-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19420
Комментариев: 1195
Написано: 20875


ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). Искусство и музейные экспонаты

Воскресенье, 09 Сентября 2018 г. 18:08 + в цитатник

Фролов_Александр_Никитич (218x318, 64Kb)

Александр Никитич Фролов

63002820_49957213_5564144_linb (576x30, 4Kb)

Апостол и евангелист Марк (†63)

0_158d1b_4fcac9a9_orig (591x700, 66Kb)

«Апостол Марк». XVIII в. Дерево, темпера. 41,5 x 35,5 см. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

0_158d19_f3088fc6_orig (539x700, 99Kb)

«Марк апостол (из деисусного чина)». XIV в., Греция. Дерево, левкас, темпера. Византийский музей в Афинах

Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63)

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

Иконография

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом – львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

0_158d20_f86530fc_orig (700x491, 188Kb)

БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг. Цветная смальта. 16 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа – три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.

0_158d1e_5af07545_orig (700x673, 97Kb)

ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг. Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона

Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой – перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.

0_158d15_ef72df07_orig (525x700, 87Kb)

«Лев, символ апостола Марка». Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ)

0_158d13_c0c711bf_orig (367x700, 87Kb)

«Св. евангелист Марк». Фрагмент иконы «Минея на апрель». 1-я пол. XVIII в. Дерево, темпера. Сампсониевский собор, Санкт-Петербург

Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.

0_158d17_6eae89ad_orig (469x700, 128Kb)

«Апостол и евангелист Марк». Горельеф на створках врат центрального портала западного фасада Храма Христа Спасителя в Москве

0_158d1d_f0861407_orig (487x700, 99Kb)

«Апостол Марк». XVI в. Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры). Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва

Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.

0_158d14_e9556631_orig (700x466, 81Kb)

«Евангелист Марк». Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области

63002820_49957213_5564144_linb (576x30, 4Kb)

«Римский» и «венецианский» способы набора мозаики

0_158eac_76e87344_orig (582x700, 102Kb)

«Святая Екатерина». С оригинала художника ДУЗИ Х. картон для мозаики исполнил НЕФФ Т.А., мозаичисты ФРОЛОВ А.Н., ЛИНДБЛАТ Э., ГАРТУНГ Ф. 1879 г. Смальта. 170 х 130 см. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Икона расположена во втором ярусе иконостаса придела св. Екатерины

0_158eaa_acac2b61_orig (360x480, 52Kb)

«Святая Екатерина». Мозаичист ФРОЛОВ А.А. 1893 г. Смальта. Церковь св. Екатерины в Мурино (1786-1790 гг., архитектор Н.А. ЛЬВОВ)

В 1847 г. НИКОЛАЙ I повелел учредить Мозаичное заведение при Академии художеств. «Императорское Мозаическое Заведение, – писал С.Н. КОНДАКОВ в «Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств», – учреждено Государём Николаем Павловичем, главным образом для замены живописных изображений в Исаакиевском соборе, долженствовавшем служить монументальным памятником эпохи его царствования, – художественною мозаикою, в виду ея долговечности и ценности, а также вообще для насаждения в России мозаического искусства».

В том же году при ватиканской мастерской в Риме, уже много лет занимавшейся заменой живописи собора святого Петра на мозаики, была открыта русская студия, в которую поступили находившиеся в это время в Италии художники И.С. ШАПОВАЛОВ, В.Е. РАЕВ, С.В. ФЁДОРОВ и Е.Г. СОЛНЦЕВ. В 1851 г. они вместе с несколькими итальянскими мозаичистами прибыли в Петербург и приступили к созданию первых смальтовых произведений для Исаакиевского собора. Таким образом, в северной столице сформировалась русская школа мозаичного искусства, основанная на римском, «копировальном» методе набора. Перед мозаичистами стояла задача: мозаику по технике превращать в живопись по форме.

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, скрепляя кусочки специальной мастикой и постоянно сверяясь с оригиналом.

Смальту получали, добавляя во время варки в стеклянную массу соединения различных металлов. Например, с помощью соединений золота получали смальты розовых и фиолетовых оттенков, соединения меди окрашивали смальту в красный и зелёный цвет, кобальт – в синий, и т. д. Кроме основных тонов, мастерами были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пёструю окраску с прожилками. Полужидкая смальта извлекалась из огнеупорных тиглей и прессовалась в плитки или вытягивалась в стволики. Из них выкалывались маленькие кубики, которые и применялись при исполнении мозаичных изображений.

Набор смальт вёлся на лицевую сторону будущего произведения, каждый кусочек материала тщательно обрабатывался и подгонялся один к другому так, чтобы швы между отдельными смальтами были минимальными. Использовали преимущественно квадратные или прямоугольные кусочки, располагая их ровными горизонтальными рядами. Форма отдельных кусочков и направление их кладки изменялись только при моделировке сложных элементов лица, волос, драпировок и т. п.

Затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.

Римский метод позволял с ювелирной точностью воспроизводить все особенности масляной живописи. «Фасад» произведения, имитирующий характер живописи, скрывал технику набора как элемент подсобный, не художественный, не имеющий права самостоятельного звучания, живописная форма выявлялась преимущественно цветом, а не характером кладки смальт.

В первой половине XIX в. в Венеции реставраторы мозаик собора святого Марка «открыли» метод набора смальт на обратную сторону будущего произведения, получивший, в отличие от прямого «римского», название «венецианского». Считалось, что именно таким способом изготовлялись мозаики в древности. В 1860-х гг. венецианец А. САЛЬВИАТТИ начал применять его для изготовления мозаичных композиций. Относительные дешевизна и быстрота производства новым методом обеспечивали его распространение в Западной Европе. Одним из первых отметил это явление русский художественный критик М.П. СОЛОВЬЕВ. Он писал в 1885 г.: «Новая школа отвергла римские традиции и возвращается к преданиям древнехристианских мозаик. Она справедливо полагает, что даже при громадном разнообразии оттенков смальты никогда не будут в состоянии состязаться с кистью и палитрой живописца и, подобно им, передавать тончайшие переливы светотени <…> Изучение древних мозаик привело к первобытной простоте как в композиции, так и в исполнении. Оказалось, что полное впечатление достигается даже в том случае, когда в распоряжении мозаичиста находится всего несколько сотен смальт».

Это заинтересовало и высшие круги российского общества. В одном из писем в 1886 г. сын НИКОЛАЯ I великий князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ заметил: «Мерещится мысль, чтоб в России, ввелось собственное муссийное дело, как Батюшка ввёл в нее мозаичное…» (под «муссийным делом» подразумевалась византийская и древнерусская мозаики).

Первая в России частная мозаичная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном – Александром Никитичем (1830-1909) и Александром Александровичем (1861-1897) ФРОЛОВЫМИ в 1890 году. Технология изготовления мозаик мастерской Фроловых существенно отличалась от академической.

С оригинала изображение снималось на кальку – полотно, пропитанное специальным раствором. Теперь оригинал фактически служил эскизом для создания законченного произведения – мозаики. «Калька и служила основой для исполняющего набор мозаичиста, – вспоминал Владимир Александрович ФРОЛОВ, сменивший умершего в 1897 г. старшего брата на месте руководителя частной мастерской. – Такие кальки, особенно сложной многофигурной композиции, исполнялись нами – руководителями мастерской лично, с возможно точным нанесением на неё не только всех контурных линий, характеризующих рисунок, но и границ светотени, определяющих форму. Цветовые (красочные) взаимоотношения живописи оригинала осваивались мозаичистами практическим путём. Они постепенно втягивались в понимание приемов использования специфических особенностей материала – смальт, не поддающихся непосредственному смешению, подобно краскам на палитре живописца, а требующих оптического смешения на основе такого сочетания их, которое обеспечивало бы желаемый тон на известном расстоянии от зрителя. Кроме исполнения вышеуказанной рабочей кальки и подбора красочной гаммы всех оттенков оригинала на руководителях работой лежала обязанность постоянного контроля и помощи исполнявшему набор мастеру-мозаичисту».

На обратную сторону кальки мозаичист наклеивал кусочки смальты. Перед его глазами была не лицевая сторона, а обратная, как бы зеркальное отражение будущего произведения. Затем набор заливали цементом, давали ему застыть, мозаику переворачивали, а кальку смывали. Впоследствии именно по причине невозможности контролировать лицевую сторону будущего произведения «венецианский» метод набора смальт стали подвергать критике, считать нехудожественным. Однако лучшим опровержением этому служат произведения мастерской Фроловых, завоевавших признание и популярность.

Мастера-мозаичисты не стремились к ювелирной тщательности подгонки каждого кусочка материала друг к другу, избегали полировки и шлифовки поверхности готового произведения, старались обойтись без тонирования швов, применявшихся в академической мастерской. Часто использовался неровный скол поверхности материала «от молотка», как особый приём, обеспечивавший разный угол отражения световых лучей от поверхности мозаик, что напоминало мерцание византийских и древнерусских смальт, закреплённых под разными углами на стене.

Различие в подходе к решению художественного пространства мозаик мастерской Академии художеств и архитектора Фролова можно проследить, сравнив иконы «Святая Екатерина» из малого иконостаса Исаакиевского собора, выполненную Александром Никитичем ФРОЛОВЫМ, и созданную Александром Александровичем ФРОЛОВЫМ.

0_158eae_bf5ade1d_orig (282x359, 30Kb)0_158ea8_40e7f476_orig (360x480, 47Kb)

0_158ead_6a78fc53_orig (357x225, 24Kb)

0_158ea9_d0f11e78_orig (604x453, 79Kb)

Стремясь возродить природную декоративность мозаик, архитектор А.А. Фролов существенно переработал оригинал, значительно упростив рисунок и устранив сложные тональные переходы живописи. Обращает на себя внимание одна немаловажная деталь: на иконе появилась тёмно-коричневая контурная линия, чего никогда не было в живописи церковного академизма. Такая окантовка изображения могла возникнуть только после тщательного изучения византийского и древнерусского наследия.

Кладка смальт в мозаиках свидетельствует о разных задачах, которые ставили перед собой художники. Если А.Н. Фролов тщательной подгонкой смальт имитировал каждую деталь оригинала, то А.А. Фролов создавал декоративное пространство кусочками материала, собранными в обобщенные цветовые пятна. Оба мастера использовали эффект оптического смешения цветов. В академической мозаике смена цветов близлежащих смальт создаёт тон или мягкий переход к другому тону, в произведении частной студии введение полутонов в основной помогает цветопластической лепке формы.

0_158eab_9aefd8da_orig (305x208, 28Kb)

0_158eaf_bf638af3_orig (700x513, 80Kb)

По материалам:
Фролов В.А. От мозаик Исаакиевского собора до «муссии» храма Воскресения Христова. – // Кафедра. – 2007.

63002820_49957213_5564144_linb (576x30, 4Kb)

Александр Таненков

Замурованная икона, или ещё одна разгаданная тайна из жизни художника Архипа Куинджи

11 июля по старому стилю, в 1910 году, в Санкт-Петербурге, в своей квартире скончался Архип Куинджи. Впервые за сто лет, в июле этого года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурге, прошло его молитвенное поминовение. Поминальные свечи зажгли петербуржцы и мариупольцы. Жители родного города Архипа Куинджи града Пресвятой Богородицы — Мариуполя принесли своему великому земляку свои молитвы и вечную память.

Куинджи_Архип_Иванович (323x429, 181Kb)

Архип Куинджи

Во время молитвенного поминовения один из петербуржцев, художник Владислав Порцевский, спросил у автора сих строк: «Знаю ли я историю молитвенной иконы Архипа Куинджи из его мастерской, которая сегодня находится в православном храме в Мурино». Я ответил отрицательно. Владислав Евгеньевич рассказал удивительную историю.

17675 (305x208, 66Kb)

В начале девяностых годов он работал на восстановлении православных храмов Санкт-Петербурга. Однажды настоятель храма святой великомученицы Екатерины привёз на подворье чудный мозаичный образ святой великомученицы Екатерины. И рассказал, что обрели его замурованным в квартире-мастерской Архипа Куинджи. Жившие там художники, решили что-то приколотить к стене, но неожиданно стала осыпаться штукатурка. К удивлению присутствующих, в открывшейся нише стали видны фрагменты мозаичной иконы. Художники, естественно, вскрыли полностью столь неожиданную находку и рядом с одной иконой обнаружили другую. Первой обнаруженной стала икона святой великомученицы Екатерины. Вторая икона святого великомученика Георгия Победоносца. Иконы превосходной работы. Позже было определено, что автором их является известный в Императорской России художник Фролов. Его мозаичные иконы присутствуют в оформлении православного храма Спаса-на-Крови. И, что удивительно, икона святой великомученицы Екатерины, находится в приделе святой великомученицы Екатерины в Исаакиевском соборе. Икона из мастерской Архиа Куинджи и икона из Исаакиевского собора тождественны между собой. Это происходит оттого, что художники-мозаичники стараются делать две тождественных иконы, чтобы при повреждении одной, целой осталась другая. Неожиданная находка художников стала известна в церковных кругах. И таким образом икона святой великомученицы Екатерины оказалась в храме в Мурино, а икона святого великомученика Георгия Победоносца — в женском монастыре святого праведного Иоанна Кронштадского на Карповке. Владимир Евгеньевич Порцевский один из первых увидел удивительную икону, которая была моленной иконой Архипа Куинджи.

0_158eaa_acac2b61_orig (360x480, 164Kb)

Рассказ нашего нового друга подвигнул нас поехать в Мурино, и там мы увидели и прикоснулись к тайне Архипа Куинджи. Мы, возможно первые из мариупольцев за почти столетие, поставили свечи перед иконой, у которой молился наш великий земляк и его жена Вера. Скорее всего, именно она замуровала иконы. Чтобы дорвавшийся до власти Хам не осквернил их, не разбил вдребезги, на мелкие куски. Может за работу по замуровыванию икон и заплатила жена Архипа Куинджи Вера последние деньги, сама при этом очень нуждаясь (Вера Куинджи умерла от голода в большевистском красном Петрограде, когда власть «победившего пролетариата» отобрала у жены художника денежное пособие, назначенное ей мужем). Не была ли голодная смерть жены художника местью режима богоборцев верноподданному РУССКОГО ЦАРЯ православному художнику? В том, что мы обрели моленный образ Архипа Куинджи, виден Промысел Божий. Архип Куинджи, чей православный лик был густо замаран всякой дрянью, начиная от бездарных советских искусствоведов и заканчивая бесноватыми рериховцами, как контуры обретенной иконы проступает сквозь стены времени. Открывая все новые и новые страницы из жизни православного художника Архипа Куинджи, его жены Веры, мы продолжаем выстраивать разорванную руками богоборцев духовную связь с православной императорской Россией, с древним патриархально-православным Мариуполем и исторической родиной греков- христиан — православным Крымом.

rusk.ru

the-morning-spb.livejournal.com

63002820_49957213_5564144_linb (576x30, 4Kb)

Рубрики:  Искусство
ХУДОЖНИКИ
ИСТОРИЯ и ИСТОРИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку