г. Бумага, темпера. 75 x 55 см.

1977 Без названия. 2 (515x700, 174Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1977 Из цикла Путь паломника. Торшон, темпера. Первая персональная выставка, 1978 г (500x700, 114Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Путь паломника». 1977 г.
Бумага, торшон, темпера. Картина экспонировалась на первой
персональной выставке художника в Ленинграде в 1978 г.

1977 Лики мира. Из цикла Путь паломника. Торшон, темпера.76 x 55,8 см. ГРМ (513x700, 131Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Лики мира. Из цикла «Путь паломника». 1977 г.
Бумага торшон, темпера.76 x 55,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1977 Без названия. 1 (468x700, 116Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1977 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1977 Комп. Бум, тушь. 61х42,5 см. ДИДИ Гал (480x700, 70Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1977 г.
Бумага, тушь. 61 х 42,5 см. DiDi Gallery, Санкт-Петербург.

1978 Михнов-Войтенко, его мама, Евгения Сорокина, Ф.Якубсон - на Карповке. 14 января. Фото Г.Приходько (700x473, 101Kb)
Евгений Михнов-Войтенко, его мама, Евгения Сорокина, Феликс Якубсон на Карповке, 14 января 1978 г.
Фото Г. Приходько.

Во второй половине 1980-х годов Михнов-Войтенко ещё раз обратился к жанру миниатюры, выполнив темперой небольшой цикл экспрессионистских работ.
Творчество Е. Михнова-Войтенко в самом общем виде можно отнести к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия, хотя сам отрицал принадлежность к каким-либо группам и «измам». Его часто называли абстракционистом, а он противился этому и называл свои работы не абстракциями, а конкрециями: через цвет и ритм он выражал абсолютно конкретные чувства».

1978 Абстракция» Север столица 2024. 75х55 см. (700x534, 220Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстракция. 1978 г. Бумага, темпера. 75 х 55 см.
Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1978 Из цикла квадрат, 61,5х61 см, бумага, соус, темпера,Raskolnikov Gallery 2022 (700x638, 185Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1978 г. Бумага, соус, темпера, 61,5 х 61 см.
Raskolnikov Gallery, Санкт-Петербург, 2022 г.

1978 Из цикла Квадрат. Бум, соус, темпера. 61,5 х 60 см. ССХ (700x688, 179Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1978 г. Бумага, соус, темпера. 61,5 х 60 см.
Собрание семьи художника.

1978 Без назвния. (2) (666x700, 207Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1978 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1978 Барокко. бумага, соус, темпера. 49,5х71 смКостром муз-зап (700x532, 141Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Барокко. 1978 г. Бумага, соус, темпера. 49,5 х 71 см.
Костромской музей-заповедник.

1978 Sans titre. tempéra sur papier, 31.6 x 73.5 cm (700x301, 125Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1978 г. Бумага, темпера. 31,6 x 73,5 см.

1978 Комп. бумага, монотипия, акварель. И.28,8х39,7. Л.28,8х39,7 см. ГРМ, СПб (700x519, 147Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1978 г. Бумага, монотипия, акварель. 28,8х39,7 (лист);
28,8х39,7 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1978 Sans titre, tempéra sur papier, 61.5 x 76.5 cm (700x561, 223Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1978 г. Бумага, темпера. 61,5 x 76,5 см.

1978 Sans titre, tempéra sur papier, 61.5 x 59.5 cm (680x700, 244Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1978 г. Бумага, темпера. 61,5 x 59,5 см.

1978 Там, у осеннего горизонта. бумага, соус, темпера. 64,5х61 см. Костром муз-зап (663x700, 193Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Там, у осеннего горизонта. 1978 г. Бумага, соус, темпера.
64,5 х 61 см. Костромской музей-заповедник.

1978 Из цикла ПУТЬ ПАЛОМНИКА. темпера,торшон, 60х56 (681x700, 206Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Путь паломника». 1978 г. Бумага торшон, темпера. 60 х 56 см.

1978 Из цикла 'Путь паломника'. (518x700, 147Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Путь паломника». 1978 г.
https://mikhnov-voitenko.ru

1978 Комп. Бум, монотип, акв. И.39,4х28,8. Л.39,4х28,8 см. ГРМ (520x700, 144Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1978 г. Бумага, монотипия, акварель.
39,4х28,8 (лист); 39,4х28,8 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1978 Без названия. 1 (486x700, 140Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1978 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1978 Евгений Михнов-Войтенко и Самуэлла Фингарет. (700x447, 77Kb)
Евгений Михнов-Войтенко и писательница Самуэлла Фингарет (1927-2016). Фото 1978 г.

Последние полтора десятилетия творчества Михнова-Войтенко (начало 1970-х – 1988 гг.) характерны, прежде всего, окончательным переходом к работе в области нефигуративной абстракции.
Палитра художника максимально насыщена, преобладает использование смешанной техники, поиск колористической гармонии, постоянные эксперименты с сочетаниями цвета и техническими приёмами, такими, как использование мастихина. В этот период созданы многочисленные композиции в смешанной технике, а так же монохромные работы соусом и тушью. Наиболее характерными для этого времени являются картины цикла «Квадраты», отличающиеся обширным спектром цветовых сочетаний, от насыщенно мрачных (в том числе серия «чёрных» квадратов) до пронзительно-светлых.
В октябре 1984 г. в Минске умерла мама художника Валентина Александровна.

1979 Без назв. смешанная техника, 60 x 85 см. Артократия.сом (700x505, 179Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1979 г. Бумага, смешанная техника, 60 x 85 см.
Аукцион www.Artocratia.ru.

1979 -- Без назв. Бум, соус, темп. 72 х 100 см. Новый музей, СПб (700x506, 151Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из серии «Соусы». 1979 г. Бумага, соус, темпера. 72 х 100 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.

1979 Абстрактная композиция из цикла «квадрат Торшон, темпера 57х56 см. Север стол 2024 (698x700, 250Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция из цикла «Квадраты». 1979 г. Бумага торшон,
темпера. 57 х 56 см. Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1979 Квадраты синие (Из триптиха Квадраты). бумага, смешанная техника. 62,3 x 61,6 см. Музейное агентство, СПб (686x700, 162Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Квадраты синие (Из триптиха «Квадраты»). 1979 г.
Бумага, смешанная техника. 62,3 x 61,6 см. Музейное агентство, Санкт-Петербург.

1979 Квадраты синие (Из триптиха Квадраты) Бум, см. техн. 62,3 x 61,2. Муз агент, СПб, (688x700, 142Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Квадраты синие (Из триптиха «Квадраты»). 1979 г.
Бумага, смешанная техника. 62,3 x 61,2 см. Музейное агентство, Санкт-Петербург.

1979 Квадрат. бумага, темпера. 56,7 х 55,5. Сайт (684x700, 170Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1979 г. Бумага, темпера.
56,7 х 55,5 см. https://mikhnov-voitenko.ru

1979 Без названия. Темпера, 62 х 61 см. (700x678, 225Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1979 г. Бумага, темпера. 62 х 61 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1979 Без названия. 1 (682x700, 234Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1979 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1979 И сверху, и снизу. Бум, см. техн. 59,5 х 62,5 см. Муз агент, СПб (661x700, 188Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). И сверху, и снизу. 1979 г. Бумага, смешанная техника.
59,5 х 62,5 см. Музейное агентство, Санкт-Петербург.

1979 Комп. бумага, акварель, восковые мелки. 21,1х22,8. Калининград муз ИЗО (700x612, 196Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1979 г. Бумага, акварель, восковые мелки. 21,1 х 22,8 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.

1970-е конец. Экспромт. Бум, мелки. 13х28 см ДИДИ Гал (700x339, 85Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Экспромт. Конец 1970-х гг. Бумага, мелки. 13 х 28 см.
DiDi Gallery, Санкт-Петербург.

1988 Художник Евгений Михнов-Войтенко. 1988. Фотограф — Геннадий Приходько 2 (700x656, 111Kb)
Евгений Михнов-Войтенко. Фотография 1988 г.

Положение Евгения Михнова-Войтенко на карте советской неофициальной культуры парадоксально. Он - важнейшая фигура ленинградского андеграунда, яркий новатор и экспериментатор, протягивающий руку сразу к нескольким западноевропейским направлениям в послевоенном искусстве: абстрактному экспрессионизму, ташизму и искусству действия. Отсюда происходит и самый мощный, но, как всегда бывает в таких случаях, неточный ярлык - «русский Поллок». Само существование и постоянное размножение подобных штампов говорит о том, что так и не появился язык, пригодный для описания сложного и многогранного феномена.
Современники вспоминают, как М.В. Алпатов, крупнейший историк искусства советского времени, поразился работам Михнова. «Алпатов смотрел, а больше ползал пальцами, чуть ли не носом по картинам Михнова (“тепло...холоднее...cнова тепло”) и восклицал: “Что такое? Во всех музеях мира бывал – ничего подобного не видел!”»).

1980 Без названия. 29 х 70 см. (700x275, 113Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1980 г. Бумага, темпера. 29 х 70 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Центральная часть триптиха. (686x700, 196Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Центральная часть триптиха. 1980 г. Бумага, темпера.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Левая часть триптиха. (683x700, 189Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Левая часть триптиха. 1980 г. Бумага, темпера.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Правая часть триптиха. (694x700, 155Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Правая часть триптиха. 1980 г. Бумага, темпера.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Комп. бумага с водяными знаками, акварель, гуашь. 56,9 x 56,3. ГРМ (700x697, 137Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1980 г. Бумага с водяными знаками, акварель, гуашь.
56,9 x 56,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1980 Квадрат. бумага, темпера.63 х 61. Сайт (679x700, 194Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты» (1). 1980 г. Бумага, темпера. 63 х 61 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Квадрат. бумага, темпера. 62,5 х 61. Сайт (685x700, 212Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты» (2). 1980 г. Бумага, темпера. 62,5 х 61 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Квадрат. бумага, темпера.62,5 х 61,5 Сайт (687x700, 196Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты» (3). 1980 г. Бумага, темпера. 62,5 х 61,5 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Без названия. 1 (674x700, 200Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия (1). 1980 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1980 Без названия. 2 (677x700, 234Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия (2). 1980 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1988 Художник Евгений Михнов-Войтенко. 1988. Фотограф — Геннадий Приходько. (700x615, 156Kb)
Художник Евгений Михнов-Войтенко, 1988 г. Фотограф Геннадий Приходько.

«Михнов-Войтенко одновременно занимался тем, чем Джексон Поллок в Америке или ташисты во Франции, хотя у него был минимум информации, - действительно, идеи носятся в воздухе, - говорит арт-директор Нового музея Владимир Назанский. - С одной стороны, его жизнь трагическая, с другой - счастливая. Он творил в той неспешности жизни, которая сейчас невозможна. Люди тогда действительно общались, и общались глубоко. Было бы неправильно считать, что в те годы в нашей стране совершенно не было нормальных людей и Михнов-Войтенко творил в полном вакууме: он учился в Театральном институте у Акимова, его однокурсником был Олег Целков… так что он не был одиноким искателем новых путей в искусстве. Среди его друзей литераторов, филологов, музыкантов, ученых было даже больше, чем художников, — братья по разуму находились в пограничных областях.

1981 Без названия. (698x700, 303Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1981 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1981 Квадрат. бумага, темпера.  62,3 х 61. Сайт (685x700, 250Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1981 г. Бумага, темпера. 62,3 х 61 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1981 Квадрат. бумага, темпера. 65 х 62. Сайт (660x700, 199Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1981 г. Бумага, темпера. 65 х 62 см.
https://mikhnov-voitenko.ru

1981 Письмена из диптиха. Бум, смеш. техн. 62 х 64 см.Музейное агентство, СПб (663x700, 189Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Письмена из диптиха. 1981 г. Бумага, смешанная техника.
62 х 64 см. Музейное агентство, Санкт-Петербург.

1981 Абстрактная композиция из цикла «Квадрат». Бумага, см.т 61,5х61 см. Север стол 2024 (662x700, 297Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция из цикла «Квадраты». 1981 г.
Бумага, смешанная техника. 61,5 х 61 см. Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1981 Белый квадрат. Торшон, темпера 61,5х65 см. Север стол 2024 (665x700, 308Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Белый квадрат. 1981 Бумага торшон, темпера. 61,5 х 65 см.
Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1981 Белый квадрат. Торшон, темпера 56,5х56 см. Север стол 2024 (700x698, 259Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Белый квадрат. 1981 г. Бумага торшон, темпера 56,5 х 56 см.
Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1981 Sans titre, tempéra sur papier, 39.5 X 25 cm (437x700, 145Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1981 Бумага, темпера. 39,5 х 25 см.

1988 Фото Г.Приходько. Был выстроен специальный (656x700, 96Kb)
Е. Михнов-Войтенко на Карповке. Над столом – нитроэмаль «Бабочка». Фото Г. Приходько, 1988 г.

В мастерской у Е. Михнова-Войтенко был выстроен специальный стол с качающейся столешницей, помогавший направлять потоки краски и смываемой с поверхности произведения воды в нужном направлении. «‎Алхимический» результат его опытов, требовавших виртуозного владения разными техниками работы с поверхностью и краской, всегда был непредсказуем.

1982 Сфера. Артхив (657x700, 259Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Сфера. 1982 г. Бумага, темпера. www.artchive.ru

Художник Анатолий Зверев при жизни имел мощную поддержку в лице коллекционера Георгия Костаки, благодаря которому графика художника попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке, а творческий метод получил емкое определение — «лирический экспрессионизм». У Михнова-Войтенко покровителей и популяризаторов такого уровня никогда не было. Среди почитателей его творчества были Михаил Шемякин и Константин Кузьминский, но оба эмигрировали в 1970-е годы.
В то же время в Москве появились коллекционеры, заинтересованные в произведениях Михнова-Войтенко. Работы художника вошли в коллекции Александра Резникова, который в основном фокусировался на абстракции, и Игоря Маркина, основателя частного музея современного искусства AРТ4. Можно сказать, что это был первый крупный шаг за пределы локального контекста, когда стало понятно, что рынок Михнова-Войтенко находится не только в Санкт-Петербурге. В то же время в родном для художника городе с его наследием активно работала галерея DiDi.

1982 из цикла «Квадраты». Бум, темп. 65х62 см. ДИДИ Гал (670x700, 244Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Из цикла «Квадраты». 1982 г. Бумага, темпера. 65 х 62 см.
DiDi Gallery, Санкт-Петербург.

1982 Комп. монотипия, акварель, тушь И.38,9х29,3. Л.38,9х29,3 см. ГРМ (534x700, 130Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. 1982 г. Бумага, монотипия, акварель, тушь.
38,9х29,3 (лист); 38,9х29,3 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1982 Без названия. (671x700, 221Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1982 г. https://mikhnov-voitenko.ru

1986 Без назв. Бум, темпера. 28,5х47,5 см. ДИДИ Гал. (700x428, 151Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1986 г. Бумага, темпера. 28,5 х 47,5 см.
DiDi Gallery, Санкт-Петербург.

1986 Без назв. Бум, темпера. 29х47,5 см. ДИДИ Гал. (700x427, 153Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1986 г. Бумага, темпера. 29 х 47,5 см.
DiDi Gallery, Санкт-Петербург.

1986 Абстрактная композиция.Бум, темпера, 28,5х47,5 см. Север столица 2024 (700x424, 142Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Абстрактная композиция. 1986 г. Бумага, темпера, 28,5 х 47,5 см.
Аукционный дом «Северная столица», Санкт-Петербург, 2024 г.

1986 Без названия. (700x574, 180Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Без названия. 1986 г. https://mikhnov-voitenko.ru

Композиция (700x458, 138Kb)
Е.Г. Михнов-Войтенко (1932-1988). Композиция. Без даты.

MIKHNOV-PHOTO (595x700, 174Kb)
Весной 1988 года у Михнова обнаружено онкологическое заболевание, рак горла.
В этом году состоялся отбор и отправка его работ для выставки в Хельсинки в галерее «Хагельстам». Выставка состоялась в 1989 году, уже после смерти художника. Часть картин была задержана таможней на границе. Впоследствии они переданы в Русский музей.
Он казался сотоварищам аристократичным: пил только саперави и никогда ничего другого. 2 октября 1988 г. он умирает в приёмном отделении больницы у Финляндского вокзала от рака гортани. Последними словами художника, сопровождающему его в машине скорой помощи Геннадию Приходько, были: «Спасите мои работы!». Ему было 56 лет. Похоронен на Южном кладбище.

ФОТО Умер 2 октября 1988 года. Похоронен на Южном кладбище. (525x700, 229Kb)
Могила Е.Г. Михнова-Войтенко на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.

Российские издания, посвященные творчеству Е.Г. Михнова-Войтенко:

2006 МИХНОВ И О МИХНОВЕ. Запис книжки и , (385x500, 66Kb)2007 каталог выставки] Евгений Михнов-Войтенко (453x500, 136Kb)
1. Михнов и о Михнове. Записные книжки и беседы Евгения Михнова-Войтенко. Художник глазами современников. Сост. Е. Сорокина. ОАО «Искусство России», Издательство им. Н.И. Новикова, 2006 г. 2. Каталог выставки. Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988). Живопись, графика 1950-1980. Москва, Галерея «Арт-Диваж», Скорпион, 2007 г.
2008 Л.Хозикова - Евгений Михнов-Войтенко жизнь вопреки правиламДневники. Записки. Материалы из личного архива. 622 с,ил (400x570, 123Kb)2012 Владимир Альфонсов. «АУ, МИХНОВ!» Книга о Художнике. Санкт-Петербург. Журнал «Звезда». СПб, 2012. (397x570, 103Kb)
3. Людмила Хозикова. Евгений Михнов-Войтенко жизнь вопреки правилам. Дневники. Записки. Материалы из личного архива. Санкт-Петербург, Тип. «Береста», 2008 г. - 622 с, ил. 4. Владимир Альфонсов. «Ау, Михнов!» Книга о Художнике. Санкт-Петербург. Журнал «Звезда», 2012 г.

ФОТО ЕВГЕНИЙ МИХНОВ-ВОЙТЕНКО. ХУДОЖНИКИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ AZ. - 3500 руб (604x700, 186Kb)
Георгий Соколов, Евгения Сорокина. Евгений Михнов-Войтенко. Художники из коллекции
Музея Анатолия Зверева. Сост. Наталья Волкова. Издание Музея AZ, 2024 г.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 8, 16, 45, 138, 185, 272-284, 438.
Екатерина Юрьевна Андреева - российский историк искусства, критик, куратор. Доктор философских наук. Родилась в 1961 г. в Ленинграде, в 1984 г. окончила Ленинградский Государственный университет на кафедре истории искусств. Автор нескольких книг по постмодернизму и искусству второй половины ХХ в. С 1981 г. работает в Государственном Русском музее в СПб.

8 причин пойти на выставку о 1970-х в «Манеже»


В зале Михнова на выставке ленинградского экспрессионизма


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку