-Метки

android bluetooth facebook google microsoft new york times online playstation playstation 4 банк ввп вести видеоигра видеоигры владимир владимирович путин владимир путин владимирович война вооруженные гаджет геймер геймерство государства государство греция деньги европейский европейский союз ес закон игил игра игромания игры интерфакс исламское государство как киев компьютерная компьютерная игра компьютерные компьютерные игры конфликт мвд мвф мид минобороны москва на нато новороссия новости нтв обстрел общество онлайн оон передаёт политика порошенко последние президент президент россии президент рф происшествие прокуратура расследование риа россии российская российская федерация российской россия россияне рф санкции сепаратизм сепаратисты смартфон смартфоны сми сообщает сообщение спорт ссср ссылкой стратегии сша тасс телефон украина украинцы украины ученые фотки фото фотографии франция футбол экономика

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ла-почка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7803


Словакию наводняет российская пропаганда

Пятница, 26 Июня 2015 г. 17:27 + в цитатник

Словакию наводняет российская пропаганда

Ивана Смоленова, аналитик Пражского института исследований в области безопасности, которая отслеживает российскую пропаганду в Чехии и Словакии:

Дезинформация призвана деморализовать общество, обратить общественное мнение против западных институтов и подорвать единство. Так утверждает Ивана Смоленова. В недавнем исследовании она изучила пророссийскую дезинформационную кампанию в Чехии и Словакции. По мнению Смоленовой, в этой кампании участие принимает целый ряд пророссийских веб-порталов, неформальных объединений и сообществ в социальных сетях, несколько печатных изданий, радио, а также неправительственные организации. «Их прокремлевская деятельность подкрепляется большой активностью в соцсетях и организацией общественных собраний. Российская пропагандистская изощренная сеть использует для распространения своих данных чиновников, журналистов, комментаторов и интернет-троллей», — пишет в своем исследовании Смоленова.

— Что является целью этой дезинформационной кампании, которая особенно активизировалась примерно в прошлом году?

— Я думаю, что целей несколько. У нас это, прежде всего, стремление деморализовать общество, обратить общественное мнение против западных институтов, против США и НАТО, и подорвать единство внутри ЕС. По сути это модификация стратегии «разделяй и властвуй». Также кампания стремится выставить политиков и СМИ мэйнстрима коррумпированными и работающими на корпорации и тем самым подорвать доверие к ним и их авторитет. В такой ситуации Россия может представить себя как спасителя с моральными ценностями, как кого-то, кто превратит хаос в порядок.

Похоже, российская пропаганда добивается успехов: у части населения эта информация как минимум пробудит любопытство или посеет хотя бы малейшие сомнения.

Конечно, уже само то, что некий факт ставится под сомнение, достигает своей цели. В английском языке даже существует термин «war of narratives» («борьба сюжетов»). Примером, скажем, является огромное количество теорий и конспиративных историй вокруг крушения авиалайнера MH17, который в июне прошлого года был сбит в небе над Восточной Украиной. Среди вариантов объяснения этого падения тогда были теории о том, что самолет сбила украинская армия, или американцы, пытавшиеся сбить личный самолет Путина, или о том, что самолет был полон мертвецов еще до того, как взлетел, или о том, что крушение спланировала фармацевтическая компания, чтобы помешать ученым, находившимся на борту, разработать лекарство против СПИДа (подробнее о конспиративных теориях в связи с самолетом MH17 читайте здесь).

Сбитый с толку получатель подобной информации после информационного пресыщения входит в пассивную роль, в которой он не верит уже никому и ничему. Цель не в том, чтобы убедить в правоте России, а в том, что правды не существует, или что она теряется или утрачивает смысл в огромном количестве теорий и параллельных правд. Опровергая ложную информацию, мы лишь создаем новые возможные сценарии, тем самым подливая масла в огонь. С точки зрения финансов и времени гораздо проще «пустить гулять» некую дезинформацию, нежели ее потом опровергнуть.

— Известны ли те, кто стоит за подобной деятельностью?

— На некоторых порталах тексты анонимные, а на некоторых — подписаны. Где-то есть и то, и другое. Но сегодня кто угодно может создать сайт (или достаточно блога или профиля в социальной сети), начать писать о вопросах, интересующих людей, привлечь достаточное количество читателей и назваться альтернативным СМИ. Когда недавно журнал Respekt пытался выяснить, кто стоит за порталом Aeronet, то по их адресу в Голландии никого не нашел.

Но некоторые имена авторов встречаются довольно часто. Например, Радка Земанова-Копецка, одна из создательниц пророссийской «фабрики мысли» — Института славянских стратегических исследований, который в прошлом году организовал семинар в парламенте под патронажем посла РФ Киселева. Ее статьи встречаются не только на нескольких чешских пророссийских сайтах и в комментариях под статьями, но и на российских серверах на русском языке. Кроме того, известны имена, которые стоят за печатными изданиями, например журналы «Сознание» или «Страна и Век».

— Для сравнения вы выбрали три «независимых» СМИ и одно официальное, поддерживаемый государством российский сервер. Но только у нас их насчитываются десятки.

— Да, их много. Эти три независимые я выбрала потому, что они наиболее известны и имеют довольно многочисленную аудиторию. Журнал «Страна и Век» с момента своего создания в 2013 году очень активен. Он организует публичные дискуссии и сегодня выходит тиражом около 20-30 тысяч экземпляров в месяц. По его собственной информации, его аудитория насчитывает более 7 тысяч подписчиков. Сайт журнала «Сознание» AC24 имеет на Фейсбуке, например, более 67 тысяч друзей, а это немало.

Сначала я основывалась на списке Юрая Сматаны, который в феврале назвал 42 сайта, распространяющих российскую пропаганду. С тех пор список постепенно расширяется, и появляются новые порталы. Достаточно следить за отдельными небольшими кампаниями, скажем, недавняя кампания о сексуальном образовании в Норвегии, и можно найти все новые и новые сайты.

— Можно ли объяснить, почему очень часто на этих сайтах появляются разные конспиративные теории?

— Это вопрос, скорее, для психологов. Существует теория о том, что люди, ощущающие свою социальную беспомощность, более склонны верить в конспиративные теории. Около трети американцев полагает, что террористические нападения 11 сентября на совести Буша и его администрации. В Европе это число также колеблется в районе 10-20% населения.

Это не касается только каких-то возрастных или социальных групп. В открытой дискуссии очень конспиративно настроенного журнала «Страна и Век» в Жилине меня больше всего удивил состав участников. Я ожидала, что подавляющее большинство будет из социально слабых категорий, безработные, пенсионеры и так далее. Конечно, там были и они, но также было много хорошо одетых людей среднего возраста, судя по которым не скажешь, что они в чем-то нуждаются. Эта встреча продолжалась три часа, и никто из них за это время не встал и не ушел.

— Как противостоять подобной кампании? Существует ли вообще действенный способ, если исключить такие жесткие меры, как, например, блокирование доступа к подобным порталам?

— Мне кажется, запрет не лучшая идея. У нас свобода слова, и я полагаю, что мы не должны опускаться до уровня авторитарных режимов. Мы не можем дать подобным СМИ лучшего PR-оружия в руки: уже сегодня многие из них сетуют, что их альтернативная точка зрения вытесняется, и что «плохие СМИ мэйнстрима» мешают и пр.

Намного более эффективными были бы усилия повышать уровень критического мышления и медиа-грамотность людей, что помогло бы воспрепятствовать автоматическому заимствованию мнений из пророссийских источников. Есть американское исследование, проведенное в 70-х годах, которое подтвердило, что люди, которым рассказали о пропаганде и объяснили ее инструменты, менее склонны поддаваться на подобную манипуляцию. В этом отношении Словакия и Чешская Республика постепенно встают на правильный путь: организовываются дискуссии, пишутся статьи и выходят публикации.

Также нужно задуматься над тем, как такая информация подается людям. Если включить телеканал Russia Today или любой другой российский канал, то 80% контента — это развлекательные передачи с искусными вставками новостей и пропаганды Кремля. Я не утверждаю, что мы должны копировать Russia Today — нет, но если мы хотим что-то объяснить людям, то это должно иметь форму, понятную и интересную для них форму.

Также плохо, что слово «пропаганда» в последнее время так часто используется. Везде пропаганда: у США она своя, ее использует Украина, она охватила политиков. А недавно в СМИ я увидела термин «антииммиграционная пропаганда». Это опять же играет на руку России: раз это делают все, то в этом нет ничего плохого. Нет, есть разница между политическим маркетингом, лоббингом, легитимным стремлением информировать общественность и тем, что делает Кремль. Это тоже надо объяснить общественности.

Источник

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку