Российская империя по сравнению с другими государствами той эпохи была достаточно веротерпимой страной.
Однако и здесь определенные категории верующих подвергались притеснениям и гонениям.
Некоторые конфессии при одних монархах были в фаворе, а при других впадали в немилость.
Больше всего ограничений было у представителей нетерпимых властями сект.
Но даже представители христианских религий периодически испытывали трудности.
●
Ограничения католиков и покровительство протестантамДоброжелательное отношение царской России к католикам началось во времена прозападной политики Петра I, привлекавшего в страну множество иностранцев соответствующего исповедания.
Указом от 1780 года Екатерина II велела униатам переходить в православие, а умиравших униатских священников заменять православными, параллельно искореняя униатские нормы богослужений.
Католический собор на грузинской улице в Москве.
Ситуация улучшилась со времен царствования Павла Первого, имевшего титул Великого Магистра в Мальтийском ордене.
Но после польского восстания 1830-1831 гг. гнет возобновился: закрывались монастыри, мещанам католического вероисповедания запрещалось приобретать собственность и арендовать земли, ограничивалось католическое образования.
Современные российские католические епископы.
Браки православных и католиков разрешались лишь при условии, что совместные дети будут креститься по православному обряду, а жена не перейдет в католицизм.
В 1905-м Николай II издал Манифест о веротерпимости, что спровоцировало массовый переход православных в католицизм.
По официальным данным, в 1905-1909 год католиками стали 233 тыс. человек.
Положение протестантов в Российской империи всегда было более выгодным.
Протестантизм пришел в Россию с иностранными купцами, ремесленниками и военными наемниками.
Со временем их потомки принимали российское подданство, и протестантизм становился религией части русского общества.
Группа протестантов, XVII век.
По приглашению Ивана Грозного в Москву съезжались европейские медики, аптекари, торговцы и художники, исповедующие эту веру.
Покровительствовал протестантам и Алексей Михайлович, приближавший их ко двору и устраивавший на военную и гражданскую службу.
Особо теплое отношение к ним также испытывал Петр Великий, поощрявший браки членов царской семьи с высокопоставленными европейцами-лютеранами.
Указами Екатерины II иностранным колонистам гарантировались значительные льготы, свобода исповедания и освобождение от обязательной службы.
В Российскую империю тянулись тысячи иностранцев преимущественно лютеранского вероисповедания, гонимые за свои религиозные убеждения на родине.
●
Предвзятые требования к иудеямНесмотря на то, что в царской России существовала крупнейшая в мире еврейская община, иудеи жестко ограничивались в передвижениях и расселении по русским землям.
Еврейское образование считалось бесполезным, а еврейский язык — едва ли не жаргоном.
Еврейский погром в Киеве.
При царе Алексее Михайловиче перешедшим в православие евреям полагались крупные пожалования.
Притеснял иудей и Петр I, отклоняя запросы еврейских купцов о въезде в Российскую империю.
Указом Екатерины I в 1727 году евреев выселяли за пределы России, а императрица Елизавета Петровна методично продолжала политику предшественницы.
По воле Екатерины II иудеям для заселения предлагались лишь пустынные пограничные районы.
Имелся и ряд существенных ограничений при приеме евреев в учебные заведения, на государственную службу.
В конце XVIII века еврейское население облагалось дополнительными налоговыми сборами и лишалось права осваивать привычные виды деятельности (аренда земель, ростовщичество, торговля).
Считалось, что своим предпринимательством евреи разоряли местных крестьян.
При Николае I государство всячески вмешивалось во внутреннюю жизнь общины, запрещая иудейские традиции (привычное ношение пейсов и национальной одежды).
●
Эволюция отношений с мусульманамиТерриториальное расширение России с включением в состав новых земель привело в русское подданство мусульман.
В XIX веке ислам стал второй конфессией Российской Империи по числу верующих, при этом магометане ограничивались в своих правах и возможностях.
Мусульмане не могли занимать должности в органах управления и в сфере образования.
При этом им навязывались правила христианской жизни, часто конфликтующие с нормами шариата.
Но с приходом к власти Екатерины II случился переломный момент в государственных религиозных взглядах, что усилило правовой статус мусульман в империи.
Отныне официально утверждалось право мусульман на многоженство, причем интересы жен защищались юридически.
Группа депутатов II Думы мусульманской фракции. 1907 год.
Узаконились хадж и присяга по исламским догматам.
В 1788-м создана 1-ая официальная мусульманская организация России - Оренбургское магометанское духовное собрание.
Российскими мусульманами теперь управлял муфтия, кандидатура которого избиралась мусульманским обществом, после чего утверждалась императором.
●
Терпимость по отношению к буддийским иноверцамБуддизм в Россию пришел вместе с калмыками, принявшими российское подданство.
С XVII века религия распространилась и в Бурятии, куда ее принесли тибетские и монгольские ламы (монахи).
При Елизавете Петровне буддизм признавался как «терпимое» и разрешенное вероисповедание.
Селенгинские буряты-буддисты.
Через контролируемого главу бурятских буддистов Пандито Хамбо-ламы, утвержденного Екатериной II, власть реализовывала свои имперские инициативы в среде бурят-монголов и частично эвенков.
Монаршие указы XVIII века регламентировали все вероисповедные дела буддистов-бурятов, ламам под угрозой смертной казни запрещалось переходить границу и иметь контакты с иностранцами.
В первой половине XIX века российские власти ограничивали число ламаистских монастырей и продолжали контролировать иностранные связи, опасаясь соседства иноверцев с буддийской империей Цин.
В начале XX века буддизм стал одной из господствующих религий народов Забайкалья.
В период противостояния с Британией в Азии Россия разыграла буддийскую карту, предоставив иноверцам больше свобод.
А Николай II, беря во внимание выгоды от укрепления дружбы с Тибетом, даже дал добро на строительство буддийского монастыря в Петербурге.
●
Непризнанные и преследуемые конфессии2 последних ступеньки религиозной иерархии Российской империи занимали непризнанные конфессии.
Предпоследний уровень отводился сообществам, которые «терпелись» на бытовом уровне.
В эту категорию входили старообрядцы, именовавшиеся раскольниками.
Их подвергали всевозможным ограничениям, но сама по себе принадлежность к их вероисповеданию преступлением не считалась.
Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.
На последнем уровне находились непризнанные и нетерпимые сектанты: филипповцы, поморцы, пашковцы, субботники, молокане, духоборы, хлысты и др. Имперская политика запрещала им свободно проповедовать свою религию.
Поэтому в метрические книги в основном не заносились факты рождения и смерти иноверцев, а также информация о заключении среди них браков.
Религиозная деятельность сектантов преследовались государством в административном и даже уголовном порядке.
За совращение православных прихожан в нехристианскую веру законодательством полагалась многолетняя каторга.
Тюрьмой наказывали представителей «иностранных исповеданий», посмевших в какой-либо форме оскорбить православного священнослужителя.
Борьба государства с непризнанными религиями привела к тому, что количество русских сектантов сократилось в разы, а некоторые группы исчезли совсем.
Источник
|
|