-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2738


ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК МИТРОФАН МИХАЙЛОВИЧ БЕРИНГОВ (1886-1937)

Пятница, 06 Октября 2023 г. 17:00 + в цитатник
ФОТО Митрофан Берингов 2 (525x700, 57Kb)
Митрофан Михайлович Берингов. Фотография 1920-е гг.

Митрофан Михайлович Берингов (1886-1937) – русский и советский художник. Учился в Пензенском духовном училище (1903–1905) и Пензенской духовной семинарии (1905–1906), где получил первоначальное художественное образование под руководством Н.К. Грандковского. Продолжил образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1913–1915) у Н.К. Рериха и А.А. Рылова. В начале 1910-х совершил поездку в Финляндию. Участвовал в революционных событиях 1905 и 1917 годов. Будучи солдатом, исполнил в Смольном портрет В.И. Ленина с натуры (1917). Член ревкома в Мариинске Томской губернии (1918). Жил в Томске (1919–1921), Москве (с 1922). По командировкам АХРР выезжал в творческие поездки в Крым, на Кавказ, в Сибирь. С 1925 г. неоднократно ездил на Север, участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану, в том числе в 1933 г. на ледоколе «Седов». М.М. Берингов умер от туберкулёза в 1937 году.


Пенза. Духовная семинария, 1910-1915 (700x462, 160Kb)
Пенза. Духовная семинария. 1894-1898 гг.

Митрофан Михайлович Берингов родился 23 октября 1886 года в селе Поим Чембарского уезда Пензенской губернии в семье сельского священника, по другой версии - в бедной семье псаломщика. Начал заниматься живописью во время учебы в Пензенском духовном училище (1903–1905) и Пензенской духовной семинарии (1905–1906) у Николая Карловича Грандковского (1864-1907), который одновременно был преподавателем живописи и рисунка в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селивёрстова (1903-1905). Здание семинарии на ул. Красной, д. 40 в Пензе сохранилось, сейчас здесь находится 1-й корпус Пензенского Государственного университета. Берингов участвовал в революционных событиях 1905-1907 годов. За участие в революционном движении юноша три года провел в заточении в Петропавловской крепости.

Здание ОПХ СПБ, 1912 (567x700, 158Kb)
Здание Императорского Общества поощрения художеств на Большой Морской улице
в Санкт-Петербурге, 1912 год.

Оказавшись на свободе, Берингов продолжил образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге (1913-1915) у Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и Аркадия Александровича Рылова (1870-1939). Влияние Рериха на своего ученика вполне очевидно прослеживается особенно в его северных пейзажах. В начале 1910-х Берингов совершил поездку в Финляндию. Призванный в армию в 1915 году, он вновь оказался на гребне событий. После Февральской революции был председателем Броневого комитета в Армии, принимал участие в борьбе с чехословацкими мятежниками. Будучи солдатом, в 1917 году одним из первых сделал в Смольном карандашный рисунок - портрет В. И. Ленина с натуры. Кроме карандашного наброска Ленина, больше портретов вождей у Берингова не наблюдается. По крайней мере, из того наследия, которое уцелело.

1917 Ленин. Рисунок (604x700, 126Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Портрет В.И. Ленина. Рисунок с натуры. Петроград, Смольный.
1917 г. Ранее рисунок находился в б. Центральном музее В.И. Ленина в Москве.

1923 Выступление В.И. Ленина в Михайловском манеже в 1917 г. («Ленин в Михайловском манеже среди броневиков; «Ленин и автоброневики») ГИМ (700x587, 137Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году («Выступление В.И. Ленина в Михайловском манеже в октябре 1917 года», «Ленин в Михайловском манеже среди броневиков», «Ленин и автоброневики»).
1923 г. Фанера, масло. 89,5 х 106 см. Государственный исторический музей, Москва.

ФОТО М.Б. Вериго-Чудновская. Портрет М.М. Берингова. ТОМСК ХМ (440x700, 219Kb)
М.Б. Вериго (1891-1994). Портрет М.М. Берингова. 1920 г. Бумага, акварель.
36 х 22,5 см. Томский областной художественный музей.

В 1918 году во время Гражданской войны М.М. Берингов по воле судьбы оказался в Мариинске, затем два года жил в Томске одновременно с Магдалиной Брониславовной Вериго. Его жизнь в Сибири до недавнего времени была окутана тайной. В советских публикациях указывалось, что он был избран членом ревкома в Мариинске Томской губернии (1918), в Томске (1919–1921) работал заведующим подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины секции ИЗО Томского отдела Наробраза, был одним из организаторов Художественного отдела Краеведческого музея в Томске. Однако благодаря исследованиям сотрудника Томского музея, в 2018 г. на конференции был представлен доклад о плакатах Колчаковской армии, среди которых были два плаката работы Митрофана Берингова – один портрет А.В. Колчака и плакат о победе колчаковского генерала Сахарова над войсками Красной Армии, опубликованные в сибирской газете в октябре 1919 г.

1920 Томск. Дом по Прасоловскому. переулку. ТОКМ (700x525, 148Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Прасоловский переулок, д.4. и ворота. 1920 г. Бумага, акварель,
тушь, рисунок (смешанная техника). 28,5 х 24 см. Томский областной краеведческий музей.

В Томском областном краеведческом музее хранятся несколько выразительных графических работ М.М. Берингова, зафиксировавших архитектурный облик старого сибирского города Томска. Да ещё – документы: протоколы обходов домов, где тщательно, с зарисовками, задокументированы лики деревянного губернского центра. Этим документам и рисункам без малого 100 лет! Удивительное дело. В советской России бушевала гражданская война, свирепствовала разруха, эпидемии, голод. И вдруг – «охрана памятников старины» и «организация художественного музея»?

1920 Новоказанский переулок №8. Томск ХМ (700x486, 135Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Новоказанский переулок, д.8. 1920 г. Бумага, акварель, белила. 23 х 33 см.
Томский областной художественный музей.

1920 Дом по ул. М. Кирпичная. Томский Краевед музей (700x576, 182Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Улица Малая Кузнечная, д.2. Общий вид старых построек. 1920 г.
Бумага, тушь. 32 х 39,3 см. Томский областной краеведческий музей.

1920 Старая усадьба по Александровской улице. Буи, тушь. 13,3 х 19,2 см. ТОКМ (700x471, 214Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Старая усадьба по Александровской улице. 1920 г. Бумага, тушь. 13,3 х 19,2 см.
Томский областной краеведческий музей.

1920 Старые крыши. Томский ХМ (700x473, 158Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Старый дом. Улица Розы Люксембург. 1920 г. Бумага, тушь, 26 х 40 см.
Томский областной краеведческий музей.

1920 Александровский переулок, 22.  Старый дом. Б, тушь, перо. ТОКМ (680x377, 96Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Александровский переулок, д.22. Старый дом. 1920 г. Бумага, тушь, перо.
Томский областной краеведческий музей.

1920 Томск. Улица Гоголевская 17. Дом со двора. Бум. оберточная, тушь. 18 х 22,5 см ТОКМ 2 (700x563, 187Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Улица Гоголевская, д.17. Дом со двора. 11920 г. Бумага оберточная, тушь.
18 х 22,5 см. Томский областной краеведческий музей.

1920 Амбар на Монастырском луг. Томск. Бум, кар. 24,5 х 18,5 см. ТОКМ им. М.Б. Шатилова (537x700, 187Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Томск. Амбар по Монастырскому лугу. 1920 г.
Бумага, карандаш. Томский областной краеведческий музей.

ФОТО 1920-е Слева направо Александр Михайлович Герасимов, его супруга, Митрофан Михайлович Берингов, 1920-е годы (700x461, 47Kb)
На снимке (слева направо): Александр Михайлович Герасимов, его супруга, Митрофан Михайлович
Берингов. Фотография 1920-е годы.

В 1922 году Митрофан Берингов перебрался в Москву, поселился в старом центре Москвы в подвале, в коммунальной квартире в Аптекарском переулке. Семейное предание рассказывает о том, что в подвале у Берингова некоторое время, точнее - несколько лет, проживал художник Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) с супругой, будущий знаменитый соцреалист, лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

ФОТО 1920-е Слева направо Александр Михайлович Герасимов, 2 (700x525, 85Kb)
На снимке: Александр Михайлович Герасимов и его супруга. Фрагмент фотографии 1920-е гг.

Глядя на эту фотографию, логично предположить, что художники были дружны, однако ни в одной официальной биографии Александра Герасимова об этом факте нет ни слова. Однако, в 1928 году А.М. Герасимов написал известный портрет М.М. Берингова, находящийся сейчас в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина.

ФОТО А.М. ГЕРАСИМОВ - Портрет М. Берингова. 1928. Х, м. 99,5х82 см. Астрахан КГ ОРИГИНАЛ (583x700, 82Kb)
А.М. Герасимов (1881-1963). Портрет М.М. Берингова. 1928. Холст, масло. 99,5 х 82 см.
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина.

ФОТО Группа художников АХХР. 1920-е гг. (486x700, 84Kb)
Группа художников АХХР. Слева направо сидят: Н.Г. Котов, заместитель председателя АХХРа П.А. Радимов, председатель АХРРа А.В. Григорьев. Слева направо стоят: С.Н. Карпов, Е.А. Кацман, секретарь АХРРа М.М. Берингов, П.Ю. Киселис, Ф.С. Богородский. Фотография 1920-х гг.

С 1922 года М.М. Берингов стал членом Ассоциации Художников Революционной России (АХХР). А. Герасимов - только с 1925-го. По командировкам АХРР Берингов выезжал в творческие поездки в Крым, на Кавказ, в Сибирь. С 1925 года неоднократно ездил на Север, участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану, в том числе в 1933-м на ледоколе «Седов». В 1932 году Ассоциация АХХР прекратила свое существование, и Берингов стал членом Союза художников СССР, а А. Герасимов с 1939 г. стал Председателем оргкомитета Союза советских художников. С конца 1920-х гг. Митрофан Берингов постоянно в отъезде, в основном на севере, где пишет свои полотна о буднях военных и гражданских моряков. По результатам его путешествий на Север было опубликовано интервью «Три поездки в Арктику».

Тх Седов (700x403, 74Kb)
Ледокол «Седов». Путешествие на ледоколе, как подчёркивал М.М. Берингов, дало ему возможность
остро почувствовать мощь Арктики.

В автобиографии М.М. Берингов писал про Север:
«Север меня влёк к себе всегда, но вплотную удалось им заняться лишь в 1925 г., когда я готовил к 8-й выставке АХР картины «Рыбаки Мурмана», «Полуночное солнце» и др. Затем, после ряда лет работы в результате частых поездок на север была организована в 1932 г. выставка во Всекохудожнике «За полярным кругом».
В 1933 г. М.М. Берингов был приглашён О.Ю. Шмидтом к участию в арктической экспедиции ледокола «Седов». М.М. Берингов в автобиографии писал:
«В продолжении трёх месяцев «Седов» проделал рейс от Архангельска и до пролива Шакальского, побывав на Маточкином шаре, в бухте Диксон, на острове Уединения, на мысе Челюскине и море Лаптевых. Главной целью экспедиции было сменить зимовщиков на Северной Земле и организовать разведочную геологическую экспедицию на мысе Оловянном».

1928 Рыбаки-поморы. Литогр.  25,7x35,3 см. ГЛМ (700x374, 101Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Рыбаки-поморы Мурмана. 1928 г. Литография. 25,7 x 35,3 см.
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

1922-1928 Рыбаки Мурмана. ОткрыткаКрасноярский краевой краеведческий музей (625x700, 154Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Рыбаки-поморы Мурмана. Фрагмент. 1928 г. Открытка.
Красноярский краевой краеведческий музей.

1927 Северная соната. Х, м.  87,2 х 101,5 см. ГТГ ОРИГИНАЛ (700x602, 84Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Северная соната. 1927 г. Холст, масло. 87,2 x 101,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Не случайно для этого полотна выбрано такое название. Слово «соната» произошло от итальянского глагола «sonare» – «звучать». Художник изобразил, как для него «прозвучал» Север: дребезжание воздуха в колористическом сочетании мазков и паузы белых парусов. Эта картина по праву считается одним из интереснейших произведений Митрофана Берингова и играет важную роль в его творческой эволюции.

1928 В стране полуночного солнца» Х, м. 77 x 100,5. ГТГ (700x539, 131Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). В стране полуночного солнца. 1928 г. Холст, масло. 77 x 100,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«В стране полуночного солнца» – морской пейзаж Заполярного края, освещенный солнцем, не опускающимся за горизонт даже ночью. Север сыграл огромную роль в творчестве художника. Берингов очень точно почувствовал, что впечатления от арктической природы трудно передать по аналогии с пейзажами морскими и океанскими не полярной области, образы Заполярья требуют иного творческого подхода. Север очень необычен и своеобразен по своему освещению, далек от среднеевропейской колористической среды.

1928 Ледовый поход Балтфлота 1918 (700x622, 122Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Ледяной поход Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт. Март - апрель 1918 г.
1928 г. Бумага, литография.

1928 Ледовый поход Балтфлота, 1928 год. (700x560, 142Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Ледяной поход Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт. Март - апрель 1918 г.
Другая репродукция. 1928 г.

1929 Свадьба слепых. Нижнетагильский краеведческий музей (700x590, 199Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

В 1929 году М.М. Берингов написал свою самую знаменитую картину «Свадьба слепых». Семейное предание гласит, что «Свадьба слепых» была написана с натуры - сцена из жизни коммунального подвальчика в Аптекарском переулке в Москве. Судьба этой картины удивительна. «Свадьба слепых» - это откровение художника о слепоте творческой интеллигенции, к которой автор относил и себя (себя он изобразил справа, в темных очках). Картина передает болезненные ощущения автора от событий того времени, когда уже начались процессы против вредителей из числа интеллигенции. Участники застолья на картине Берингова собрались вместе, но все они - в своем слепом замкнутом одиночестве. То ли не видят, что их ждет, то ли не хотят видеть, то ли это осознанный отказ смотреть правде в глаза в попытке сохранить свой внутренний мир. Небольшая горстка интеллектуалов в замкнутом помещении, потерявших ориентацию во времени и в пространстве, празднующих непонятно что, и абсолютно не понимающих, а что же ДАЛЬШЕ, и как ДАЛЬШЕ...

1929 Свадьба слепых (700x591, 169Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых (другая репродукция). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

С 1932 года весь авангард и любые формальные поиски оказались под жестким запретом. Все художественные объединения были упразднены и взамен был создан единый Союз советских художников, ориентированный на соцреализм, на восприятие массового зрителя. Эта картина была среди тех, которые было предписано изъять из музейных фондов и уничтожить - за «формализм и низкое качество». Но сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника спрятали ее в запасниках и тем самым спасли от уничтожения. Картина долгое время считалась утраченной. Ранее предполагалось, что картина находится в запасниках ГТГ, но в 1980-е годы, в ходе инвентаризации, была неожиданно обнаружена Нижнетагильском краеведческом музее.

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 4. Нижнетагильский музей (700x525, 79Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (1). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 6. Нижнетагильский музей (525x700, 87Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (2). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 7. Нижнетагильский музей (491x700, 65Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (3). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 3. Нижнетагильский музей (700x466, 180Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (4). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 5. Нижнетагильский музей (504x700, 72Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (5). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 2. Нижнетагильский музей (700x466, 184Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (6). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

1929 Свадьба слепых. Фрагмент 1. Нижнетагильский музей- (700x466, 205Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Свадьба слепых. Фрагмент (7). 1929 г. Холст, масло. 176 x 215 см.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

ФОТО 1929 Свадьба слепых в музее Новый Иерусалим (700x468, 93Kb)
О размерах картины «Свадьба слепых» можно судить по этой фотографии на выставке
в музее «Новый Иерусалим».

ФОТО 1929 Свадьба слепых в музее Новый Иерусалим (2) (488x700, 130Kb)
Рекламный плакат картины М.М. Берингова «Свадьба слепых» на выставке
в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».

ФОТО 1920-е Слева направо Александр Михайлович Герасимов, Митрофан Берингов, крупнее (700x634, 97Kb)
М.М. Берингов. Фотография 1920-е гг.

М.М. Берингов - автор пейзажей, портретов, тематических картин: «В. И. Ленин в Михайловском манеже среди броневиков в ночь на 25 октября» (1923), «Красногвардейский патруль» (1924), «Рыбаки Мурмана» (1925), «Взятие Бастилии» (1926), «Штурм Кронштадта» (1926), «Северная соната» (1927), «Ледяной поход Балтфлота» (1928), «В стране полуночного солнца» (1928), «Свадьба слепых» (1929), «На тральщике» (1930), «Остров Малый Воронин. Карское море» (1933), «Мыс Челюскин» (1934). В редких публикациях советского периода нет полного списка его работ, упоминаются лишь картины на историко-революционные темы, картины, написанные на основе впечатлений, полученных во время творческих командировок в Крым, на Кавказ и участия в северных походах, которые ныне находятся в собраниях музеев страны.

1930-е Рыбак-помор с морским окунем. Фанера, м. 133х103 см. Краснодар ХМ 2 (578x700, 82Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Рыбак-помор с морским окунем. 1930-е гг. Фанера, масло. 133 х 103 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

М.М. Берингов писал про Север: «Я видел его грозным, величественным, в туманные дни, в бурю и в ураган. Видел необычайные переливы северного сияния, видел всё своеобразие его колорита и всё это старался передать в этюдах, стремясь согласовать свою палитру с особенностями арктической ледяной гаммы».
«Ледяная гамма» М.М. Берингова, на первый взгляд, выглядит скупой. Но всмотритесь в одну из его работ – «Новая Земля». Здесь – минимум красок. Но до чего же выразительна живопись! Сродни рериховской, не правда ли? И это творческое родство с Рерихом вполне объяснимо: Митрофан Михайлович ведь учился у знаменитого живописца. И пусть объекты живописи двух художников удалены друг от друга на тысячи километров (у его учителя Н.К. Рериха – Гималаи, у Берингова – Арктика), но взгляд на первозданную природу, как кажется, общий!

1933-1934 Новая Земля. Х. м. 70х53 см (700x525, 105Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Новая Земля. 1933-1934 гг. Холст, масло. 70 х 53 см.
Собрание семьи художника.

1931 Начало Кольского залива. Х, м. 70,5х100 см. Пермская ХГ (700x476, 132Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Начало Кольского залива. 1931 г. Холст, масло. 70,5 х 100 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1933 Остров Малый Воронин. Карское море. Холст, масло. 39 х 69 см. ГТГ  (700x390, 31Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Остров Малый Воронин. Карское море. 1933 г. Холст, масло. 39 х 69 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

М.М. Берингов дважды объездил все Мурманское побережье, выходил на тральщике в Баренцево море, чтобы наблюдать за ловлей рыбы. Был на борту нового корабля «Ким», когда там произошла авария, и только находчивость и быстрая работа команды предотвратила взрыв. В течение пяти суток неисправный корабль носило по волнам. Благодаря этой экстремальной ситуации художнику удалось с разных сторон увидеть арктическую природу
В картине «Остров Малый Воронин. Карское море» видна близость автора к его учителю Николаю Рериху, их объединяют и предпочтения в выборе цветовых соотношений, и само вдохновение бескрайней природой.

1930-е Карское море. Запад. Вечер. Х, м. 39 х 69 см. Вольский краевел музей (700x388, 71Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Карское море. Запад. Вечер. 1930-е гг. Холст, масло. 39 х 69 см.
Вольский краеведческий музей, Саратовская обл.

1934 У мыса Челюскина. Х, м. 145х177 см. Музей ИЗО Респ Карелия (700x570, 60Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). У мыса Челюскина. 1934 г. Холст, масло. 145 х 177 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1930 Мурман. Морские рыбы. Х, м. 84х67,5 см. Саратов ХМ 2 (700x566, 83Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Мурман. Морские рыбы. 1930 г. Холст, масло. 84 х 67,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1932 На тральщике. Выст. 1932 г (635x700, 209Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). На тральщике. Репродукция из каталога выставки
«За полярным кругом». Москва, 1932 г.

Центр крупнее. 5-й справа от Ворошилова, считая барышню - Митрофан Берингов. (700x447, 57Kb)
Весьма знаменательное групповое фото с одной из выставок АХРР. Вероятно, в кадре не только художники,
кураторы, но и зрители. В центре кадра, прямо на перегибе, сам Климент Ефремович Ворошилов.

Материалы выставок АХРР, в которых принимал участие М. Берингов, не дают возможность составить полный список его работ с названиями и датой написания, так как указано часто лишь количество работ, представленных на выставке.
Как экспонент АХРР - АХР (1923–1929), Берингов участвовал в выставках: группы томских художников в Томске (1922), художественной выставке картин современных московских и местных художников в Рязани (1925); «Красная Армия в советском искусстве» (1930), «Советская Арктика в произведениях художников В. П. Беляева, М. М. Берингова, А. А. Меркулова и других» (1934), «Советская Арктика и советский Север в изоискусстве» (1935) в Москве; 2-й (1930) и 3-й (1931) передвижных выставках Наркомпроса РСФСР; «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде (1932) и Москве (1933–1934); «XV лет РККА» в Харькове (1935); картин московских художников в Ялте (1936). М. Берингов провел две персональные выставки в Москве (1932, совместно с В. В. Крайневым и в 1934).

Центр крупнее. 5-й справа от Ворошилова, считая барышню - Митрофан Берингов. (2) (700x525, 66Kb)
Групповое фото с одной из выставок АХРР. Фрагмент. 5-й справа от Ворошилова, считая барышню -
Митрофан Берингов.

1936 Сбор плодов в совхозе Чаква (700x622, 250Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Сбор мандаринов в совхозе «Чаква». 1936 см. Холст, масло. 114 х 128 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

На картине изображен завершающий этап сбора урожая - погрузка мандаринов в машину. В совхозе «Чаква» собирали хорошие урожаи этих фруктов. Расположен совхоз на берегу Чёрного моря в Кобулетском районе Аджарской АССР. В 1936 г. в совхозе побывала группа художников, М. Берингов был одним из них. Картина «Сбор мандаринов в совхозе Чаква» написана для выставки «Пищевая индустрия».

1936 Пейзаж в манере китайской живописи (год неизвестен) (700x479, 174Kb)
М.М. Берингов (1886-1937). Государственная чайная плантация «Чаква». 1936 г. Открытка.
Пейзаж написан в манере китайской живописи.

Также М.М. Берингов был участником ряда выставок советского искусства за рубежом: передвижной выставки по Японии (1926–1927, Харбин - Токио - Аомори - Осака - Нагоя), художественно-кустарной выставки СССР по городам США (1929, Нью-Йорк - Филадельфия - Бостон - Детройт), в Берлине, Стокгольме (обе - 1930), Кенигсберге (1932).

ФОТО Ф.С. Богородский. Портрет М.М. Берингова. 1927 г. Х, м. 124,5 х 98,3 см. Таганрог ХМ 2 (2) (561x700, 91Kb)
Ф.С. Богородский (1895-1959). Портрет М.М. Берингова. 1927 г. Холст, масло. 124,5 х 98,3 см.
Таганрогский художественный музей.

Согласно семейному преданию, Митрофан Михайлович Берингов умер от туберкулёза 16 марта 1937 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Подвергался ли он репрессиям? Вряд ли расстрелянного художника позволили бы похоронить на Новодевичьем.

ФОТО Надгробная плита М.М. Беригова (470x627, 110Kb)
Надгробная плита М.М. Берингова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творческое наследие М.М. Берингова ныне представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Пермской государственной художественной галерее, Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева и в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», но большая часть его работ после его смерти погибла в годы Великой Отечественной войны.

ИСТОЧНИКИ

1. Берингов Митрофан Михайлович – Пензенские хроники

2. Художник памяти достоин?






Рубрики:  Дорогие мои земляки
Живопись
Советские художники
Живопись
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку