-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233528


Гений эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти(2) Юные годы(1475-1490)

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 05:03 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Как грустен облик твой и как сухи черты,
О Микеланджело, ваятель дивной силы!
Слеза твоих ресниц ни разу не смочила, -
Как непреклонный Дант, не знал улыбки ты.

Искусству отдавал ты жизнь и все мечты.
Свирепым молоком оно тебя вспоило,
Ты, путь тройной свершив, до старости унылой
Забвенья не нашел на лоне красоты.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра (ок. 1544)

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера

Капрезе Микеланджело, Палаццо Клузини. Библиотека Микеланджелески, Музей Микеланджелеско

Когда говорят, что Микеланджело – гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, в романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением».
   Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело – первый художник-одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.

Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни

Памятник земляку в Капрезе

 В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе родился ребенок мужского пола у бедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти-подесты (градоправителя) Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью – ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.

Дом где родился Микеланджело.Капрезе Микеланджело, Палаццо дель Подеста. Музей Микеланджело.

Комплекс состоит из трех основных зданий: Палаццо Подесты, Палаццо Клузини и Суда. Музей был основан в 1875 году в здании Палаццо Подесты, служившем в XV веке в качестве резиденции для главы управления.

музейный комплекс

В 1474-1475 годах эту должность занимал никто иной, как Людовико ди Леонардо Буонарроти, отец Микеланджело.

«Церковь Сан-Джованни Баттиста (Капрезе Микеланджело)»

Микеланджело Буонарроти появился на свет в Капрезе  и  согласно флорентийской традиции)и был крещен двумя днями позже в Церкви Святого Иоанна Крестителя там же.

современный вид

Все, как будто, очевидно, но знаете ли вы о том, что по сей день не утихают споры между двумя городками в Тоскане о праве называться родиной Микеланджело?…В период правления Лоренцо Великолепного во Флоренции( и расцвета флорентийской республики) отец Микеланджело получает назначение на роль подесты сразу в двух замках Кьюзи в Казентино и Капрезе в Тиберинской долине.

Более ранняя система управления предполагала поочередное пребывание в обоих замках, но в данном случае Людовико Буонарроти обосновывается в Капрезе, в Кьюзи же постоянно находится нотариус, причиняющийся указаниям подесты( главе управы).Когда Людовико покидает Флоренцию, жена Франческа, будучи на первых месяцах беременности, остается в городе.В начале марта, за месяц до истечения полномочий, отец Микеланджело отправляется в спешке во Флоренцию,где распространяется эпидемия чумы, чтобы забрать жену. Несмотря на подходящий к родам срок, они взбираются на коней и отправляются в долгий путь.Чтобы достичь Капрезе, вынуждены останавливаться на ночевки и передвигаться по горным склонам. Полагают, что в при подъезде к владениям мать Микеланджело падает с лошади. На следующую ночь после происшествия на свет появится будущий гений.

В трех милях от Флоренции, расположилось в горах селение Сеттиньяно, с которого открывается вид на прекрасный город Флоренцию. Здесь находилось небольшое поместье рода Буонарроти, и отец передал ребенка на руки кормилице, жене одного каменотеса, когда сам он по окончании срока должности подесты Кьюзи и Карпезе вернулся с семьей во Флоренцию. Вспоминая о кормилице, он говорил своему земляку Вазари:

Сеттиньяно было богато каменоломнями, и местные обитатели славились искусством в отделке камня. Камни обтесывались для строительства дорог, зданий, а также создания статуй. Все ранние воспоминания Микеланджело были связаны с камнем. Визг пилы, шум и звон молота заменяли ему колыбельные песни. Руки мальчика рано окрепли, играя камнями и пробуя молот, когда он стал подрастать в Сеттиньяно.

каменоломни Сеттиньяно

Недаром с молоком кормлицы всосал ты
Резец и молоток; от отца,
От почестей, тебе обещанных, бежал ты,
Манимый призраком волшебного резца.

У Микеланджело было четыре брата — старший и трое младших. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Остается неизвестным, сколько времени мальчик провел с ней, как он отнесся к утрате. Молодой Микеланджело вернулся в увеличившуюся семью. Вместе с ним проживало четыре брата и отец. Кроме того, в доме Буонарроти также жили его тетя, дядя и мать отца, бабушка Микеланджело.

 

Капрезе

В те времена границы Казентино были передвинуты по хребту горы Верна, за которым и находится долина Тибра( соответственно, и Капрезе).Исходя из свидетельств Вазари, можно утверждать, что место рождения Микеланджело-в окрестностях замка Кьюзи?В начале XVIII века была распространена новость об обнаружении некоего церковного документа, сообщающего о « крещении младенца, рожденного в Капрезе 6 марта 1474 года от благородной женщины по имени Франческа ди Нери Миньято дель Сера..»(являющейся матерью Микеланджело)… Документ этот находился в собственности Филиппо Буонарроти, одного из потомков художника, умершего в 1737 году.

 В преддверии празднования годовщины со дня рождения Микеланджело неожиданно был обнаружен документ, предоставляющий неоспоримые доказательства в пользу Капрезе- свидетельство о рождении Микеланджело, отправленное в Рим 16 апреля 1548 года, отправленное его племянником Леонардо.

Копия записи о рождении Микеланджело

В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносской, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого.

Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал« «До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое происхождение. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело как Леонардо да Винчи и Джорджоне» »

Капрезе Микеланджело, Библиотека Микеланджелески (Via Capoluogo 87)
Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители

Музей Микеланджело во Флоренции

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена , рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

музейные экспонаты в Капрезе

эеспонат музея в Капрезе

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

« «Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы» »

«Граф Каносский»
(Рисунок Микеланджело)

Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына когда-нибудь в высших гражданских должностях.

Anastasio fontebuoni (attr.), ritratto di tre giovani della famiglia buonarroti, 1620 ca......братья


. Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять – в третий; всего 86 ливров».

Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм.

К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).

«Терзания (Мучения) святого Антония»  — итальянская картина позднего кватроченто, развивающая сюжет позднеготической гравюры Мартина Шонгауэра. В 2008 году её автором был признан 12-ти или 13-летний Микеланджело. В случае подтверждения атрибуции это самая ранняя сохранившаяся его работа и одно из трёх-четырёх станковых произведений мастера.

В июле 2008 года картина была приобретена на аукционе «Сотбис» за 2 млн долларов как произведение мастерской Доменико Гирландайо, в которой среди прочих обучался и Микеланджело. На основе данных Вазари о том, что среди работ Микеланджело имелась сцена искушений св. Антония по мотивам гравюры Шонгауэра, а также стилистического сходства с живописью великого мастера, после очистки произведения сотрудниками Метрополитен-музея «Терзания святого Антония» были атрибутированы юному Микеланджело.

Вскоре картиной заинтересовался Художественный музей Кимбелла (Форт-Уэрт, Техас), который и приобрёл её за неназванную сумму (по оценкам, не меньше 6 млн долларов). Если эта оценка соответствует действительности, то «Терзания святого Антония» — самое дорогое на сегодняшний день произведение искусства, созданное ребёнком.

Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. 

Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.

Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» (утрачена)

Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).

Ангел»1494—1495Базилика ди Сан Доменико,

Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. 

«Мадонна у лестницы» ( также «Мадонна на лестнице») — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды».Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным».. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции»

«Битва кентавров»

 Также — «Бой Геркулеса с кентаврами»— мраморный рельеф со сценой кентавромахии, созданный Микеланджело около 1492 года. Этот барельеф относится к первым его известным независимым произведениям (как и «Мадонна у лестницы»), и в нем он нашел себя как скульптора.Вазари описывает его как работу, сделанную «так прекрасно, что тот, кто теперь смотрит на неё, не может поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера, совершенного в науке и практике искусства».

Старик с камнем

По Вазари, барельеф изображает бой Геркулеса с кентаврами.Вазари также пишет, что этот сюжет из «Метаморфоз» Овидия подсказал мастеру Анджело Полициано. Существует трактовка, что сцена изображает бой кентавров с лапифами. Последняя происходила на свадьбе, поэтому становится понятно присутствие двух женских фигур, которых выделяют исследователи (сверху слева и в центре снизу).

Юноша с камнем(Вождь лапифов)

Важно также отметить, что в самом названии произведения можно найти скрытый смысл. Название племени «лапифов» (греч. Λαπίθες) звучит похоже на «ляпис» (лат. Lapis), что означает «камень», а также «ляпиде» (итал. lapide), что означает «надгробная плита». Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Следовательно, можно утверждать, что и победа камня над плотью, а не только над варварством, тоже может быть одной из трактовок этой работы

Умирающий воин

Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора, который пожертвовал Лоренцо Великолепный для школы в садах Сан-Марко).

Молодой скульптор подал батальную сцену. В толпе молодых воинов бросается в глаза фигура юнца с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной находится бородатый воин, тоже с камнем в руке, это одна из немногих пожилых фигур на рельефе. Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.

Кентавр(Вождь кентавров)

Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу с воином, который уже оседлал его спину. В углу слева — фигура умирающего юноши, получившего ранение головы. Он — начало целого ряда юношеских фигур, которые станет разрабатывать скульптор и в росписи на потолке Сикстинской капеллы, и в работе над гробницей папы римского Юлия II. Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя, и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.

«Юный лучник»Ок. 1491—1492Метрополитен-музей,Нью-Йорк 

В 1992 реставрацию произведения доверили Аньезе Парронки , которая также отвечала за реставрацию барельефа «Мадонна у лестницы» и статуй Микеланджело в капелле Медичи (1989).В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».

Спящий купидон

В нескольких его биографиях приводятся свидетельства о том, что даже такой великий художник, как Микеланджело, мог быть причастен к умышленному изготовлению подделок, собственноручно изваяв «древнеримский» мрамор. Это предприятие не повредило его репутации, а наоборот положительно на нее повлияло, ведь, сумев выдать собственное произведение за римскую мраморную статую, он продемонстрировал, что не уступает великим предшественникам. Одной из таких нашумевших подделок является «Спящий Купидон»

В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня.

В 1496—1501 годах он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».

"Бахус"

«Бахус» (также — «Пьяный Бахус») — мраморная скульптура, изображающая бога вина Вакха (Бахуса). Это произведение было создано Микеланджело в 1497 году по заказу кардинала Рафаэля Риарио.Современный исследователь творчества скульптора, Уильям Уоллес, считает эту работу первым шедевром Микеланджело.

Заказ на статую Микеланджело получил 4 июля 1496 года, поскольку кардинал хотел расширить свою коллекцию античных скульптур. Однако известно, что Риарио отказался от завершённого произведения, и скульптуру приобрёл банкир Якопо Галли, сады которого были расположены вблизи палаццо Канчеллерия. Друг скульптора Кондиви ошибочно отрицал факт заказа кардиналом статуи, но в 1981 году это было подтверждено исследователями.В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции.

Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир. Кажется, что Вакх готов упасть вперёд, он шатается, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад. Взгляд бога обращён на чашу с вином, и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству.Мышцы спины выглядят напряжёнными, но расслабленные мышцы живота и бёдер демонстрируют физическую, а значит, и духовную слабость. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.

« Хмельной бог обнажён и улыбается в веселье, приветствует, понимает, мирит, утешает и успокаивает, с душой вина на губах, с душой вина, разлитой по всему его гладкому, мягко изогнутому телу. »
По мнению Виктора Лазарева, «Вакх» — «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной 

Пьетта

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

С этой композицией мастера связана одна очень мрачная легенда. Есть гипотеза, будто во время работы над скульптурой Буонарроти смертельно ранил своего натурщика, чтобы точнее передать в мраморе муки умирающего Иисуса. Так это или нет, навсегда останется тайной. Однако факт остается фактом: Микеланджело смог высечь в камне страдание. После, никому не удавалось повторить нечто подобное...В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Ряд исследователей придерживается предположения, высказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 г. группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Святой Петроний (Микеланджело) 1394

Заказ на три статуи для гробницы Святого Доминика Микеланджело получил благодаря протекции Джованни Франческо Альдовранди, который был одним из «16 городских правителей». Микеланджело жил в доме Альдовранди в период пребывания в Болонье, и «тот любил его как художника».Вазари пишет, что Микеланджело «сделал эти фигуры так, что они вышли лучше других, которые там были»

«Святой Прокл Болонский» — одна из трех небольших мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в одноименной базилике в Болонье 

«Распятие Монсеррат» 1497

 
  

К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело. Единственная законченная им и сохранившаяся картина это – тондо «Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания этого тондо (тондо – станковое живописное или скульптурное произведение, имеющее круглую форму) нет.

   В композиции картины господствует фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна. Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это – не обычная счастливая семья. Здесь нет и следов интимности. Это – величавое «святое семейство».

«Мадонна Дони» — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Манчестерская Мадонна,1497, Микеланджело, Национальная галерея.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Христос в Пьете с Мадонной и ангелами. Раскрашенная версия рисунка Микеланджело, известная как «Пьета Виттории Колонна»

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических  

продолжение следует....

Микеланджело Буонарроти — статья из Большой советской энциклопедии.
Микеланджело Буонарроти // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. — М., 2006.
Галлико С. Ватикан. — Рим: ATS Italia Editrice, 2006. — С. 21. — 160 с.
Michelangelo // The New Encyclopaedia Britannica.

Hibbard, Howard. Michelangelo  (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture  (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times  (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея. — М.: ЛУМ, 2018, 60 с.

Рубрики:  искусство/Скульптура
Галопом по Европам/Италия
живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 11 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 17:20 (ссылка)
Благодарю, Майя! До чего же был талантлив Микеланджело! Даже в такие юные годы он создал неповторимые , великолепные произведения на века.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 17:38ссылка
Спасибо,Лиз.Двадцатилетний юноша сваял "Пьетту" от которой останавливается сердце,которая украшает Собор Святого Петра в Ватикане.Нигде не обучался,а человеческие тела в его работах верх совершенства с позиции анатомии и это шесть веков назад...бедный мальчик с поломанным носом и красивой душой
ГалКон   обратиться по имени Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 19:17 (ссылка)
Привет, Майя! Спасибо большое за интересный рассказ о становлении как художника и скульптора Микеланджело Буонарроти. Вот что значит классика и шедевры искусства! Сколько веков прошло, а живопись и скульптура Буонарроти до сих пор не оставляет равнодушными и волнует сердца людей. И доказательством этого может служить его восхитительная Пьета. Надо отметить, что Микеланджело большой трудяга, только через труд можно совершенствоваться в выбранной области искусства и достичь таких результатов и признания.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 19:56ссылка
Привет,Галя.А учение какое было?На каменоломне выбрать нужный и отсечь все лишнее.Сейчас проще,на компе смоделировать и лазером разметку сделать.Что-то уровень современных скульпторов не дотягивает до работ Микеланджело...Его Гений недосягаем
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 20:01ссылка
А чтобы отсечь все лишнее и не переборщить нужно обладать еще и хорошим чутьем. А начинал Микеланджело с низов, как говорится, все прощупал своими руками, прежде чем достиг высот.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 20:27ссылка
Слушай,Галя.А ты не хочешь серию начать о наших великих актерах,вспомним их для себя
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 20:46ссылка
Надо подумать, посмотреть, что есть у меня в дневе. Я о некоторых уже делала посты. Я бы давно выставила что-то из своего архива, но не знаю, что уже было в Камелоте.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 20:53ссылка
Не имеет значения,архив отродясь никто не смотрит)))В Википедии есть полный список наших актеров.Задаешь в поиск"Категория:советские киноактеры" или "Категория :Российские актеры",выйдут списки даже с прямой ссылкой,посмотри в тегах "Культурологии"они часто пишут про них
https://kulturologia.ru/tags/
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 20:54ссылка
Кстати,можешь сама посмотреть,что здесь есть ,нажми на название рубрики и все увидишь сама
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 21:01ссылка
Я думаю, что ничего страшного, если попадется повтор. Посты все разные и один может быть дополнением другого
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Февраля 2024 г. 21:02ссылка
Так и я о том же.
LIUDAVERGUN   обратиться по имени Микель-Анджело Среда, 21 Февраля 2024 г. 23:19 (ссылка)
В усыпальнице семьи Медичи во Флоренции мы стояли завороженные и загипнотизированные перед его мраморными композициями!
Мраморные тела были словно живые..они пульсировали..
Как это возможно?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку