-Метки

Власть анархизм армия афоризмы белковый миф библейская правда библия благо бог бог во всех людях бойня буддизм вакцинация веганство вегетарианство вера веротерпимость ветхий завет власть над собой вода война воспитание вред для здоровья геноцид гнев голод и мясоедение гонения государственное насилие государство григорий сковорода давид найдис деньги духоборы духовность душа дхаммапада евангелия ешуа желания жизнь в селе журнал ясная поляна загрязнение планеты заповедь любви здоровье знание золотое правило нравственности изречения будды иисус истина история иудаизм колонизация лев толстой любовь манипулирование марк аврелий метод кошастого милосердие милосердие и любовь к животным молоко мудрость мульчирование мысли мыслители мясо мясоедение и милосердие насилие ненасилие новый завет нравственность образование общество потребления органическое земледелие педагогика педагогика льва толстого поиск истины природа притчи противоречия в библии саморазвитие самосовершенствование свобода свобода в образовании смерть сми смысл жизни соблазны сократ страдания стяжательство убийство учение будды учение иисуса философия хазарзар христианство цитаты школа экология яснополянская школа

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Планы на годВаши планы на год в вашем дневнике!

 -Цитатник

Компостные кучи или компостные дорожки? - (0)

Компостные кучи или компостные дорожки? Анализируя свою частную переписку, вопросы, задаваем...

Моя любимая Сара Брайтман))) - (0)

ADAGIO by Sarah Brightman - ANYTIME, ANYWHERE  В 1998 году вариация на тему Адажио впервые п...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Первая часть - (0)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 1 - начало) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Из всех непосвященных ...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Вторая часть - (2)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 2 - окончание) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Заботясь о благопол...

16 бесплатных образовательных проектов в сети - (0)

16 бесплатных образовательных проектов в сети Мир не стоит на месте и уже можно получить профильн...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в leopoliss

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

morning glory no-till peta аборты абуль-фарадж авиценна агапий аграфа адин балу (эдин баллу бэллоу) александр кузнецов альтернативная гражданская служба америка анархизм анскулинг антипотребительство антисемитизм апокрифы аристотель армия архитектура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1392


Мои самые любимые высказывания Лао-Цзы из книги Дао Дэ Цзин

Вторник, 23 Июля 2013 г. 01:40 + в цитатник

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Мои самые любимые высказывания Лао-Цзы из книги Дао Дэ Цзин (классический перевод)


Самоотверженность.
Небо и земля - долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя.

Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади

других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его

жизнь сохраняется. Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными [интересами]?

Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].
-----------------------------------
Вода
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними].

Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао. [Человек,

обладающие высшей добродетелью, так же как и вода], должен селиться ближе к земле; его

сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть

дружелюбным; в словах должен быть искренним;
------------------------------------
Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления.
------------------------------------
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те

правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых

народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает

доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает

дела, и народ говорит, что он следует естественности.
------------------------------------
Самосовершенствование
Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат, когда

будут устранены <человеколюбие> и <справедливость>, народ возвратится к сыновней

почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и

разбойники. Все эти три вещи [происходят] от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать

людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и

освобождаться от страстей.
------------------------------------
Все дюди полны желаний, только я доин подобен тому, кто отказался от всего.
------------------------------------
Парадокс оставления
В древности говорили: <Ущербное становится совершенным, кривое - прямым, пустое -

наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого; стремление

получить многое ведет к заблуждениям>. Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению,

коему необходимо следовать в Поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что

сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может

обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает

себя, поэтому он старший среди других.
Слова древних: <Ущербное становится совершенным...> - разве это пустые слова? Они

действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.
--------------------------------------
Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говрить не допускает ошибок. Кто умеет считать,

тот не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляя затвор и

закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет

веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый

постоянно умело спасает людей и не покидает их. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он

не покидает их. Это называется глубокой мудростью. Таким образом, добродетель является

учителем недобрых, а недобрые - ее опорой. Если [недобрые] не ценят своего учителя и

добродетель не любит свою опору, то они, хотя и [считают себя] разумными, погружены в

слепоту. Вот что наиболее важно и глубоко.
---------------------------------------
Поэтому одни существа идут, другие - следуют за ними: одни расцветают, другие высыхают; одни

укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый

отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.
---------------------------------------
Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому

человек, следующий дао, его не употребляет. Прославлять себя победой - это значит радоваться

убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране.

Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия.
Слева строятся военачальники флангов, справа стоит полководец. Говорят, что их нужно

встретить похоронной процессией. Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать.

Победу следует отмечать похоронной процессией.
---------------------------------------
Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен.

Побеждающий себя могущественен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством,

обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен.
---------------------------------------
Как рыба не может покинуть глубину, так и государство не должно выставлять напоказ людям

свои совершенные методы [управления].
---------------------------------------
Человек, во всем соблюдающий ритуал, действует [надеясь на взаимность]. Если он не встречает

взаимности, то он прибегает к наказаниям. Вот почему дэ появляется только после утраты дао,

человеколюбие - после утраты дэ; справедливость - после утраты человеколюбия; ритуал - после

утраты справедливости. Ритуал - это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] -

начало смуты.
---------------------------------------
Незнатные являются основой для знатных, а низкое - основанием для высокого. Поэтому знать и

государи сами называют себя <одинокими>, <сирыми>, <несчастливыми>. Это происходит

оттого, что они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь. Если разобрать

колесницу, от нее ничего не останется. Нельзя считать себя <драгоценным>, как яшма, а нужно

быть простым, как камень.
---------------------------------------
Беспокоящая мудрость
Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней

учености, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао,

подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому

существует поговорка: кто узнает дао, похож на темного; кто проникает в дао, похож на

отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающего; человек высшей добродетели похож

на простого; великий просвешенный похож на презираемого; безграничная добродетельность

похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение;

истинная правда похожа на ее отсутствие.
--------------------------------------
Люди не любят [имена] <одинокий>, <сирый>, <несчастливый>. Между тем гуны и ваны этими

[именами] называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когда их принижают, и принижаются,

когда их возвышают.
---------------------------------------
Владеть или принадлежать
Что ближе - слава или жизнь? Что дороже - жизнь или богатство? Что тяжелее пережить -

приобретение или потерю? Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много

накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает

предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.
----------------------------------------
Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем

стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться [малым], всегда

доволен [своей жизнью].
----------------------------------------
Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает

[свои желания].
----------------------------------------
Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я

делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом воспитывается добродетель.

Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом воспитывается искренность.
Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит

на народ, как на своих детей.
-----------------------------------------
Я слышал, что кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в

битву,, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде

наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это

происходит оттого, что для него не существует смерти.
-----------------------------------------
Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от своих страстей, то до конца жизни не

будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не

будет спасения [от бед].
-----------------------------------------
Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь -

это узкие тропинки. Большая дорога совершенно ровна, но народ любит тропинки.
Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. [Знать]

одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и

накапливает богатства. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением

дао.
-----------------------------------------
Кто совершенствует [дао] внутри себя, у того добродетель становится искренней.
-----------------------------------------
Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным. Когда у народа много

острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются

редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
-----------------------------------------
Человек уже давно находится в заблуждении. Поэтому совершенномудрый справедлив и не

отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает ничего

плохого. Он светел, но не желает блестеть.
-----------------------------------------
Воздержание должно стать главной заботой. Оно называется совершенствованием.

Совершенствование - всепобеждающе. Всепобеждающее обладает неисчерпаемой силой.
-----------------------------------------
Вместилище, занимающее низшее положение
Великое царство - это низовье реки, узел Поднебесной, самка Поднебесной. Самка всегда

невозмутимостью одолевает самца, а по своей невозмутимости [она] стоит ниже [самца]. Поэтому

великое царство располагает к себе маленькое тем, что ставит себя ниже воследнего, а

маленькое царство завоевывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего.

Поэтому располагают к себе либо тем, что ставят себя ниже, либо тем, что сами по себе ниже.

Пусть великое царство будет желать не больше того, чтобы все одинаково были накормлены, а

малое царство пусть будет желать не больше того, чтобы служить людям. Тогда оба получат то,

чего они желают. Великому полагается быть внизу.
------------------------------------------
Государь и советники хотя и имеют драгоценные камни и могут ездить на колесницах, но лучше

будет им спокойно следовать дао.
Почему в древности ценили дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и

преступления прощались. Поэтому [дао] в Поднебесной ценилось дорого.
-----------------------------------------
На ненависть нужно отвечать добром.
-----------------------------------------
В древности те, кто знал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно

управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний

приносит государю несчастье, а без их помощи приводит его к власти.
-----------------------------------------
Совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он отказывается от самолюбия и

предпочитает невозвышение.
-----------------------------------------
Мягкий и твёрдый
Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого

она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это

осуществлять.
-----------------------------------------
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим.

Небесный путь приносит всем существам пользу и им не вредит. Путь совершенномудрого - это

деяние без борьбы.


___________________________________________________________________

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Высказывания Лао-Цзы из книги Дао Дэ Цзин (современное прочтение)
 

 

Дао - это Бог.
----------------------------------------
Дао не может быть определено, но Дао может быть познано. Я начинаю чувствовать Дао.
Для осознания, что происходит, я должен быть открытым. Я должен оставить свои

предубеждения. Предубежденные люди видят только то, что совпадает с их мировоззрением. Это

означает, что я знаю Дао. Я могу знать Бога.

 

www.royallib.ru

 

Рубрики:  Лучшее в Даосизме. Учение Лао-цзы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку